Русский Дух. Звенят колокола

Фёдор Киприянович Чернов
               
 Размеренный, задумчивый звон плывёт над посёлком, поднимается к небу. Издаваемая им вибрация очищает людские помыслы, обращает благоговейные взоры к храму. Возле церкви на небольшой площади установлена сцена, перед ней – сиденья под навесом, ряды скамеек. За сценой и вокруг неё стоят, гуляют взрослые, юноши, девушки, дети в  русских народных костюмах, радующих своей красочностью и разнообразием. Слева от сцены на небольшом помосте – установки с колоколами.  Дальше за сценой - торговые ряды, на которых продаются изделия народных умельцев. Чего только там нет! Вот один из «купцов» предлагает деревянные дудки, жалейки, рожки, глиняные свистульки, издавая на них различные мелодии. А там разложены корзины, кошёлки, лапти, даже плетёные головные уборы. Матрёшки, искусно вырезанная посуда… По другую сторону вижу лотки, на которых лежат, вернее, возлежат прекрасно оформленные книги, фолианты: «Россия. Великая судьба», «Русская культура», Альбом репродукций картин Васнецова и много других.
- Вот где настоящая Россия! – с восторгом восклицает мой хороший знакомый Алексей.
 Где же это мы находимся? А находимся мы в Татарстане. В посёлке Алексеевское 2 июня проходит великий праздник – Фестиваль колокольного звона. Из местного он постепенно превратился в Российский, проводится уже одиннадцатый год.  Звонари приезжают в первый день лета. В воскресенье в замечательном, высоком, добротно выстроенном краснокирпичном храме Воскресения Христова с утра прошла Божественная Литургия, Архиерейское служение. В десять часов открывается фестиваль, который назвали «Колокольный звон-концерт».
  Сияло солнце, ярко сверкали купола храма. Ведущие начали представление, напомнили собравшимся о том, что нынче совпало несколько праздников: 1025 лет крещению Руси, 400 лет династии Романовых, престольный праздник церкви в Алексеевском – День памяти святителя Алексия Московского, покровителя посёлка.Они возглашают: «Русь любимая, православная. Мы Руси святой преемники». На фестивале выступил Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий. Доносятся его слова: «Мы собрались в этот очень солнечный день засвидетельствовать нашу веру… Воссоздать храм в сердце своём… Бог есть любовь».
 Святая Русь. В это понятие не входит оправдание всего, что было в истории России. Академик Д.Лихачёв говорил: «Святая Русь» - это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом». О соборности, о святынях и святости говорилось разными выступающими и на этом празднике.На сцену выходят обаятельные мужчина и женщина. Замечательные ведущие напомнили о княгине Ольге и князе Владимире – «Солнце святой Руси», как они его назвали. К княгине Ольге отношусь с благоговением, к князю Владимиру же после прочтения трудов Л.Гумилёва – очень неоднозначно, мягко говоря. Впрочем, святой Владимир – это национальный миф, без подобного рода мифов нет ни одного народа, ни одной страны.
 В начале концерта танцоры Алексеевской студии «Сад» символически изобразили обретение православия нашими далёкими предками. Вначале зрители увидели одетых в серое язычников, игравших на дудках, исполнявших свои языческие пляски и ритуалы. (Музыка звучала, по-моему, слишком заунывная, но видать, это неспроста). Затем появился другой коллектив – в белых византийских одеяниях с крестом на ладье. Язычники приводятся к свету истины из «тьмы язычества», по выражению Алексеевского священника отца Павла.Дьякон церкви в селе Речное исполняет песню Н.Емелина: "Мы живём на отцовской земле, Наши дети - славянские дети, И летит на крылатом коне Наша Русь через тысячелетья" "               
 Во время исполнения этой песни на экране показывали битву русских воинов с крестоносцами. Нелишне напомнить, что  Западная Европа была не только источником зла для Руси, оттуда позаимствовано немало и хорошего. Колокола, кстати, закупались больше там, чем в православной Византии. И в обучении изготовлению колоколов русских литейщиков большая заслуга принадлежит западноевропейским мастерам. Впрочем, русские мастера впоследствии, пожалуй, превзошли своих учителей. Появились свои особенности в производстве колоколов, возникла возможность делать их намного крупнее благодаря изобретению своего способа извлечения звука – подвижным языком, в отличие от западных, где раскачивается сам колокол.
 Мы слышим, как с колокольни раздаются ростовские звоны. Душа входит в ритм со звучанием и будто возносится в небеса. Звон Троице-Сергиевой Лавры – радостный, пронизанный счастьем.  Мастера из Самары исполняют «Соборный звон». На экране видно, что среди мужчин там есть женщина. Играют дружно, самозабвенно.
 Перезвоны чередуются с концертными номерами. Не первый год уже выступают полюбившиеся алексеевцам певица Ирина Леонова, бард из Москвы Станислав Бартенев. Появляются девушки и юноши в народных одеждах цвета охры. Это ансамбль «Камские звёздочки», не первый год блестяще выступающий на республиканском фестивале «Созвездие – Йолдызлык». Его участники выступали в Москве, в Крыму, побеждали на международном конкурсе в Венгрии. Они приехали из посёлка Рыбная Слобода. И, соответственно,  у них танец представляет собой жанровую сценку, связанную с рыбалкой. Весело, лихо отплясывают они, показывая при этом отточенную технику. Зрители ахают: на поднятых руках танцоры выносят макет огромной рыбины – белуги. Три метра в длину. Когда-то в Каме водились эти рыбы. Однако с построением водохранилища их не стало. Когда едешь по мосту через Каму, то с этого грандиозного сооружения открывается ширь этой реки, красуются острова, заросшие деревьями. И только местные жители иногда вспоминают, что когда-то между берегами не было этой двадцатикилометровой шири, а была нормальная река, а возле неё – луга, поросшие буйной травой, кустами ежевики… Деревни располагались вдоль реки. Те, что находились у пологого берега,  затопило. Представим, каково это – рыбачить, зная, что под твоей лодкой глубоко – дно, которое когда-то было землёй, на которой располагалась твоя деревня, твой дом. Помнить об этом нужно. Чтобы сохранить историческую память народа, чтобы не затопили её воды забвения, не кануло всё в Лету, и необходимы такие фестивали.
 Среди звонарей находились представители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода,Урала, Хабаровска, Волгограда,Казани,Зеленодольска, приехали гости из Беларуси.
 Верёвки от языков колоколов связаны, благодаря такой связке и умению звонаря несколько колоколов представляют собой единый инструмент.  Алексеевский звон издаёт Ангелина Чувашова. Тонко, сложно, проникновенно. Слушатели видят на экране, как мелькают её руки. Она прямо священнодействует. Заслушались собравшиеся и её землячку Ксению Плеханову. Среди участников находились не только взрослые, но и совсем юные представители «нового православного поколения», по выражению ведущего.
 К слову надо заметить, что у представителей православного поколения, облачённых в русские народные одежды, не у всех славянская внешность. А это что за наряд? На сцене появляется бойкая  девушка в длинном платье, голова обмотана платком, на котором нашито много как будто монеток. Напоминает не то кольчугу, не то защитные пластины. Оказывается, перед нами – Ильдуганова Мила из чувашского села. Два года назад, будучи ученицей 9 класса Шаминской школы Алексеевского района, победила в республиканском конкурсе «Чувашская красавица Татарстана». Она поёт на родном языке. Позднее её землячки исполнили чувашский танец. Одетые в красные платки, белые вуали, светло-голубые платья, подпоясанные красными кушаками, они красиво вязали танцевальные кружева. Как видим, этот праздник считают своим не только потомки славян. И не только  религиозных людей он радует. В лихой пляс подмывало пуститься, когда грянули песню «Уж ты, Полюшка – Параня» ансамбль Рыбно-Слободского РДК «Камские зори». Их задор, весёлый напор передавался окружающим.
 Сразу вспомнился другой известный русский праздник -  «Каравон» в большом селе Никольском соседнего с Алексеевским Лаишевского района. Каравон – местная переогласовка слова хоровод, которое в разных местах России могло произноситься по-разному. Вспомним у Есенина: «И гудит за корогодом  На лугах весёлый пляс». Когда-то в Никольском, как и во многих русских сёлах, вовсю водили хороводы, однако местная советская власть запретила их, посчитав религиозными. В Никольском в новое время возродили эту традицию. Постепенно Никольский каравон обретает значение республиканского праздника-фестиваля, а затем и Российского. В связи с этим вспоминается один случай. Ещё один мой хороший знакомый приехал участвовать в составе своего коллектива. Одет он был как казак. Высокий, статный мужчина в казачьем мундире заинтересовал телевизионщиков. Оператор направил на него камеру в упор, молоденький журналист решил взять интервью. Тот отвечал на вопросы как истинный казак. Когда интервьюер попросил его  назвать имя, то услышал в ответ: «Рамиль». Последовали смех окружающих и разочарование телевизионщиков. Среди участников концерта и зрителей, которые обычно тоже встают в огромные хороводы, сейчас уже немало и татар (также как сабантуи стали всеобщими праздниками). Эти фестивали созывают, обратимся к  словам ведущего звон-концерта в Алексеевском – «всех любящих русскую культуру». И это самое главное. Будем гордиться славянскими предками, но не станем забывать, что Россия изначально создавалась как многонациональное государство.
 На концерте-фестивале много было хорошего.Например,ансамбль "Живая вода" из С.-Петербурга, исполнявший былинные мотивы на гуслях.Настоящие казаки-певцы из Волгограда. Но обо всём не расскажешь. Помимо звона на колокольне участники потом играли на небольших колоколах, установленных на помосте. А солнце сияло, золотистые купола ослепительно сверкали. Запомнилось звучание колоколов на звоннице, издаваемое Алексеем Пугачёвым. Его венчальный звон начался торжественно-задумчиво. От тихого звук переходил ко всё более громкому. Искусно, певуче, величаво.
 Летит над Камой перезвон…