05. 06. 13г. Великий и любящий все русское...

Лиза Обителева
Лето 2013

+

    Каждый день пожилые и молодые строчат на Прозу и Стихиру свои сочинения и рецензии, в которых открыто и честно заявляют: "я в церковь не хожу, в Бога не верю".

    Но  "беда" для подобных "крикунов" и ярых "борцов" с Творцом-Создателем в том, что все эти люди живут в России и ПОЛЬЗУЮТСЯ тем, что завоевали для них только и именно те, кто в Бога как раз -то не просто - верил, но кто Бога - преданно и велико... любил!

    И каждый раз у такого человека хочется спросить:
    А Суворова Александра Васильевича - знаете?
    Да, именно Вас и  спрашиваю...
     - Ах, знаете... И что же вы знаете?...
     - Хм... Суворов... Русский полководец...
     - Слава Богу, что вы еще не забыли, что он - русский!..
Ну, а еще что?
     - Сражения выигрывал... Он говорил: "Трудно в учении - легко в бою..."
     - Умница! Ну, а еще что?...

      И тут наступает долгое молчание...
     - Но вы...? Вы - русский?... Считаете себя - русским?
     - Конечно. А кто же я? У меня и дед и прадет - все на Руси жили...
      
     - Вот видите, дорогой, и у вас, как у Александра Васильевича..., все на Руси жили...
 А разве не должны мы - потомки помнить истории своего государства Российского и учиться любить у тех, кто умел так сильно любить Матушку-Россию?

Разве имеем мы право забыть тех, кому обязаны ныне Свободной от рабства и Прекрасной с березками Русью?
   
       Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября. Мне дорого, что - тринадцатого.
В отличии от мира, где при упоминании этого числа произносят ч...ртыхание, в христианстве  это число - особенное. Оно всегда считалось: Господь и Его 12 учеников...

       Суворов на всю свою жизнь сохранил в сердце любовь к своему отцу. Известно, что он во всех военных походах не расставался с отцовским плащем. Отец и мать Суворова: Василий и Авдотья отличались глубокой верой в Бога и благочестием.
       Мальчик, как часто бывало в те времена, родился хил и слаб, не отличался здоровьем. И русский дворянин Василий Иванович даже не помышлял о военной службе для сына...

       Только достигнув определенного возраста, мы умудренные жизнью и Господом, начинаем понимать то, о чем никогда не задумывались...

       Маленький Алеша Ридигер с детства в сарае играл в церковь. У него было свое детское облачение, он размахивал игрушечным кадилом, символизирующим распространение на нас Духа Святаго в виде легкого благоуханного ладана.
       Родители его были озадачены. Их благочестие приводило их к некоему страху: может нельзя ребенку играть в такие игры ? Но они не стали отнимать и ругать, а обратились к Валаамским старцам-молитвенникам. Те же, провидя чистоту сердца и мыслей Алешеньки, велели не запрещать...
       В результате, получился прекраснейший Патриарх Московский и Всея Руси - Алексий II.
      
       Вася Беллавин. С детства был тихий, кроткий, добрый и без лукавства. Еще в училище за  доброчестие и веру товарищи называли его "Архиерей". В Академии же за ним закрепилось - "Патриах". Василий Иванович и стал Патриархом Московским и Всея Руси - Тихоном.
       
       ...13 ноября 1730 года на небе были видны какие-то красные хвосты! По объяснению Новгородского юродивого означали они: "рождение человека знаменитого и нехристям страшного". Один мужичок, неповеривший якобы юродивому, опоздав выйти из города днем, пошел полем ночью. В полночь к нему, как бы выросши из земли, пристал молодой, красивый, небогато одетый человек. Юноша сказал мужичку, что родился ребенок на земле, каких еще свет не видывал...

        Будучи ребенком, Суворов любил читать книги о воинах, рассказы о сражениях и военной науке. Родители не помышлявшие о военной карьере для своего слабого сына, не могли и представить, что их Александр, названный в честь святого Александра Невского, и сам станет Великим Русским полководцем. Долгое время они были против такого увлечения сына. Но эту склонность мальчика заметил друг семьи - старый генерал Ганнибал. Ганнибал, принимавший участие еще в походах Петра Первого, посоветовал отдать Александра на военную службу. И, как не хотели родители, но послушались друга, и пятнадцатилетний юноша Суворов поступил рядовым в Семеновский полк.

       " Хотите ли меня знать?, - Писал о себе Александр Васильевич Суворов. Я вам себя раскрою: меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись... Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомонял буйных врагов Отечества. Если бы я был Цезарь, то старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков..."
       Сколько писем и воспоминаний осталось самого Александра Васильевича и о нем!
       "...Истинной славы не стоит домогаться: она - следствие той жертвы, которую приносишь ради общественного блага..., -писал Суворов И.М.Рибасу. Вы ищите совершенства - Вы его не найдете ни в себе, ни во мне, ни в тех, кто нас добродетельнее - оно не от мира сего!"
       "Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя в славе моего отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию... Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа...
    Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом: частое упражнение так же оживотворяет ее, как ежедневное движение укрепляет тело." (Из письма А.И.Бибикову)
   
     После победы над турками-магометанами А.В.Суворов пишет князю Г.А.Потемкину: "Ваши тысячи пленных, светлейший князь..., множество раненных... Я бы раздал по рукам живых и сколько можно перекрестил, чтобы непрестанно убавлять магметуяров (так А.В. называл  мусульман),,которых существо не даст никогда христианству покоя...Сии исчадия сарацин век варвары будут, глупый их закон причиною".

     Александр Васильевич любил все русское, внушал любовь к Родине и повторял, что гордится, что он русский. Не нравилось ему , если кто-нибудь начинал подражать французам в выговоре и манерах. Патриотизм его был горячий, живой. Он был родным сыном России. Сердце его билось русской кровью, и в соответствии с сердцем, действовал разум. И чем ярче сияла слава полководца, тем больше появлялось у него завистников.
    
      Личным примером Суворов завоевал сердца солдат. Все, чему он учил и чего требовал от других, было пройдено и проделано им самим. Он не брезговал никакой работой!
     " Солдат дорог. - Внушал Суворов офицерам, чтобы те внимательно относились к каждому рядовому. - Кто не бережет людей: офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет". Разве это не потрясающе?!
     Солдаты понимали Суворова даже с полуслова, с одного взгляда или жеста. (Кто читал о нашем великом адмирале и флотоводце Павле  Степановиче Нахимове, то видели, что у него было все - тоже самое! Матросы и офицеры рыдали(!!!-Л.О.), когда несли на отпевание в его любимый Владимирский Собор в Севастополе, тело своего командира.) Александр Васильевич обладал неподражаемым искусством воздействовать на душу солдатскую словом. Он постоянно напоминал: "Вы - русские! Вы - богатыри!", "русские не отступают", "русские не сдаются", - и сердца солдат наполнялись мужеством от этих слов.

    На высказывания иностранцев, сожалеющих, что голос Суворова негромок и его слова не слышно в дальних рядах, он ответил: "Довольно и того, что передние офицеры и солдаты меня услышат и поймут... А завтра - их будет знать вся армия".
    Действие Суворовского слова было неотразимо.
    На военном совете в Муттентале от речи Суворова Багратион пришел в видимое волнение и пережил, с его слов, незабываемые минуты. " Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире, - начал речь Суворов, и какая-то могучая сила от темени до ножных ногтей сотрясла меня, - вспоминал Петр Иванович Багратион. Мы вышли... с восторженным чувством, с самоотвержением, с силой воли и духа..."
    Эта Суворовская закалка помогла Багратиону в противостоянии Наполеоновской армии французов в 1812 году. Когда под командованием Михаила Илларионовича Кутузова, героически сражаясь за Русь, Багратион был ранен и через 17 дней умер от гангрены, радуясь, что смог выполнить свой долг перед Отечеством до конца...

    Александр Васильевич постоянно соблюдал посты. Он любил и часто бывал в церкви на Богослужении. Он любил колокольный звон и запах ладана, церковные песнопения и, особенно, чтение Псалтири. В его речи часто использовались мудрейшие тексты Священного Писания и употреблялись любимые выражения из песен царя Давида. "Твой есмь азъ", - то есть: "Твой я есть, Господи", - часто писал он в дневнике.

    Суворовские приказы и наставления всегда были высоко нравственными и мудрыми:"Герой - властитель сдыдливости и воздержания. Нравственность - его религия... В день битвы или похода он взвешивает предметы, уравнивает меры и вполне придается Божественному Провидению". Разве это не чудо?! Разве в наше время на границе или в зоне военных действий не были бы подобные наставления важными и нужными? В нашей нынешней Армии? Нравственность! Именно ее нам сейчас и не хватает...

    В 1854 году столетний ветеран вспоминал:"Когда была взята Прага, Суворов сказал: Благодарю, ребята! С нами Бог! Прага взята! это дело дорогого стоит. Ура, ребята! Ура!...Ушей не вешай, голову подбери, а глазами смотри! Глядишь направо, а видишь и влево".

   Время Суворова примечательно еще и тем, что впервые за боевые заслуги стали награждать военных священников.

    Торжеством русского военного искусства стал штурм Измаила. Крепость считалась неприступной... Александр Васильевич признавался, что на такой штурм можно "пускаться только раз в жизни". Но, как писал Е. Фукс : "Войско не только любило, но почти боготворило своего единственного полководца..." и доверившись ему, придав себя в волю Божию, одержало великую победу и здесь. И как всегда, после победы, приносил А.В.Суворов со всем войском пред алтарем всех благ Подателя благоговейные, сердечные благодарения. И знали в Русской Армии от содата до офицера, что "всякая победа есть дар от Бога".

   "Начало премудрости есть страх Господень!", - кричал Суворов войску слова Псалма. А солдаты про него говаривали: "Наш Суворов - с нами в победах и везде в паю, только не в добыче. Она вся наша." "Дорожу уважением к себе армии", - повторял Александр Васильевич...

    ...Вся нежность солдатского сердца великого полководца принадлежала дочери - Наташе. "Суворочка моя...", - ласково называл он ее в письмах. "Наташа, не обольстись успехами!", "...Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; берегись его; привыкай к естественной вежливости... Проводи время в благочестии и благонравии, отчуждайся от людского шума и суеты. С мужчинами будь сурова и немногословна, отвечай на похвалы скромным молчанием. Уповай на Првидение Божие. Оно не замедлит упрочить твою судьбу... Я за это ручаюсь...". "Избегай людей, любящих блистать остроумием, по большей части это люди извращенных нравов..."
    Послушная Наташа - дочка Александра Васильевича, научившаяся у отца благочестию, удачно вышла замуж и была очень счастлива...

   Дети толпами бегали под его окнами, а он постоянно одаривал их пряниками...
   Не было ни одного солдата, к которому бы он отнесся равнодушно...
   Незадолго до смерти, он сказал писавшему его портрет художнику Шмидту:
  "Ваша кисть изобразит черты лица моего - они видны, но внутреннее человечество мое сокрыто.  Так скажу вам, что я проливал кровь ручьями... Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал,ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик (тут вскочил на стул), при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим (сел на стул), как и теперь".
    
     ...В боях дважды раненный, проливший кровь свою за Отечество, но с Божией помощью поправившийся тогда генералиссимус, последнее время мучим был кашлем и горячкой. Температура не спадала... Кашель усилился...
     Страдания, от сразившей его тяжелой  болезни, достигли высшей степени 6 мая.
     Он пожелал исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. После Причастия, произнеся: "...Покой души - у Престола Всевышнего", - он стал горячо молиться, и в два часа дня 6 , а по новому стилю - 19 мая 1800 года Великого Русского полководца Александра Васильевича Суворова не стало.

     Остались после него: его Славные победы; розданные им в несчетном количестве милостыни бедным крестьянам, солдатам и ребятне; храмы, построенные им в честь Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа; Канон Спасителю, написанный им самим Господу Иисусу; вырезанное из дерева Распятие с Господом; его слезы, молитвы о России и его любовь.
 
   
   + + + 


   (... Похоронили Великого Русского полководца А.В.Суворова в обители его Небесного покровителя - Александро-Невской Лавре в Петербурге. А жена с сыном упокоились в храме - в подмосковном Новом Иерусалиме. Так две Столицы Государства Российского приняли то дорогое, что послужило Славе Великой России.)
 
      "Слава Господу, ибо Он есть источник всякой славы..."  А.В. Суворов.