Жлоба Дмитрий Петрович в колхозе. 1929 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Музей в г. Благодарном Ставропольского края. Комдив Дмитрий Жлоба. Владимир Пузиков на открытии музея 7 ноября 1987 года..

ФОТО: Н.И. Сидорова и В.И. Пузикова.

***

ЖЛОБА ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ В КОЛХОЗЕ

1929 г.

7 ноября 1987 года в городе Благодарном Ставропольского завершилась реконструкция здания для размещения в нем народного музея. Инициатором создания музея был заведующий отделом культуры Благодарненского райисполкома Грибцов Петр Федорович.

Я же, возглавив 22 июня 1986 года районную партийную организацию, контролировал ход ремонтных работ и вместе с председателем районного совета ветеранов Савоном Иваном Мироновичем открывали мемориальную доску на здании музея, приглашали ветеранов и молодежь посмотреть экспозиции, подготовленные к показу первым посетителям. Так что, 7 ноября 1987 года в ознаменование 70-летия Советской власти народный музей в городе Благодарном был открыт!

Надпись на мемориальной доске гласит: «…В этом доме с 10 по 27 сентября 1918 года находился штаб знаменитой Стальной дивизии Дмитрия Жлобы». Не стану описывать боевых подвигов Дмитрия Петровича Жлобы, об этом написано довольно много, и хорошего и плохого. В любом случае он является нашим, благодарненским героем, и как говорится: «Из песни слов не выкинешь!»

Из биографии Д.П. Жлобы: «…Демобилизован в 1923 году, находился на хозяйственной работе. Руководил «Помголом», затем «Последголом». С 1925 года – председатель Комиссии по улучшению быта детей на Северном Кавказе, член Комиссии помощи демобилизованным красноармейцам и бывшим красным партизанам, член Северокавказского Крайисполкома.

С 1927 года – возглавлял «Крайколхозобъединение». С лета 1928 года после проверки комиссией состояния хлебозаготовок в Кубанском округе в числе ряда работников снят с должности. Находился в длительном отпуске, жил в станице Павловской».

***

Совсем недавно для меня стало большим открытием то, что Дмитрий Жлоба занимался коллективизацией, да к тому же имел колхоз своего имени, колхоз имени Жлобы!

Уже на начальном этапе коллективизации в СССР практиковалось соревнование между регионами. Так, 24 февраля 1929 года Северный Кавказ принял вызов Сибири на социалистическое соревнование за лучшее проведение весенней посевной кампании, за расширение посевных площадей, за поднятие урожайности.

Северный Кавказ взял обязательство к 1 октября 1931 года добиться увеличения посевной площади с 10700 тыс. га до 12600 тыс. га, на 20 процентов; повышения товарности продовольственного зерна на 150 млн. пудов.

В период сплошной коллективизации широкое развитие получило межкраевое соревнование колхозов. Известен договор на соревнование четырех хлебных житниц страны: Северного   Кавказа, Украины, Нижней Волги и Центральной Черноземной области.

В этом плане представляет интерес доклад уполномоченного сибирской делегации Северо-Кавказскому крайисполкому о проверке выполнения договора на соцсоревнование. Документ датируется: «…Не ранее 12 июня 1929 г.»

Уполномоченный сибирской делегации т. Шаповалов рассказал о том, как их принимали в колхозах, о встрече с Дмитрием Жлобой:

«…В Воронцово-Николаевской, куда прибыли в 8 часов, были встречены с музыкой и приветствием всех собравшихся. Здесь провели массовый митинг, участвовало 800-900 человек, с выступлением товарищей из окружного земельного управления Сибири и крайисполкома. Выступали в прениях крестьяне-хлеборобы с твердой уверенностью преимущества Северного Кавказа, и что Северный Кавказ будет в соревновании победитель, постановили организовать неделю борьбы…»

Во время принятия постановления один крестьянин выступил и внес предложение:
- В виде подтягивающей меры просить правительство включить пункт: «Кто выйдет победителем соревнования, получит 10% льготы по налогу, а кто проиграет, тот получит 10% надбавки, вот тогда будут действительно соревноваться».
Но это предложение не было обсуждено, собрание закрылось.

***

13 июня 1929 года рано утром делегация сибиряков выехала в Орловский сельсовет. Здесь состоялось общегражданское собрание, участвовало около 600 человек.

Заинтересовано разбирался вопрос о выполнении хлебозаготовок кулацкими группами. На собрании происходила буквально классовая схватка. Один обложенный сельхозналогом кулак выступил и со слезами стал просить общее собрание его помиловать, так как он неправильно обложен комиссией. Главу хозяйства поддерживали члены семьи кулака, которые «…навзрыд голосили по разным концам собрания».

Выступил батрак, он сказал:
- Теперь плачешь, вызываешь жалость, а как нам хлеб продавал по 12-15 рублей, тогда смеялся и радовался. Просишь жалости, а батраков ты жалеешь? Нет, не жалеешь! Ты быков больше жалеешь… Смотришь, не натер ли бык шею, а о батраковой шее ты никогда и не вспомнишь. Нечего нам смотреть на кулацкие слезы, пусть собирает хлеб, который попрятал по своим подкулачникам.

Другой кулак пригласил на собрание брата-красноармейца, командира взвода, и этот «красный командир» бил себя в грудь, и начал агитировать на собрании, что обижают семьи красноармейцев, что противоречит закону Советской власти.

Взял слово бедняк-партизан:
- Нужно таких защитников революции гнать из рядов Красной Армии. К тебе никто никаких претензий не предъявляет, а твоему брату, известнейшему кулаку… Ты заступаешься не за свою семью красноармейца, а за своего брата-кулака.

Общее собрание носило весьма бурный характер и закончилось полной победой бедноты, кулаки были оштрафованы почти единогласно. После этого вопроса собрание приступило к обсуждению социалистического соревнования.

Шаповалов писал: «…В момент доклада прошел громадной силы дождь, докладчик решил укрыться, но собрание закричало: «Говори, пусть мочит!» Но дождь продолжался все больше, и собрание в целом составе перешло в базарный сарай, где и закончили собрание. Настроение бодрое».

Выступил крестьянин, который заверил крайисполком, что колхозники выполнят все его приказы и соревнование выиграют.

На трибуну пробился сельский комсомолец, он сказал:
- Мы, молодежь, не пойдем по стопам дедов и прадедов в развитии сельского хозяйства, а под руководством советской агрономии перестроим наше хозяйство и потащим за собой всю крестьянскую массу, держащуюся за старые формы хозяйства.
Затем делегация выехала в станицу Пролетарскую…

***

Шаповалов: «…На следующий день, в 3 часа утра выехали в станицу Павловскую, прибыли к 11 часам утра, были встречены представителями власти и организациями. Устроили летучий короткий митинг.

Затем знакомились с работой колхоза «Культура», имени тов. Жлобы, в котором он сам в данное время находится. Хорошее впечатление произвел на делегацию очевидный гигантский труд, посредством которого пустырь превращен действительно в уголок культуры.

Личной своей верой в дело тов. Жлоба окрыляет свою артель. Нужно сказать, отличавшуюся своим своеобразным составом, - сирот павших бойцов и часть самих бойцов».

Вечером в клубе собралось около 1500 человек. Собрание проходило весело, с огоньком и задором.

Одна из казачек заявила:
- Не хвалитесь, сибирячки, раньше времени! Мы, кубанцы, не ударим в грязь лицом! Авторитет нашего краевого исполкома в глазах трудящихся всего Союза не уроним! Выйдем победителями в соревновании.. И всех за собой подтянем!

Присутствовал на собрании и Дмитрий Жлоба. Он был рад, что беднота брала власть в станице в свои руки. А вот кулаки, сидевшие на собрании, помалкивали…

***

Вскоре, летом 1929 года Дмитрий Жлоба был поставлен во главе «Плавстроя», позднее переименованного в «Кубрисострой». Эта организация занималась проведением мелиоративных работ по осушению плавней на Кубани.

В апреле 1937 года во время командировки в Москву Д.П. Жлобу арестовали. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности, навешивали ярлык «главного организатора и командира повстанцев на Кубани».

10 июня 1938 года в Краснодаре на закрытом заседании выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР Д.П. Жлоба был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества. В тот же день Жлоба и другие фигуранты дела были расстреляны. Реабилитирован 30 мая 1956 года в связи с отсутствием состава преступления.


ИСТОЧНИКИ:

Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Под редакцией П.В. Семерина и Е.Н. Осколкова. Краснодар, 1972.

Морозова О.М. Д.П. Жлоба глазами своих бойцов: портрет легендарного командира Стальной дивизии. Человек второго плана.  Вып. 5: Сб. научных статей. Южный федеральный университет. – Ростов н/Д., 2008.
Жлоба Дмитрий Петрович. Википедия.


5 июня 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков