Эту маму в школу не вызывать!

Антонина Голик
       Заканчивалась вторая неделя Сашкиной учёбы в первом классе. Школа, к которой его готовили целый год, рассказывая, сколько радости и пользы она принесёт ему, как хорошо учиться с другими детьми, узнавать много нового и интересного, стала страшной обузой и  ненавистным местом. Родители провожали своего первенца в храм знаний и рисовали радостные картины его будущего, а он вместо этого видел только то, что распорядок, дисциплина и обязаловка мешают ему жить и заниматься любимыми делами. От природы любознательный и не глупый, Сашка ждал волшебных чудес и необыкновенных событий,  а ничего подобного не происходило. Каждый день одно и то же: вставать рано, умываться, чистить зубы, приходить в школу к первому звонку, читать, писать, считать, вести себя на уроках тихо, не разговаривать, не вертеться, слушать учительницу целых четыре часа. Дома продолжалось то же самое до вечера: мама проверяла, выполнил ли он домашнее задание, заставляла переписывать из черновика в чистовик, читать один и тот же текст по несколько раз, рано ложиться спать; и играть с друзьями Сашке времени почти не оставалось. Мальчик, привыкший целыми днями гонять с ребятами в футбол, играть в войнушку и жмурки в посадке, исследовать все уголки близлежащих полей и лугов, понял, что его свободе пришёл конец, и пытался как мог увиливать от домашних заданий, написания палочек, крючочков и заучивания стихов.

       Сегодня он пришёл со школы позже обычного, был невесёлым, мама сразу заметила надутые губки и щёчки.

       - Саша, что случилось? – спросила она. Он молчал.

       - Ты не заболел, сынок?

       Руки скользнули ко лбу, который был прохладный. Быстрый, шумный и весёлый обычно, её сын сам на себя не был похож. Догадка осенила мать.

       - Сашенька, а что ты получил? Покажи дневник.

       - Пя-я-я-ть, - промямлил Сашка, и губы его затряслись.

       - Пять – хорошая оценка. Чего же ты расстроен?

       - Пять дво-о-о-ек! – хмуро протянул сын.

       - Как пять двоек? – не поняла мать, - У вас же всего четыре урока. За что же пятая двойка?

       - По поведе-е-е-нию!

       Сашка медленно открыл портфель, достал злополучный дневник. Вся страница была в красных двойках, внизу рукой учительницы был перечислен перечень «заслуг» новоиспеченного ученика и убедительная просьба родителям явиться в школу.

       На следующее утро Сашка был тише воды и ниже травы, с поникшей головой тащил портфель. Мама шла рядом с сыном в ту же школу, которую закончила сама всего семь лет назад. За эти годы она вышла замуж, родила троих детей, окончила техникум с красным дипломом и поступила в институт, где заочно училась по специальности «Бухучёт», к тому же работала в солидной организации главным бухгалтером.

       Пожилая учительница Мария Фёдоровна встретила маму с сыном, поджав губы, и сразу же повела в кабинет директора школы. Василий Егорович восемнадцать лет проработал на этом месте и помнил каждого своего выпускника. Когда в комнату вошли все трое – Марья Федоровна, за ней виновник «торжества», потом мама, директор обратил особое внимание на молодую красивую женщину, очень знакомую и почти не изменившуюся за эти годы.

       - Здравствуйте, Василий Егорович! – только и успели сказать.

       Тот, пристально глядя на Валентину, спросил:

       - А что эта девушка здесь делает?

       - Я - мама Саши.

       - Что? Ты – мама? Да ты сама ещё ребёнок! Мама! Мама! – не унимался он. - Да проделки твоего Саши – цветочки по сравнению с твоими! Марья Федоровна, идите на урок с Сашей. А эту маму в школу больше не вызывать! 
      
       Василий Егорович приехал после демобилизации в небольшой  город Донецкой области в трудные послевоенные годы, поступил на работу учителем истории и заменил старого директора школы. Ученики были разные – способные и не очень, активные и пассивные, трудолюбивые и с ленцой, но одна школьница за весь многолетний период работы в школе особенно запомнилась директору своими поступками и выходками. Военное голодное детство сказалось только на внешности девочки. Валя была высокая, худенькая, черноволосая, с выразительными умными карими глазами, в которых всегда смеялись чёртики. Она отлично училась, хватала всё на лету, прилежно выполняла домашние задания и поручения, шефствовала над слабыми учениками, была большая выдумщица и фантазёрка, всегда весёлая и остроумная.  Все её идеи были  творческими, необычными и неожиданными,  по-современному, прикольными, а порой опасными. Зато директору такая креативность стоила многих седых волос.

       В первые годы после войны электричества не было. Учились при свете керосиновых ламп. Вечерами в комнатах было полутемно. Однажды второклашки писали под диктовку учительницы. Вдруг открылась дверь, и кто-то лохматый, с чёрной рожей, злобно воя, заглянул в класс. Все ученики перепугались, закричали, кто-то заплакал, учительница схватилась за сердце. Урок был сорван.
      
       Это Валя принесла в школу тулуп своего отчима, спрятала в каптёрке уборщицы. Намазала лицо сажей, надела вывернутый наизнанку, овчиной наружу, кожух и заглянула во второй класс, громко воя. Затем спрятала тулуп, в туалете вымыла лицо, и к себе в класс.

       Василий Егорович быстро вычислил, кто устроил спектакль, зашёл к пятиклассникам, вызвал Валю к себе в кабинет и стал вычитывать. Она вращала круглыми глазами, корчила удивленные гримасы и не собиралась ни в чём признаваться. Тогда директор достал зеркальце и показал горе-шалунье её смуглое лицо, где в носогубных складках и мимических морщинках чернели полоски сажи.

       В седьмом классе Валентина «помогла» десятиклассникам, которые боялись писать трудную контрольную работу. Учились во вторую смену, и последние уроки проходили уже при электрическом освещении. Девочка обнадёжила старших товарищей, что урока не будет, и выполнила своё обещание, обрезав провода. Всех учеников отпустили по домам…

       И это еще не все неординарные события, связанные с этой ученицей...

       Как в школьные годы Валентина стояла "на ковре" перед директором и чувствовала себя маленькой нашкодившей девочкой. Потом они долго сидели и разговаривали о жизни, семье, вспоминали прошлое, учителей и учеников и расстались друзьями.

       А Сашка был счастлив, что о нём все забыли и никто не ругал!