Сюзане. Наманганские сказки

Наталия Рязанцева
 
*Сюзане - это  настенный ковер, вышитый гладью  шелком или мулине  по хлопчатобумажной ткани, шелку или  бархату."
               
               
  Наш путь лежит в Туракурганский район. Мы- это объединенная  группа представителей  государственных, общественных, неправительственных организаций, писателей , поэтов, художников, юристов и  предпринимателей, заинтересованных в улучшении условий жизни и  развития детей, матерей и молодежи. Коородинатор
этого проекта - Наманганский  областной хокимият.  Каждую неделю мы выезжаем  в отдаденные  кишлаки, встречаемся  там со взрослыми и детьми, знакомимся с работой школ, детских садов, больниц и социальных центров,оперативно, на месте, разрешаем проблемы,собираем информацию об уникальном опыте работы специалистов, организаций и родителей.

Участники группы посещают семьи, специалисты  проводят прием и консультации, поэты и художники  находят  таланты, фонды  оказывают материальную поддержку семьям, попавшим  в сложные жизненные обстоятельства
 
Село Ахсикент, где ждут  нас  сегодня , коренная  для  Наманганской области территория. Совсем рядом с ним , на берегу Сыр- Дарьи находится древнейшее,  Ш века до н.э., городище Ахсикент.   После разрушительного  землетрясения  1620 года,  часть его жителей перебралась  на берега  соленого озера и  основала город Наманган, оставшиеся -  восстановили селение и оно зеленым кольцом  и  сегодня  окружает  руины  цитадели.

 В ожидании транспорта в кабинете  заместителя хокима района, Аскаровой Замиры,  мы сверяем  план ,а приехавщие  из области специалисты работают с местными коллегами

 - О, какая  команда  у нас в гостях! - приветствуя всех  в  кабинет вошла Саодат Бабаева .
  Семь  лет она  руководит  районной  молодежной организацией. Энергичная, общительная, Саодат  знает   район, как свои пять пальцев. Она тоже наш союзник и помощник
-Куда  держите  путь?-спрашивает она и,  узнав наш маршрут,   добавляет,- Можно я с вами? Давно не была  в Ахсикенте.

В районе Саодат называют «Счастливица». Младшая  дочь в многодетной дружной  семье,  она выросла  в любви и всеобщем обожании. Отовсюду сыпались  на нее подарки, сюрпризы, чудеса. Отец  выполнял все  прихоти  своей любимицы. Возил ее в Самарканд, в Ташкент, в Бухару, в Москву, в Ленинград, в Ялту. Пытливая  дочь увлекла отца поиском интересных книг. У них в доме собралась замечательная библиотека.


 Без особых усилий, Саодат поступила в институт и стала учительницей. Она, как  магнит, притягивала  к себе людей, всегда была в гуще  событий, и никто не удивился, когда молодежь  района избрала ее своим  вожаком.
 Во время пришла   к ней счастливая любовь. Зохид  Бабаев, молодой участковый милиционер, души не  чаял в своей женушке, и дома и на работе  был ее  союзником и помощником. С первых дней семейной жизни он  называл Саодат « мамочка», а она его - « папочка». Они мечтали о пополнении  семьи.

 Жили Бабаевы  у всех на виду, радостно и благополучно. Построили дом, посадили сад. Их калитка всегда открыта  для людей: здесь  каждый может рассчитывать на внимание и пиалу горячего чая.

Шло время. Вот Зохид уже  начальник районного отделения  милиции, Саодат-признанный руководитель районной молодежи.
Все бы хорошо, да своих  детишек  у них пока нет. Ни врачи, ни санатории помочь не смогли.  Гостеприимный  дом Бабаевых с утра до вечера  был полон племянниками и племянницами, соседями и друзьями, а вечером в нем  наступала тишина.  Она не давала  супругам покоя и жгла душу.
 Саодат и  Зохид очень надеялись на чудо и пока , чем могли, помогали детям своих родных, друзей и соседей.

 На дворе саратон* – пик лета. Глиняные  й дорогой. На улице ни души. Все  плывет и тает в дрожащем солнечном мареве. Только  кроны  деревьев и неутомимые арыки наполняют  пространство  звуками жизни и  дарят людям живительную прохладу.
 Сегодня  молодых мамочек Ахсикента  собрали  в колхозном саду,  под  древними орешинами. Врачи говорили о профилактике анемии у детей. Опытные мамаши  делились целебными  рецептами из сухофруктов и овощей, общественные организации рассказывали о своих возможностях и ресурсах.

 Разговор  за пиалой горячего зеленого чая располагал к  душевности и откровениям.
 Одна из женщин  поведала  нам  о боли Ахсикента,  четырехлетней Зухре, которая двадцать  дней назад потеряла отца.
 -У девочки  уже не осталось слез. В два года малышка  осталась без матери, потом друг за другом  ушли и  дедушка и бабушка. И вот теперь - отец…  Других родственников  нет, а  кишлаке никто  пока  не в состоянии взять ее в свою семью.
 - Где  живет эта девочка? -мгновенно отозвалась   Саодат.- Кто  может проводить меня к ней?
 Провожатые нашлись и   через пять минут  Саодат, Замира и я  были уже в пути.

В одном из домов древнего  Ахсикента  печаль. Маленькая Зухра  уже не плачет, она привыкла  к  потерям: маму она не помнила, теперь не  стало  папы. Она совсем одна. Из множества людей, которые  приходят в эти дни к ним в дом, Зухра знает только тетю  Ханифу, мамину подругу.
 Маленькое сердечко Зухры  сковывает страх: Что будет, когда тетя  Ханифа  уедет  к себе домой? С кем я останусь?

Сегодня в доме опять  много людей, они  вспоминают ее папу. Зухра  слышала, как женщины, перебирая рис для  плова, говорили т о ней.
 -  Что же делать с Зухрой? Куда   девать девочку? Кому она нужна?
-  Дом и участок  придется  за долги продать, сколько их накопилось за горькое  время.
- Родственников нет, помочь ей некому. Одна дорога-  в детский дом…
   Потом  все они  плакали и утирали  слезы уголками белых платков.
Разговоры взрослых, их сочувствующие виноватые взгляды еще больше тревожили  Зухру и, чтобы как-то себя  успокоить, она беспрестанно ходила  по дому или ,забившись в укромный уголок, подолгу  молчала, грустила.
Вот и сейчас девочка  тихо  сидела между   стопками цветных курпачей*, рассматривала   знакомую с детства комнату: полки с посудой, сюзане на стене,  большой сундук, обитый цветными металлическими пластинками, маленький  длинный  столик,- все напоминало о  бабушке, дедушке и папе.
А сюзане напоминало о маме.
 Девочка  хоть и не помнила  маму, но хорошо знала из бабушкиных рассказов ,  что это сюзане  ее  мама вышила сама к своей свадьбе,  и сундук  тоже был маминым приданым. Теперь  и сундук и сюзане  принадлежат ей, Зухре.  Когда она подрастет, то сама вышьет еще лдно сюзане для своей свадьбы. Обычай такой.
-Свадьба у тебя, внученька, будет хорошая,- говорила ей бабушка,- много народу соберется. Музыка будет, танцы. И жених  обязательно хороший парень, сильный и добрый. Мамино сюзане  мы  во главе свадебного  стола повесим. Береги его.

 Что такое свадьба, кто такой  жених, малышка не понимала, но чувствовала, что это хорошо. Она соглашалась с бабушкой, забиралась к ней на колени и засыпала. Вот и  сейчас дремота окутала девочку.
-Зухра! Где ты? Иди скорей сюда. К тебе гости пришли! -вырвала ее из сладких грез  голос тетушки Ханифы. Пригладив ей  волосы, она взяла малышку за руку и  повела  во двор.

 Девочку окружили  незнакомые женщины, все обнимали ее, гладили, говорили ласковые слова . Никого из них Зухра не знала. Тети Ханифы рядом не было. Почему-то  стало  очень страшно, защипало в носу и захотелось плакать. И вдруг Зухра увидела ее...
Женщина была красивая, добрая. И лицо очень знакомое, и родинку эту на лице женщины Зухра где- то   уже видела. Ее объятия были теплыми  и  нежными, совсем как бабушкины.

Улыбнувшись, женщина обняла  Зухру и спросила : Ты хочешь стать моей дочкой?
Объятия женщины  были такими  родными, что  девочка,    ни минуты не сомневаясь,  громко сказала: Да, хочу!
 - Иди собирайся, дочка, поедем  домой!-  прошептала ей Саодат  и Зухра стремглав  побежала за своими вещами..
Все свидетели этого разговора восхищенно благословили  решение Саодат. Подождали Зухру. Вскоре она пришла, маленькая,  в одной руке узелок с одежками, а в другой любимая тряпичная кукла.
 -Еще сундук и сюзане нужно взять,-сказала  серьезно  девочка.
-Возьмем, обязательно, возьмем, доченька,- успокоила ее Саодат.

Все произошло так решительно и стремительно, что  сразу стало необратимой  реальностью.  Мы уже  не вернулись  в колхозный  сад, там и без нас разберутся,   а поехали с маленькой  ЗУхрой  домой  к Саодат.

Во дворе Бабаевых, как всегда , было полно детишек, они  окружили Саодат и Зухру.
-Кто это, тетушка, откуда она?- галдели они.

 -Это   наша с дядей Зохидом  дочка нашлась. Зовут ее Зухра,  она ваша новая  сестренка и подружка. Ну-ка покажите ей  дом и двор!  - наказала  и детям  довольная  Саодат и пошла к телефону звонить мужу.

-Папочка,  нашла я наконец  нашу дочку, зовут Зухра. Приезжайте  скорее домой! Мы с ней  вас ждем. - сообщила  она Захиду.
По лицу  Саодат было понятно, что на том конце провода  этой новости  тоже обрадовались.
 
 Сколько  лет нашей  девочке?- радостью гремел  из телефонной трубки  голос Зохида.
-Почти пять!- ответила Саодат и  так  положила трубку телефона, словно  наконец поставила большую и радостную точку в  очень важном для себя деле.
-Пойдемте накрывать на стол, сейчас наш папочка придет!

Папочка, подполковник  милиции, появился во дворе увешанный сумками и коробками, трехколесным  велосипедом и воздушными  шарами.
- Где наша доченька? Покажите-ка  мне ее!-  голос Зохида,  как новогодняя питарда, гремел, рассыпая вокруг  свет и  радость.

Саида и Зухра вышли ему навстречу и большой мужчина вдруг сам превратился в трогательного  и робкого  ребенка. Сердце его замерло от восторга и глаза заблестели от слез. Он присел на колени, взял девочку на руки, поднял ее над собой и радостно сообщим всем: Это моя доченька! Обнял поцеловал и оасцелоал и жену и дочку.
Потом все сели рядом  и  счастливый отец произнес благодарственную молитву:
- Слава Богу! Нашлась наша доченька!  Пусть эта радость будет  долгой и благословенной! А  теперь  все   вперед -  смотреть  подарки!
 
И  это  еще только начало  удивительной истории.

 Зухру удочерили.
Мама Саодат исполнила свое обещание: привезла из  кишлака сундук и поставила его в комнате Зухры. Привезла и сюзане и повесила его над кроватью Зухры. Девочка смотрела на бесконечную  вязь ярких  сказочных  цветов и  кружево листьев и  засыпала. Ей  хорошо и  спокойно.

   Через год  Бабаевы  провели  в честь  дочери  Серга-туй, Праздник первых сережек. Было много гостей, музыки и подарков. Зухре  прокололи уши и   одели  красивые сережки.

 А  через  девять месяцев , ко всеобщему удивлению и радости, у Саодат и Зохида родился сын  Акмаль , а через три года еще один, Одилжон!

Вот какие щедрые подарки  преподносит иногда  судьба добрым людям.
 
Зухра сейчас  учиться в школе , ходит на занятия в кружок вышивания, скоро начнет  вышивать  свое сюзане. Она  первая мамина  подружка и помощница, и папина  тоже!Она- старшая  сестра.
  А Саодат  с  Зохидом  уже подумывают  о хорошем женихе и свадьбе для дочери, потихоньку наполняют ее сундук, и  мечтают, чтобы во главе будущего свадебного стола Зухры  висело сюзане ее мамы, а комнату молодоженов украсило  сюзане, вшитое невестой.

 « Яхши ният- ярим мол»- говорят в народе. Хорошая мечта – половина коровы.