забияковки-3

Юлия Геба
порой
Порой напоминаю себе одну из героинь романа Дины Рубиной «Вот идет Мессия!..». Писательница N, пережив очередную жизненную коллизию, или просто увидев занятную картинку, ловит себя на мысли, что хорошо бы об этом написать.
«Но ничего записывать не хотелось. Вообще не хотелось ничего. Все равно все сдохнем».


*****
а порой:)
А порой напоминаешь себе другую героиню – Веру Иосифовну Туркину из чеховского «Ионыча», о которой доктор Старцев размышлял: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».


*****
дума
Одна дума на целый день. Но неотвязная.
Один день – одна дума.
На следующее утро ей на смену приходит коллега. Часто совсем иного характера, но такая же беспардонно-прилипчивая.
Казалось бы это лучше, чем стая мыслей, стервятниками набрасывающаяся на бедный мозг и терзающая его, как случалось раньше.
И все же, как разобрать – это усталость такая тотальная навалилась или деменция неуклонно наступает…:)


*****
моуди
Когда все читали Реймонда Моуди, пропустила. Теперь прочла.
Более всего в описаниях околосмертного опыта впечатлил ретроспективный показ умершему (или умирающему) его жизни – яркий охват земного пути одномоментным объемным взором.
Поразило то, что человеку демонстрировались не просто события прошлой жизни, но и влияние его действий на окружающих. То есть он не просто видит свой поступок, но одновременно испытывает чувства, которые вследствие него переживал другой человек, в том числе причиненную боль, если поступок был неблаговидным.
Примечательно, что цель обозрения – не обличить «зрителя», не осудить, а дать ощутить на себе всю меру проявленного им эгоизма.
Мне заранее дурно от такого фильма. Вот не зря я уже в этой жизни не люблю кино!


*****
без темы
Интересно, почему с очаровавшим тебя человеком ведешь себя как круглый дурак?..
Слава богу еще, что мне крайне редко хочется кому-то понравиться, а то бы вечно ходила полным идиотом:)


*****
перегрев
А еще мне нельзя долго к чему-то готовиться. Иначе, когда настает ответственный момент, я говорю и делаю нечто совершенно несообразное тому, что приготовлялось.

Ноги у этой странности растут из детства. Характерный случай. К поступлению в музыкальную школу меня начали готовить сильно загодя. Мама купила пластинку с песенкой «В траве сидел кузнечик» в исполнении детского хора, которую я проигрывала, старательно имитируя мелодию Шаинского и повторяя слова Носова.
И вот вступительный экзамен, приемная комиссия просит спеть подготовленную песню. После небольшой заминки я с ужасом понимаю, что вместо умученного кузнечика из меня льется детсадовский шедевр: «Прозвенит звонок веселый, позовет ребят он в класс. Скоро скажем: «Здравствуй, школа! До свиданья, детский сад!» Родители, подслушивающие за дверью, – в обмороке.

И сейчас все то ж. Две недели настраиваюсь на важный разговор, выверяю слова, репетирую интонационную подачу, а в результате несу околесицу, не имеющую ничего общего с тем, что собиралась сказать. При этом остановиться не могу, а только тихо обалдеваю (вместе с собеседником), слушая себя.

Даже не знаю, что это – то ли вид ступора от перегрева, то ли вечный бунт против рамок, даже если эти рамки мастерил и тщательно выпиливал своими руками.


*****
о родовом
Во мне стали проступать фамильные черты.
Похоже на возрастное – как по писаному.
Вообще-то женщины в нашей семье решительно друг на друга не похожи.
А тут, чувствую, проклевывается бабушка со своей удивительно-невыносимой способностью говорить то, что говорить не следует, и озвучивать вещи, о которых лучше умолчать. И уж точно не нужно делать!
Но говоришь и делаешь вопреки здравому смыслу, с полным осознанием последствий и того, что хуже от твоих слов и действий будет прежде всего тебе самому. При этом остановиться не можешь – прешь как горбуша на нерест. (Не погибая традиционно в конце путешествия, но выходя из него изрядно помятым.)
И ко всему этому крошеву добавилось знаменитое мамино фирменное упрямство. Когда – не сдвинуть, не согнуть, не переломить. Вроде как сам с усам.
Ужас что такое эти гены:)


*****
об интуиции
Интуиция у меня есть, но какая-то диковинная, неполноценная.
Достаточно глубоко чувствую происходящее, фиксирую его, знание накапливается, но до головы не доходит. Чтобы через нескорое время вспыхнуть озарением: «Так вот оно как на самом деле!»
Вспоминается Давид Самойлов: «И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось».

«Куда ж ты смотрела, дура», – так и хочется сказать, если б не свежепринятое решение перестать себя гнобить.
Да, правильно смотрела, и видела все, вот только вместо осознания записывала куда-то на подкорку. А потом – щёлк! И вся картина как на ладони. Но до этого щелчка могут пройти и месяц, и год, а в особо запущенных случаях так и пара лет. И тогда подноготная ситуации становится ее фасадом. И все шурупчики усаживаются плоскими шляпками  в положенные места. И открывается, почему человек вел себя с тобой так, а не иначе.
Обмолвки и невербальные знаки, вся совокупность кинем, которые вопияли о понимании, вдруг очерчивают круг.
Ну и кому нужна такая отложенная интуиция? Которая занимается стяжательством фактов, но не выступает помощницей здесь и сейчас.


*****
постулаты
Есть мнение, что родительские внушения откладываются в нашем сознании и, записанные на подкорку, обязательно аукнутся во взрослой жизни.
Вопрос спорный. Мой опыт подтверждает и опровергает это одновременно.
Например, все свои детско-юношеские годы я слышала от мамы: «Лучший муж – это сантехник» и «Жить надо в тайге». Казалось бы, взаимоисключающие утверждения – зачем, спрашивается, сантехник в тайге. Но нет, просто эти тезисы следует рассматривать как независимые.
Смысл первого маминого постулата в том, что супруга лучше выбирать с одной извилиной, и при этом рукастого. По ее теории, ум всегда влечет за собой разного рода сложности. А надо выбирать такого, чтобы без эмоциональных излишеств, напряженных духовных исканий и рефлексий, но при этом чтобы все бытовые проблемы щелкал как орешки. Бр–р–р!:) Убийственная для меня мотивация. Естественно, никакого мужа сантехника у меня нет, чему я несказанно рада.

Тайга из второго постулата – собирательный образ, и означает побег от внешних навязываемых обстоятельств, в том числе политических. И здесь я готова согласиться. И прямо-таки начать паковать вещи. (Что там в этой маминой тайге может понадобиться?)

Выходит, насаждаемые доминанты достаточно избирательно в нас приживаются.

P.S. К слову сказать, и у мамы, несмотря на мантровое повторение, эти утверждения так и остались в разделе мечт.


*****
к сбыче мечт
В юности я была уверена, что когда придет в мою жизнь тот самый-самый важный человек, нас свяжут три базовые вещи – любовь, большая душевная близость и секс. Собственно, так и случилось. Дважды:) И длилось годы. И благодарность судьбе за то, что так было.

Ныне желанная триада распалась. Она существует, но уже не «в одном флаконе». С одним человеком – любовь, с другим – большая душевная близость, с третьим – секс.

Представляю, какое негодование вызвало бы такое положение дел у меня 17–20-летней, – любовь без душевной близости? секс без любви?..

Теперь же я смотрю на это как рядовой боконист Курта Воннегута. То есть вот так:
«Дела, дела, дела, шепчем мы, боконисты, раздумывая о том, как сложна и необъяснима хитрая механика нашей жизни».


*****
сократические диалоги
Очень неплохое средство не закостеневать в собственных убеждениях – сократические диалоги.
Один собеседник, маскируясь под простачка, невинно расспрашивает другого о разных предметах, заставляя высказываться, формулировать суждения, показывать их слабые стороны, приводя к мысли, что на самом-то деле он ничего не знает.

Поскольку с Сократами нынче туго, приходится, взяв на вооружение его приемчики, вести такие диалоги… с собой.

Это не дает покоиться на лаврах привычных убеждений, даже самых милых сердцу.

Так же как Сократ приводил в смущение собеседников, терявших самомнение от его расспросов, такую же растерянность испытываешь и ты, вглядываясь в самое основание излюбленных построений, лишающихся фундаментальности.

И завершается баталия по-сократовски – не выводом с жирной точкой, а все той же апорией. Ничего-то ты не знаешь.
Что совершенно не мешает дальнейшим размышлениям, ведь, как писал Плутарх, «обыденная жизнь неизменно доставляет нам повод философствовать».