Борис Годунов образца 2011 года

Снежная Принцесса
Конечно, может быть я не очень доросла до подобных тонкостей и мне не дано разглядеть двойное, а то и тройное дно  этого фильма.  Но я всё равно… НЕ ПОНИМАЮ.

И не я одна. Энжел  мой тоже задался вопросом « и зачем это надо было?» и обозвал сие творение Мирзоева «полным винегретом», который, однако же «смотреть желательно, хоть бы и для поднятия настроения». Но обо всё по порядку.

Не далее, как в прошлую пятницу смотрели мы с мужем по телевизору  очередную экранизацию «Бориса Годунова»,  наисвежайшую, 2011 года выпуска, да ещё и с обсуждениями.  Сеанс был довольно  поздний, но назавтра была суббота, день нерабочий, да и Энжел  кое-какие мнения про этот, сотворённый Владимиром Мирзоевым, шедевр слышал, и мнения эти были далеко неоднозначны. Кроме того « Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве» (так вроде бы изначально назвал это своё произведение сам Александр Сергеевич Пушкин) входит в список того, что мы с мужем готовы смотреть и пересматривать хоть сто раз в совершенно разных вариантах и интерпретациях.  И посему мы и решили, что ещё один вариант этого действа нам посмотреть совершенно не повредит.

Нет, мы конечно  знали, что действие  будет происходить несколько в иных декорациях, нежели это предусмотрено у Пушкина, но чтобы так и до такой степени…

Сначала всё было действительно очень даже  неплохо… первые минут десять. ( История гибели царевича Димитрия  выглядит естественной и страшной в любых временных  обрамлениях … никакого текста там почти не было, а был  просто  мальчик, живущий с мамой, няней и гувернанткой в каком-то старом доме, беззаботно играющий со сверстниками и совершенно не научившийся кому-то не доверять… его бытие, его смерть…  старо, как мир и бесконечно печально).

Зато потом  события на экране  стали развиваться всё чудесатее и чудесатее. Нет,  текст был сохранён  без изменений, да и видеоряд был хорош, вот только… одно с другим совершенно не соотносилось.  Шуйский и Воротынский, рассекающие по Москве на авто представительского класса и попутно рассуждающие о древности своих родов и коварстве Годунова, заставили меня нервно вздрогнуть.  Когда же «думный дьяк Щелкалов» в образе Парфёнова  возвестил народу с экрана телевизоров, что «собором положили в последний раз отведать силу просьбы…», я уже откровенно хихикать начала.
 
Правда сцена в монастыре меня сперва порадовала.  Это было вновь вне всякого времени, даже наличие  в келье Пимена электрочайника совершенно не портило  вид. ЖК-телевизор, принятый мною сперва за икону, всё вернул на круги своя и вновь  действо превратилось  в  «винегрет из селёдки и винограда… отдельно вкусно, вместе – мало кто поймёт».

Окончательно  наше с  Энжелом  серьёзное отношение к фильму  добила сцена в корчме на литовской границе.  Нет, ничего классически-канонического мы уже особо не ждали, но фраза  Мерзликина (он же Отрепьев) про «лет ему  35» (очень своевременное отступление от текста) заставила меня поперхнуться хихиканьем, а  Энжела сперва пуститься в вычисления, а затем заявить, что «вот это всё – полный  винегрет, если не сказать, что хрень».

Дальше мы уже просто развлекали себя, строя самые безумные предположения относительно того, что на экране ещё происходить будет… на что будет похож «конь Отрепьева», на мотоцикл с пробитым колесом или на БТР с разбитой кабиной… во что обратится фонтан в знаменитой сцене, в бассейн или же в водонапорную башню… словом маялись дурью на всю катушку, периодически вырубая звук и тогда действие на экране неожиданно обретало  какой-то смысл.

Фильм мы досмотрели до конца, мало того, даже до после фильмовых обсуждений снизошли. И тут нам с мужем стало  даже немного жаль этого Мирзоева, похоже, так до конца не узнавшего, хороший он фильм снял или нет, ведь  большая часть из тех, кто хвалил его творение, делали это скорее, чтоб не обидеть автора… выискивали какие-то скрытые смыслы, двойное дно и прочие нюансы, а сами думали наверно « да уж... если не сказать больше»… конечно на истину в последней инстанции не претендуем, просто нам с Энжелом так показалось.

Нет, я не говорю вовсе, что фильм – полная жуть, просто он… словно из двух половин сложен, которые друг другу не очень подходят. Актёры своей игрой пытаются эти половинки склеить, вот только не выходит ничего… если бы ту же историю в современных декорациях и с теми же героями (намёк на то, что ситуация в чём-то схожа с нашими днями) актёры разыгрывали, не привлекая  почти дословно текст оригинала, а немного своими словами или же  сохранённый текст Пушкина звучал в декорациях ТОГО ВРЕМЕНИ, это было бы хорошо, замечательно, гениально.  А такой вот симбиоз двух времён… странно, гротескно, «селёдка с виноградом».

Хотя… может быть это только мы с моим Энжелом такие непонятливые, не доходят до нас все тонкости подобного кино.