Обсуждение Соболевой Вконтакте

Online
Галина Щекина
Файл со стихами Соболевой висит на стене группы. Мнения сюда
podborka_-_regina_soboleva.doc
Мне нравится29 мая 2013 в 8:41|Редактировать

Антон Тюкин
Отзыв на подборку стихотворений Регины Соболевой - "Регина Соболева как белый звук в "Рапсодии распада" - http://www.proza.ru/2013/05/29/1145
Смотри отрывок:

Антон ТЮКИН

РЕГИНА СОБОЛЕВА КАК БЕЛЫЙ ЗВУК
В “РАПСОДИИ РАСПАДА”

Сыграй нам, Ростропович,
Рапсодию распада…

Андрей Вознесенский

Вот передо мною подборка стихов поэтессы Регины Соболевой. Стихотворения Регины даны для обсуждения на лито “Ступени”…
Читаю информацию об авторе: “Родилась в Казани. Школьные годы прошли в Новом Уренгое. Училась в Вологде на отделении журналистики. Сейчас живет в Москве. Поэт, прозаик и литературный критик. Публиковалась в журнале "Дети Ра", альманахе "Илья", в "Литературной газете", на сайтах "Дорога 21", "Русский мир", "Новая реальность", "45 параллель" и других.” Биография, как биография. А потом? Стал читать – и меня обожгло.
То, что я написал – не критическая статья. Просто комментарии к стихам Регины. Очень личное, субъективное их восприятие. После каждого стихотворения пишу свой коммент. Очень личный, субъективный, только мое понимание, мое видение мира нарисованного Региной Соболевой уже “со своей колокольни”… В заключение предисловия к стихам и комментам я заранее прошу прощения у Регины Соболевой, если что-нибудь понял в ее стихотворениях неверно, трактую не так или просто - не угадал. Все мы – люди. Бывает… И, так -
***

Детство мое, запеченное в кровяную корочку на коленке...
Я дарила игрушки свои подружке Ленке.
А потом мы писали друг другу письма
Из Вологды в Уренгой... из Уренгоя... мысли
Утекали в пруды, поросшие бурой ряской.
Мы купались в них из-за пиявок с опаской.
А потом на перегонки с ветерком да с горки.
А лопух, тысячелистник и подорожник горькие.
И с разбитых коленок смывая водой из лужи
Пыль и травинки, мы точно знали, что дружим.

Сегодня Лена зашла ко мне на минутку.
Минуты этой хватила на "как дела?" и шутку.
Я отдала ей книгу. Она сказала: "Спасибо!".
Это дружба, либо приятельство, либо знакомство, либо...
Я не знаю, куда подевались дворовые игры:
"Птички на дереве", "прятки", "козлик, прыгни"...
Мы, как хитрые лисы, разбежались по норкам в горках,
С которых, как зайчики, катались столько,
Что краснели лица и синели губы, немели пальцы...
Мы не друзья друг другу. Мы - самозванцы.

Комментарий: Тема детства, взросления, перехода из мира детей в мир подростков и взрослых характерна для “женской” современной вологодской поэзии. Вспомним Нату Сучкову, Марию Суворову и др. Каждый пишет о себе – это верно и это - бесспорно. О себе персонально, даже если ему или ей представляется, что она или он говорит ровным счетом “за всех”.
Взросление – есть потеря искренности, есть наша потеря детской непосредственности, нашей широкой распахнутости, нашей безмерной открытости не только всему миру, но даже тем, c кем еще совсем недавно был так близок, был искренне дружен. Свежесть мира как будто выветривается. Зоркость взрослого зрения падает. Блекнут краски и будто бы выгорают цвета. Почему?
Потому что человек взрослый безнадежно – эмоционально выгоревший - правило. К сожалению, это так… Мир приличий, мир ханжества, лишь слегка прикрытый маской “дружбы” уже прежней сперва только морально калечит, а потом - убивает душу человеческую. И так – у многих. Страшно? Нет, обыкновенно. Жизнь есть жизнь, взросление – есть взросление.
***

Земля накренилась набок,
Будто края у шляпы.
И поползла по крену
Стрелка из красных ниток.
В небе рождался слиток,
В толще пород воздушных.
Как разразилось небо,
Как разошлись обрывки,
И засверкали в полдень
Смехи и голоса.
Теплые жирные сливки,
Мягкий пахучий сбитень
И пара кружек свежего молока.
Тише - сегодня солнце!
Страшное красное солнце,
Что ниспадает с вершины
И ловит лесную тень!
Мама, мы будем тихо,
Мы осторожны будем...
Солнце медовым сгустком
Мне нравится29 мая 2013 в 15:43|Удалить|Ответить

Online
Галина Щекина
Зачем цитировать стихи полнстью? Достаточно двух строк для подтверждекния мысли. Комментарий никудышний. Опять вросление - у Сучковой, у Суворовой. Соболевой, у всех. А где особенности? И опять написано не по правилам.
Мне нравится30 мая 2013 в 8:54|Редактировать|Удалить

Нина Гаврикова
Прочитав подборку стихотворений Регины Соболевой, хочется отметить следующее: у автора огромный творческий потенциал, философские размышления и неординарность мышления поднимает эмоциональный накал в стихах, непреодолимая грусть одиночества скользит между строк. Но прямолинейность - это не способ написания стихов, стих - не проза, в стихах должны быть красочные образы, изумительные сравнения, метафоры. У Регины почти во всех стихах идет сбой ритма, рифмы слабые, иногда вообще плавающие. Я бы порекомендовала автору посмотреть раздел стихосложения, чтобы все, что написано упорядочить и оформить грамотно. Конечно, нельзя убирать из стихов детскую непосредственность, просто те же мысли можно выразить другими красивыми словами, не плохо было снизить уровень агрессии, можно миру доказывать свое восприятие тактично. Надеюсь на понимание Регины, желаю ей творческих находок, найти свои неповторимые изюминки!
Очень жалко, что нет названия стихов.
Первый стих: прекрасное начало - Детство мое, запеченное в кровяную корочку на коленке, далее читая спускаемся до бытовой жизни, все обыденно, письма- мысли, и глубокий философский смыл о дружбе гаснет в просторечии. Рассмотрим ударения:
Детство мое, запеченное в кровяную корочку на коленке…
Я дарила игрушки свои подружке Ленке.
А потом мы писали друг другу письма
Из Вологды в Уренгой… из Уренгоя… мысли
/ - - / - - / - - - - / - / - - / - / -
/ - / - - / - - / - / - / -
/ - / / - / - / / - / -
/ / - - - - / / - - / - / -
Как запомнить, что из себя представляют стихотворные размеры :
Хорей: / -
Ямб: -/
Дактиль: / - -
Анапест: - - /
Амфибрахий: - / -

Следующее стихотворение: Лично мне не понятно зачем столько повторов одного слова? Кто хоть раз в жизни выпивал, тот знает, что такое похмелье и повторять, специально подчеркивать омерзительное состояние похмельного синдрома можно по-другому.
Стоишь, перегнувшись через перила на Патриарших,

БЛЮЕШЬ, улыбаешься = если блюешь, то уже не до улыбок?
БЛЮЕТСЯ водкой и красненьким = видно ЛГ пил, но не закусывал?
Хочется рассмеяться и ОБЛЕВАТЬ прохожих = пренебрежение к окружающим!
А ты БЛЮЕШЬ на уток = пренебрежение всеми живыми существами.

Далее: Милая крошка
Сдувает с ладошки крошки
Птичкам.
Швейцарским летчикам,
Которым все равно
На что именно гадить = может птичкам все равно где гадить, но нельзя ли это место в стихотворении сгладить????

Я бы хотела погладить
Того утенка,
Который этакой осенью
Вылупился из яйца= в природе утята появляются на свет весной, а не осенью!!!

Голуби, ощетинив перышки,
На ветках как яблоки,
Сгнившие серым-серым
Небушком = сравнение голубей с гнившими яблоками, тяжело читается...

Превосходное начало = "Уступи-уступи, я иду, ту-ту!".
"У паровоза внутри - макароны = макароны это образ или сравнение? Зачем они тут?
И человечки, и я, и мама...
Что будет, когда на перроне
Я достану его из кармана?"

Мы все пишем сначала на эмоциях, а потом упорядочить нужно, то что написали и оформить в красивую "рамку", чтоб и ударения били туда куда нужно, и все остальное оставляло не забываемое впечатление. Регине нужно просто еще раз внимательно прочитать свои произведения и доработать. если же она не увидит никаких ошибок в своих стихах, то путь положит их на полочку, лет так на пять, а потом возьмет и снова прочтет, и, конечно, тогда сама все поймет!!!
Мне нравится30 мая 2013 в 12:38|Удалить|Ответить

Игорь Панасенко
Детального разбора, к сожалению, не будет: букв много, времени мало. Буквы, однако, сложились в стихи. Я не задыхался от восхищения и не прыгал до потолка, но читал с удовольствием. Как и ожидалось - интересные стихи интересного поэта. Что особенно радует - Регина в этой подборке предстаёт разной. И по теме (есть стихи о детстве, есть о контактах взрослой уже героини с детской памятью, есть о столичной жизни глазами провинциалки, есть вообще обалденные абстракции), и по настроению (есть очень светлые, лирические вещи, есть предельно жёсткие), и по стилю. При таком разнообразии провальных вещей в подборке нет. Есть чуть лучше, чуть хуже, но общий уровень хорош, и его совершенно не портят редкие грамматические ошибки, которые вполне могут оказаться банальными опечатками. Зацепился за несколько непонятных для меня мест.
страница 18:
-----
Уходит долго
Мой знакомый прохожий с незнакомым пока лицом,
Наливающегося кровью, водкою и свинцом.
-----
Кто там "наливающегося"? Либо опечатка, либо "замыливание" глаза.
страница 40:
-----
Учусь считать. А еще мне нельзя драться.
И бережно обращаться с ранцем,
Который больше меня.
-----
С точки зрения взрослого получается: "нельзя драться и обращаться с ранцем". Впрочем, с другой стороны, этот смысловой перевёртыш может оказаться как раз блестящей авторской стилизацией под детский говор, замечательный именно такими нелогичностями.
страница 47:
-----
как в восставших из ада реаниматоре дне святых
-----
Здесь, скорее всего, банальная опечатка.
Ещё хочется поспорить о правомерности употребления матюгов. К чести автора, их всего один - на странице 26. Я даже верю, что он оправдан по настроению. Но всё равно бунтую. Потому что слишком в лоб, что ли. Русский язык знает достаточно способов сказать, не говоря, обозначить вещь или явление, не называя впрямую. Скажем, сыграв в нескладушку - сама форма стихотворения подсказывает. По-моему, получилось бы гораздо интереснее. Впрочем, автору виднее. Повторюсь: хорошему автору хороших стихов. С чем и поздравляю.
Мне нравится31 мая 2013 в 3:14|Удалить|Ответить

Online
Галина Щекина
Игорь, А для меня непостижимо, как в строчках одного человека смешиваются живая жалоба и матюги. Нежность и грубость. Конечно,, в Регине все это есть, но когда делаешь подборку - жлательно обращать внимание на интонацию!
Выборка из подборки? Прежде всего о составе самой подборки, она потребовала от меня некоторого разделения. Я понимаю, что автор в подборке очень широк, но я вправе комментировать то, что мне ближе как читателю. А мне ближе те вещи в которых природная красота мироздания (Земля накренилась), но не близки призывы облевать всех и вся (Стоишь перегнувшись через перила) И еще (В этой стране всеобщего мелкого страха )Для меня это взаимоисключающие стихи. То есть если это подборка, то она очень случайная на мой взгляд. Если б делать на ее основе книгу, то надо укрупнить главную линию. Но главную для автора.
Мне нравится31 мая 2013 в 16:54|Редактировать|Удалить

Игорь Панасенко
Рискну (уже постфактум, но не зная итогов обсуждения) предположить, что такое разнообразие (разнобой?) в представлоенных текстах - намеренно. Регина специально подставилась со всех сторон, чтобы узнать о себе побольше :)
Мне нравится2 июн 2013 в 23:05|Удалить|Ответить

Online
Галина Щекина
А Фаустов считает что поскольку вся подборка не содержит стремления сделать книгу, так и не будет книги, и все потеряеся, слдедовательно и наше обсуждение не будет принято в расчет. Я как всегда относилась к текстам горячо и заинтересованно, даже в критике. Но меня все сбивал с толку Панкин, который не вымолвил ни слова, презирая и нас, и все что мы говорили. Регина находится под его влиянием, в его тени.

к своему мнению добавила бы вот что. Стихи Соболевой очень естественны. Они ественны как разговорная речь, лишены пафоса, бьют в цель.
Но если о минусах технического характера -
попадается несоотвествие деепрчистных оборотов:
Мой знакомый прохожий с незнакомым пока лицом,
Наливающегося кровью, водкою и свинцом.(видимо – налившимся?)

Ритмиовые сбои –
Промозглый двор, осенние качели,
И звук скрипели, капающей в рот…
Гитарный стон. И во дворе мы пели,
И улыбались в этот странный год.
Он был последний.
Кажется, что больше не собирались

Странная рифма или ее отсутствие:
шипучей пилюлькой и сладким ситро.
и мне хорошо (везде в стихе рифма, и вдруг такое, да еще в конце ;).
Или вот аналогичный пример:
«Ты дура! – сказал и добавил. – Большая дура!».
Я согласилась с ним. И, успокоившись, уснула. (и опять слабая рифма в финале)

Голод тихнет, пока я сплю.
… Этот город в чужом краю.
Это тем более странно при общей сильной картине ритмики и рифмовки. Стихи имеют четкую форму в которую вито богатое содержание.

Про содержание. Основная часть стихов направлено на описание мира, но не себя. Наверно это правильно, потому что интересно.В том числе лично дл меня любопытны картинки где персонажи - дети
(Возле меня. Я ковыряю стенку.
Вот вам - правдивая жизни сценка!)
Мне не нравится низовая лексика (Оттого что на все похуй.) Она придает ненужную брутальность и делает Соболеву схожей с другими кто применяет.
Стихи про детей составляют большинство. Так может их и сделать главной линией? В них естькакая-то внутренняя боль, она так контрастирует в безмятежной картиной бытия
Вторая тема – это природно-пейзажная (Земля накренилась, Запах грибной шоколадный котлетный) в них тоько выразительности, она просто захлестывает.
И еще есть потреты, например(Он бродит с зонтом по улицам своего Петербурга) (Бог мне сегодня сказал, что его нет).Тут как в случае с сурком, не поймешь, то ли Бога низводят до близкого человека, то ли обобщают близкого до бога. Но оно такое парадоксальное, очень в манере Соболевой, к нему возвращаешься…Пытаешься разгадать загадку.Запомнилось стихотворение.

Аналогии с другими- конечно есть. Панкин - прадоксальность и низховая лексика
(И голос тих, и взгляд задумчив. И хочется сдохнуть.
Оттого что все круто. Оттого что на все похуй).
Матвевская, тема (Детство мое запеченное), Сучкова, ритмика (Я тебя не вижу, не вижу,
Не знаю, где ты.Ты - есть тот самый ближний.Твои приметы)

Соболева мечется туда и сюда. Но настоящее прорывается в стиха и художнике (Строю проекцию перспективы) там три части, серьезная вещь и почему нет заголовка? Обычно назхываеют попервой строке есть нет заголовка,а тут нельзя, тут нужене посыл. Здесь как и в стихах (Бог сказа что его нет) прочная философическая основа. бапллада про Иеронима вроде повествоательная, но развертывает потрясающую карину во времени.
С ритмикой полное разноцветие, но лично мне близки стихи длиннострочные, с тяжелой устойчивой ритмикой.Но иногда выдерживая стиль автор буксует
Тянется время - самолетные люди. Тянется и молчит.
Тянутся люди. Тянутся руки. Ум мой спит. хотя можно было просто ужать...
Тянется время, молча.
Люди и руки. Ум спит.
Ради говорения написана строфа, но она стремительно пустеет.
Много запоминающихся фраз
- Вот идет зрелый мент, раздувшийся в сливу
- Он положил в мою сумку Свой запах,
- голод рвал животы
- Бог сказал что его нет
***
Стихи Соболевой современны.
Мне нравится2 июн 2013 в 23:38|Редактировать|Удалить

Online
Галина Щекина
современны от философии человека до бытовых каких-то деталей. Есть повторяю -стихи картинки, прямо списанные с натуры. Это о девочке гуляющей у реки, это мальчик с паровозиком в вагоне. Девочка дома одна (Я глушила душу старым кино, диваном, )…Жаль что иногда такие зримые и яркие они не несут смысловой нагрузки, автор ловит их как фотографии. Ее настрелянная рука фотографа дает о себе знать и в стихах. Впрочем легкость и созерцательность - это тоже достоинство, просто оно более очевидно когда рядом стихи одной тональности.
- Оторванность от любви и дружбы (Детство мое, запеченное в кровяную корочку на коленке или Самозванцы), (Это такие подруги лучшие ),
- неприкаянность и бездомность (У меня никогда не будет ощущения дома, )
-враждебная среда (В голоде черном городе)
Человек в социуме. Промозглый двор, осенние качели – это портрет поколения. Он печальный:
…На божий день. И лед по коже
От звука голоса его прошел у нас.
А Леха, Киря, а Иван, а Стас?
А все они, ушедшие молиться
За тех оставшихся обычных всех,
Кому не посчастливилось упиться,
Да исколоться, умереть, уснуть
По десять раз за месяц. Звук все тоньше
Гитарных нас. И больше Нету нас.
Это все черты нашего времени.
Читая стихи Соболевой, удивляешься разбросу тем, стилей, уровней самого разговора, практически можно сказать она универсальный поэт. И это уже черта времени самой литературы.
Мне нравится2 июн 2013 в 23:40|Редактировать|Удалить

Online
Галина Щекина
Еще я сказала что так наз. детские стихи - сплошное сюсюканье. это несерьезно для автора ее уровня. а другие тоже отмечали что детского много и мотиватировали уходом от страшной действительсти в мир воспоминаний....
Мне нравится2 июн 2013 в 23:42|Редактировать|Удалить

Игорь Панасенко
Совсем после драки... По-моему, Регина не то что под влиянием Панкина (или уже два года назад была под влиянием и в тени?) - у неё близкое к Панкину ощущение мира,и поэтому Регина резонирует. Она достаточно самостоятельна, чтобы со временем освободиться от любых влияний.
Мне нравитсявчера в 22:49|Удалить|Ответить

Online
Галина Щекина
Игорь, ты знаешь, у меня странное ощущение от обсуждения. по-моему она вообще никого не слушала и не слышала. и здесь на теме ничего не ответила. А это все было добровольно, кто еще должен реагировать кроме нее? Панкин, стати, отказался гоорить, хотя предоставляла слово. Не снизошли-с.
Мне нравитсясегодня в 8:02|Редактировать|Удалить

Регина Соболева
Ох, Галина Александровна, послушать вас, так никто никогда не снисходит. Кругом - враги. И танки наши - в драбадан :-)
А я, пожалуй, изложу свою версию событий.
2 июня состоялось обсуждение моих стихов на лито "Лист" в Тендряковской библиотеке. "Подборка", которую я послала для обсуждения, собственной "подборкой" не являлась. Это было собрание стихов. По возможности я старалась выбирть совсем разные стихи. Разные темы, разные стили, разные методы. На самом обсуждении собралось человек девять-десять. Были и Галина Александровна, и Сергей Михайлович, и Валерий Дмитриевич, даже Виталий Синицын (который подарил мне свю новую дватцать третью по счету книгу)... И что мне особенно понравилось, это что пришла Наташа Усанова. Я ее стихи давно люблю. Мне было приятно. Сергей Михайлович начал издалека, так сказать, с лирической истории... И закончил речь, сказав, что не знает, куда движется мое творчество. За эти несколько лет мои стихи сильно изменились. Впрочем, это действительно так. И я с Сергем Михайловичем молча согласилась. Да, и я сама не знаю, - куда иду. Сейчас просто стараюсь действовать осторожно, учиться. Конечно, учиться можно десятилетиями. Но к сожалению, я - не Пушкин, мне и нужны эти самые десятилетия опыта. Потом Наташа высказалась, сказав, что мне нужно быть внимательнее к своим стихам. И я тоже молча согласилась. Потому что не единожды мне замечали, что я совсем не умею реактировать свои стихи. А это нужно делать, если ты не Пушкин :-) Потом Галина Александровна добавила жару, выступив на этот раз в качестве самого ярого моего апологета. Она обвинила меня детском сюсюканье, бездоказательно естественно, хотя этот момент более чем спорен. Как я поняла, Галине Александровне категорически не нравятся темы, которые я выбираю для своих стихов. Но так как это не может являться частью литературного спора, я предпочла промолчать. У всех азные вкусы. Мои вкусы и вкусы Галины Александровны не совпадат. Это печально. Но к литературе не имеет никакого отношения. Обсуждать тут нечего. Речевые и граматические ошибки я учла - это было полезно. Что же насчет обвинения, будто я нхожусь в тени и под воздействием Бориса Панкина и его поэтики, мог сказать только что это не так. Тот кто читал мои стихи и стихи Панкина внимательно, понимает это. Впрочем, иногда мы кое-что друг у друга заимствуем (в плане литературных приемов). Но это нормальная литературная практика. Отрицать же вообще аличие у меня собственного стиля - несколько самонадеяно. Эти обвинения не принимается. Поэтому я и тут смолчала. Ну а что тут можно сказать? Доказывать, что я не верблюд? Я предпочитаю надеяться, что это и так заметно. В окончании встречи комплиментарно высказались Архипов, Тюкин и Синицын. Спасибо им. Меня порадоало, что в Вологде меня любят... и даже требование срочно-срочно делать книгу - порадовало. Хотя я, пожалуй, немного повременю. Я не хочу, чтобы моя первая настояая книга стала бы моим позором. А судя по тому, что говорили на обсуждении, мне еще многое надо учесть в своем поэтическом творчестве...
Кстати, замечание Сергея Михайловича о том, что моя поэтика - это поэтика внешнего вещного мира, было мне очень полезно. Опираясь на жесткое постоянство материального мир, я пытаюсь забыть зыбкость мира духовного, который является для меня источником постоянной боли. Вполне понятно, что о ней я не пишу. Я и так кажусь всем слишком депрессивной. И как мне мио заявили на обсуждении, - пора обащаться к веселому доктору.
Мое творчество всегда было для меня террапией. И я стараюсь действовать в ее рамках так, как мне хочется, а не так как мне должно (не так, как должно по мнению других людей). Для меня не важно многое, что важно для вас, единственное, чего я хочу добиться (и добьюсь) - это отсутствия лишних слов и правдивости. Примерно такими словами я и закончил обсуждение моих стихов, сказав еще, что для меня ценны все прозвучавшие мнения. И это действительно так. А Сергею Михайловичу и Наташе - особое спасибо. Их мнения помогли мне взглянуть на то, что я делаю, с другой стороны.
Мне нравитсясегодня в 16:37|Удалить|Ответить

Регина Соболева
Спасибо, Игорь. За опечатки - особое спасибо. В отношение мата я с вами не согласна категорически. Я считаю мат - такой же полноправной частью русского языка, как и его основной корпус лексем. Я люблю мат. И считаю его красивым и интересным явлением. Тут я выступаю, как филолог. И за стремление защитить меня от нападок Галины Александровны - спасибо. :-) Хотя, думаю, это бесполезно. Я для Галины Александровны буду неправа ровно до тех пор, пока не выпущу книгу. А это случится не скоро. Придется терпеть :-)
Мне нравитсясегодня в 16:46|Удалить|Ответить

Online
Галина Щекина
Регина,

Ты только одни нападки и видишь. Я между прочич отмечала плюсовые молменты, нашла много стихов которые прекрвасны,но ты это не слышала.делл вовсе не в нападках, а в том что молчание - это ужасно. Не ответ. Не беседа. Не спор. Молчапние это тоже отказ и протест. Ты как маленькая, даже критику не выносишь. Я, когда говорила о сюсюканье, между прочим примеры приводила...Дело не в книге, а в том,что ы слушаешь только Панкина.. У тебя есть свои авторитеты, Нечему удивляться, если ты будешь писать как он.
И поэтому все мои старания напрасны. Ты же ничего не записывала. Если было б что енное - записывала бы. А так все уже забыто.
Мне нравитсясегодня в 20:31|Редактировать|Удалить

Online
Галина Щекина
А Сергей Михалыч конечно понравился, еще бы. Он ведь о стихах вообще ничего не говорил :))


Рецензии