Устраняем барьеры на пути к счастью формируем пози

Васюков Игорь
Устраняем барьеры на пути к счастью: формируем позитивное мышление

 Итак, в предыдущей работе мы обнаружили у себя проявления негативного мышления, и теперь нашей задачей будет формирование здорового позитивного мышления. Для того, чтобы учиться новому способу мышления, нужно для начала иметь представление о том, а что такое позитивное мышление, что значит иметь позитивное мышление и какими характеристиками оно обладает?

 Эта задача достаточно сложная, поскольку на сегодняшний день в медицине и психологии есть только подробное описание патологических состояний, но нет четкого критерия здоровья, в том числе и нет точного определения здорового мышления. Здоровье человека зачастую определяется отсутствием заболеваний. И здесь возникает риторический вопрос: а наличие одного симптома в организме – это еще здоровье, или уже болезнь? Два яблока – это уже куча? А три? А сколько яблок можно считать кучей?

 Помните, в первой главе книги мы говорили о том, что важно не уходить от чего-то, а знать, куда идешь. Поэтому мы будем ориентироваться на критерии позитивного мышления.

 И первым таким критерием является способность в каждом событии, ситуации, явлении, человеке видеть множество аспектов, и, в первую очередь позитивные стороны. Поэтому так важно каждый день, в каждой ситуации задавать себе вопрос:

 

«Что нового хорошего в этом?»

 

Часто на первых порах бывает трудно найти что-то хорошее. И я слышу вопросы такого рода: «Ну что может быть хорошего в смерти близкого человека?» Особенно важно видеть хорошее в состоянии острого горя. Это мощный ресурс для здорового переживания горя и последующего восстановления. После похорон любимого мужа молодая женщина нашла достаточно много хороших сторон этого, в общепринятом смысле, трагичного события:

 

- она могла вернуться в свой родной город, где у нее были родители и друзья;

- муж был алкоголиком, и это ее сильно угнетало и отодвигало ее планы иметь с ним детей;

- хоть она сейчас и не хотела думать о возможности иметь семью с другим мужчиной, но все-таки, после проживания сильного горя, к ней возвращалось рациональное мышление, и она допускала такое событие, а это означало возможность любви и обретения счастья;

- она и осталась без финансовой поддержки, и не знала, на что будет жить, но всегда мечтала заняться своим бизнесом, а муж был против. Теперь ей ничего не мешает развивать свое дело и стать независимой в финансовом плане женщиной;

- муж был ревнив, и она не могла выйти из дому без объяснений куда идет, зачем, почему так долго, он также был против ее поездок в родной город, поэтому она чувствовала себя ущемленной.

 

По сути, женщина пришла к выводу, что смерть ее мужа в конечном итоге означало обретение  долгожданной свободы и независимости. Вспоминается анекдот про грузина, который горько плакал после смерти своей жены и причитал: «Адын, савсэм адын». Он повторял это до тех пор, пока к нему не пришло осознание нового смысла случившегося, и, когда это произошло, он кричал от радости, что остался совсем один!

 

Есть одна притча о радости и несчастье:

 

 

Эта история случилась в Китае, во времена Лао-цзы.

В селении жил очень бедный старик, но даже монархи завидовали ему, потому что у старика был прекрасный белый конь. Цари предлагали за коня сказочную цену, но старик всегда отвечал отказом.

Однажды утром коня не оказалось в конюшне. Собралось всё селение, люди сочувствовали:

- Глупый старик. Уж мы-то знали, что однажды коня украдут. Лучше было бы продать его.

Какое несчастье!

Старик, смеясь, ответил:

- Не торопитесь с выводами. Просто скажите, что коня нет в конюшне - это факт. Не знаю, несчастье это или благословение, да и кто знает, что последует дальше?

 

Через пару недель конь вернулся. Он не был украден, просто вырвался на волю. И не просто вернулся, а привёл с собой дюжину диких коней из леса.

Сбежавшиеся соседи наперебой твердили :

- Ты был прав, старик. Прости нас, нам неведомы пути Господни, но ты оказался более прозорлив. Это не несчастье, это благословение.

Старик усмехнулся:

- Снова вы заходите слишком далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Никто не знает, что произойдёт завтра.

На этот раз люди уже не говорили много, но в душе каждый посчитал, что старик ошибается. Ведь пришло целых двенадцать коней!

Сын старика стал объезжать диких лошадей, и случилось так, что одна из них его сбросила. Юноша сломал обе ноги. Снова собрались люди и стали судачить.

Они говорили:

- Ты опять оказался прав! Это несчастье. Твой единственный сын сломал ноги, а ведь он твоя опора на старости лет. Теперь ты беднее, чем был.

Старик отвечал:

- И опять вы пустились в рассуждения. Не заходите далеко. Скажите просто, что мой сын сломал ноги. Никто не знает, беда это или удача. Жизнь - лишь череда событий и будущее неизвестно.

 

Случилось так, что через несколько дней после этого страна вступила в войну и все молодые мужчины были мобилизованы. Остался только сын старика, ставший калекой. Все стенали в ожидании жаркой битвы, сознавая, что большинство юношей никогда не вернуться домой. Люди пришли к старику, сетуя:

- Ты опять прав старик, это было благословение. Хотя твой сын и изувечен, он всё же с тобой. А наши сыновья ушли навсегда.

Старик снова сказал:

- Вы опять судите. Никто не знает. Скажите только, что ваших детей взяли в армию, а мой сын остался дома.

 

В русской культуре эта притча кратко выражена в поговорке: «Не было бы счастья, - да несчастье помогло». Человек, ограниченный рамками негативного мышления, дает субъективную оценку тому, что видит, полагая, что так и есть на самом деле. На самом же деле никто не вправе оценивать ситуацию, поскольку никто не может знать о ее роли в дальнейшей жизни человека.

 

Вторым критерием позитивного мышления и альтернативе негативному прогнозу является способность делать адекватные прогнозы. Это означает, что человек умеет строить логические связи между действиями и результатом. С развитием мышления у ребенка после года формируются адекватные связи между действиями и результатами действий. Ребенок с интересом наблюдает, к чему приводят его манипуляции с предметами, пробует разные варианты варианты действий, учится видеть их последствия и достигать нужный ему результат. Это естественное познание мира и обучение навыкам пока в этот процесс не вмешиваются негативные прогнозы родителей:

- Не бегай, а то упадешь!

- Не делай этого, ты не умеешь, у тебя не получится!

- Не трогай, сломаешь!

- Из тебя не выйдет космонавта (и не только)…

 

В результате ребенок наперед знает, что, к чему бы он не прикоснулся, - из этого ничего хорошего не выйдет. Он заражается от родителей негативным прогнозом и теряет способность адекватно прогнозировать последствия своих действий. К еще не начавшемуся процессу деятельности примешиваются сначала родительские, а потом уже и собственные ожидания негативного результата. В гештальт подходе явление, когда внешние суждения и убеждения становятся внутренними, и человек начинает приписывать их себе, называется интроекцией, и об этом мы говорили в начале книги, когда задавали себе вопрос: «Кто Я?» Кто во мне говорит, что не следует менять работу: я или мои родители?

 

Таким образом, ребенок сам начинает ожидать от себя негативный результат и тем самым реализует негативный вариант родительского программирования, содержащего послания по поводу его жизненного сценария, который он в точности исполняет на бессознательном уровне.      

 

Следующий критерий позитвного мышления будет противопоставлением перфекционизму. Если перфекционизм призывает нас выполнять любое дело идеально, то свойство позитвного мышления, освобождающее нас от этого стремления, будет состоять в умении ставить достижимые и измеримые цели.

 

Например, хозяйкам следует понимать, что в их доме никогда не будет идеального порядка, поскольку нет предела совершенству. Их задача определить, что для них является функциональным порядком. Функциональный порядок может заключаться в чистых поверхностях и разложенных по своим местам вещах. При этом «чистая» поверхность означает, к примеру, что пол протерт или на полу не валяется мусор, к ногам не прилипает песок, а вовсе не то, что пол стерильный и по нему теперь нельзя никому ходить. Разложенные по своим местам вещи – это значит, что одежда лежит в шкафу, а посуда в буфете, а не то, что подушка на диване должна лежать строго в определенном месте и под наклоном ровно 30 градусов в сторону севера.

 

Еще одно свойство позитвного мышления – это способность видеть многообразие сторон в явлениях и людях. Ничто не имеет только лишь одну характеристику. И если вы видите что-то одно, то это не означает, что нет ничего другого. Поэтому нельзя по одному признаку делать вывод обо всем предмете, явлении или человеке.

 

Собрались как-то четыре слепых мудреца, чтобы решить, что же такое слон?

 Один подошёл к хоботу, пощупал слона за хобот и говорит: "Несомненно слон - это что-то длинное и извивающееся как змея, имеет привычку дышать и выпускать струи воды..."

 Второй подошёл к нему чтобы убедиться в услышанном, но слон уже повернулся к ним боком,

 и второй мудрец нащупал его огромную ногу..."Нет, - говорит второй мудрец- слон - это такое толстое шершавое бревно, что и не обхватить..."

 Третий решил их рассудить и тоже подошёл к ним.

 А слон-непоседа опять повернулся... теперь своим хвостом к ним...

 Третий мудрец схатил слона за хвост и пожурил своих друзей, что они его разыгрывают... или ошибаются.

 "Слон - это верёвка, всё толще и толще к верху, не исклучено что эта веревка до самого неба, сколько рукой я не тянулся - всё верёвка и веревка..." - молвил третий мудрец.

 Четвёртому мудрецу стало очень интересно кто же из них прав и так как он был самый опытный и мудрый среди них, то решил всех рассудить и подошёл к товарищам по поиску истины.

 Слону явно всё это надоело и напугал его третий мудрец когда стал палкой тыкать в основание хвоста...

 Ну и как Вы думаете? что произошло?

 Да именно это и произошло - У СЛОНА ОТКРЫЛСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ПОНОС!

 И всё это "Внутренне богатство" вылилось на четвертого мудреца....  ....

 Четвертый мудрец ни секунду не сомневался что такое слон...

 Он объяснил своим неопытным друзьям, что слон это такое что-то жидкое и дурно пахнущщее вещество в большом количестве на квадратный метр...

 И что Вы думаете?

 Все отсальные мудрецы... согласились с ним, так как он был авторитет и они ему поверили...

 А слону так всё это надоело, что слон взял и растоптал всех мудрецов...

 И только, погибая под тяжёлыми и огромными ногами слона, они хором призали, что все они ошибались...

 Они все как один прокричали, что слон это... смерть...

 Что самое печальное - на этот раз они ... тоже ошиблись...

 

Одним из важных качеств позитивного мышления является умение давать предметам, явлениям и людям позитивный отклик. Позитивная обратная связь человеку является здоровой альтернативой навешиванию ярлыков. Один из моих учителей приводила такой пример позитивной обратной связи из своей жизни:

 

Как-то ее муж решил постирать белье в стиральной машине и сложил в отделение для стирки все, что хотел постирать, не разбирая вещи на синтетические, хлопчатобумажные, шерстяные, белые, цветные. В результате он вытащил из машины массу однородного серо-зеленого цвета. Прежде чем назвать мужа растяпой и навешать на него еще ряд ярлыков, она спросила у себя: «А что я хочу получить в результате: чтобы муж научился самостоятельно стирать или чтобы он больше никогда в жизни не подходил к стиральной машине? Тогда она сказала ему:

- Как здорово, что ты проявил самостоятельность и получил такой замечательный опыт! Теперь ты знаешь, что получается, если сложить все вещи вместе!»

 

После этого муж выяснил, какие режимы работы для какого белья есть у стиральной машины, и в следующий раз результат был совершенно другим.

 

Помните, как Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова удивлялся, когда Иисус называл своего палача добрым человеком? Все люди имеют божественную природу, и каждый человек по натуре своей добрый. Иисус ответил, что с этим добрым человеком просто плохо обращались, поэтому он стал таким.          

Юлия Васюкова