Менеджер среднего звена

Старый Сварщик
Есть такое новое и уже довольно модное выражение, как «менеджер среднего звена». Лично в моем понимании, это механик, главный инженер, прораб, начальник цеха, или иной человек, отвечающий за какую то определенную часть производства или за успешное функционирование определенных процессов, на этом производстве происходящих.

И вот постараемся себя мысленно воткнуть на место руководителя какого то сварочного или кузнечного подразделения, в подчинении у которого находится некое количество народа и картинка получилась преинтересная.

Сверху руководителю отпускается вполне конкретная и определенная задача. Если это предприятие по выпуску чего либо, то надо, чтоб эта продукция поступала четко, в сроки и, разумеется без брака. Если же это бригада по обслуживанию оборудования, то задача ставится, чтоб оборудование работало без перебоев и как часики, так как любая остановка – это Ч,П. и неизбежные убытки. Но это сверху.

Что имеем снизу. А снизу мы имеем коллектив сварщиков, кузнецов, слесарей, наладчиков, да мало ли еще кого. Всю эту публику волнует только личное благополучие и на поставленные цели ей глубоко плевать, если, конечно, их сильно не заинтересовать в этом.

Тут надо более подробно и развернуто. Допустим, предприятие у вас очень успешное, и вы сильно заинтересованы удержать спецов, ибо текучка и ротация кадров лихорадит все процессы и зачастую приводит к прямым убыткам. Следовательно, зарплата выплачивается высокая и условия создаются хорошие. Ситуация довольно редкая, но тем не менее реальная.

Кажется, что хороший заработок снимает все проблемы, можно и наказать если что, и за качество спросить. Но не так все просто. Эти хорошие спецы быстренько выяснят свой финансовый потолок и начнут смекать, как бы его повысить. А повысить можно несколькими способами, это или воровать втихомолку, или поглядывать по сторонам, где платят больше, или начинать помаленьку дурака валять на рабочем месте, дабы деньжата доставались малой кровью.

Слышал, умные люди проводили исследование, что побуждает человека эффективно работать и результаты выскочили не совсем ожидаемые. Оказывается, ни высокая зарплата, ни страх перед возможным наказанием или перспектива сделать карьеру, основным побудительным мотивом кузнеца, сварщика или водителя, не являются.

Человек работает с полной самоотдачей только в том случае, когда на его место претендует еще несколько равноценных кандидатов. И если спец почувствует свою уникальность и не заменимость – все, «туши свет», на шею сядет и ноги свесит.

Вот, в таких тисках и оказывается, как правило, руководитель среднего звена. Сверху начальство прессует, требует решения задач поставленных, снизу коллектив колобродит, где каждый на своей волне загоняет и чтоб концы с концами свести, постоянно приходится какие то «непопулярные» решения принимать.

Сплошь и рядом возникают ситуации, когда надо после работы остаться, или в выходной выйти, недоделки исправить за другими, что работяги делать терпеть не могут. Вышестоящее начальство подобную муть оплачивать очень не любит, так как из офиса не возможно проконтролировать, чем вы там в выходной занимались или вечером после работы. Может в домино играли, а оплату требуете? Тут у нашего, условного руководителя, есть два варианта поведения.

Вариант первый – стать внезапно глухим слепым и не вменяемым. Просто тупо исполнять приказы руководства, а перед подчиненными разводить широко руками и закатывать глаза наверх, он дескать, сошка мелкая и все претензии к вышестоящим. Коллектив, в таком случае, будет неизбежно тусоваться, разозленные сотрудники начнут уходить, причем уходить, желательно, нагадив хорошо напоследок. На моих глазах бывали случаи, когда разозленный «кидаловом» сотрудник, уводил с собой три четверти коллектива и становился прямым конкурентом предприятию.

Вариант второй, по нему идут не многие начальники, но таковые есть. Эти ребята очень циничны, заботятся о своем, комфортном существовании и по большому счету плевать они хотели на процветание производства. Они выстраивают схемы. Постараюсь пояснить, как эта схема выглядит при детальном рассмотрении.

Есть определенный менеджер среднего звена, которому руководство ставит вполне определенную задачу и дает на выполнение этой задачи вполне определенные ресурсы. Причем вознаграждение этого менеджера завязано напрямую на качество выполняемой задачи. Нанятый на работу прощелыга цепким взглядом оценивает фронт работ, личность руководителя, доставшийся ему от предшественника трудовой коллектив и вверенный ему участок производства. Если осмотр его устраивает, процесс начинается.

Первая и самая важная для него задача – это чтоб руководство в цех не спускалось вообще, нечего ему там делать, по началу он пашет сутками и не вылазит с работы. Цель – авторитет у начальства, максимальные полномочия с максимальным доверием. Любой ценой налаживается контакт с вверенным коллективом, в ход тут идет все. Замазывание «залетов», «внутри сменные отгулы», бессовестное накручивание часов переработки и, желательно, воровство. На каждом производстве есть множество неучтенных «ништяков», на которые хозяйственные мужики посматривают облизываясь. Кроме того множество расходников, которые учесть трудно или вообще не возможно.

Схемка понемногу выстраивается. Штат подчиненных активно прикармливается, сортируется должным образом и через некоторое время становится обязанным по самые уши вполне конкретному лицу. А как иначе? Их многократно выручали, помогали взять ссуду на предприятии, отпускали с работы, а так же сквозь пальцы смотрят на всякие шабашки и мелкое воровство. Через некоторое время эти ребята готовы за нового начальника в огонь и в воду. Надо человеку 50м силового кабеля на дачу, не вопрос – выпишем, нужен токарю кругляк медный для не стандартной шабашки – закажем и обоснуем, надо на пару дней отлучится – иди, если хватятся, скажи я отпустил, ну а не заметят – рабочие дни поставим. Их штат, кстати, максимально раздувается под любые обоснования. Больше подчиненных – легче решать задачи.

Со временем эта схема начинает расширятся на подобие «воронки инферно», затягивает в себя все больше персонажей.Понемногу засасывает кладовщиков, охранников, людей с других подразделений. А во главе пирамиды – он, менеджер, все решается через него. Высшее руководство делает приятное открытие, что в цех можно вообще не спускаться, да и на рабочем месте в офисе ежедневно появляться не обязательно, все и так отлично работает. Достаточно любую производственную проблему изложить вполне конкретному человеку. Решит, найдет возможности, но уж счета на всякие «текущие расходы», будь добр, подписывай. Иначе крах и общий коллапс, все встанет.

Это, при всей внешней эффективности, не фига не экономика, вернее экономика «через жопу», и чтоб получить ее в полном объеме, достаточно запустить к себе на производство вот такого делягу, как козла в огород. Останетесь на руинах, и как то так получится, что все в шоколаде, один только хозяин в дерьме. И, самое главное, не понятно, почему, вроде все хорошо работало. А менеджер куда? А дальше, следующее предприятие «поднимать с колен».

Перечислю основные признаки такого деятеля.Первое и наиглавнейшее условие появления подобного кадра, это наличие лоха – руководителя. Идеально - присосаться к какому то, посаженному папой, сынку – мажору. Если руководитель является сам прошаренным производственником, дуэт просто не состоится.

Вторым не применным условием, я бы назвал готовность этого лоха руководителя дать ему полный комплект полномочий, так как если нет полномочий, то и результат обеспечить он так же не сможет. Логично звучит, не правда ли?

Если начальник тот самый лох, то на эту заяву он сразу начинает счастливо трясти шевелюрой, так как ему предлагают вожделенный «результат», а взамен просят некие, с виду совсем не материальные, полномочия. После этого все, муха в паутине, осталось ее покрепче обмотать и медленно, с наслаждением, высосать.

Что подразумевает слово полномочия? А это полное не вмешательство в производство, карт – бланш по набору кадров, никто из сотрудников не должен прыгать в своих жалобах через голову менеджера и вообще, слишком частое появления директора в цеху нервирует коллектив и подрывает авторитет того самого менеджера.

Так же «полномочия», подразумевают без оговорочное и не обсуждаемое подписывание всяких счетов и заявок, ведь подаются они исключительно на нужды производства и во имя его процветания, пусть даже некоторые из них и выглядят странно.


Любое производство, это, как ни крути, механизм, который можно настроить очень по разному и наш менеджер, настраивает его строго под себя. Ему важно, чтоб оно работало эффективно только при его участии. У этого человека постоянно звонит телефон, его все время ищут разные люди. Он постоянно ОТВЕЧАЕТ на вопросы.

А это значит, что собеседник на другом конце провода всегда не знает что делать. Стоит ему исчезнуть на несколько дней, наступает жуткая путаница, отдельные фрагменты не приучены контактировать друг с другом без его персоны.

Впрочем, если он исчезнет на более длительный срок, все неизбежно начнет налаживаться, но не тут то было. Никаких длительных отлучек, менеджер этого не допустит, исчез на несколько дней, все залихорадило, вернулся – разгреб, восстановил. Попугал, авторитет свой поднял – хватит.

Со стороны, такое производство, имеет вид очень благопристойный и организованный, а менеджер производственник выглядит как некий дурачек и этого самого производства фанатик. Он постоянно в деле, часто можно увидеть в робе и по уши в масле или краске перепачканном. Но не стоит обманываться, не все так благополучно.

Подобный тип людей похож на некого мастера ремонтника, который настраивает определенный механизм не на работу, а на постоянные поломки, исправить которые может только лично он. Его стихия – это работа в режиме постоянного аврала, зачастую созданного искусственно.

Цель подобного поведения не всегда понятна и очевидна и сказать, что делается это только ради возможности по тягать жирных карасей в мутной воде, значит намеренно исказить действительность и сделать этому самому менеджеру не заслуженный комплимент.

Если подобная политика проводится строго продуманно и по тонкому расчету, значит подразумевается, что она может быть совсем другой и вверенный участок производства, может быть настроен гораздо более правильно с точки зрения эффективности и функциональности. Тогда руководству останется только по другому расставить приоритеты в материальном стимулировании этого менеджера и будет шанс все наладить.

Но если бы так. Обычно такая политика постоянной ликвидации возникающих кризисов и вечных авралов, проводится неосознанно, ведь если все процессы замкнуть накрепко на одного человека, роль и значимость этой персоны взлетает на уровень, вполне сопоставимый с директорским, и ни это ли есть самоутверждение? Материальная сторона вопроса вполне может быть на втором плане.

Человек просто ловит вполне себе определенную «авральную» волну, крепко на нее садится и начинает шустро резать купоны. Пока все успешно разруливается – он в козырях, начинаются простои из за аварий – он не виновен – форс мажор. Главный фундамент его авторитета составляют как раз успешно ликвидированные «авралы» и разруленные «форс мажоры», если нет форс мажоров, тогда и он не особо интересен и полномочий могут убавить за ненадобностью. У высшего руководства может возникнуть очень опасная иллюзия, что все и так не плохо работает.

Это как у умной жены мужик всегда уверен, что без нее умрет с голоду и грязью зарастет. Да что там голод, рубашку с носками и то найти не сможет.

В принципе, подобная позиция беспроигрышный, ведь пока все работает, ты на коне и в фаворе, кредит доверия у начальства все выше и подобных бес проблемных замов ценят и любят. Могут даже на совещания приглашать высокого уровня, вот только к основным финансовым потокам никогда не допустят, но оно не больно и хотелось, ну их, эти потоки, там уровень ответственности совсем другой.

Но не все так просто, есть и другая сторона медали. Если сверху все шито крыто и ничего не видно, то как раз снизу видно все преотлично и как всех не смазывай, тревожные звоночки наверх все равно пойдут. Каждый из этих сигналов по отдельности – комариные укусы, но имеют тенденцию накапливаться в критическую массу. А стукачей начальство всегда очень любит и всячески привечает.

Кроме того существует человеческий фактор, люди , которых заботливо прикармливали и приручали, со временем наглеют и пытаются запрыгнуть на шею.

Но главные враги, это конечно, бухгалтерия и экономисты. Затратная часть растет неизбежно, в геометрической прогрессии, и постоянно закрывать на это глаза не получится.

Итак, подведем итог, в чем ущербность подобного подхода, не смотря на кажущуюся эффективность. Этот человек не руководит производством в полном смысле этого слова, скорее производство руководит им и его командой сотрудников. Он только оперативно и эффективно реагирует на авралы и всякие другие события, и в этом его конек.

Все дело в том, что подобный подход к работе, абсолютно не подразумевает системной работы на предотвращение различных чрезвычайных ситуаций, а если не предпринимать никаких превентивных действий, они будут возникать сами и неизбежно. Все «само по себе» не должно работать ни в коем случае, только ручное управление.

Такая система ведения дел, имеет право на жизнь только в одном случае, если развивать предприятие не планируется. Да, такое бывает, у директора задача выжать его как губку, а как только перестанет приносить прибыль – скинуть подороже и умыть руки с чемоданом денег. А почему нет? Ситуация в нашей жизни совсем не редкая. Тогда шеф с подобным менеджером в паре очень хорошо себя дополнят.

Но, к счастью, далеко не все предприятия такие. Большинство правильные, хотят нормально работать, развиваться и сокращать не нужные затраты. И во главе стоят правильные ребята, которым нужны «правильные» менеджеры, не такие.