Туда и обратно... Часть 2. Обратно

Анастасия Игнашева
 Сёдермальм и ночь на пароме.

     Итак, я оставила Серого на терминале, а сама в одиночестве пустилась бродить по Сёдермальму. Этот район привлекал моё внимание ещё в мой предыдущий визит в Стокгольм.

    Я шла и  шалела от какой-то нереальной реальности этого города. Похожие ощущения я испытывала только в одном месте - в моём родном Петербурге. Где-то, когда-то вычитала у кого-то, что победители рано или поздно начинают подражать побеждённым. Почему? Это для другого разговора тема. Пётр Первый, победив шведов, стал создавать не "Северную Венецию" и не "Новую Голландию". Он попытался создать имперский Стокгольм. правда, не на гранитных скалах, а на болоте. В этот нереальный город я буду возвращаться снова и снова, но жить там я бы не хотела. Просто потому что не могу жить нигде, кроме своего родного Питера, да и вообще - там хорошо, где нас нет.
И снова поймала себя на мысли, что думаю о своей несчастной любви. Это с ним мы должны были бы бродить здесь. А ещё - что мама была, наверное, права - и в нашу славянско-осетинскую родню затесался-таки где-то какой-то викинг. Иначе - откуда такая странная тяга у нас с ней к этим северным скалам, фьордам, до которых мы так и не добрались в этот раз и рослым блондинам? А мужчины там действительно - просто ах! Потомки викингов - они и в Африке потомки викингов.

    Стокгольм - город довольно эклектичный, рядом с сохранившимися в почти первозданном виде и неприкосновенности кварталами старинной застройки соседствуют современные многоэтажки.  Но в Стокгольме отношение к таким вот "деревяшкам" нежно-трепетное. Что бы там ни говорили про глобализацию и утрату корней - это явно не про шведов. В начале каждого исторического квартала установлены стенды с фотографиями и рассказом об этом месте. Жаль, что я по-шведски не понимаю. Кстати, если вы читали трилогию Стига Ларссона "Миллениум" ( я - нет), или смотрели "Девушку с татуировкой дракона", то действие этих книг как раз разворачивается на Сёдермальме. Когда-то Сёдер, - был рабочим районом. И селилась там, в основном, беднота.
Вообще - по всему Стокгольму полным-полно каких-то странных соружений. Вот, например, попался мне какой-то пешеходный мост над улицей, ведущий на крышу какого-то здания на набережной. Что за мост? Что за здание? Так и не поняла и не узнала. Ничего, в следующий раз. Я прошла через небольшой рынок на набережной, перешла через мост и снова затерялась в узких улочках Гамластана. Там играл корильон. Почему-то битловское "Естедей". А возле Королевского дворца народ ждал развода караула. Я не стала. А ещё что обязательно надо сделать в Стокгольме - это попробовать тамошнее мороженое. Оно по вкусу почти как наше советское из детства. Простой рожок стоит 28 крон.
Я дошла до Центральной площади, откуда мы вчера уезжали в Юргорден, там, в "Галерее" был обменник "Форекс" и я поменяла кроны на евро. Денег оставалось в обрез - только на обратную дорогу. Но зато я накупила подарков всем. И даже... ну, вы поняли кому. Хотя изначально не собиралась. Кстати, подарок он принял.

     А потом я оказалась на Вэстерланггаттан. Улочке, сплошь из сувенирных лавчонок и антикварных магазинов. В одном из них оказался русский хозяин, который сразу признал во мне бывшую соотечественницу. Я честно сказала ему, что не смогу ничего у него купить, а посему просто поброжу, как по музею. Он не возражал. И стал смотреть какую-то передачу, где рассказывали про покойного БАБа и последнее интервью с ним. Слушать это было выше моих сил и я, вежливо попрощавшись с хозяином, ушла. И отправилась покупать подарки. Точнее - покупала я их по ходу нашего путешествия постепенно.  И, в соответствии с пожеланиями, я почти всем купила кружки в качестве подарков, а маме - прелестную кофейную чашечку с синим узором, навевающим мысли о Гжели.
А вообще - если вы хотите приобрести дизайнерские шмотки, то за этим добром - милости прошу на Сёдермальм. А для особенных любителей рекомендую магазинчик в Гамластане по адресу: Вэстерланггаттан 35. Магазин-мастерская "Ewa i Walla" специализируется на создании и продаже одежды и украшений по мотивам шведских народных костюмов. Ну да. Зашла я туда. Правда, туда не с моими деньгами ходить. Но зато мне было чем похвастаться. А именно - своим ожерельем из монет - из советских рублей, точнее. В следующий раз, когда я туда поеду, спецом наряжусь в русский костюм. Точнее - в платье-рубаху, сшитое по мотивам русской рубахи-"сенокосницы". Жаль, что фотографировать там нельзя.

    Самая узкая улочка в мире. Её ширина - всего чуть больше полуметра и на ней реально не разойтись двум людям. М-да. Вот в Европе страны маленькие, так у них и улочки узкие. А Россия воооон какая огромная. У нас и улицы широкие даже в старинных городах.
 
     А потом я вернулась на терминал, к терпеливо дожидавшемуся меня Серому...

     Всё-таки - вовремя мы в Стокгольм съездили. Если бы сейчас поехали, на что рассчитывал Серёга изначально - угодили бы в самый центр беспорядков. Хотя на меня, и не только на меня, Стокгольм всегда производил впечатление тихого и благополучного города. Полиции я там почти не видела. Единственная патрульная полицейская машина стояла недалеко от входа в метро Т-Центральная.

      Паром был - та самая "Аморелла", на которой я плавала в прошлом году. Но тогда - в каюте. Кстати, имея возможность сравнивать, я теперь могу сказать, что "Викинг-Лайн", хоть они и дороже себя ценят, нравится мне гораздо больше, чем Силья. Да, палубные билеты нам обошлись столько же, сколько билеты с местами в каютах на Силии, но сама обстановка парома "Аморелла" менее пафосная и более домашняя. Интерьеры в розовато-жёлтых тонах, пушистые ковры, уютные диванчики в холлах. Палуб меньше, чем, например, у тех же "Силии-Симфони", или "Силии Европы" - всего 10.
Серый, впрочем, и тут ухитрился отличиться и прославился на весь паром. Едва мы вошли на борт, как Серёжа тут же завалился в угол, как бомжара какой.
- А ну, встань! - сказала я, - И не позорь страну!
Не встал, гад. Иногда мне хочется с него шкуру спустить. В конце-концов - мало про русских и Россию гадостей говорят?
Вобщем, оставив Серёжу валяться, я ушла на разведку. Нашла камеру хранения для вещей и бесплатные общие туалеты.
Вернулась, чтобы забрать и отнести вещи в камеру хранения - а Серому уже какой-то заграничный хмырь дырявые джинсы подал "на бедность" - не иначе. В которые двух таких, как Серёжа засунуть можно! Вот ведь стыдоба! Аккуратно свернув "подношение" я положила его в уголок. А сама, подняв Серёжу чуть ли не за шкирмань, потащила его вместе с вещами в камеру хранения. Вообще было большое желание, пока он ещё что-нибудь не учудил, там его и оставить, благо двери запирались. Разместив вещи, мы отправились ужинать. Опять же - своими запасами и купив на 2 евро 4 стакана кипятка за 50 евроцентов стакан.
После ужина, посадив Серого на диванчик, я отправилась немного пройтись. Вышла на палубу, где опять обнаружился давешний кипрский дяденька, по ходу, пытавшийся ко мне клеиться. Довольно неуклюже.
- No tuch me! - сказала я.
Отстал. Точнее - перестал руки распускать.
А вообще - публика там весьма колоритная.  Я увидела поразительную по красоте женщину, одетую по моде XIX века в бархатную блузку с кружевами, бархатную тяжёлую юбку на кринолине, роскошные тёмные волосы были распущены по плечам и падали до пояса. В ушах поблёскивали огромные золотые "цыганские" серьги. Женщина держала на руках ребёнка-годоваса, рядом стояли ещё двое постарше. Я это "святое семейство" просто глазами ела. Сфоткать, впрочем, не решилась.
- Турки! - пояснил мне мой случайный знакомый.

      Когда я вернулась к Серёге - вокруг него уже толпилось человек 5 из команды. Охранница из службы безопасности что-то лопотала в рацию. Серый натужно кашлял.
"Блинский блин!" - подумала я, - "Что он опять ухитрился натворить?! Ни на минуту нельзя оставить одного!"
Из диалога, проходившего отчасти на языке жестов, отчасти на осколках английского, я поняла, что их всех встревожил Серёгин кашель. Серый набрал на телефоне, что с ним всё в порядке, я попыталась это объяснить. Потом он написал, что это аллергия и попросил таблетку. Таблетку принесли, но на всякий случай проверили наши документы. Блинский блин! Ещё не хватало, чтобы после этого нас внесли в какие-то "чёрные списки"! "Аморелла" мне нравится.
Кое-как разобравшись со всей этой бодягой, я поведала Серёже, что здесь есть салон для палубных пассажиров с креслами, как в автобусе. И, во избежание, поволокла Серого туда.Народ там собрался простой и непритязательный. Там же обнаружился и кипрский дядя, обрадовавшийся нам, как родным. Он стал настойчиво приглашать меня сесть с ним рядом, но я сделала вид, что не понимаю. Самые простые и непритязательные уже устроились спать прямо на полу, подстелив одеяла и пенки. В конце-концов я тоже так сделала, взяв в рюкзаке спальник. Ну не могу я спать сидя!
Утром мы были в Турку. Турку встретил пренеприятным пронизывающим ветром и дождём. Лето осталось в Стокгольме. Мы собрали манатки и вышли с парома.
- Идём в замок? - риторически спросила я. Серый не слушал. Он сосредоточенно фоткал поезд, стоящий у платформы. В Турку паромный терминал, железнодорожная станция и замок находятся буквально в шаговой доступности. Зверски хотелось спать - я всё-таки не выспалась на пароме, отлежала бока. Кипрский дядя куда-то пропал. Ну и фиг с ним. Так даже лучше. Не тащить же его на самом-то деле в Россию...
- Так мы идём в за... - начала я и не договорила. За железнодорожными путями у тротуара стоял автобус на Хельсинки. Думали мы ровно 3,5 секунды, после чего я двинула к водителю всё с тем же сакраментальным вопросом "Хау мач?"
Билет стоил 31 евро. Денег было в обрез. Если бы мы пошли в замок возвращаться в Хельсинки действительно пришлось бы автостопом. Дождь усилился. Я достала деньги и мы с Серым полезли в салон.
Турку, конечно, классный город, но как-нибудь в другой раз.
В автобусе я опять вырубилась и проснулась только когда мы уже подъезжали к Хельсинки. В Хельсинки конечная у автобуса была возле торгового центра Камппи, почти в центре и в двух шагах от "русского пятака". И мы потопали на пятак. Идеальный вариант был бы уехать с тем же водителем, с которым приехали. Но его автобуса видно не было. Однако, маршрутка нашлась быстро. И места на 20-00 были. Мы заплатили, оставили вещи и пошли пить чай в уже знакомый холл "Президент-отеля". Потом пошли искать обменник. Вернее - мы рассчитывали поменять оставшиеся кроны на евро в "Форексе" на вокзале, но он оказался закрыт. Бесполезно прождав почти час, и чуть не набив морду какой-то отечественной иеговистке - вот стоило уезжать из России, чтобы в Хельсинки(!!!!!!!!!!!!!!!) на них нарваться,- я отправилась искать открытый обменник, велев Серому сидеть на вокзале. Как выяснилось, - 9 мая в Финляндиитоже праздник. Но не День Победы, как у нас, а День Вознесения Христова. Троица по-нашему. Кстати, праздник - наш - мы отметили. И я даже тихонько спела "День Победы". Обменник я нашла на Эспланаде, рядом с Информационным центром. А на обратном пути я встретила магазинных зазывал, раздающих какую-то рекламу. Реклама была уложена в красивые холщовые синие сумочки. Будучи человеком, крайне падким на всякого рода халяву, я ухватила сразу две. Одну я, вернувшись, отдала Серёге, а вторую оставила себе. Кроме рекламного каталога, напечатанного в том числе и по-русски, там обнаружилась очень симпатичная ручка и ремешок для сотового. Всё это, по приезде домой, было немедленно конфисковано Хомкой. Серый сказал, что сумочку и ручку он подарит маме, а на ремешок тут же телефон прицепил. Между тем надо было бы поесть. Денег оставалось совсем в обрез - где-то по 10 евро на брата и мы пошли в "Kamppi", где в подвальном этаже была кафешка со шведским столом и непритязательным названием "I love food" Где как раз на 10 евро можно было налопаться от пуза)
Погода, между тем, окончательно распогодилась. Даже солнце снова стало проглядывать.
Кафешка оказалась с уклоном в восточную кухню. На столах стояли кувшины с водой - запивать непривычные блюда. Зато количество подходов было неограниченным. Чем я и воспользовалась. М-дя... этот кусок пиццы, который я взяла последним, был явно лишний. Так что всю дорогу почти до самой границы я усиленно боролась с подступающей тошнотой. Да мы ещё ехали через Порвоо, а не через Хамину, потому что дорогу ремонтировали. Потом я задремала и пришла в себя только перед самой границей, когда водитель притормозил возле "Шайбы".
Потом была граница, которую мы, не смотря на то, что пришлось проходить досмотр, прошли быстро. Симпатичная дама-таможеница обратила внимание на мои мониста:
- Что везёте? - спросила она.
- Три маленькие бутылочки ликёра по 50 миллилитров из "Дьюти фри" и мои личные вещи. - ответила я, - Да, сувениры ещё.
- А монеты никакие не покупали?
- Это советские - даже обиделась я.
И меня пропустили на Родину.
В Питере были опять ни то, ни сё. В 4-10 утра. Ещё хорошо, что мы долго колесили по городу из-за разведённых мостов, ехать пришлось через Вантовый, чтобы попасть с Правого берега в Центр. И всё равно -  пришлось сидеть почти час на Московском вокзале, ждать, пока метро откроют. Серый поехал к себе, а я к себе. И почти весь день я спала.
Кстати, в следующий раз надо бы ехать не в Хельсинки, а сразу в Турку. Вот там действительно есть что посмотреть.
КОНЕЦ. Кто асилил - молодец, а кто ниасилил - так ему и надо.