09. Личная вера ИЛИ Верьте, во что хотите

Ал Захаров
Как вам кажется - лучше тихо зайти в кофейню или ворваться в нее, громогласно возвещая о себе? Я предпочитаю первый вариант, но кто-то, разумеется, выбирает второй.

Вот и сейчас - я удобно устроился за столиком в предвкушении кофе и только успел включить планшет, как дверь в кофейню распахнулась и раздался крик: "Подите прочь!" Разумеется, головы всех посетителей сразу повернулись в сторону входа. Мужчина в льняном белом пиджаке раздраженно захлопнул за собой дверь и, ворча: "Проходу от них нет... Куда ни приедь, всюду они", занял место неподалеку от меня. Установившаяся было тишина снова заполнилась шумом: обратив внимание на вошедшего, оценив его каждый по-своему, все вернулись к прерванным обсуждениям.

Посетитель же - брюнет с чуть седеющими волосами, в клетчатой рубашке, как оказалось, с коротким рукавом (он повесил пиджак на свободную вешалку), и серых брюках - все ворчал, не приглушая звук: "Дурацкие иеговисты... Знают они имя Бога, как же!.. Сами придумали... Будто кто-то из первосвященников остался с тех времен, чтобы сказать им, как правильно произносить тетраграмму...". Усевшись, он уткнулся в меню. Я, получив свой кофе, уже хотел было приняться за написание заметки, как привычный шум снова был нарушен.

Подошедший к столику официант посмел спросить у мужчины:

- Вы уже выбрали?.. Надеюсь, ваш день складывается удачно...

- Удачно? Я только приехал, - бросил ему посетитель, - и первый человек, который мне встретился, спросил у меня, знаю ли я имя Бога. Хорошенький прием, нечего сказать!..

- Да, их здесь стало многовато, - почему-то улыбнулся официант.

- Меня им не завербовать, - гордо заявил мужчина. - По мне так пусть хоть в кого верят... Мне до их веры дела нет. Это их личное дело. Пускай под свою ответственность хоть в Елдабаофа верят...

- Разве вам все равно, что будет с ними после смерти? - вдруг вырвалось у меня. Официант поднял брови вверх. А новоприбывший только усмехнулся:

- А какое мне должно быть дело до них?

- Жалко...

- Ах, жалко! - он неожиданно ухмыльнулся и, ткнув в меню официанту, сменил столик, подсев ко мне: Уж не любовь ли ко всем проповедуете?

- Мне лично не все равно, что случится с другими людьми... Иначе Христос бы не посылал апостолов на проповедь, а сказал бы им: вы там, конечно, походите, но не слишком усердствуйте, Мне, мол, все равно, что будет со всеми остальными людьми... Это их личное дело, что они во тьме сидят, не надо к ним лезть с проповедями о спасении.

- И был бы прав! - мужчина снова ухмыльнулся. - Меня зовут Ярополк... Родители выбрали имечко, не я... А вас, простите?

Я назвался.

- Послушайте, - принесли капучино, и он, пригубив, продолжил: Люди могут верить хоть в табуретку. Я к ним лезть не намерен, но и они пусть не лезут ко мне. У меня своя вера, личная, а что до их веры – мне по барабану!.. Пусть верят, во что хотят. Главное: я не навязываюсь им, а они - мне. Улавливаете принцип? Помните такой? Если им хочется верить во что-то, если им так удобно - пожалуйста, под личную ответственность, сколько угодно! Это их выбор, в конце концов. Кто я такой, чтобы вмешиваться в их душевные и духовные дела? Мать, отец? Да и родители тоже - чего лезут в душу ребенку? Вырастет - сам определится...

- А если сатанистом станет? От недостатка воспитания...

- Сколько угодно!.. Это его выбор.

- И вы за него не отвечаете?

- До 18 лет отвечаю, а потом...

- А разве не в детском возрасте закладываются основы миропонимания, разве не в детстве закладывается фундамент характера человека, его способностей и его восприятия мира, людей? Если вы в детстве не объяснили ребенку, что хорошо, а что плохо, то что же, в день своего восемнадцатилетия он вдруг прозреет? Сам по себе? То же и с верой. Это часть воспитания, часть духовного воспитания человека. Если мы не дадим маленькому человеку основ хотя бы, не расскажем ему о разных вариантах, о гибельных путях, то он же может погибнуть... Уйти к тем же иеговистам...

- По-вашему это погибнуть. А по мне так нет, и они тоже вряд ли согласятся с вами…

- Да как же так! - я чуть не оторопел. - Стало быть, ребенок может примкнуть к любой секте, к любому учению, к чему бы, куда бы оно ни вело? Хоть к поклонению какому-то придурковатому псевдохристу?

- А почему нет?.. Послушайте, что мы о детях-то говорим! Родная кровь - это еще куда ни шло, но посторонние люди... С чего я их "просвещать"-то буду? Из любви, говорите вы, а с чего я должен испытывать к ним любовь? Еще за Гитлера прикажете молиться? А? Почему за него вы не молитесь? Не любите? Вот и все ваше учение - любовь, любовь... А делом-то покажите, а на деле-то куда ни ткни, всюду враги и развратители. Скоро казачьи патрули введут, будут рекламу купальников рубить, или выставки поджигать... Христианские погромы - как вам это нравится? Мне-то по барабану, я уже сказал, кто как и чего. Выставили распятого Микки Мауса - да пожалуйста! Меня только не трогайте. Если вам так нравится - дело ваше. Сами за себя отвечаете.

- Пофигизм? - не выдержал я.

- Здоровый пофигизм! - поднял палец вверх Ярополк. - Я вас не трогаю, и вы будьте любезны меня не касаться. Не приставайте ко мне с тестом об имени Бога или якобы из Оксфорда. Увольте меня от христианских слезливых проповедей о милосердии и терпении, от исламских "зарежу и сожгу всех врагов". Спасибо, конечно, что заботитесь о моем духовном здоровье, но я, пожалуй, сам по себе буду. Сам себе и врач, и духовник, и бог, если хотите.

- Почему вы считаете, что ваша... личная вера единственно правильна?

- Она единственно правильна для меня, - он покрутил в руке чашку. - Я не настаиваю: хотите, разделяйте мою веру, хотите верьте, что у меня ничего не получится... У какой религии есть доказательства ее истинности, а? Ни у одной нет. И это значит - что христианство, что ислам, и что моя личная вера - всё это рационально недоказуемые веры. В них предлагается верить, но как там, за порогом смерти, по-настоящему никто не знает... Вы вот дадите гарантию мне, что когда я умру, я попаду именно к вашему богу?

- Какого рода гарантию? Вы же... гм... уже умрете...

- Ну скажем, можете ли вы поклясться своими родителями, Родиной, всем святым для вас, что если я приму... христианство, да?.. то...

- Погодите! - я остановил его. - Так даже если вы и примете христианство, то никто не может дать вам гарантии спасения...
 
- У вас что, каждый верит по-своему?

- Нет, но посмертную участь человека определяет Бог. А как Он решил - нам знать не дано...

- Но у вас же есть святые, те, кто гарантированно спасся.

- Это только потому, что мы знаем об их жизни, и Бог нам открыл...

- Так проследите за моей жизнью! Хотите, под отчет буду вам письма писать? А как помру, так и житие составите по моим письмам...

- Я не знаю, будете ли вы искренни в душе...

- Ха!.. Зайдем с другой стороны: по вашей же вере, даже если я верую иначе, то я все равно перед Иисусом предстану, так?

- Так, - кивнул я.

- Я и говорю: то есть вы гарантируете мне с ним встречу в любом случае? Он есть истина?

- Он есть истина, - повторил я.

- А другие религии говорят, что истина у них, - лукаво подмигнул мне Ярополк. - Они говорят: христиане лгут, у нас правда... Так что же - кому верить-то? У кого правда? Может, я после смерти все-таки увижу Аллаха, а не Иисуса? Может, я перерожусь в мотылька, а?.. Другие религии тоже дают гарантии... Кому верить?.. Молчите?.. Вот потому я и отвечаю вам и всем им: я верю в себя, себе, и моя вера есть истинна постольку, поскольку я верю в нее.

- В чем же она состоит? - поинтересовался я.

- Она довольно проста... Несомненно, есть духовный мир. Несомненно, что мир неслучаен. Но у каждой религии в нем есть свой недостаток... Каждая говорит, будто у нее полнота истины, а это не так. Истина непостижима. Религии лишь выхватывают ее кусочки и, ослепленные светом этой частички, думают, будто она и есть целое... Но целое открывается только чисто духовным сущностям, в иных духовных телах. Это целое постижимо лишь постепенно. Здесь, в земном мире, мы в первом классе школы постижения истины. Нам нужна эта материя, это тело, эти физические законы, чтобы из них, как из букв и символов, начать постигать вечное. После смерти тела мы переходим в другое, духовное тело. Кто-то зовет его астральным - не это важно. Важно, что мы должны менять тела дальше, но те новые тела будут уже духовными. Сколько их будет - я не знаю, но важно, что мы будем восходить от части к целому, от постижения одного аспекта к другому, из одного тела в другое. Эта жизнь - лишь старт, лишь начало пути. Кто-то вырывается вперед в духовности, кто-то равнодушен и глуп. Им еще дадут шансы, а может, и оставят вновь в телах, чтобы учиться...

- Но кто, кто даст?..

- Не знаю, - он посмотрел мне в глаза. - Я верю так, а за подробностями нужно обращаться не ко мне. В духовный мир. Я сам только учусь постигать его. Я изучаю религии и узнаю в них частицы истины. Если б главы всех религий поняли, отступились бы от своей "незалежности" и единственности, уникальности... Нет, они борются за правду, которая не здесь и не у них всецело! Нет на земле истины, ни у кого и никогда не будет! Если б они осознали это, то разве б воевали друг с другом?

- Вы хотите, чтобы все люди... искали в себе истину?

- Точно! - воскликнул он. - Прежде всего нужно искать ее в себе. Я сам себя понуждаю к поиску, к развитию... Но никого не учу и не толкаю. Каждый сам должен поверить в свою веру. Каждый сам должен найти ту духовность, которая устраивает его... Ведь "истин" много - частиц настоящей истины много. И у всех разные пути. У каждого свой уникальный путь к постижению целой истины. У меня, у вас... у всех людей на земле. Не надо тупо держаться за какое-то учение... Догматы... - он фыркнул. - Будто кто-то может их проверить... Зато из-за них сколько споров!.. Ну вот скажите, какая разница, от Отца и Сына или только от Отца исходит Святой Дух?

- Разница есть...

- Ну и что? - он прервал меня. - Мне-то от этого ни жарко, ни холодно. Ну так или так исходит - и что? Только бумагу марать да глотки драть... Упорство, применение которому можно найти получше. Бороды готовы друг другу выдрать... Из-за чего?.. И из-за такой малости великая вражда!.. Посмотрите на себя, из-за какой-то йоты устроили Вселенский собор. Мало ли как назвать "подобосущный" или "единосущный"...

- Разница велика! - не сдержался я. - Иисус - Бог или только лишь человек - это большая разница!

- У буддистов бога нет, и что?.. Армянская церковь - монофизиты, и что? Наплодили разногласий, споров и препирательств - и еще смеете говорить "Единая Соборная Апостольская Церковь"! Ну да ну да... Единая, конечно...

Видимо, выражение моего лица ему не очень понравилось, и он быстро сменил тему:

- Главное: позволить человеку самому разбираться и выбирать веру...

- А если он выберет ложную веру, он погибнет...

- Так нет ложной веры, - он развел руками. - Есть просто разные пути: иеговисты считают, что так, я считаю иначе, вы - по-своему... Так пожалуйста! Идите своим путем, кто вам мешает? И не буду я вразумлять грешника, не буду отвращать его - или как там у вас? - от пути его...

- Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов, - процитировал я. - Послание Иакова.

- Вот вот! А он меня об этом просил, этот грешник? Может, он праведнее меня в своем роде, по своей вере? Да и с какой стати я буду лезть в его веру?

- Неужели вы не хотите помочь людям?

- Спросят - помогу, точнее расскажу, как я верю, и предложу поверить самостоятельно...

- Есть много людей, которым нужно готовое учение, которые могут принимать, но не строить собственные теории...

- Простые люди... Как мило!.. Это вся ваша паства, наверно?.. Пусть выбирает ту веру, тот путь, который ему кажется удобнее...

- Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их...

- Евангелие?.. Вы что, всех так бомбардируете цитатами?

- Мне показалось, что это будет уместным... Потому что вы полагаете, что всякий путь ведет к истине, к правде... Но что, жертвоприношение младенцев - тоже путь к истине?

- Всё может быть... Кружные бывают пути...

- Не заплутал ли в таком случае человек? Где наставник, где карты, где указатели к правде?.. Сатанизм что, тоже путь к правде? Может быть, и ритуальные убийства - это тоже верный путь?

- В земной жизни всё кажется иначе, чем будет казаться потом, по смерти... В другом теле вы поймете, что так было нужно... В конце концов не ваш ли бог тоже такими же кружными путями вел Моисея и иже с ним, не так ли вел весь Израиль, не так ли говорил: мои пути не ваши пути, а? Дескать, мне лучше знать, разбивать ли вам младенцев о камень, или истреблять просто потому, что нужно освободить территорию, тысячи женщин и детей? Тоже ведь высказался в таком духе: после поймете, сейчас же видите только через тусклое стекло...

- Так было нужно...

- Так и сатанизм тоже нужен! - он чуть не ударил по столу, но не крича, а скрипнув зубами и зло глядя на меня. - Всё нужно и верно, что несет духовность. Это вы только предупреждаете: там дурная духовность, там не то, там зло... Много ль вы знаете! А ну как вы верите в ложь? А ну как - нет после смерти Иисуса? А ну как - за буддистами правда?

- Я верю иначе...

- Ах верите! Значит тоже, как и я! Вы верите в свое, а я - в свое. Ваши утверждения ничем не подкреплены...

- Опыт Церкви...

- Да ну? А ваш личный опыт, а ваша личная вера?

- Она тоже подтверждает христианскую...

- А моя не подтверждает! А у мусульманина тоже не подтверждает... Мы все, выходит, не то чувствуем... И живем не так... Уж простите нас!

Я с трудом сдерживался, чтобы не нагрубить ему. Посетители потихоньку уже выходили из кофейни. Официант, заслышав последние наши речи, двинулся было к нашему столику, однако Ярополк, очевидно, всё поняв, встал и, не сказав больше ни слова, вышел, захватив с собой пиджак. На столике остались брошенными смятые купюры.

- Малоприятный тип, - посетовал официант, убирая чашки. – Так громко кричал…

- Кто ж о своей вере не кричит, - чуть улыбнулся я. С трудом, но выдавил из себя улыбку. – Он один всё узнал и понял, а мы все дураки, держимся за догматы, упорствуем, спорим, миссионерствуем зачем-то… По его же словам не нужно нести Слово людям, не нужно просвещать, не нужно стоять в вере. Надо просто отдаться течению и плыть по нему. Как хочешь – так и верь. Хоть в Бога, хоть в черта… Всё одно. И секты тоже ведут духовным путем. Зачем бороться с ними? Все мы глупы… Один он умен.

- Понимаю вашу иронию, - официант удалился.

Я же углубился в планшет и записал: «Отдельные люди думают, что они умнее всех, просвещеннее и духовнее. Им-то, конечно, открыта истина, остальным же нужно только внимать их словам. Правда, встречаются “скромные” люди, которые не излагают свое учение в книгах и устно, но верят сами по себе, сами в себе… Сколько таких?.. Многие, быть может, даже не понимают, во что они верят, но они – одиночки в вере, у них у каждого свое видение, свое мировоззрение и своя духовность… Значит ли это, что они правы, что всё равно – как и в кого верить, главное другим не мешать?.. Значит ли это, что истина – проста и состоит в том, чтобы каждому дать по его вере: каждому – свою духовность?.. Маньяку – свою, поэту – свою, мстителю – свою… И все эти правды, как выясняется, ведут к одной вершине. Но не отличны ли их цели, не отличны ли их установки, не различны ли их представления, не противоположны ли их воззрения? Как совместить несовместимое, как увязать нелогичное, как могут быть связаны антонимы?.. Ведь сатанизм не может ужиться с христианством. Но это тоже “духовность”, это тоже путь к истине… И нам предлагается поверить, что всё когда-то разрешится – там, в неведомом и неясном духовном мире… Где, кажется, нас никто не ждет…».