Екатерина Гата. Душа-лилия

Аэлло
                "Грудь из камня, в душах - лилий цвет"
                Раду Джир
                (перевод с румынского Боровикова)

Екатерина – Тити –  Гата родилась в Сибиу в 1924-ом году. Окончив школу в родном городе, она переезжает с матерью и братом в столицу. В Бухаресте, с 1937-ого года, Катерина активно посещает Кооператив Легионеров на улице Гутенберга. Девушку в ученическом халате часто можно было видеть в буфете ресторана легионеров, где она работала под руководством  Корнелии Новак из Коммерческого Батальона.  Там они вместе пекли печения и булки. Одновременно, Гата вступает в четэцую «Екатерина Теодорою» (ячейка женщин-легионеров), под командованием главы Общенациональной Четэцуи – Николеты Николеску. Тити отличалась незаурядной внешностью: атлетическое сложение, гордая осанка, светлые волосы, правильный овал лица и зелёные глаза. Очень шла ей любимая белая блузка с народной вышивкой на груди. Не удивительно, что претендентов на руку девушки было хоть отбавляй. Но замуж Екатерина так и не вышла, оставаясь верной своей давней мечте о монашестве.

 
В 1938-ом году Кароль Второй устанавливает режим диктатуры и начинает преследование легионеров, бросая в тюрьмы и убивая десятки лидеров Движения.В этой ситуации создаётся серия концентрационных лагерей в монастырях Тисмана, Драгомирна, Сузана, Садаклия и в военных частях – Васлуй, Мьеркуря Чук. Ключевую роль во всем этом сыграл Патриарх Мирон Кристя, исполняющий обязанности премьер-министра. Именно он закрывает монастыри , останавливая их церковную жизнь. Так пастырь Румынской Православной Церкви (а именно он обещал в 1918 году проломить голову первому румынскому солдату, который посмеет перейти Карпаты для освобождения Трансильвании) начал преследование христиан задолго до коммунистов. Екатерину Гата арестовывают в декабре 1938-ого года и заключают в концлагерь Садаклия (Бессарабия) вместе с другими известными женщинами, среди которых была и княжна Иоана Кантакузино. Лагерь был организован в монастыре, а место монахов заняли заключенные. Атмосфера там царила, мягко говоря, не радостная:  колючая проволока, суровая стража, существование впроголодь  (узниц кормили одной варёной свёклой). Ночной сон делали почти невозможным постоянные завывания сирены и частая смена караула, происходившая чуть не каждые пять минут.  Заключенным запрещалось даже входить в монастырскую церковь.В Садаклии содержались женщины, которых режим хотел заставить отречься от Движения Легионеров и примкнуть к организациям, созданным королем. Но ни одна из них не желала платить эту позорную цену за свою свободу. "Никакого компромисса!" - часто слышали на допросах королевские  следователи. Весной 1940-года  все мужественные узницы были освобождены.


В начале правления легионеров Екатерина возвращается в Бухарест. Там она записывается на университетские курсы и активно включается в организацию легионерских ячеек, становясь одним из лидеров женщин-легионеров. Казалось бы, всё начинает налаживаться. Однако новая волна террора, поднявшаяся после захвата власти в стране генералом Антонеску,  тяжело обрушивается не только на судьбу Гата, но и на жизни всех тех, кто был связан с Легионом. Отчаянная девушка два раза переходила границу, помогая товарищам, находящимся за пределами Румынии, но во время третьего рейда была задержана. Причиной неудачи стал наёмный проводник, который попытался изнасиловать  Екатерину. Тити сопротивлялась как могла и во время борьбы была ранена ножом насильника. На её крик прибежали пограничники, тут же арестовавшие и её, и горе-проводника.


Екатерина Гата очень любила историю и каждый день ходила в Центральную Университетскую Библиотеку, где часами сидела за книгами. С 24 по 27 августа 1944 года немцы нещадно бомбили Бухарест. Досталось и Университетской Библиотеке: она была серьёзно повреждена бомбёжкой, в здании начался пожар. Тут и пригодились замечательные организаторские способности нашей героини: под предводительством Тити люди, не щадя себя, спасали из огня книги. И ведь большую часть библиотечного фонда им удалось спасти!


Советчик и духовным пастырем Екатерины был отец Арсение Бока, который служил тогда в Сымбэта де Сус, в монастыре Брынковяну. Тити часто ходила к нему за наставлениями. Как мы уже говорили в начале, многие предлагали ей руку и сердце, но она неизменно отказывала, с детства мечтая стать монахиней.  Ради этого Екатерина и сохраняла свою девичью чистоту. Арсение дал ей благословение совершить постриг "как только всё встанет на свои места". Мог ли он знать, чем закончится эта коротенькая яркая жизнь...
 

В годы войны глава Четецуи Мариета Йордаке передала свои полномочия Екатерине Гата. Сама же удалилась в монастырь Владимирешть, приняв в монашестве имя Михаела. Уже в мирное время, не убоявшись гнева коммунистов, ставших хозяевами Румынии,  Тити мобилизовала  своих девушек на помощь в постройке келий во Владимирешти. Тити, как и положено командиру, первой начинала  работу и заканчивала её последней, относясь к соратницам с пониманием. Едва заметив, что одна из «сестриц» устала, она тут же сменяла её.  Так, почти без отдыха,Екатерина трудилась в течении трех дней и ночей. С утра девушки месили глину, потом закладывали её в формы для кирпичей и оставляли сушиться. Во время утреней службы они продолжали работать, произнося сердечную молитву: “Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!” После короткого обеденного перерыва  работа продолжалась до самого вечера. Тяжелая жаркая работа, похожая на бой, после которой у молодых женщин чудом ещё оставались силы допоздна засиживаться за сердечной беседой.


В 1948-ом году Екатерина задумывает снова перейти границу. На этот раз её арестовывают в Библиотеке агенты госбезопасности. В сумочке у девушки было всё необходимое для перехода через границу, в том числе и паспорт. Она намеренно оставила её в читальном зале, но один незадачливый студент подумал, что сумочка случайно забыта хозяйкой. Он догнал Тити  и отдал ей «пропажу» на глазах у сотрудников Секуритате.  Так в руках у спецслужб оказались все улики, свидетельствующие  о неудавшейся попытке Гата бежать за рубеж.

 
Тити поместили в тюрьму Малмезон. Поскольку дело касалось главы Четэцуй, в расследовании принимала участие лично Анна Паукер (фактический лидер румынской Компартии). Партийная бонза попыталась убедить Екатерину отречься от Легионерского Движения, обещая взамен свободу, после чего Гата плюнула ей в лицо.Этот плевок оказался роковым - после 8 дней истязаний девушку убили. Палачом стал майор Василе Булз. Он связал её, избил, изуродовал грудь плоскогубцами, изнасиловал, а потом всунул ей железный прут во влагалище, после чего она скончалась. 9-го апреля 1949-го года для опознания был вызван брат Екатерины (бывший фронтовик). Ему показали сестру, повешенную в камере на собственном поясе. Увидев обезображенный труп, он убежал, охваченный ужасом. Больше никто о нем не слышал. Мать искала свою дочь много дней, но так и не нашла. В конце концов, она узнала о её гибели и захотела найти тело или могилу. Всё было напрасно: Екатерину (Тити) Гата либо похоронили в общей могиле, либо сожгли в крематории.



настоящий текст является литературной обработкой румынского оригинала