Эра забвения Предисловие

Алексей Жуковский
Предисловие


Любая книга, претендующая на фундаментальность, начинается обычно словами о том, что пришло наконец-то время сказать правду человечеству и открыть ему глаза на те грехи и ужасы, которые оно совершает по неразумению своему. И в этом нет ничего особенного, потому что, согласитесь, всегда чувствуется именно нехватка фундаментальных трудов, где уделяется внимание не практическим достигнутым результатам исследований, а самому человеческому уму, - его достижениям и промахам. Исследования могут быть точными и правдивыми, а вот то как мы их воспринимаем, - ошибочными. Никогда еще правда не была приятной для слуха льстеца и псевдоученого, политика и служителя веры, погрязших в мирских играх и забывших о том, что правда – это не справедливость от мира сего. Правда – это откровение, которое большинству доступно лишь в последний миг, когда тяжесть смерти закрывает глаза и душит все посюстороннее. Правда – это то, что существует независимо от нас. Её можно отбросить при жизни.- Большинство не заметит: слишком тяжело и обременительно тащить на себе груз правды, когда другие довольствуются мелочной справедливостью.

Но о правде начинают говорить именно тогда, когда иссякли силы разума и человечество тонет в бесконечном критицизме, основанном на нескончаемых фактах несоответствия. Разум не может свести воедино разрозненный фактический материал, а потому стремится подобрать под факты поле рассуждения. Не разум владеет ситуацией, а практика с её бессмыленными очевидностями довлеет над человеческими головами. Человек начинает жить в мире теней, где не сам человек рассматривается как творец, а его тень, то есть факт человеческого присутствия на земле. Тень правит миром.

Люди думающие давно бьют в набат; во всех частях света говорят одно и тоже: надо что-то делать. Но часто их мнение зависит от мелких интересов, сдобренных гордостью и тщестлавием. Человек европейский будет считать себя умнее всех, человек восточный скажет о вере, другие тоже найдут что сказать. Поразительно, что когда читаешь историю средневекового Запада, представленную как мировую историю, то поражаешься той мелочности событий и местечковости происходящего, хотя западные историки усматривают в этом какое-то величие. Если взгляним на Восток времен Монголов и Тимура, то вряд ли там найдется место для европейской деревни.

Сейчас побеждает тот, кто накопил больше фактов и смог объяснить их в свою пользу. Естественнонаучный способ мыслить проник в мозг людей и заразил их новой невиданной болезнью, от которой-то и лекарства на сегодняшний момент нету. Социология заменила собой мысль человеческую. Она даже проникла в философию – исконное место страждущего ума – и заставила её исходит из данного наследства, а не из самой себя. Философы превратились в учёных, хотя таковыми по правде никогда быть не могли. Современные философы пишут о философах, а не занимаются самой философией, то есть не мудрствуют. Они молчат. Вместо них говорят исторические авторитеты: вымышленные или давно умершие.

Пришло время говорить о правде или хотя бы попытаться.