КАК я поПАл на Озерр ТабанлЫ-Кёль ТуманлЫ-Гёль в К

Крыленко Владимир
На ФОТО (Автора):
СЛЕВа - гора Чотча - вид из долины ГоначхИр (сторона немцев).
СПРАВа - гора Чотча и участок хребта - над озером ТуманлЫк-Кёль
(в реки долине ГоначхИр).

ТУТ поГИб мой брат: Крыленко-Никанков Александр Алексеевич:
           1942 17 декабря Чотча
А могИла МОЯ - горА ЖУТКая ЧОтча - и бесспОрно, и ТОЧНО!
http://proza.ru/2011/12/17/1671

МОЁ ТуманлЫ-Кёль Озеро! ТубанлЫ-Кёль МОЙ!
  КАК я поПАл на озерцО ТабанлЫ-Кёль = ТуманлЫ-Гёль

        1. 1959-тый ГОД

Я не бужу излагАть пред-исТОРию, а скаЖУ КОРотко:
1Мысль об этом походе появилась у меня в январе 1959 на практике в г.Жданове,
где в библиотечке общежитий коксо-хим-завода я посмотрел всё, что нашёл в БСЭ.
А в феврале 1959 я купил в Сталино карту 2км в 1см <<Туристический маршрут
"Теберда-Сухуми по Военно-Сухумской дороге">>. И эта карта решила вопрос
"Куда и как?".
       Я с-агитировал попутчиков - студентов нашей группы ХТ16А:
Наталенко Андрей Ив, Пластун Антон Антонович, Гуржий Николай Иванович.
Выходим из нашего военного поезда (после военных сборов 1959) на станции
МинВоды и "понеслась душа в рай!"
    После получения диплома инженера-технолога я побыл неделю в Кадиевке,
где моя Мама купила мне за 60 рублей (деньги моИ!) рюкзак
(до этого мне не довелось видеть "живОй" рюкзак даже на картИнке!),
купила мне синий байковый лыжный костюм, в котором я был одет и ходил ПОЗЖе -
и по Тянь-Шаню в 1960). сшила на <Зингере> мне простыню 2,5Х2м из крепкой
парусины (в неё можно укутываться и закрываться от ветра). Она служила мне
до 1974, пока её не попросили соседи (Тригубы) и не вернули.

      Но никто из моих "попутчиков" не подготовился к походу
(веские причины нашли!). И мне пришлось идти самому...

      В 21 час 27 июня 1959 я распрощался со своими однокурсниками ДИИ
(с очень многими - навсегда - я их больше не видел никогда) и вылез из ... -
товарного вагона (НАС воЗИли ТОЛЬКо в товарных коРОвьих вагонах!)
нашего военного поезда на станции МинВоды, "покунял-подремал" там
до утра и в 4 часа сел в электро-поезд (впервые в моей жизни!),
а когда на остановке Беш-Тау поезд уже тронулся, я решил сойти,
но поезд так быстро набрал скорость, что я чудом удержался
на четвереньках - так меня дёрнуло вперёд. Я без эксцессов
поднялся (еле перейдя осыпь шириной 30м, где большие
(1м и более) глыбы бештаунита ПОДЛо скользили подо мной
вниз, едва я на них становился) на БешТау ("1500м), увидел
Эльбрус, спустился в уютный зелёный городок ЖелезноВодск,
доехал до Кисловодска, там над городом переспал ночь
под скальным карнизом (у прогулочной тропы "терренкур").
С раннего утра (меня чуть свет разбудили прогульщики) 29 июня
я прошёл по Кисловодску (я после Крыма особого восторга тут
не ощутил, особенно от неуютного, недавно заполненного мутной
водой "комсомольского озера"), автобусом (долго ждал это редкое
в те годы явление) доехал до ЗАмка "Коварства и Любви"
(там неплохо и неДОРого покушал в ресторане), часа два шёл
по его не очень уютному ущелью, еле вылез из этого ущелья
с отвесными скалами по всему верху его бортов (раздавив
при этом компас, после чего никогда больше не брал с собой
компаса). Наверху были необжитые, абсолютно безлесные
(ни кустика!) холмы. Я переспал под карнизом в единственном
(на всём моём пути до Усть-ДЖегуты) красивом ущельице с пышными
тоавами, где меня обожгло борщевником, о чём я узнал на другой
день, обнаружив на животе щиплющие и уже содранные волдыри -
потом там годами были коричневые шрамы. 30 июня я до вечера
шёл (а км 15 меня подвезли на грузовике два парня-черкеса,
недавно возвращённые из высылки 1944 года) через необжитые,
голые (без единого кустика или деревца) некрасивые горы и долины,
В 10 км до Усть-ДжегутЫ я переночевал в глиняном гроте (копанке)
на склоне холма (при этом простудившись). Выше Усть-Джегуты я ждал
часа три попутного грузовика (поглядывая на безжизненные скалы
на западном берегу мутной Кубани в валунной пойме). Он довёз меня
до Клухори-Карачаевска (не особо красив, хотя в узкой лесистой долине),
а его водитель-парень показал мне мощный родник-фонтан вкусного нарзана
(вкуснее, чем в Кисловодске!) у самой дороги. На автобусе я доехал
до Теберды, где в киоске купил 2 пачки хрустящих хлебцов, сгущёного
молока и тушеной свинины, а уже в сумерках милая, уставшая женщина
у себя во дворе без разговоров выписала мне по моему студ-билету
пропуск на Домбайскую Поляну (по Её предложению).
     Я переспал за толстой сосной (в 50м над дорогой), страдая
от простудных болей во всём теле, и на рассвете 1 июля пошёл
по асфаоьту автодороги вдоль мощного голубого потока Теберды
(на привале я окунулся в холодную воду, держась за свисающую
к воде ветку берёзы). Потом на привале я переплыл озерцО Туманлы-кёль,
поТРОГал воду, струЯщуюся со склОна прямо в озерцО, - вода тёплая,
прозрачная, тёплЕе, чем озерцЕ, где тоже тёплая, прозрачная,  но меня
удивило, что всё дно в пределах видимости - сплошь покрыто консервными
банками, ощерившимися зубцами торчащих крышек).
    Потом я переночевал (укутавшись в ТУ простыню 2,5Х2м из парусины)
в долине на виду Северного Приюта, а утром 2 июля по серпантинам (по дороге
идтИ удОбнеее и виды красивее, чем с тропы по крутому желобу) старой
(местами размытой или засыпанной обломками) Военно-Сухумской дороги вышел
к сплошь покрытому льдом озерцу (а на проталинах берега цвели жёлтые цветочки
и проклюнулись зеленью распускающиеся почки на лозинке, воткнутой в мокрую
почву). По тающему снегу-фирну (в одних парусовых туфлях на микропоре
(за 39 рублей) и в узких плавках на завязочках сбоку) я вышел на перевал
Клухор, где столкнул с отвесов несколько еле держащихся камней
(они подолгу грохотали внизу), и по пологому сплошному снегу-фирну
пошёл вниз. В конце снежника (км 3 от перевала) меня остановил инструктор
туристов (а пожилой проводник с осликом помалкивали, ожидая его) и потребовал
у меня маршрутную книжку. Я не знал, что это такое, и показал новую туристскую
схему "По Военно-Сухумской дороге", купленную в феврале 1959 в Сталино
и решившую вопрос, как мне идти от Минвод к морю. Он сказал, что это не то,
и они пошли вверх к перевалу, а я - вниз. Перейдя по нескольким снежным
мостам бурный поток Гвандры, я вышел в зелёную долину с высокими травами
среди обломков скал, а на западе в тёмно-фио-летовое небо уходили непостижимо
величественные отвесы скал ГКХ. А я уже видел эти обрывы на рисунке "Поймал
кондора в Андах" в журнале "Вокруг Света" за 1928г. Московского издания.
И тут среди стада коров и овец меня остановил мужик местной породы:
" - АстанавЫсь! Ты пачымУ бэз штанов! АдЭнь штаны - так нэлзА хадЫть!"
Я ему: " - А вэсь луг абасрАть мОжна!?", -
обведя рукой вокруг и одновременно натянув штаны.
Он мне: "- ПакажЫ дакумЭнт!"
Я ему показал студенческий билет с моей фоткой.
"- Эта - нэ дакумЭнт!"
Я ему: "- Для меня, для милиции и заповедника - Эта - дакумЭнт!"
и показал пропуск, где стоЯла печать заповедника Теберда и запись:
"Выдан по студ-билету №..."
Самозванному стражу границ, пастырю баранов и коров - НЕчего было возразить -
и я пошёл дальше, - минуя стоянку с печкой и женщинами.
Началась грунтовая дорога, внизу справа среди высоченных пихт -
шумела Гвандра, в вечереющем небе высились грандиозные отвесы скал.
А я никак не мог найти клочка земли, чтоб лечь переспать -
всё пригодное для лёжки было отгорожено от дороги бревенчатыми заборами.
А у меня -сверх-болвАна - соображАя - не хватАло,
чтоб переЛЕзть через поперЕчины и улечься в уже высокой кукурузе.
Уже за мостом через СакЕни - левый приток ГВАНдры
(в конце 1940-х мне на-слух часто попадал непрочитвнный мною роман
Георгия Гулиа "Весна в Сакени") - я наОщупь в сумраке заполз под пихту
у дорОги и там улёгся спать.
     А утром меня подобрал (шофёр сам остановил) грузовик -
с прицепом, где лежали три длинных толстых бревна: два внизу и одно сверху:
"- ЗалэзАй навЭрх и садЫсь вэрхОм!"
По пути он подобрал ещё местную троицу: дамочку и двух мужичков, -
один даже с ПАПкой под мышкой, - как у нашего Вити Кононенко.
Мы все уселись гуськом-верхом на бревне и так ехали, пока я не попросил
высадить меня перед морем (запросИл шофёр - чутОк рубликов).
А БагАтские скалы мы прошли ПЕши и снова залезли на своё бревно:
Там дорога на узком (я видел сам, как одно колесо из задней левой
двойни висело над пустотой, когда наш лесовоз тихо полз по полке
карнИза) карнизу, нависающему на высоте 400 метров над шумящей внизу Кодори.
Тут в 10 часов ночи 27 июня 1986 (в ночь 20-летия) чуть не улетела вниз -
с карнИзаа - моя старшая доча Лена, ступив на шаг за обочину, чтоб пописять,
но ЕЁ успела ухватить и удержать за шиворот свитера - ЕЁ попутчица по тур-походу.
А в "1992-м ТУТ проШЛИ ТАНКовые боИ - среДИ и МЕЖ своИх...
    А я - ТОГДА - в 1959-том - переночевал в кукурузе
на холмике и утром пришёл в Сухуми.
    На всём пути от Теберды до Сухуми я не заметил Явных опасностей
для меня и без происшествий и напрУги прошёл этот участок
(незаметно для себя избавившись от простуды, приХВАЧенной перед Усть-ДжегутОй).
    А САМое интересное в Этом пуТИ - менЯ ожиДАЛо впередИ!
 
       ***********

        2. 1972-й ГОД

В начале августа 1972 я со Славиком (2,5 года) был у моей Мамы, там простудился
(утром рано, пока роса, прививал малиновые сливы на поросль наших слив-угорок).
А когда приехал в Донецк, у меня першило в горле, но я хотел пить и выпил холод-
ной газ-воды из автомата. А я был в отпуске, Тома - на больничном (её 16 мая
1972 сбила машина), все детки - с Томой в Бердянске. И я с Лёней Поляковым
(мужем Томиной сокурсницы Светы) поехали на Кавказ. В Теберде (<Тейри берди> -
божий дар по-карачаевски) нам выписали пропуск на посещение урочища "Нарзаны
Джемагата" (4 км от Теберды). Там мне ничего особого не запоинилось, креме того,
что Лёня мне сказал: "- Смотри - змея под деревом, а мы не видишь! Ты очень
невнимательный! Нельзя быть таким невнимательным!" Я промолчал - я б и рад был
быть повнимательнее, да как этого достигнуть с моим зрением!? Мы без задержки
пошли вверх вдоль ручья по пологой, маркированой тропе, переночевали в Лёниной
палатке, спокойно прошли очень пологий подъём и спуск перевала Назалы-Кол, там
угощали хлебом и яблоками и фотографировали стадо туров. Мне очень понравилась
долина Уллу-Муруджу (ясный лес, прозрачные ручьи, мшистые глыбы и стволы). На
всём пути НЕТ опасности срыва и падения с высоты. Да и опасных бродов тоже. За
день мы не видели ни одного человека. На дороге в устье Уллу-Муруджу мы сели в
автобус и через полчаса были в Доибае, откуда без задержек (у нас же не было
пропуска туда!) по тропе пошли к Чучхурскому водопаду. Его вид так-себе - на
любителя! Зато тропа в обход водопада очень крутая, скользская и опасная. Выше -
пологий обход (по тропе) ледника и выход на перевал Чучхур. Там, сидя на тёплом
гравии, мы поели, поглядели на зубчатую пилу острых вершин. Было пасмурно, но не
холодно, я в штормовке, но без штанов. В полу-километре от перевала мы подошли
к группе из 6 озабоченных людей. 2 молодые (до 40) пары (1 из Владимира, 1 из
Германии) и 1 пожилая (её 65, ему 70) из Германии обедали тут, дама-65 отошла в
сторонку "по-мини", на ровном месте на гравии поехал в сторону кед, она оперлась
на руку, а она сломалась выше кисти, да ещё со смещением (там распухло и посине-
ло), ей очень больно, она не может идти, они не знают, что делать. А я недавно
прочёл о таком и сказал им, и мы за 10 минут ВСЁ сделали. У них нашлись таблетки
цитрамона (ей дали 3), банка сгущёного молока с кофе (ей разбавили водой и дали
выпить), я с Лёней (он же биолог-полу-медик, готовит диссерт по лимфо-системе!)
нашли пару щепок, обмотали её руку бинтом, приложили эти щепки-шины и поверх
тоже обмотали бинтом. Её дочь и зять связались с ней (её посередине) верёвкой и
так пошли (сильная боль у неё притихла!). А я положил её рюкзак поверх моего и
пошёл, придерживая его одной рукой, а другой держа ледоруб и равновесие. Плохо
мне было на спуске по скалам (чуть не сорвался!), да и так не очень приятно -
ведь у меня 9 месяцев назад (в ноябре 1971) был первый (но далеко не последний!)
ИНФАРКТ! Но всё кончилось хорошо - мы без проблем спустились в долину Буу-Улькен
(олень убит), а там уже пол-км до асфальта. И все эти 5 часов её муженёк-70 не
обрашал на нас (да и на неё тоже!) никакого внимания. Она невысокая, средне-
сбитая бабёнка "славянского типа". Он - белоснежно (как я!) седой, высокий,
худощавый, сутуловатый, "арийского типа". Точно - явился сюда, на места боевой
и трудовой славы, на празднование 30-летнего юбилея ИХних победных боёв августа
1942-го, когда эти арии убили несметное число НАШИХ (в том числе и моего брата
Александра). А теперь помалкивает, скромно потупив "долу" свой орлиный носище!
Они уехали в Теберду, А мы даже кисель себе не не смогли вскипятить - накрапывал
дождец, сгущался сумрак, всё мокрое, дров нет, пилы нет (я по-дурости не взял!),
Лёнин топорик только тюкает, а не рубит. Так мы разбавили порошок киселя тёплень-
кой водицей, "поели-попили и спать положились!"

А Ясным Утром вышли в широкую долину
Гоначхира, искупались в озерцЕ Туманлы-кёль (вода тёплая,
прозрачная, но УЖЕ НЕТу на дне ни едимой консервной банки,
как это было в 1959-том!
    Я сфотнул приВЕДенный ВЫШе ВИД:
озерцО Туманлы-кёль на ФОНе "пиЛЫ" ЗУБчатых верШИН ГКХ!
     Сразу же за озерцЕм - у САМой дорОги - большОй
(метров 50 в длинУ и 10 в ширинУ) КУСТ малины.
Мы долго Ели и собирали малину в ЛЁнину флягу-2литра.
За ВЕСЬ день в долине Гоначхира МЫ увидели только одного человека! -
И Это - в разГАР ЛЕТнего сеЗОНа!
И МЫ решили не идти СЁ-дня к Северному Приюту,
а переночевать ТУТ - вблиЗИ озерцА Туманлы-кёль -
в широкой долине, на виду Северного Приюта.
Мы поставили палатку на пышной траве,
а костёр (насобирали былья) устроили на большом плоском камне -
в 50 м от нас мужичок коптИл на костре - целую тушу серны!
Так что и нам можно ЖЕЧЬ костёр, хоть мы и без серны!
Мы с ним - копТОм - поговорили:
он оказался Егерем-охрАнником Заповедника,
к нам претензий не ВЫсказал.
А Ясным Утром МЫ двинулись к Северному Приюту и далее -
к перевалу КлухОр и в Абхазию...
   Но Лёня не захотел идти по серпантинам (по дороге удобнеее идти
и виды красивее, чем с тропы по крутому желобу) и мы поползли
на четвереньках по крутой тропе по дну желоба, обливаясь ПОТом
и ничего не видя вокруг, пока не доползли до старой (местами
размытой или засыпанной обломками) Военно-Сухумской дороги.
Да, тут неизмеримо легче и приятнее идти, чем по крутому
желобу ползти на четвереньках, ничего не видя вокруг.
А по серпантинам, по дороге удобнее идти и виды красивейшие,
особенно на скальные громады Чотчи и Буу-Улькена. На озерце
под перевалом льда не было - стаял. По камням, а не по снегу
(как в 1959-м) мы вышли на перевал Клухор и сразу вниз
по пологому сплошному камню (а не снегу, как в 1959-м).
И никто нас ме встретил и не остановил, как в 1959-м!
И не потребовал: "- ПакажЫ дакумЭнт!", как в 1959-м!
ЗатО началась грунтовая дорога, внизу справа между высочЕнных пихт -
шумела Гвандра, над НЕю ВЫсились в ТЁМНо-фиоЛЕтовое НЕБо -
непостижИмо грандиОЗнейшие СКАЛы,
и ТУТ - МЫ (а НЕ НАС!) встретили:
1. У дороги валЯлась раздУвшаяся дохлая лошадь,
2. а возле НЕЁ - ДВОе ребЯт из ЛугАнска -
толКАЛи мотоцикл в сторону перевала.
    И дальше - в уже вечерЕющем НЕбе продолжАли ВЫситься
громАды-отвЕсы ухоДЯЩих в НЕБо скал, -
как и в 1959-м!
       СпустИлся СУмрак, - я УЖЕ НЕ ВИЖу, НЕ моГУ идтИ,
прошу Лёню стать ночеВАть, но он мне:
"- Нет, я пойду до Южного Приюта!" И ЛЁНя ушёл сам,
оставив меня под дождём без палатки, без накидки, без едЫ, без малИны!
А через год он "со товарищи-доценты ДПИ" поступят ещё более ПОдло,
бросив нас (меня с моей женой и тремя малыми
(8-ми, 7-ми и 3 лет) детьми) в горах под перевалом Умпырь и уйдя...
Ну, а ТУТ - под КлухОром - я расстелил своё байковое одеяльце,
им же укрылся прямо в шаге от дороги, под чахленьким кустиком.
Моросил лёгкий, тёплый дождик, я почти не намок,
холодно мне не было. Мало того - к утру у меня -
ПОЛНОСТЬЮ прошла моя простуда, что я прихватил на Родине
и что никак не хотела покидать меня вот уже две недели! -
Вот что значит целебный климат Абхазии и Южного склона Кавказа!
И УЖЕ ПОЛНОСТЬЮ без кашля и без соплей, я утром радостный шёл
по грунтовой дороге. Уже за мостом через Сакени (левый приток Гвандры -
в конце 1940-х мне на-слух часто попадался непрочИтанный мною роман
Георгия Гулиа "Весна в Сакени") меня подобрал (шофёр сам остановил) грузовик -
с длиннющим кузовом, где никого и ничего не было:
"- ЗалезАй ка мне!" (почти без акцента!). ЕМУ На вид - лет 40, а там - КТО же знает - тут
Абхазия, - тут и в 100 - как у НАС в 40!
Он мне сказал, что Едет на Южный Приют за туристами и всю дорогу рассказывал
(я тогда ещё не осмеливался спрашивать!) без моих расспросов:

1) В 1942-ром немцев-автоматчиков наши карабинеры смогли остановить
только в 15км от Сухуми.

2) Немецкие егери-горные стрелк спец-дивизий "Эдельвейс" устроили
подвесные канатки и по ним поднимали на перевалы людей, оружие, еду и др.

3) Немецкие егери-горные стрелк спец-дивизий "Эдельвейс" устроили
на всех обзорных местах (в том числе и на скальных, отвесных вершинах)
уютные, утеплённые "огневые точки" с зенитными швейЦАРскими пулемётами
<Эрликон>, гранатомётами и прочей страстью, откуда спокойно, прицельно
расстреливали наших не подготовленных к таким ужасающе страшным горам:
"- Мы не собираемся воевать в горах!" - так отвечали наши воен-КОМы -
нашим альпинистам, когда те просили их использовать в горах,
обвиняя их в панических настроениях.
      И немцы расстреливали наших массами. И они уСЕивали своими телами -
ледники, снежники, скалы, - как горошины каТИлись-СЫпались с ТЕХ уЖАСных
отвесных скал - в речки.

4) Воду в реке Кодори нельзя было пить от гниющих трупов. Чтобы ловить
трупы, на реке Гвандра установили поперёк реки много рядов сеток.

5) Немцы жутко бомбили Сухуми и ВСЕ корабли, даже санитарные, с "Красными
Крестами", с ранеными, с детьми. А тех, что падал в воду, расстреливали
пулемётами, гранатомётами...

6) "- Я недавно увидел немецкий номер на легковущке на обочине дороги,
остановился, подошёл. Немка, девка лет 17 просит, чтоб я помог -
машина не едет! А я - злой на немцев - с 1942-го! Я ей:
"- Сними трусы!" - ОНА без переводчика поняла, сняла!
Уж я ей показал МОЙ "Кавказ"! ОНА только просила:
"- ДЕлать карашо! Найн дЕлать ПЛЁХа бОлна!"

И ТУТ мы приехали к Приюту, где нас уже ждала толпа в 60 тел,
в том числеи "примкнувший к ним" преподобный Лёня! У Лёни (120 кг (у меня 60 кг),
мощный, бицепцы толще моих ляжек!) жутко удивился (глаза из очков вылезли!), у
видев меня в машине из Сухуми. А я вылез из кабины (чтоб мой благодетель
МОГ пригласить к себе более достойную соседку!) и залез в кузов, но и тут
девицы недовольно заворчали: "- Ну и ХАМло, а НЕ мужикИ пошлИ - нет, чтоб
девушку пустить вперёд, так он сам прёт в перЁд ... КУзава МАТЬ!"
А ведь я залез сбоку, по боковому колесу, никому не мешая!
    А Лёня протиснулся ко мне. Шофёр взял с нас по 3 рубля. Уже невдалеке
от Сухуми нас остановил милиционер в форме. Он посадил нашего шофера
в свою легковущку, отвёз на 50м вперёд, выпустил через минуту и укатил
вперёд. А наш водила подошёл, чертыхаясь по-русски: "- Содрал с меня 50 рублей!"
     В Сухуми мы искупались в море, переночевали в Лёниной палатке и на другой -
ДОЛГо НЕ моглИ купить билеты, за наЛИЧку НАС впустИли в ... -
в абсоЛЮТно пустОй вагон! И ВСЕ вагоны ВСЕГО ПОезда <Сухуми-Москва> -
ТОЖе абсоЛЮТно пустЫе! И на другой день МЫ уже были в Иловайске.
А на другой день - я на попутках-грузовиках (на автобус - не пробиться!)
доехал до МелЕкино, переночевал в кукурузе, а когда рассвело,
пошёл искать пансионат Горловского маш-завода, где мои ЧЕТверо малыШАТ были
в пансионате ТЁТи Жени - ТОминой сестры...

      ПРИЛОЖЕНИЕ

Озера Домбая: Озеро Туманлыкель Озеро Туманлыкелъ,
ещё встречается название Тубанлы-кёлъ - в переводе означает <Туманное Озеро>.

В переводе с Карачайского - ТуманлЫ-Кёль - вроде-бы = Форельное озеро.


Расположено в 15 км. от входа в долину Гоначхир.
Поездка к Форельному озеру: Гоначхир, Бу-Ульген, Туманлы-Кёль...
Горящие путёвки - от 250$
Новые Авто в Донецке
Красивая с курорта или программы для дам

Озеро Туманлы-Кёль (Форельное)
Озеро Туманлы-Кель холодное,
однако, в жаркие ледние деньки вода в нем
прогревается до 18-20 0С, и тогда ...

Домбай - горная территория в Карачаево-Черкесии, расположенная в бассейне реки Кубань. Отсюда по прямой 65 км до вершины Эльбруса и 60 км до МОРя!

Горное озеро Туманлыкель (Домбай) - Кавказские Минеральные ВОДы...

Озеро Туманлыкель (туманное озеро) расположено у подножия высокого крутого склона в 13 километрах по прямой от Домбайской поляны.

Поездка к озеру занимает 2 часа. В летние месяцы предусмотрена поездка в район Клухорского перевала к озеру Туманлыкель в пойме реки Гоначхир ...
     КрылEнко Владимир  3 июня 2013