Исповедь еврейской мамочки

Екатерина Волкова 5
      Все мы помним свои ощущения от предвкушения начала летних школьных каникул. Лето, солнце , радость от свободы на целых три месяца… И никто из детей не задумывался, что, оказывается, их надо от кого-то защищать. Но во многих странах мира отмечается День защиты детей для напоминания взрослым о правах ребенка на жизнь, на отдых, на образование, на защиту от насилия, от эксплуатации детского труда. Существует несколько версий, почему именно 1 июня отмечается этот день. В 1925 году Генеральный консул Китая в Америке собрал группу детей-сирот и провел для них праздник, и в этот же день в Женеве состоялась Международная конференция по детским вопросам. С 1950 года мировая общественность по инициативе ООН отмечает День защиты детей и считает защиту прав, здоровья и жизни детей основным направлением своей деятельности.
   Несколько дней назад отмечали День рождения моего обожаемого сына. Звонит подруга:
   - Ну с Днём рождения сына тебя, еврейская мамочка!
   - Почему – еврейская? – удивилась глубоко русская я.
   - Да потому что ты со своим сыночком носишься, как курица с яйцом, уже 28 лет, как настоящая мама-еврейка, русские так о детках не пекутся. И ещё потому, что таких отношений, как у вас, просто не может быть:  вы не мама с сыном – два товарища, которые периодически ругаются не на жизнь, а на смерть, но друг без дружки не может и дня прожить…
   Она продолжила развивать тему. Я слушала, улыбалась, и мне было чертовски приятно. Особенно приятно было то, что всё сказанное – абсолютная правда. У меня нет ближе и дороже человека на Земле, чем мой сын. И не потому, что – сын. Потому что это очень редкий мужчина – опора, надёжа, защитник, кормилец…
   Я родила его в 19 неполных  лет. Сама ещё девчонка была. Большинство родственников с обеих сторон вороньём каркала: « Куда тебе ребёнка рожать, сама ещё ребёнок, поживите для себя!» Но я никого не слушала, даже с мужем, в принципе, не обсуждала, хочет ли он ребёнка, если бы он сказал не рожать, всё одно – родила бы. Может быть, оттого, что в жизни у меня никогда не было ничего по-настоящему моего, я хотела иметь что-то абсолютно моё. Единственный момент – ждала я девочку, наверно, хотела додать ей то, что сама не дополучила…
   И как же я рада теперь, что у меня – сын. Девочка не несла бы меня на руках по Красной площади в ночь Выпускного, не таскала бы неподъёмные сумки из магазина, не ворочала мебель дома, не подхватывалась в полсекунды варить мне кофе, когда я, уставшая, падаю после работы на диван, не волокла бы маме по поводу и без поводу подарки… Я избалована – что греха таить – сыновьей любовью, избалована чувством гордости – это моё творение. Забавно, как меж собой мы называем друг друга. Я зову его «наследник» (это из Чехова: «Сын растёт, наследник идей. Наследовать нечего – наследуем идеи»). Он зовёт меня – создатель, разумея то, что я его создала, как Буратино – Папа Карло.
   Но, конечно, всё это не главное. Главное – та неизъяснимая связь, что существует между нами. У нас нет секретов – никаких! – друг от друга. Мы разговаривать можем часами на самые разные темы: от религии до политики, от любви до покупки новой одежды или техники. У нас общие увлечения техническими новинками и кино. Во многом одинаково смотрим на отношение к окружающему миру и людям. По сути, при всём обилии друзей у меня, такого близкого человека никогда рядом не было…
   Нет, был. Мой отец. И отношения были точно такие же доверительные, спорные, со ссорами совсем не из модели папа-дочка, когда мы могли месяцами не разговаривать, хотя тосковали в эти периоды друг по другу бесконечно. И ведь именно из тех моих прекрасных отношений с отцом я принесла в свой взрослый мир  такую своеобразную конструкцию, когда границы между родителем и ребёнком практически нет (только невидимая ленточка субординации, исключающая фамильярность, возможную между друзьями, но никак не могущая быть между мамой и сыном). Иногда, правда, о субординации забывают (неизбежная изнанка товарищества в семье), я тоже в своё время порой забывала, меня тоже порой «заносило». Тогда отец  с укором мне говорил: «Почему ты ведёшь себя со мной, будто бы я твой товарищ» Но он и был моим товарищем! Я была карапузихой – он играл со мной наравне, стала подростком – он всегда знал, что мне подсказать в той или иной ситуации, какую подсунуть книгу, пришла первая любовь – я обсуждала с папой всё-превсё…
   Часто слышу сетование родителей на своих чад, учителей – на своих учеников. Ах, это новое поколение… Ах, они грубые, ах недалёкие…Ах, только в виртуальном мире они и общаются… Мне всегда делается неловко, потому что… ну нет у меня таких проблем, ведь не только со своим дитятей я дружу – я дружу ещё с десятками своих бывших учеников, многие из них – сами уже родители. Мы встречаемся, ездим друг к другу в гости, они тут как тут, когда я в беде или мне что-то потребовалось, я всегда предлагаю им свою помощь, они приходят на мои выступления на публике, читают с интересом мои книжки и даже пишут на них рецензии…
   Потому ли что я такая расчудесная? Потому ли что мне просто повезло с моими любимыми (как я их называю) «падшими пионерами»? Потому ли что ведом мне секрет завоёвывания детских сердец? Да конечно же – нет! Напоминая тему Дня защиты детей, озвученную в первых строках этой исповеди, скажу – детей нужно защищать прежде всего от НЕЛЮБВИ взрослых, от их (нашего) резонёрства и менторства, от морализаторства и ханжества. Любите своих детей такими, какие они есть, не ждите, что они станут значительной персоной и реализуют в своей жизни ваши нереализованные мечты; помните, что делая добро своим малышам, вы не даёте в долг, посему не ждите немедленной отдачи, вообще не ждите отдачи; будьте друзьями своим детям, вспомните себя в этом возрасте – не с ироничной усмешкой горького опыта – просто вспомните, какими вы были, чего хотели, о чём мечтали; будьте всегда честны и искренни – дети лучше нас чувствуют ложь и не прощают тех, кто им лжёт…
   Я уверена – плохих детей не бывает. Есть плохие родители, есть никудышные учителя. И если мечтаете о пресловутом стакане воды в старости, живите в своих домах со своими близкими по армянской пословице: «Делай добро и бросай его в воду – оно к тебе вернётся!»

Екатерина ВОЛКОВА,