Донские степи. Вместо предисловия

Вячеслав Коробейников-Донской
               Посвящается моей матери
               Коробейниковой Пелагеи Яковлевне

Донская земля. Простор и воля. В высокой безоблачной синеве, широко расправив крылья, медленно парит степной орёл. Он, будто страж, зорким взглядом всматривается в окрестную даль. А вокруг на многие километры лишь тишина да обожжённая полуденным зноем степь. И, кажется, что нет ей ни конца и ни края.

Ой, ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
(Из казачьей песни)

Издревле здесь в междуречье Дона и Донца жили Донские казаки – потомки далёких скифов. По мнению многих учёных казаки – это народность, образовавшаяся в начале новой эры как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака), приазовских славян Метео-Кайсаров и Аланов.
Имя казаков в различных вариантах: Коссахи, Касакос, Касаги, Касоги, Казяги встречается в русских летописях, греческих палеях, в тюркских и прочих источниках. «Коссахи» в переводе  с языка  скифов  означает «белые Сахи», то есть «Белые  Олени». Недаром на гербе Донских казаков изображён Белый олень, раненый стрелой – символ храбрости и непокорности.
Расцвет государства Коссаков, называвшееся на Руси Тмьмутараканью, приходится на конец X века – 988год. Оно проходило по территориям Дона, Кубани, Днепра вплоть до Курска и Рязани. В 1060 году объединённое государство распалось, но земля Коссак ещё полтора века оставалось независимым государством.
В 1223 году неисчислимые войска Чингисхана вторглись в Приазовье. Подонские Бродники встали на сторону завоевателей и участвовали в битве на реке Калке (ныне река Кальчик, приток реки Кальмиус, находящаяся на территории города Мариуполя) против Русско-половецкой рати.
Находясь в составе государства Золотая Орда, казаки пользовались некоторой независимостью, имели свою церковь и епископов, сохраняли славянский язык и христианскую веру.
Когда в Золотой Орде начались междоусобицы, казаки приняли участие в 1380 году в Куликовской битве (между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча) на стороне московского князя Дмитрия. За участие в этом сражении ордынские войска разгромили казачьи городки и оттеснили казаков на север вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Самыми упорными оказались Азовские казаки, продержавшиеся на своих землях до ХV века, но всё-таки отступившие ближе к Северной земле под натиском османов.
Вначале XVI казаки, объединившись с нагайцами и астраханцами, начинают возвращать свои исконные земли. Борясь с турками и ордынцами, они связывают свою судьбу с Московией и Литвой. Но большинство казаков, не согласившись с такой политикой, организовывают на Дону и Нижнем Днепре казачьи республики.
Имя первого из известных вождей Донских казаков, дошедшее до нас из глубины веков, звучит не совсем обычно – Сары-Азман (тюркское: рыжий человек). Судя по всему, атаман был родом из азовских или мещерских татар, принявший крещение. В грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному, датированной 1550 годом, пишется: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трёх и четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут да забирают, иных до смерти бьют… Этого же года люди наши, исторговав на Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди – Сарыазманом зовут – разбойник твой пришёл и взял их». На что Иван Грозный с прискорбием отвечает: «…те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы ни один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, мы приказали бы их показнить. Гостей ваших в своей земле мы бережём, а дорогою береглися бы они сами».
Примерно с начала XVI столетия казачество переходит к осёдлому образу жизни, строя первые «зимовища и юрты».. К концу же века казачьи поселения уже выросли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (Северный Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук, Жеребец). И хотя по-прежнему скотоводство и охота для казаков оставались основным видом жизнедеятельности, кое-где, особенно в верховьях Дона – более спокойных районах, донцы уже взяли в руки соху. Однако в своей массе казаки перешли к земледелию лишь во второй половине XIX века.
Русское правительство всё чаще и чаще начинает использовать Донское казачье войско для защиты своих южных границ и сопровождения послов, щедро расплачиваясь за это золотом, свинцом, порохом, сукном и хлебом. Сохранилась грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 года, в которой он просит, чтобы атаман Черкашин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царьград через Дон и Азов, и «тем бы вы нам послужили…, а мы вас за вашу службу жаловать хотим».
Донские казаки в то время рассматривались как иностранцы. Делами Донского казачьего войска с 1623 года ведал Посольский приказ. С ним оно сносилось посылкой «лёгких» или долговременных «зимовых станиц» – посольств. Вплоть до конца XVIII столетия на французских картах в междуречье Дона и Волги значилась страна под названием Черкассия.
От разбойничьих набегов Донских казаков страдали не только близлежащие улусы татарских ханств, на своих лодках-бударках они достигали далёких берегов загадочной Персии и Блистательной Порты. И тогда с криком: «Бей басурманов! За веру Христову!» врывались в города, приступом брали крепости, разрушая их до основания. Освободив пленников и загрузив лодки награбленным, казаки брали курс на Дон, легко уходя от преследования. Но если сражения было не избежать, то принимали смертельный бой, иногда с целым флотом, используя свою хитроумную лавинную тактику. И, что интересно, в подавляющем большинстве случаев донцы выходили победителями из таких неравных схваток, пуская на дно многопушечные военные корабли. Для таких вот бранных компаний выбирался походный атаман, которому беспрекословно подчинялись: ведь он имел право «и смертию казнить, и… жаловать».
В 1637 году Донские казаки захватили у турок крепость Азов, закрывавшую им выход из устья Дона в Азовское море. Более четырех лет они удерживали её в руках, отражая приступы противника, иногда в пятьдесят раз превосходящего их по численности. После ухода турецкой эскадры домой было решено крепость оставить. Донцы ушли, разрушив остатки грозной фортификации до земли.
Несмотря на воинственный пыл и огромную военную мощь, казаки поддерживали с Московским государством традиционно дружеские отношения. Но не всегда с Донским краем всё было мирно и ладно. Русская колонизация истинно казачьих земель, запрещение принимать беглых («С Дона выдачи нет!»), царские карательные операции вызывали рост недовольства в среде вольнолюбивых донцов, привыкших к «самостийности». Поэтому в XVII-XVIII веках Дон становится источником смуты и нестабильности. Ни одно крупное выступление против власти не обходится без участия и предводительства Донских казаков. Кодратий Булавин, Степан Разин, Емельян Пугачёв – самые знаменитые бунтари – были Донскими казаками, казаками была и их основная часть войска.
В 1763 году для казаков была введена пожизненная военная служба.
В 1775 году после восстания Е.И. Пугачёва Дон был занят царскими войсками и окончательно потерял свою самостоятельность.
В 1802 году территория Донского казачьего войска была разделена на семь военных округов: Хопёрский округ (станица Урюпинская), 1-й Донской округ (станица Константиневская), Усть-Медведицкий округ (станица Усть-Медведицкая), 2-й Донской округ (станица Нижне-Чирская), Черкасский округ (город Новочеркасск), Сальский округ (станица Великокняжеская), Донецкий округ (станица Каменская); было введено положение о военной службе Донского казачьего войска, устанавливающего тридцатилетний срок службы со своим вооружением и «о дву конь»; одновременно для всех донцов впервые вводилась новая обязательная форма одежды – военная и повседневная домашняя.
В 1875 году земля Донского войска стала называться Областью Войска Донского.
В этот же год срок военной службы был сокращён до двадцати лет (с 18 до 38 лет).
В 1887 году к Области Войска Донского присоединили Таганрогское градоначальство и Ростовский уезд Екатеринославской губернии, из которых образовали два новых гражданских округа. Территория Области Войска Донского окончательно оформилась (современная Ростовская область, части Воронежской, Луганской, Волгоградской областей и Калмыкии). По переписи того же года она составляла 15020442 десятины. На ней проживало 1184522 казака. В Области насчитывалось 134 станицы и 1728 хуторов.
Во время первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Донским казачьим войском было выставлено 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков – всего более 100 тысяч человек.
В 1920 году после кровавой мясорубки гражданской войны Донское казачье войско прекратило своё существование.
Много лет пролетело с тех пор. Многое изменилось. Исчезли с лица земли более шестидесяти казачьих хуторов. Более тридцати хуторов были переименованы в сёла. Но всё так же не увядает слава о доблестных воинах-донцах. Всё так же несёт свои могучие воды Тихий Дон, напоминая нам, потомкам, о былом величии этого степного края. Нет-нет, да и услышишь порой в каком-нибудь глухом хуторе старую залихватскую песню:

А и горд наш Дон, Тихий Дон, наш Батюшка!
Басурману он не кланялся,
У Москвы, как жить, не спрашивался,
А с туретчиной по потылице
Шашкой вострою век здоровкался!
А из года в год степь Донская, наша Матушка,
За пречистую Мать Богородицу,
Да за вольный Дон, что волной шумит,
В бой звала с супостатами!


При написании данной главы использовались материалы из Википедии, «Краткой истории Донского казачества» Александра Сидорова, «Древней истории казачества» Евграфа Савельева