Напутствие Бога

Юрий Анников 2
                Напутствие Бога всем живым душам.

Всем сотворённым живым душам (в том числе и человеку) Бог дал напутствие. Начало этого напутствия гласит: «плодитесь и размножайтесь…».
Очевидно, человек должен относиться к этому, как к повелению и благословению в жизнь. То есть в отличие, скажем, от десяти заповедей, которые человек должен бы выполнять, (но волен и уклоняться от них, имея свободу выбора), напутствия Бога имеют гораздо более ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер.
Тогда почему, уделяя столько внимания заповедям, мы редко вдумываемся в напутствия Бога?

В разделе «Беседа о человеке» Закона Божьего сказано, что тело человека и животных создано Богом "из праха земного" (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Их много, но, в общем, сводятся они к удовлетворению двух основных инстинктов:
1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.
По сути оба они связаны: нельзя же «продолжать», не «сохраняя».
Значит, оба инстинкта – это «работающее внутри нас согласие» с напутствием Создателя. Причём, согласие АКТИВНОЕ: всей своей сущностью, созданная Богом тварь (живое творение) старается поддерживать жизнь души в своём теле.
Действие, противное этому названо в Евангелиях (от Матфея 12: 31-32; от Марка 3: 28-30; от Луки,12:10) «хулой на Духа Святого», потому что Он – «Податель жизни» (определение из молитвы Святому Духу).

Активное противодействие инстинкту самосохранения возможно только со стороны человека. Только человек волен верить или не верить и Богу-Сыну, и даже Богу-Отцу! (Мало ли среди нас атеистов?) Но активное противодействие Святому Духу настолько греховное, что умершему по своему желанию (без воли Подателя жизни) Церковь отказывает в отпевании.
Пока атеист жив и искренен в своём неверии, такая «потусторонняя перспектива» его совершенно не волнует! Он убеждён, что кроме ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о реальном мире не может быть ничего другого.

Но вот по представлениям святых отцов после смерти человека воля у него исчезает! Свобода воли дана лишь при жизни! Испытание личности закончилось! Душа возвращается в мир, невидимый для живущего человека – в духовный мир. И что теперь? ТВОИ представления закончились! Твоя душа окунается уже не в твои, а в ИСТИННЫЕ представления Духовного Мира!
Но отпевания не было! Двери в этот Духовный Мир закрыты! Твою душу просто не пускают туда, где её могут осудить, пусть даже наказать…
Вот это уже ДУХОВНАЯ драма!! Сила этой драмы нам, живущим, не понятна. А святые люди говорят, что душа такого человека не может найти успокоенность! На неё – теперь уже просто «некую часть духовного мира» – не обращают внимания!? (Чувствуете, с чем это можно сравнить?) И, возможно, очень надолго?

Но есть и пассивное противодействие Святому Духу. Такой человек сосредоточен только на удовольствиях. Ради них он готов на любое преступление. Его воля разрушена. По-сути это уже не человек, так как не способен своим разумом противостоять удовольствиям. Он – раб того, кто выдрессировал его с помощью «конфетки» и «отобрал его волю».
Сосредоточенность на удовольствиях – сокрушающий итог падения. А начало «сосредоточенных устремлений к удовольствиям» закладывается в детстве при воспитании: что есть хорошо, а что – плохо?

Воспитание – можно назвать второй по значимости задачей. В отличие от первой – БОЖЕСТВЕННОЙ задачи свободы выбора личности, вторая ставится перед РОДИТЕЛЕМ ребёнка, юноши… Иногда даже перед родителем уже взрослого человека. Потому что понятия «хорошо» и «плохо» - иногда очень не просты для понимания.

Приведём пример.
Ребёнку нравится движение. (Ведь оно – основа жизни!)
Родители показали, что на санках движение более захватывающее. Дали в руки санки. Показали горку. Помогли первый раз забраться на эту горку. И вот она – радость стремительного скольжения!
Дальше два продолжения воспитания.
При первом ребёнок сам тащит санки на горку. И в него входит понимание, что радость скольжения чередуется с естественным трудом восхождения.
Радость! За ней труд подготовки. Снова радость! Снова – подготовка. Без чередования радость тускнеет. Роль воспитателя – самому понимать эту истину. Попутно разъясняя, чем скольжение отличается от падения.

Второй вариант воспитания.
Санки на горку тащит родитель. Очень уж ему нравится радость малыша. (Ведь он у него – один!) Ради этого он освобождает ребёнка от подготовки к новой радости. Давай, ощущай скорее новую порцию радости!
Что? Тебе неохота самому забираться на горку? Ладно, я завезу тебя вместе с санками, не слазь с них! Вот, готово. Можешь опять скользить, смеяться…
Результат. «Ребёнку» уже 30 лет. Он привычно протягивает руку и говорит: «Папа, дай денег!» Работать «ребёнок» не привык. Опасности падения для него неясны. Аппетиты «скольжения» возрастают.
Так вырастает человек, сосредоточенный только на удовольствиях.

Итак, повторим: всю жизнь надо учить растущего человека, понятиям «хочу» и «надо». Всю жизнь надо объяснять, чем скольжение отличается от падения. И многим другим понятиям. Родственным, рядом стоящим, но с «разными знаками»!
Примеры? Попробуем навскидку, первые приходящие на ум:
1) удобства жития бездумного и… труд по утилизации отходов. Иначе, извините, погибнем в этих отходах;
2) щедрая, «широкая душа» и… бережливость, экономика. Иначе – зависть идущего пешком к едущему на автомобиле.
3) желание жить «справедливо», «разумно» и… неумение думать на эту тему и строить такую жизнь. Тем более, когда мешают те, для которых «национальные интересы» превыше любой справедливости.
Последний пример – из сферы международного воспитания. ООН обязана осудить понятие «национальные интересы – превыше всего!» И исключить его из правого поля международных отношений.
(Чувствую, вы улыбаетесь: мол, ВСЕГО ЛИШЬ! Так ведь простое и сложное – тоже РЯДОМ.)

Бедному родителю (впрочем, часто и учителям) приходится делать вывод: воспитание, оказывается – вдумчивый труд, опирающийся на понимание ОСНОВ жизни. А этим основам нас самих не учили!

Ещё больше озадачивает человека ИНСТИНКТ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА.
Даже у животных иной раз это дело связано с лёгким умопомешательством. Читали «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова? В нём описано, как человек вынужден выпустить из загона в степь верблюда, готового зарождать новую жизнь. Иначе самец попросту сломает этот загон! Ему – НАДО, это требует жизненное напутствие Создателя: «плодитесь и размножайтесь…»!!!
Что там творится в «гареме» самого сильного самца!
И лишь выполнив божественную задачу, верблюд с растаявшими, повисшими набок горбами, приползает к своему хозяину: теперь я снова готов подчиняться тебе, человек!

Вот и человеку дано такое же напутствие Бога. И в человека «репродуктивного возраста» проникает «одна, но пламенная страсть!»
И что? Тоже «из загона в степь» и чтобы никого рядом: зашибу!
Да нет… «рай в шалаше» - это только у подростков, и то - пока родители не видят. И вот здесь молодые люди впервые за свою жизнь по серьёзному вынуждены решать задачу человеческую: как совместить «хочу» и «надо», проживая в сообществе с себе подобными? Ну ладно там, попетушились, даже подрались… Прошли через этот животный этап «естественного отбора». Вспомнили и решили, что мы, всё-таки – не верблюды.

Да и думать надо, оказывается, не только о сопернике, но и о своей избраннице! А она «в шалаше» готова только целоваться!? Они, девчонки, вообще раньше «созревают». Им подавай сразу «серьёзную жизнь»! Да и родители уже тысячу раз затевали эту малоприятную тему… "Надо, надо!… А если хочется?!"
Так постепенно (если уберегла жизнь, и хватило своего ума), человек «обуздывает» свои страсти, начинает понимать, что "плодиться и размножаться» нам надо по-человечески!"
Вспомним, хотя бы о поэзии! Она будто оживляет обычные слова! До каких вершин вместе с музыкой они помогают подняться чувству!
Да! Похоть и любовь – земля и небо!
А потом оказывается, что юношеская любовь – лишь цветок в сравнении с «плодом» - ребёнком! Да и … повеление Божие: «ПЛОДитесь и размножайтесь», а не «любите и наслаждайтесь»! Любовь к ребёнку матери и отца – оказываются выше «чуйств» заигрывания «букетно-конфетного» периода.

И, наконец, уже зрелым человеком понимаешь, что есть и ещё одна недоступная для человека вершина любви – это Любовь Бога к созданному Им миру и человеку!!!
Именно вера в эту Любовь заполняет всю жизнь православного человека.