Проблемы авторского права в кинобизнесе

Антон Данилец
Введение
Сейчас сферу киноискусства принято называть «творческой индустрией». Этот термин предполагает, что эта отрасль экономики, основанная на индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, обладающая потенциалом для создания материальных ценностей и рабочих мест путем развития интеллектуальной собственности.
Актуальность темы, поднятой в этой работе определяется тем, что в настоящее время авторские права и лицензии на использование результатов творческого труда начинают играть гораздо более важную роль в экономических операциях, чем это было прежде. Более того, выяснилось, что авторское право и интеллектуальная собственность могут оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на все стадии кинобизнеса.
Под авторским правом понимается совокупность имущественных и личных неимущественных (духовных) прав, принадлежащих автору (физическому лицу) творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства.
Экономические аспекты авторского права стали обсуждаться в теории экономики лишь в начале 70-х годов прошлого столетия. Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, что патентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты.
По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского права развивалась преимущественно как социальная и правовая система
Такое негативное влияние авторского права некоторые эксперты объясняют задержкой введения правовых систем и договорных правил, способствующих продвижению создания и распространения кинопродукции, а также промедлением с преобразованием существующей системы интеллектуальной собственности в систему, способную гибко реагировать на бурное развитие технических новшеств.
Поэтому, в этой работе мы рассмотрим некоторые вопросы и проблемы использования положений авторского права в современном кинобизнесе.
1.Проблемы авторского прав
1.1 Понятие и сущность авторского права и его особенности
По мере развития общества и повышение значимости информации интеллектуальная собственность, и в том числе авторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества.
В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно стало основой для развития многих отраслей хозяйства, в том числе и в кинобизнесе, обеспечивая рост добавленной стоимости, рабочих мест и внешней торговли.
Согласно некоторым оценкам, «доля отраслей промышленности, основанных на авторском праве, в мировой экономике составила порядка 7,3 % (2,2 триллиона долларов) в начале нового тысячелетия, при этом рост в этих отраслях составил в среднем на 5 % в год, что быстрее, чем средний рост экономики всей планеты» .
Растущее значение авторского права объясняется также расширением среды его действия.
Защита новых форм творчества дала толчок к обмену знаниями, а также усилили экономический эффект авторского права. Кроме того, развитие технологии сделало возможными новые формы более точного и менее дорогостоящего управления авторским правом с помощью специальных технических мер защиты, увеличивших оборот торговли продукцией, защищенной авторским правом.
Авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть современного бизнеса.
«Авторские права и объекты авторского права делятся по нескольким категориям:
Имущественные и неимущественные авторские права.
Исключительные и неисключительные авторские права» .
Человек, обладающий исключительными авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.
Лицу, обладающему неисключительными правами на произведение, разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Неимущественные авторские права это так называемые личные права (такие права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.)
Авторское право представляет собой одну из форм защиты интеллектуальной  собственности, совокупность  правовых  норм,  регулируемых  отношений   по  поводу  создания  и  использования   произведений  науки, культуры  и  искусства.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет  после  его смерти. Право авторства, право на имя, и право  на  защиту репутации автора охраняется  бессрочно.
Смысл такой регистрации - показать, что на момент регистрации объект авторского права  существовал в объективном виде. Это может понадобиться при столкновении  интересов и защиты авторских прав. Авторские права на произведения, созданные российскими гражданами, охраняются во всех странах-участниках Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, независимо от того, где они были зарегистрированы   и  были ли зарегистрированы в принципе.
При нарушении авторских прав,  дело должно рассматриваться в стране, в  которой произошло нарушение, в соответствии с  местным законодательством.
«Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств назначения и формы выражения. (ст.1259 Гражданского кодекса РФ)» .
Исследование отечественного и зарубежного законодательства об авторском праве и смежных правах в процессе их исторического развития, а также правовых взглядов и судебной практики в период со времени изобретения кинематографа и до сегодняшнего дня позволяет высказывать мнение о наличии некоторых существенных обстоятельств, обуславливающих особенности правового режима аудиовизуального произведения.
1.2 Особенности «авторского права» в кинобизнесе
Аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного или слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия.
К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Аудиовизуальные произведения могут восприниматься только с помощью или посредством технического устройства.
США как один из основных производителей аудиовизуальных произведений считают, что аудиовизуальное произведение — это произведение, состоящее из связанных изображений, предназначенных для показа с помощью какого-либо устройства, совместно с любыми сопровождающими звуками.
«Аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом, в работе над которым принимают участие множество творческих и не только творческих работников, осуществляющих разнородную деятельность» .
В отличие от традиционных объектов авторского права, создаваемых одним, реже небольшой группой авторов, аудиовизуальное произведение является результатом разнопланового процесса, в котором задействованы множество людей: сценарист, композитор, звукооператор, художники, актеры и т.д.
Каждый из вышеперечисленных участников создает свое произведение, на которое имеет авторское или исполнительское право, но вместе они создают новый объект, - аудиовизуальное произведение, - который обладает существенными особенностями.
Более того, в отличие от многих других объектов авторского права, создание аудиовизуального произведения, помимо необходимости участия множества творческих работников, без которых его появление просто невозможно, требует привлечения большого количества финансовых и технических средств, которыми сами авторы (сценарист, композитор, режиссер и пр.) не обладают.
В силу всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что аудиовизуальное произведения является объектом авторского права особого рода, обладающим существенными особенностями по сравнению с традиционными объектами авторского права.
«К объектам авторских прав относятся:
-  производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
-  составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда» .
Кинобизнес по стадиям производственного и творческого процесса предполагает значительную долю расходов на приобретение авторских прав. Так в стадии - производство кинофильмов (продакшн и пост-продакшн). Во Франции, которая в вопросах кинобизнеса во многом близка России, «в 2009 году соотношение «творческих» расходов киноиндустрии ко всем остальным расходам на производство 140 художественных кинофильмов было 24,5% на 75,5%. При этом по сравнению с 2003 годом расходы на авторские права выросли на 68,4%, а расходы на смежные права – на 51,7%» . Данные цифры не учитывают выплаты киностудий с гонораров авторов, актеров и кинопродюсеров в социальные фонды, аналогичные российскому Единому Социальному Налогу. Таким образом, доля расходов на приобретение авторских прав в кинобизнесе имеет значительный вес.
Учитывая, что создание аудиовизуального произведения коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств уже на стадии создания фильма, финансовыми рисками и ответственностью, возникает необходимость появления в процессе создания аудиовизуального произведения особой, самостоятельной фигуры - изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера).
Невозможность создания аудиовизуального произведения при отсутствии материальной и технической базы оказывает решающее влияние в определении статуса продюсера как самостоятельной, особой фигуры при создании аудиовизуального произведения.
Таким образом, продюсеру как изготовителю, а, следовательно, и обладателю прав на аудиовизуальное произведение в целом, должны принадлежать и права на использование каждого из составляющих аудиовизуального произведения в отдельности.
В таком случае продюсера, приобретшего право на элементы (составляющие) аудиовизуального произведения, нельзя будет поставить в зависимость от произвола отдельных участников разнородной творческой деятельности, имеющих собственные индивидуальные права.
При этом права продюсера на составляющие аудиовизуального произведения должны быть закреплены за ним на все время их возможного использования.
Исследование практики последних лет позволяет утверждать о наличии существенных противоречий и недостаточности правового регулирования ключевых вопросов взаимоотношений участников кинобизнеса в области плагиата.
2.Авторское право на независимых частных киностудиях

2.1 Плагиат в кинобизнесе
Кинобизнес – это разновидность венчурного инвестирования в области развлечения (Entertainment). Объектом инвестиций является продюсерская компания, которая реально привлекает финансирование и управляет проектом либо сам кино-проект. Все остальные участники кино процесса выполняют функции посредников, и не имеют доступа к сверх прибылям кинобизнеса.
 Кинобизнес характеризуется относительно высокими рисками и столь же высокой доходностью на вложенный капитал. Природа риска в кинобизнесе в том, что нет технологий, которые могут гарантированно делать успешные проекты, т.к. заранее нельзя точно предсказать, что понравиться зрителю.
Однако в мировой киноиндустрии есть подходы, основанные на опыте, которые минимизируют риски и ставят кинобизнес в один ряд с достаточно респектабельными инвестиционными продуктами. Основными отраслевыми показателями кинобизнеса являются производственный бюджет и прокатный сбор проекта т.н. Box-office.
«Охрана кинематографических произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений. При этом представители киноиндустрии сумели добиться исключительного положения аудиовизуальных произведений в законодательстве об авторском праве» .
Это не удивительно, поскольку в первой половине XX века кино рассматривалось как одно из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека. Лозунг «из всех видов искусства важнейшим для нас является кино» красовался во всех советских кинотеатрах и отражал важность кино как идеологического инструмента.
За рубежом кинофильмы стали не столько идеологическим средством, сколько средством получения прибыли киноиндустрией, руководители которой старались обеспечить свои права всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Производители аудиовизуальных произведений сумели добиться для себя уникальных льгот. Специальные положения об охране кинематографических и аудиовизуальных произведений существуют в законодательстве большинства стран.
Предполагается, что повышенное внимание к вопросу плагиата в кинематографе должно защитить права независимых киностудий, у которых довольно часто крупные корпорации воруют идеи и сценарии.
«Плагиа;т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность» .
С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.
Наиболее часто плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования.
Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством».
«Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.
Основная проблема с реализацией проблем плагиата в кинобизнесе заключается даже не в том, что ресурсы воздействия на суды крупных компаний несопоставимы с возможностями независимых киностудий. Вопрос в другом – насколько вообще понятие плагиата применимо к кинематографу.
Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений.
Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору.
На самом деле, объектом плагиата является не идея, а её оформление, внешняя оболочка. Масса кинематографических произведений, не заключая в себе ничего нового по содержанию, имеет, тем не менее, своеобразную форму, новые оттенки выражения мыслей; лишь присвоение этой, глубоко индивидуальной стороны произведения, может быть названо плагиатом.
Текущее законодательство не синхронизировано с реальностью, а держатели прав и лоббисты только ухудшают эту ситуацию. Чтобы борьба за соблюдение авторских прав приносила конструктивные результаты, видимо, должно быть пересмотрено само понятие плагиат, применительно к киноиндустрии и предложена его альтернатива.
Чаще всего объектом судебного рассмотрения становится сюжет фильма, на авторство которого претендует режиссер, сценарист и писатель (когда фильм снят на основе литературного произведения).
Более двух тысяч лет назад, люди стали пробовать выявить основные сюжеты в литературе, которые повторяются из книги в книгу.
Свои варианты такой классификации предлагали в разное время философ Аристотель, писатель Уильям Шекспир, фольклорист Владимир Пропп и многие другие. Практически у всех получалось хоть и разное, но вполне ограниченное число сюжетов.
Аристотель, Виктор Гюго и драматург Жорж Польти насчитали их 36. Британский ученый Кристофер Буккер – 7. Наконец, известный писатель Хорхе Луис Борхес заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре цикла».
В плане сюжетности кинематограф недалеко ушел от литературы. Сценарист и автор учебника по сценарному мастерству Блейк Снайдер, например, утверждает, что за сто лет практически все фильмы были сняты лишь по десяти основным сюжетам.
В частности, чрезвычайно популярен сюжет «Монстр в доме». Под эту формулу подходит любое противостояние в замкнутом пространстве героя против чудовища в бесчисленном множестве вариантов.
В литературе при схожести сюжетов произведений наличие авторского стиля обычно определяется по сумме использованных приемов, с помощью которых раскрывается основная мысль (посыл) произведения.
В кинематографе это правило не работает, поскольку подавляющее большинство фильмов принадлежит нескольким основным кинотрадициям (школам).
Сегодня, например, «наиболее популярны – Голливуд, европейский «арт-хаус», скандинавская «Догма-95», корейская школа, гонконгская и т.д. Каждая из этих школ эксплуатирует одни и те же приемы. Собственно, именно на этой основе и определяется принадлежность режиссера к определенной кинотрадиции» .
Таким образом, количество сюжетов и приемов их раскрывающих оказывается весьма ограниченным. При этом число фильмов ежегодно в каждой из школ измеряется десятками, а то и сотнями.
2.2 Примеры споров о плагиате в кинобизнесе
Итак, избежать непреднамеренного плагиата в современных условиях кинобизнеса не представляется возможным.
Возникаю споры, решение которых приводит к абсурдным результатам. Достаточно вспомнить вполне обоснованные претензии к Джеймсу Кэмерону мог ли бы предъявить как популярнейшие советские фантасты братья Стругацкие, так и китайский писатель Чжоу Шаомоу – не имеющий ни одной книжной публикации.
Борис Стругацкий официально заявил, что не имеет претензий к Кэмерону. «Тем не менее критики нашли немало общих мест в фильме «Аватар» и цикле о «мире Полудня» Стругацких: планеты-тезки Пандора, практически одинаковое название носят и населяющие ее гуманоиды (Нави – у Стругацких и На’ви – у Кэмерона). Идентичны также и условия их обитания – «зной, сырость, густая растительность».
Китайский фантаст Чжоу Шаомоу написал книгу «Легенда голубой вороны» в 1997 году и опубликовал в сети, где ее прочитало около 10 миллионов людей (по подсчетам автора).
«Писатель убежден, что 80 % сюжета фильма заимствовано из его новеллы. В качестве компенсации фантаст требует 1 миллиард юаней или 147 миллионов долларов» .
С развитием сетевой словесности число опубликованных (размещение текста на сайте и даже в блоге законодательствами разных стран приравнивается к публикации) произведений растет едва ли не в геометрической прогрессии. Огромное их разнообразие позволяет даже по теории вероятности предположить, что у любого написанного текста или снятого фильма где-то присутствует двойник (скорее всего никак с ним не связанный).
Принуждение режиссера к поиску ни на что не похожих сюжетов и форм их выражения существенно сужает их арсенал.
Творческий прогресс основан на эволюционной теории: хорошие идеи должны жить, плодиться и развиваться, а плохие - умирать.
Кроме того, нельзя забывать о таком процессе, который в литературе называется преемственностью – когда автор полностью заимствует сюжет, настроение произведения предшественника, ассимилирует его в своем творчестве.
Не говоря уже о том, что в кинематографе законы постмодернизма распространены не менее чем в литературе. Использование в кинопроцессе законов об авторском праве, действующих в общественной жизни и регулирующих деятельность СМИ, лишит возможности работать многих самобытных режиссеров.
Возглавить такой список мог бы «Квентин Тарантино . Сценарист Дэннис Хантер подал в суд иск на 1 миллион долларов. Он обвинил Тарантино в использовании своей идеи при съемках фильма «Убить Билла».
Сценарист рассказал, что в 1999 г. он послал на студию Miramax сценарий фильма, герой которого Рэн в детстве стал свидетелем убийства матери. В фильме Тарантино этот персонаж трансформировал в О Рэн Иши, которую сыграла Люси Лью. Ее героиня в детстве также стала свидетелем жестокого убийства матери.
Заметим, что Тарантино никогда не отрицал обоснованность обвинений в плагиате в свой адрес: «Да, я ворую из каждого понравившегося мне фильма. Все так делают. Даже Рафаэль занимался плагиатом. И вообще, все великие художники – воры!» - оправдывал свой творческий метод режиссер» .
На самом деле, существует даже целое движение — апроприационизм (Appropriation Art), построенное на открытых заимствованиях чужих идей. Наиболее широко оно распространено в изобразительном искусстве, но достаточно активно используется и в видео-арте, рекламном бизнесе и даже кинематографе. Это вовсе не маргинальное явление – среди его идеологов бесспорные классики Энди Уорхол, Ричард Принс, Жорж Брак. Их творчество ставит под вопрос адекватность самого понятия «оригинальная идея».
Многие считают даже парадоксальным тот факт, что художники до сих пор рьяно защищают свое авторское право. После распространения Интернета заимствование стало не только обыденным, но даже в чем-то необходимым жестом. Цитаты в новых условиях становятся не воровством, а способом идентификации для своей аудитории.
Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.
С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата.
С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции.
Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата.
Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.
Справедливости ради, нужно отдать должное качеству работы судей, рассматривающих дела о плагиате в киноидустрии. В большинстве случаев они трактуют законы об авторском праве как позволяющие кинокомпаниям заимствовать некоторые детали из работы автора. Что закон определенно защищает – так это особую манеру автора излагать историю, его подход к материалу, его стиль. То есть, не саму идею – а ее «разукрашивание».
С одной стороны такая трактовка предоставляет большую свободу режиссеру, с другой – позволяет продюсерам сэкономить на сценаристах.
Подобная формулировка закона об авторском праве может послужить основой для нарушения прав человека.
Часто писатели не хотят экранизировать свои произведения, по эстетическим, политическим или экономическим причинам. Этот вариант закона позволяет, заменив некоторые детали, экранизировать популярное произведение или талантливый сценарий против желания его автора.
Закон не распространяет авторское право на исторические факты и другие доступные каждому сведения. Что также часто приводит к сложным юридическим и этическим коллизиям, когда речь идет не о художественном произведении, а об элементах биографии реально существующего человека.
Попытки абсолютно справедливого решения на основании действующих законов об авторском праве в описанных выше случаях приводит в тупик.
Заключение
Итак, в процессе проведенного исследования мы выяснили, что авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть современного кинобизнеса.
В кинобизнесе аудиовизуальное произведение является результатом разнопланового процесса, в котором задействованы множество людей: сценарист, композитор, звукооператор, художники, актеры и т.д. Каждый из вышеперечисленных участников создает свое произведение, на которое имеет авторское или исполнительское право, но вместе они создают новый объект, - аудиовизуальное произведение, - который обладает существенными особенностями.
Так аудиовизуальное произведение коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств уже на стадии создания фильма, финансовыми рисками и ответственностью, возникает необходимость появления в процессе создания аудиовизуального произведения особой, самостоятельной фигуры - изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера).
В вопросе реализации авторских прав в кинобизнесе существенную роль играет вопрос о плагиате.
Основная проблема с реализацией проблем плагиата в кинобизнесе заключается даже не в том, что ресурсы воздействия на суды крупных компаний несопоставимы с возможностями независимых киностудий.
Избежать непреднамеренного плагиата в современных условиях кинобизнеса не представляется возможным. Поэтому попытки абсолютно справедливого решения на основании действующих законов об авторском праве в описанных выше случаях приводит в тупик. Выход из него, на наш взгляд, может помочь найти другой показательный судебный процесс по вопросу о плагиате.