Русь, Роусь, Росиа, Россия - этимология

Сергей Колибаба
 

                …и выбрал Моисей из всего Израиля СПОСОБНЫХ
                людей и поставил их НАЧАЛЬНИКАМИ (РОШ) народа
                Исход 18:25               
               


Самый простой способ фиксации действительности в сознании – присвоение предмету или явлению знака (слова-образа, понятия), замещающего его в мышлении, словесный образ фиксирует наиболее значимую область явления. Поскольку процесс познания непрерывен, то один из способов формирования новых имен и терминов – заимствование идеологического лексикона у более «продвинутого» народа и переосмысливание существующих понятий.
Д. С. Лихачев предполагал: "Действительно, слово "Русь" гораздо древнее 862 г. Название "русь", "Рось" издавна бытовало на территории будущей Руси, и вошло во многие географические названия (Рось, Росино, Руска, Руса и многие другие). Можно предположить, что слово "русь", "Рось" - местное, а не привнесенное, откуда бы то ни было" (Великое наследие. М., 1979).   

Русь (древнерус. Роусь) — историческое название земель Киевской Руси, с XII века, имя переходит и на удельные княжества, с XVI—XVII вв. этноним Русь употребляется в форме Рос(с)ия, позже этот термин становится официальным. 
В сер. XVI в. появляется термин «Святая Русь», возникновение которого связывают с  возвышением Московского княжества, что соответственно потребовало религиозно-философского осмысления, старец  псковского монастыря Филофей в письме московскому князю Василию  III обосновал это явление следующим образом:
«два убо Рима падоша (Рим и Константинополь), а третий стоитъ (Москва), а четвертому не быти. … да в;сть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския в;ры снидошася въ твое ЕДИНО царство: ЕДИНЪ ты во всей поднебесной христианом царь». 
Таким образом, в представлениях деятелей того времени сформировался программный лозунг развития Московской Руси, в лексике отмечен постепенный переход от термина Русь (ограниченная  территория) к термину РОССИЯ («единая в поднебесной» по Филофею). А как же иначе, Бог – един (ивр. АДОНАЙ), следовательно, и наместник его на земле ЦАРЬ, тоже должен быть АДОНом (хозяином, властелином), иудаизм – религия ЕДИНСТВА? 

Исследователи связывают термин РОССИЯ, с эллинизированной формой (ст. Русь. Википедия), разве Бог – грек? Теологическая некомпетентность наших исследователей не удивляет, такова система историко-философского образования сложившаяся в светское время.
Википедия. Россия
Этимология
«Происходит от стар. Русь, Русия, народн. также Росея. Форма на -о- (Россия) — впервые в Моск. грам. 1517 г., также у Ивана Грозного, Аввакума и др. Эта форма — из греч. Rossia, от ср.-греч. Ros (ОС), из языка патриаршей канцелярии в Константинополе, откуда идет и различение   Megali Rossia «Великороссия» и Mikra Rossia «Малороссия»».

Справочник «Русский язык XI-XVII вв.», Академия Наук. М., 1997.
Всея РОСИА царь и великий князь (об Иване IV), Сильв. Послан., 1553.

РОССИЯ (РОСИЯ), термин, очевидно, делится на два корня – РОСС + ИЯ (некоторые думают, что это окончание) = ивр.  И, ИА краткое написание имени Бога в текстах, Господь;  Россия – это ведь страна Бога, Русь Святая (кто-то полагает иначе?), мы определились с  одним термином – нам осталось узнать СМЫСЛ понятия РОСС. 

1) История
Надплеменное образование на Днепре – Русь, по утверждению летописца (автора Повести временных лет) формируется в период с 882 (захват Олегом Киева) по 904/11 (поход на Константинополь, точной даты нет). В древнем Киеве князя Игоря существовали два обособленных квартала: Жидовский и Козары, принятие христианства произошло в 988 году,  переход от обычного права к государственному и церковному законодательству не мог произойти на "пустом" месте, об этом говорит летописец: "и живяше Володимер по устройству отьню и дедню" - а кто отец и дед? По мнению древнего летописца, Святослав (отец) и Игорь (дед) заложили библейскую модель жизни в древнерусское общество. Соломон строит Храм в Иерусалиме, князь Владимир – Десятинную церковь (996) в Киеве, а древняя русская литература ориентируется на сюжеты Ветхого Завета – очевидна преемственность культуры.  Итак, евреи присутствовали в Киеве в самый ранний период его истории и вели религиозную и торговую деятельность, связанную с общей религиозной и финансово-торговой системой Средиземноморского бассейна.

Византийцы используют этноним с 860 г., когда неизвестная Русь совершила набег на Константинополь, он упоминается в договоре с Византией (913 г.); многие историки считают, что нападение 860 г. совершила Азово-Черноморская Русь (Тмутаракань), а точнее – военно-торговые еврейские общины Крыма и Тамани. Византийские источники, не приводят никаких географических данных о дислокации нападавших, видимо местонахождение этой Руси было хорошо известно авторам - одна Русь в то время. Именно туда, в Херсонес (Крым) направил византийский император миссию Константина в 861/2 годах; Киевскую Русь (на Днепре) князю Олегу удалось объединить только к 907 году, следовательно, во времени это разные формирования.

Ядро «Руси» составляли военные и торгово-религиозные еврейские общины Крыма и Тамани (связаны одним торговым путем) - погранично-торговое братство начала средневековья, они стали организаторами хозяйственной жизни в восточном бассейне Черного моря в VII-XI вв., а также родоначальниками или участниками создания государств: Болгария (Дунайская Русь), Руси на Днепре и др.; евреи, тюрки и скандинавы, присоединившиеся к ним позднее – это и есть Русь (главные), надплеменной правящий класс.

Вспомним летопись (ПВЛ), славяне направляют посланцев: "И идоша за море къ варягомъ, к руси"; Море = МОРЭ ;;;;;; учитель, воспитатель; варягами именовались все инородцы; Русь – еврейские общины Тамани и Крыма. Скандинавский Север не знает племя "Русь", славянам не нужны были примитивные родовые законы скандинавов (они сами жили родами), им необходимы учителя, которые могли бы создать культурные и экономические основы справедливого общества. Норманны – рабство (норманны не смогли удержаться в Киеве, в отличие, например от Франции, где была создана Нормандия), евреи - новый общественный порядок, основанный на справедливых Законах Бога Яхве, факт принятия хазарами иудаизма, а позже славяно-тюркским сообществом иудеохристианства подтверждает, что Сверхидея Моисея была воспринята и освоена - идея овладела массами.  Персидский философ XI в. Насир и – Хосров отмечал, что священной книгой руссов была Тора, этот факт связывают с влиянием еврейской юридической практики на вынесение решений в суде для руссов и славян осуществляемой в Аттиле (Хазария) в X в.  (КЕЭ, т.9, с. 535).

2) Ирма Хайнман «Еврейская диаспора и Русь», Иерусалим, 1983
Автор на основании изучения арабских, еврейских и византийских источников и трактовок понятий на основе иврита, приходит к выводу, что "Русь" являлась крупной торгово-военной и религиозной организацией объединения еврейских купцов "Радания", которая осуществляло торговые операции в бассейнах Средиземного, Черного и Каспийского морей. Эта "корпорация" средневековья имела сухопутные маршруты, с запада на восток через Прагу и Киев, к IX в. "Русью" были освоены торговые пути по Днепру и Волге с выходом в Балтийское море и Скандинавию; Ибн Хордадбек зафиксировал существование в IX в. международной организации еврейских купцов "Радания".

Используя различные источники, И. Хайнман проводит анализ имени "РОС", она считает, что свидетельства арабского историка Ибн–Руста (X) можно считать обобщенными сведениями о "Руси" и позволяют локализовать это торговое сообщество в IX-X вв. на Таманском полуострове.
- Живут на острове, окружность острова 3 дня пути, остров окружен озером (Азовское море называли – озеро Меотида).
- Остров покрыт лесом и болотами, нездоров и сыр.
Дельта р. Кубань до сих пор представляет 180 км полосу, сплошь покрытую озерами и болотами; стоит наступить ногой на землю, и она трясётся, по причине (рыхлости) обилия в ней воды. Этот признак характерен для региона и в наше время, на реке Кубань, Таманском и Керченском полуострове – грязевые вулканы, они извергают грязевые массы, особенно много Г. В. в дельте рек (БСЭ., т. 7, с. 418.);
- Имеют царя (каган Русь); набеги на славян совершают на кораблях, торгуют людьми, которых продают хазарам и болгарам.
 КОХЕН (КОГЕН), КОГАНИ ;;;;;; священник (высокая должность, пост, сан); мы знаем, что титул "каган" связан с выполнением в первую очередь сакральных обязанностей (кн. Владимир именовался каганом).
- Пашен не имеют, имущества (недвижимости) не имеют; промысел единственный – торговля соболями и мехами; чистоплотны, добры к приезжим, вооружены сулейманскими мечами, набеги и битвы совершают на кораблях, лошадьми не пользуются (та же специализация и в Киевской Руси).

И. Хайнман считает, что религиозный состав крымских торговых диаспор был пестрым: одни состояли в иудеях, часть была эллинизированна, существовало также много сект: караимы (VIII в.), самаритяне и другие. Еврейские общины являлись очагами распространения христианства, они составляли ядро сформировавшейся в Северном Причерноморье в VI-VII вв. военно-торговой организации "Русь", которая позже распространила свое влияние на всю Восточно-Европейскую долину, и сыграли решающую роль при формировании  Киевской Руси.
Итак, израильский историк И. Хайнман определила регион базирования Черноморской Руси – Крым и Таманский полуостров (также место дислокации болгар), указала на торговые связи "Руси" с болгарами, и что особенно важно она использовала для объяснения общественных явлений древнееврейский язык – иврит.

Происхождение имя "Русь" И. Хайнман связывает с ивр. РАША  злодей, так называли евреев отвергавших иудаизм в пользу язычества.

Здесь надо заметить, что в иудаизме преступления и заслуги, как человека, так и стран - четко ОЦЕНИВАЛИСЬ. Человека называли  - «цадик», если заслуги его превышали преступления; «раша» – если преступления превышали заслуги; «бейнони» (средний) – заслуги равны преступлениям.  Этот принцип действовал и в отношении стран, если совокупные заслуги жителей превышали их преступления, то страна считалась праведной, если наоборот, то страна считалась злодейской и должна была погибнуть. Только один Бог знал меру качественным и количественным критериям добра и зла – как взвешивать заслуги и прегрешения (мудрецы передавали волю Бога людям).

С точки зрения философии любое явление содержащее ЗЛО, носителем которого являются материальные объекты, в первую очередь люди, влечет за собой наступление  ХАОСА и беспорядка в мире, что приводит в конечном итоге к разрушению самого субъекта действия – НОСИТЕЛЯ ЗЛА. Выводы мудрецов Талмуда и философская трактовка явления ЗЛА – совпадают, очевиден факт заимствования идей иудаизма.

Русь на Днепре  НЕ РАСПАЛАСЬ, а наоборот – УСИЛИЛАСЬ, умножилась, в ходе колонизационных процессов, в XII веке здесь произошло выделение новой государственной структуры – удельных княжеств (историки оценивают негативно -  усобицы), которые фактически расширили влияние и территорию Руси до колоссальных размеров.

Россы (управленцы, администраторы) по модели Библии организовали на Днепре новую, именно городскую жизнь, славянские племенные объединения не имели городов в прямом смысле этого слова, как центра с/х округи осуществляющего властные, юридические и торговые отношения. Россы выступали руководителями городов и их округ - областей и представляли их в международных отношениях (визит кн. Ольги в Константинополь, в посольстве 22 представителя территорий и 44 купца), позже  имя в документах стало означать рождающуюся этническую общность. 

3) Этимология иврита и образы иудаизма

а) Иврит
Итак, Русь на Днепре НЕ РАСПАЛАСЬ, следовательно, термин не может быть «ЗЛОДЕЙСКИМ», содержать в себе понятие «ЗЛА», наоборот он должен быть – ОРГАНИЗУЩИМ и СОЗИДАТЕЛЬНЫМ, указывать на новое социальное иудеохристианское ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ. 
Второзаконье 1:15: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками (РОШ) над вами».

РУСЬ, РОССЫ = ивр. РОШ руководить, глава, голова, вершина, князь, начальник, правитель, вождь, первый, высший.
РОСС+ИЯ = РОШ (правитель) + ИА (Бог) = правитель осуществляющий управление территорией на основе доктрины иудеохристианства (правитель по воле Бога, от Бога); собственно РУСКАЯ ИДЕЯ – МОНАРХИЯ + БОГ (православие), позже прибавили НАРОД. 
Так как в международных языках того времени (греческом и латинском) не было буквы "Ш", в международном праве и дипломатии (документах) соответственно оформилось имя – РОС, РОСС; при транслитерации с иврита на другие языки буква иврита ШИН, СИН (Ш-С)  передавалась через сдвоенное "СС" или "С".

В IX веке, на территории Восточно-Европейской равнины оформился новый правящий, надплеменной класс - россы, который позднее перерос в народность Русь; РОШ руководитель, глава; т.е. главный класс, имевший ОРГАНИЗАЦИЮ, УПРАВЛЕНИЕ, выделенного ПРАВИТЕЛЯ, который контролирует территорию, что мы и наблюдаем по ходу развития историко-политического процесса на Днепре, а позже в России.

Судя по имени, идею государственности россы позаимствовали из Торы (Библии), в Книге Книг описано начальное государственное устройство:
 - во главе родов стоят РОШИ БЕЙТ АВ руководитель ополчения, судья, родоначальник; 
- племенной вождь, он же в главном смысле своей деятельности ответственный за внешние дела: войны, мир, союзы, внешние сношения называется - РОШИ ЭЛЕФИ;
- в городах правят - РОШ ХАИР глава города;
- в областях - РОШ ШОФЕТ судьи, совет; общая функция всех вождей – управление вооруженными подразделениями и все внешние сношения.
В Вавилонии  РОШ ХАГОЛА - глава диаспоры и самоуправления; караимский переводчик Яков Бен-Реубен (XII в.) упоминает хазар и Русь, применяя  термин РОШ, считают, что термин был заимствован им у византийских авторов или у Иезекииля (39:1) (ЕЭБЕ т. 9, с. 279).

На территории Киевской Руси за классом администраторов закрепилось имя – РОСЫ, РОССЫ; при появлении городов и концентрации населения (водный путь «из варяг в греки» способствовал централизации, усвоению единой идеологии и терминологии), имя перешло на формирующуюся народность – Русь.

б) Образ РОШ в книгах Библии
Исход 6:25: «Вот НАЧАЛЬНИКИ (РОШ) поколений левитских, по семействам их».

Исход 18:25: «и выбрал Моисей из всего Израиля СПОСОБНЫХ людей и поставил их НАЧАЛЬНИКАМИ (РОШ) народа».

Второзаконье 1:15: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками (РОШ) над вами».

Второзаконье 29:10: «Все вы сегодня стоите пред лицеем Господа Бога вашего, начальники (РОШ) колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне».

3 Цар. 8:1: «Тогда созвал Соломон старейшин Изралиевых и всех начальников (РОШ) колен»; и т.д.

Таким образом, проведя исследования терминов Русь и Россия, мы выявили ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ код (смысл), философско-идеологическое значение этих терминов.
Русь – региональное военно-торговое объединение на Днепре, организованное Хазарским каганатом и еврейскими общинами Крыма и Тамани (филиал, колено Руси Крымской), как пограничная и перевалочная зона (пункт) в общей торговой системе Европа – Азия, около 840 года. Первоначально, ПРАВИТЕЛЕЙ (РОШ) очевидно назначал хазарский каган (иудаизм и иврит), при Святославе Игоревиче, в связи с распадом  Хазарского каганата (экологическая катастрофа, наводнение?) территория Поднепровья в 969 г. выделилась в самостоятельное княжество.

Терминология иврита и образы иудаизма "ВЫПИРАЮТ" из русского языка настолько очевидно, что оставить это явление без объяснения – невозможно; неизвестный автор в анонимном сборнике "Еврейские мелодии", очень тонко подметил "КРАМОЛЬНУЮ" проблему:
"Нам осмыслить народов призвание
 помогает имен их звучание.
Каковое порой сообщает явно больше, чем кто-то желает.
Имена, имена, имена,
вам завидная доля дана:
ведь как часто по виду имен
узнаём мы, кто с чем сопряжен". …
"Ядовитей, чем стрелы слова;
ведь жидовским же Рош – "Голова"
нарекалась Росс-ия сама …".