Хурриты - древние арии-кавказоиды

Фатхула Джамалов
Хурриты — древние племена принадлежавшие к алародийской (нахско-дагестанские, кавказско-албанский, хурритский, урартский, кутийский языки) группе северокавказской языковой семьи.  Вероятно, они были автохтонами Закавказья и юго-восточной части Малой Азии. С предками хурритов принято отождествлять Куро-араксскую культуру, совпадающую с ареалом распространения пранахско-дагестанской этнической общности. Этноним «хурриты» («Hurraiwa») имеет прозрачную этимологию в хуррито-урартских и нахско-дагестанских языках: «восточные», «народ солнца», «люди рассвета». Часто встречающееся у хурритов иображение крылатого солнца, было, по-видимому, своего рода символом хурритской государственности. Хурритолог Генрот Вильхельм подчёркивает, что термин «хурритский» — этно-языковый по-преимуществу.

Мелкие хурритские царства стали возникать в начале II тысячелетия до н. э. Самым известным из них было государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н.э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне. Наивысшего расцвета Митанни достигло в XV — XIV вв. до н. э. Митаннийская культура оказывала долгое и сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских областей хеттского царства, а также районов, лежащих к северо-востоку от Митанни, за Тигром. Цари носили индоиранские имена; возможно, что «хурритизировавшаяся» династия происходила с Иранского нагорья. Войско Митанни владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии Митанни. объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморейско-аккадские) города-государства. В период расцвета Митанни стояло во главе аморфного союза мелких царств и городов-государств, от побережья Средиземного моря и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В III — II тыс. до н.э. аккадцы и шумеры называли государство хурритов — Субарту, а жителей — субареями.

Согласно мифопоэтичеким представлениям хурритов, мир делится на три сферы: небо заселённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа») или минувшие, древние боги. Хурритская мифология не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны: анатолийские (малоазийские), западносемитские, митаннийские. При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубидит, Кужух, Шимиге, Шавушка. Верховное божество анатолийского пантеона — бог грозы Тешуб. Его спутники — быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествлённые горы Намни. Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Отцом всех богов считался Кумарби. Наибольшее развитие в хурритской мифологии получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским.

Для хурритской митаннийской архитектуры, памятники которой ещё изучены недостаточно, характерны массивность и приземистость общих пропорций и членений крепостных стен, культовых и дворцовых сооружений. Характерны для архитектуры Митанни и постройки разного назначения типа «бит-хилани» (общесемитское название, означающее в переводе «дом галерея»). Дворец-храм в Тель-Халафе, сооружённый при царе Капаре в начале I тыс. до н. э. — яркий пример постройки типа сира-хеттского и сиро-финикийского «бит-хилани». Этот тип зданий восходит к древнейшему традиционному жилому дому Северной Сирии. При взгляде на дворец-храм Капары обращают на себя внимание такие стилистические признаки как прямоугольный план, могучие выступы-башни, словно охраняющие находящийся между ними портик. Ещё несколько выступов и башен на противоположной, задней стороне уравновешивали ритм этих архитектуных форм, которые придавали сооружению Капары устрашающий крепостной облик. Грозно возвышалось здание на вершине холма, в цитадели города, обращённое к нему глухой задней стеной. Оно было хорошо видно издалека благодаря окраске. Возведённые из сырцового кирпича стены покрывала штукатурка, покрашенная жёлтой охрой. На светлом фоне стен особенно чётко выделялась обильная скульптурная декорация.

С утратой политической независимости хурритских царств, хурриты постепенно растворились среди соседних народов. В частности, ассимилированные хуррито-урарты являются предками армян, курдов. Результаты генно-молекулярных исследований убедительно свидетельствуют в пользу преимущественно хурритского (точнее — хатто-алародийского) происхождения азербайджанцев, турок, иранцев, ливанцев, европейских евреев, палестинцев. Судя по этим же данным, алародии (и шире — палеокавказцы) принимали активное участие в этногенезе народов Средней Азии и Европы. Вместе с тем не имеют ничего общего с наукой попытки представить хуррито-урартские языка как «протокурдские», так как хуррито-урартские языки не только не принадлежат к иранской группе индоевропейской языковой семьи, но и не входят даже в ностратическую макросемью. Ссылка на наличие эргативного строя (частично это явление характерно и для афганского) и некоторое количество общих изоглосс в хурритском и курдском неубедительна ввиду предполагаемого хуррито-урартского субстрата для курдского языка.

ИСТОЧНИК: http://textspeak.ru/ebef0b3653cc50c8.html

Литература

    Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
    Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) //Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
    Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. M;nchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, M;nchen, 1986.
    Старостин С.А., Николаев С.Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии: Cб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. "Hаука", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.
    История древнего Востока. Т.1, М. 1986. Т.2, М. 1988.
    Лингвистический энциклопедический словарь. М. // СЭ. 1990.
    Хачикян М.Л. Хурритская мифология // Мифы народов мира. Т.2, М. СЭ. 1992
    История искусства зарубежных стран // Изобразительное искусство. М. 1981

Ссылки

    Хурриты. Библиография
    Урарты. Библиография
    http://www.philology.ru/linguistics1/starostin-03a.htm
    О сино-кавказском праязыке и хурритах см. Пучков П.И. Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой.
    Дьяконов И. М. Митанни
    http://history-world.org/hurrians.htm
    Хурритская мифология
    О вайнахах и хурритах см. Куркиев Ахмет Нахи и древнейшие цивилизованные народы Ближнего Востока: реконструкция этногенетических и лингвистических связей по зарубежным иточникам
    О роли кавказоязычного субстрата в этногенезе азербайджанцев см. Кавказская Албания
    http://shark.ucsf.edu/~stas/kurds.pdf
    http://www.eva.mpg.de/genetics/alupaper.pdf
        http://www.pnas.org/cgi/reprint/97/12/6769.pdf