Туда и обратно... Часть 1. Туда продолжение

Анастасия Игнашева
Два дня в Стокгольме.
 День 1. Опа! Гамластан!

       Я смотрела в окно (назвать это иллюминатором как-то неловко - иллюминатор - круглый) на проплывающие мимо острова и думала, почему у меня не получается влюбиться в Серого. Почему я всегда влюбляюсь в тех, кому я не нужна? И не просто не нужна, а ещё этот человек оказывается, как правило, фантастическим ушлёпком. Хотя вокруг меня всегда в изобилии было нормальных интеллигентных мужчин, готовых меня на руках носить. Но они мне не нужны. Почему-то. А точнее - я смотрю на них, как на друзей, я готова восхищаться ими и уважать их, но не влюбляюсь. Влюбляюсь я совсем в других.
     Когда я поняла, что в очередной раз влюбилась после стольких лет тихой и спокойной жизни, - мне стало страшно. Выражение "леденящий душу ужас" - отнюдь не метафора. Мерзкий льдисто-колючий комок прочно засел где-то в районе солнечного сплетения, потому что любовь - это страшно. И не верьте тем, кто будет трындеть вам про "бабочек в животе"! Брехня всё это. Врагу я не пожелаю таких "бабочек". Поэтому - если хотите пожелать человеку всех бед - пожелайте ему безответно влюбиться.

      Между тем Серый рядом со мной сосредоточенно пыхтя, расправлялся с десертом, который мы купили в одном из многочисленных кафе на пароме. Тратить 35 евро с носа на "шведский стол" в ресторане мы сочли ненужным излишеством. Деньги на ладони считаем, зато по заграницам мотаемся. А посему - 1,5 евро за кипяток - запарить лапшу и заварить чай и 4 евро за десерт Серёге.
- Nice! - сказал буфетчик, когда я на осколках английского и языке жестов озвучила наш заказ.
     Потом Серёга отправился спать, а я ещё долго бродила по парому, думая о своей несчастной любви.
    На работе, когда я спросила, что кому привезти, все заказали кружки, как сговорились. И только Мурад попросил магнит на холодильник. Скромник. А потом спросил, что я привезу своему возлюбленному. Вот ведь зараза! Я ведь не уверена была вовсе, что он примет мой подарок. А если и примет - то не выкинет потом потихоньку.

     Момент прибытия я благополучно проспала. И вообще мы покинули паром в числе последних.

   Стокгольм, как и Петербург, расположен на островах. Но, в отличие от Петербурга, который, по преданию, расположен на 100 островах, Стокгольм разместился всего на 15-ти. Терминал Силии расположен в районе, который называется Гьярдет. Это - северо-западная оконечность острова Нормальм, что в переводе означает просто "Северный Остров" И буквально в 5 минутах ходьбы от пристани находится станция метро. Всё это нам поведала девушка за стойкой информации в зале прибытия. По-русски она говорила хорошо, но с каким-то лёгким акцентом, наверное, прибалтийским. Мы спросили её, как нам попасть в хостел, расположенный в районе Бромма, где Серёга забронировал нам номер. Поковырявшись в навигаторе на смартфоне, потом в картах на планшете, девушка, наконец, смогла нам объяснить, как туда добраться. Станция метро называлась "Stora Mossen" и ехать надо было от Гьярдет до Центральной, а там пересесть на поезд, идущий до Хэсселби Странд.
  Метро по-шведски называется "туннельбанна" - буквально - "туннельная дорога", подземка, хотя название это не совсем справедливо. По большей части метро в Стокгольме проходит по поверхности. Потому как стоит город на гранитных скалах, а прорубаться через гранит при строительстве туннелей было тяжеловато. Вот и решили шведы, где это возможно, упростить себе задачу. Кроме собственно метро, есть ещё так называемое "лёгкое метро". Оно проходит по поверхности и это, как я поняла, что-то вроде наших трамваев. Есть и собственно трамваи. Вообще дела с общественным транспортом в Стокгольме обстоят гораздо лучше, чем у нас в Питере.
  - Может, нам имеет смысл купить "Стокгольмскую карточку"? - спросила я, - Она стоит всего 62 евро, или 495 крон.
- Купите! - обрадовалась девчонка, - Тогда вам весь транспорт будет бесплатно и все музеи. Вам на сколько дней?
- На день.

    Вот никогда бы не подумала, что вход в метро может быть в самом обычном дворе самого обычного дома и при этом выглядеть как вход даже не в подземный переход, а как вход в какой-то, прости, Господи, гараж! Метро в Стокгольме называют самым стильным в Европе. Не знаю. Особой стильности я там не заметила, а вот грязно - это да. У нас чище. НО! Скажите мне! Почему в ихнем метро в вагонах можно шёпотом разговаривать, а у нас такой грохот, что хоть святых выноси?! И ещё. В нашем метро поезда ходят только по одной линии. если ты, допустим, сел на поезд, идущий по Красной линии от Ветеранов до Девяткина, то ты и попадёшь только в Автово, или, там на Площадь Мужества. В Стокгольме не так. Там через одну и ту же станцию ходят поезда совершенно разных линий. Поэтому на вагонах написано, куда идёт поезд - в Робстен, или в Норвик. Но все линии объединяет одна станция, которая так и называется - "Центральная". Или "T-Centrallen" по-шведски. А ещё - мы у себя в Петербурге и в Москве привыкли, что станции - это дворцы.  В Стокгольме станции выглядят достаточно непрезентабельно, как в каком-нибудь Нижнем Новгороде.

       Вобщем - доехали мы до этой "Стора Моссен", где метро, кстати, на поверхность выходит. Сидим на платформе и понятия не имеем - куда дальше.
- Спроси! - сказал Серый.
-У кого? Тут нет никого!
Вышли из метро и тут нам на счастье попался молодой человек, немного говоривший по-русски. Он и объяснил нам, как найти улицу Вэстерлед, где находился наш хостел. Идти надо было минут 20. Хотя, как потом выяснилось, вовсе не обязательно ехать до этой Сторы! Достаточно было доехать до Алвика - это предыдущая станция, там пересесть на "легкое метро" и проехать одну остановку!

     Пока шли - я потеряла Серёгу в первый раз. А всего я его теряла его ТРИ РАЗА!!!!!!! Пока мы по Стокгольму ходили.

     Район оказался - совершеннейшая Астрид Линдгрен. Тихий, зелёный, застроенный частично небольшими двухэтажными домиками с четырёхскатными черепичными крышами, частично - индивидуальными коттеджами, что навевало мысли о каком-нибудь пригороде Петербурга. Мы с Серёгой всё искали - где там Карлссон живёт на крыше? Таким же маленьким трёхэтажным домиком с мансардой под крышей оказался и наш хостел.
В хостеле выяснилось, что заселение только после 15-00, а мы приехали в 12. Но нам любезно разрешили оставить вещи и мы поехали гулять в Гамластан. Гамластан по-шведски - старый город. Это один из островов в центре архипелага. Только на этот раз мы были умнее и сели на "лёгкое" метро, проехали остановку и пересели на метро обычное, до станции, которая так и называется "Гамластан".

    В Стокгольме, не меньше, чем в России, например, в том же Питере, любят устраивать всяческие стройки в центре, перекапывать улицы и воздвигать строительные заборы в самых неожиданных местах. Один такой обнаружился прямо в центре города. В моих планах было немного побродить по Гамластану, посмотреть развод караула у Королевского дворца и поехать в Скансен. Серый был согласен.
 Мы перешли мост через Стрём и затерялись в узких улочках. С погодой нам в этот раз повезло, как и в том году.В прошлом году, когда я впервые оказалась здесь, я влюбилась в этот фантастический город с первого взгляда.

    Там, в Гамластане, я потеряла Серёгу во второй раз. И опять, не надеясь на телефон, огласила Стокгольм своим воплем: СЕРЁГААААААААААААААА!!!!!!!!
 Серёга нашёлся сразу. ну, или почти сразу.
- А я и не терял тебя из виду. - заявил он мне.

      Развод караула мы не увидели. Да и дворец оказался на реставрации и больше, чем на половину был затянут сеткой и упрятан за строительный забор.

    А ещё - стокгольмцы удивительно умеют праздновать праздник жизни. У шведов существует обычай, под названием "фика". Это - посиделки за чашкой чая, или кофе с непременными булочками с корицей, когда все проблемы и заботы временно посылаются лесом "и пусть весь мир подождёт", как в той рекламе дебильной.

    Вдоволь нашлявшись по Гамластану мы вышли к Центральной площади, где станция метро Центральная и торговый центр Галерея. Оттуда ходит трамвай на Юргорден, он же Остров музеев. Как раз один из них ушёл перед нашим носом, но это не беда - трамваи там ходят часто, каждые 5 минут. В Питере бы они так ходили. Весь стокгольмский общественный транспорт помечен буквами SL. Кстати, кроме обычного муниципального транспорта мы видели и маршрутки, почти такие же, как у нас. Но прокатиться на них не решились.
Вобщем, мы погрузились в подошедший трамвай, показали кондуктору - там, как и у нас в Питере в общественном транспорте ходят кондукторы, - наши Стокгольмские карточки и поехали в музей. В Скансен.

       По приезде на место мы опять показали кассиршам наши карточки и были пропущены через турникет на территорию. Нет, орущих павлинов на сей раз не было.Вход в музей находится внизу, а сам музей с его домиками - на горе и туда можно подняться либо пешком, либо на эскалаторе, либо на фуникулёре. Мы зашли с Центрального входа, оттуда наверх идёт эскалатор. Но тут Серый заявил, что хочет есть. И мы пошли в кафе. Кафе находилось в одном из музейных домиков и тоже представляло собой небольшой музей. В уголке была действующая экспозиция табачной лавки. Снимать, правда, почему-то запрещалось. Я заказала Серёге детское меню, состоявшее из какого-то десерта, похожего на густую манную кашу с вареньем и молока. Потом мы поднялись наверх и побрели по музейным улочкам. В действующей пекарне я купила за 15 крон вкуснейший рогалик. Домики были в большинстве своём открыты. Жал только, что все сведения были либо на шведском, либо на английском. А материалы на русском стоили 75 крон. Лишних денег у нас не было и пришлось вспоминать, чему в школе учили.
       Как вы уже поняли - моя страсть - это музеи под открытым небом. И я стараюсь посещать их везде, где оказываюсь.

                ***********

     В первый свой день в Стокгольме, так же, как и в Хельсинки, мы "уходились" до полного изнеможения. От обилия впечатлений кружилась голова и даже подташнивало. Да мы ещё в метро на Т-Центральной перепутали платформы и дали кругаля, пришлось с пересадкой ехать до нашей станции, хотя можно было по прямой добраться. Зато метро посмотрели. И даже прокатились на невероятно грязном лифте до платформы. Да, в Стокгольмском метро кроме эскалаторов есть ещё и лифты для инвалидов-колясочников и тех, у кого сумки и чемоданы тяжёлые. А потом ещё в "лёгком метро" остановки перепутали и проехали одну лишнюю. Пришлось возвращаться.

     К моменту нашего возвращения наши вещи были уже в номере, находящемся в мансарде. Девушка, исполняющая одновременно обязанности администратора, горничной и ещё кого-то вручила нам карточку, где были вписаны входные коды и пароль от Wi-Fi, и, пожелав нам приятного отдыха, удалилась. А я отправилась изучать гостиницу. Первым делом нашла туалет с душем, которые были общие, на этаже. Потом спустилась вниз, на второй этаж, где была кухня-столовая и комната хозяйки гостиницы, как я окрестила её про себя. На осколках английского поинтересовалась насчёт кипятка. Кипяток стоил 10 шведских крон (на наши деньги около 50 р.). Для сравнения - на пароме - 5 крон, или 50 евроцентов. Короче - 4 чашки кипятка ( его ещё и давали как украли) нам обошлись в 40 крон, или около 200 "деревянных". Для сравнения - в славном городе Бежецке Тверской губ. в прошлом году мы с Сергуней на 260 руб. набрали гору еды на двоих и наелись до отвала. Нет, матушка Россия всё-таки милее, чем про неё наши креаклы говорят. Серый на это обстоятельство немедленно надулся и заявил, что в нормальном хостеле кипяток должен быть бесплатным. А потом почему-то добавил, что мало-де шведам под Полтавой всыпали. Хотя - при чём тут это?

      Обстановка в номере была выдержана в "ИКЕевском" стиле и белых тонах. Две кровати, тумбочка, маленький холодильник с мини-баром (мы не пользовались, ну нафиг!), на стене "Чёрным квадратом" темнел плоский телевизор. Но нам было не до чего. Нам хотелось спать. Спалось, кстати, прекрасно. И мысли о несчастной любви больше не посещали.
 А ещё в голову закралась здравая мысль - а ну её, эту Норвегию! На поездку туда у нас не хватило бы ни сил (у Серёги), ни средств. И поэтому, когда утром я озвучила свои соображения Серому, он согласился.
- Едем на терминал? - спросила я. Серёга кивнул.
- На "Викинг", или на "Силию"? - спросила я, хотя интуиция подсказывала, что ехать надо на "Викинг", но Серый сказал, что на "Силию".

     Завтрак "шведский стол" входил в стоимость номера. И состоял он из соков, чая-кофе в неограниченном количестве и бутербродов.
- Смерть русскому туристу! - констатировал Серёга, а я согласилась, что русский человек без каши не может и поднялась в номер за быстрорастворимыми кашами.
Телевизор что-то лопотал по-шведски, я пощёлкала "лентяйкой", но русских каналов не нашла. Зато нашла что-то вроде "Мифов о России" на английском. Там честно и беспристрастно рассказывалось ( и показывалось) какая антисанитария и грязь царила в средневековых городах Европы.

            "Стокгольмская карточка" ещё действовала и мы доехали до Гьярдет,  на  терминал "Силии". Но я перепутала выходы и вышли мы куда-то не туда. У мужика с коляской на осколках английского поинтересовалась как найти терминал. Он на смеси французского с нижегородским, то-бишь - шведского с английским объяснил и мы двинули. И вот там я потеряла Серого в третий раз!!!!!!!!!!!!!!! В отчаянии я нажаловалась на него Гале в смске. Та посоветовала терпеть и не терять Серёгу больше.

     Гьярдет, кстати, абсолютно неинтересный район. Новостройки. Спальный, как у нас говорят.
На терминале нас ждал облом. Билетов не было! Не было вообще! Ни до Хельсинки, ни до Турку. Вчерашняя девушка позвонила на терминал "Викинга" и узнала, что там остались только палубные билеты. Без мест в каюте. Мы согласились и она любезно забронировала для нас два билета. Стоило это по 40 евро с носа. Да, "Викинг" себя дороже ценит, чем "Силия". Но мне он нравится больше - у них меньше пафоса. Возвращаться предстояло на "Аморелле" - пароме, на котором я в том году уже плавала. Он приходил в Турку.
Вобщем, мы рванули на "Викинговский" терминал, который находился в другом конце города - на Сёдермальме. Срок действия карточки уже закончился и я приготовилась к тому, что придётся покупать билет, но! Чудо! Сидевший на контроле мужик нас пропустил! И мы доехали до станции "Слюссен" бесплатно! От метро надо было или проехать, или пройти одну остановку. Серый сказал, что он пешком не пойдёт. И вообще - он тут попытался было мной манипулировать, но я решительно пресекла эти попытки. На автобусе, однако же, подъехали. Выкупив билеты, я оставила Серого сидеть на терминале, в компании приблудившегося откуда-то дядьки с Кипра, как он сам сказал, а сама двинула гулять по Сёдеру, как его зовут сами стокгольмцы.

      На Сёдермальме цвела сакура. Когда-то, ещё в начале прошлого века, это был промышленный район, рабочая окраина с маленькими деревянными домиками и немощёными улицами. Но в середине ХХ века там стали селиться представители богемы и прочий "креативный класс" и сейчас Сёдермальм обитель художников, модельеров, дизайнеров, музыкантов и прочих представителей свободных профессий.Всюду множество магазинчиков, художественных салонов, на любой вкус и кошелёк. Я рассчитывала прикупить там подарки для своих.
 В переводе со шведского "Сёдермальм" - это Южный остров. Вот так. Просто и без затей. А ещё - в Стокгольме, как и в Петербурге, удивительное сочетание гранита, воды и неба. Но у нас в Питере гранит окультуренный - в виде набережных, а в Стокгольме дикий. В виде скал.