Юному корреспонденту

Елена Леванькова
Как стать юнкором, прочитав эту  статью?
 Никак. Прочитать – мало. Эти несколько страниц помогут тебе стать юным корреспондентом газеты «дети ми.RU»,
если ты:
1) Очень любишь читать.
2) Можешь выразить СВОЕ мнение СВОИМИ словами в письменной форме.
3) Тебе интересны события, в которых ты участвуешь.
Тогда эта информация для тебя!

Глава первая, основная.
Кто такие журналисты, и зачем…

Ты, наверное, слышал, что журналистов называют «четвертой властью». Про первые три ветви власти тебе, надеюсь, расскажут за неделю на слете.
А вот четвертая…
В дни Великой Французской  революции, в конце 18-го века, в Декларации прав человека и гражданина  записали «Свободная передача мнений и мыслей является одним из самых драгоценных прав человека».
Мы живем в 21 веке. Но как Дантон и Робеспьер подвергали жесточайшей цензуре все «несогласные» издания, так и сегодня очень распространено мнение, что « журналисты пойдут работать на дядю, и дядя будет  говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит». (Сказано  Алексеем Волиным, заместителем министра  связи и массовых коммуникаций).
 Тут у тебя сразу может возникнуть вопрос: если все так плохо, зачем стремиться стать журналистом?
Но  если ты , твой друг,  другой честный человек откажeтесь от своей мечты, тогда наша журналистика так и останется на сегодняшнем уровне.
Подумай об этом.

Глава вторая.
Как научиться писать.
Чтобы научиться выражать свои мысли, надо, чтобы эти мысли были!
Поэтому надо научиться думать. Этому обычно учатся всю жизнь.
Поэтому не заморачивайся ( вспомни стихотворение в переводе Маршака, которое начинается так: «Весной поросята ходили гулять…»)
Вот именно: «визжи, не стесняясь, и-и». Главное, чтобы тебе и другим ребятам было интересно твое мнение.
Но прежде, чем мы вместе с тобой будем делать нашу газету, надо кое о чем договориться.

Глава третья.
Кое-что о Главных правилах профессии.
О чем писать для  нашей газеты?
От правильного выбора темы зависит 90 процентов успеха твоей заметки. Поэтому учти:
-материал должен рассказывать о том, что интересно и понятно людям от 7 до 17 лет, что их волнует.
- он должен быть результатом твоего собственного исследования жизни ( беседы, наблюдения), поэтому НЕЛЬЗЯ пользоваться книжками и другими газетами,
- газета – это твое общение со сверстниками, поэтому пиши о том, о чем ОБЫЧНО разговариваешь со своими друзьями.
Итак, Хит-парад тем для газеты!
1. СОБЫТИЯ,  которые произошли в школе, Лагере, Доме Творчества , клубе, дворе, на дискотеке, или в любом другом месте, где бывают твои сверстники.
2. Что-то интересное, необычное, что есть в школе, лагере, Доме творчества, клубе, дворе, дискотеке или любом другом месте, где бывают твои  сверстники.
3. Важные события твоего города, волнующие твоих сверстников ( приезд известных артистов, выставки, концерты, спектакли, спортивные соревнования) и твое отношение к этим событиям.
4. Интересные места твоего города (или других городов и стран), люди, о которых не знают или мало знают твои сверстники.
5. Выбор профессии и все, что его касается: специализированные классы, лицеи и гимназии, технические училища и колледжи, высшие учебные заведения).
6. Досуг детей и подростков: интересные кружки, клубы, секции, увлечения ребят. Как они проводят свободное время.
7. Животные, интересные случаи с домашними животными, проблемы отношения к животным.
8. Проблемы, которые волнуют тебя и твоих сверстников ( отношения с родителями, учителями, ровесниками, дружба, любовь).
9. Природа.
10. Стихи, кроссворды, смешные случаи на уроках. Выдержки из сочинений и ответов учеников.

Глава четвертая.
Все дальше и дальше в теории.
Все ближе и ближе к практике.

То, что ты выбрал тему для заметки, еще не означает, что можно садиться и писать.
1.Например, ты не был на месте происшествия, и не очень хорошо представляешь, как все произошло. Или захотел написать о том, как подорожало мороженое, а сколько оно стоило раньше, не знаешь. В этом случае корреспондент идет, смотрит ,разведывает, расспрашивает тех, кто знает и видел больше, чем он сам. На языке журналистов это называется собирать материалы. Методы сбора информации :
1)наблюдение
2)беседа
3)работа с документами и письменными источниками.
2. Даже если ты хорошо представляешь, что и как, и ,главное, ЗАЧЕМ ты пишешь, не торопись. Хорошо продумай логику твоей заметки. То есть, что ты скажешь сначала, что потом, какие выводы хочешь сделать. В этом помогает составление примерного плана- устного или письменного, как в сочинении или изложении.
3.Заметка- не диссертация и не отчет. Её пишут живым, интересным языком, близким к разговорному.

Глава пятая.
Композиция материала.

Любой материал состоит из:
1.Лида – необычного, интересного вступления.
2.Основной части – подробного рассказа о факте.
3.Заключения – последнего предложения, слов, которыми автор высказывает свое отношение к факту. Вывод надо зашифровывать, не говорить оценочных слов: плохо, хорошо, красиво, интересно. Этих слов в материале ВООБЩЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ.

….и работа над заголовком ( продолжение пятой главы)
В заголовке должна отражаться главная мысль материала. Это знают все.
Но всем так же известно, что статью со скучным названием, например, «Не хлебом единым живы», никто читать не будет. Значит, заголовок должен быть еще и интересным, нестандартным, обращающим на себя внимание.
Как этого добиться? Придумайте несколько вариантов, чтобы был выбор. Используйте «копилку журналиста»: записывайте впрок удачные, яркие фразы и реплики. Чудесный заголовок, например, «Ах, как надоел кролику цилиндр» - про выступление фокусников.
Очень часто встречается в заголовках перечисление существительных или прилагательных, характеризующих героя материала. Причем каждое слово вносит свой оттенок, например:
«Мудрость. Опыт. Доброта» или «Уютный, Сказочный, Домашний».
Еще прием – противопоставление: «Нарушитель закона симметрии», «Один против всех».
Используйте в заголовке расшифровку  какого-то термина, ключевого  для понимания текста статьи: «Эришфэст – праздник крыши».
Можно брать в заголовок кусочек диалога главных героев: «-Арбуз-два, как слышите? Прием!».
Иногда начало пословицы выносится в заголовок, а окончание открывает  текст материала: « Не то дорого, что красного золота»
В заголовке выигрышно смотрится самая интересная, яркая фраза собеседника, у которого берешь интервью. Или фраза, произнесенная во время события,с которого ведется репортаж : «Ну вот. Для вас праздник – я приехал»(репортаж с выступления одного политика  на городской площади).
Привлекает внимание заголовок со словом «или»: «Зарядка для крабов, или жемчужина для Вероники».
Тут можно писать что угодно, но постарайтесь не злоупотреблять этим приемом, чтобы все ваши материалы не стали на одно лицо.
Географическое название или известное имя,  помещенное в текст заголовка,  всегда  запоминаются «Когда улица Беляева была Ишимбаевской»; «Гости из страны Андерсена».
Можно использовать строчки из песни, перефразировать стихотворение, или сочинить свои рифмованные строки, например: «Солнце, музыка, цветы, школьник я и школьник ты».
Если у вас есть чувство юмора – это прекрасно! Остроумный заголовок – большая удача. Тут главное – чувство меры, чтобы читателю не пришлось долго ломать голову, почему вы решили назвать материал о работе школьной столовой «Пришельцы в капусте».
…Кому то легче написать материал, а потом придумать название к нему, кому-то наоборот, проще сначала решить, как будет называться его заметка. Главное –результат. Читатель должен обязательно захотеть прочитать ваш материал, ведь название притягивает, как магнитом!

Глава шестая
Как писать репортаж?
Репортаж – сообщение о реально случившемся событии, отображение труда и образа жизни людей. Репортер излагает факты, взятые из жизни. Но на реальный факт нужно уметь взглянуть в перископ «логической фантазии», писал чешско-австрийский журналист Эгон Эрвин Киш.
Пришел-увидел –написал – так не бывает. Вам все равно приходится додумывать, какова связь между известными фактами  и отыскивать неизвестные. А потом выстраивать логическую цепочку.
.Передать другому виденное своими глазами очень сложно. Еще Лев Толстой говорил: «Описать человека , собственно, нельзя. Но можно описать,  как он на меня подействовал».

Отправляясь на охоту за фактами, возьмите за правило : узнать как можно больше о том событии, свидетелем которого вы собираетесь быть.
Кто проводит мероприятие?
Какова его важность для города (района, школы , класса)
Каковы цели, с которыми это мероприятие организовывалось?
Необходимо также первоначальное знакомство с местом, где будут разворачиваться основные события.
Полезно заранее составить план своей работы «на месте». Откорректировать его проще, чем метаться от одного угла к другому, не зная, с чего начать сбор материала.
Читатель должен в вашем материале найти ответы на вопросы:
КТО?
ЧТО?
ГДЕ?
КОГДА?
ПОЧЕМУ?
КАК?
Яркая форма изложения и вдохновение – слагаемые мастерства репортера. Но репортер должен помнить,
что он должен писать только правду и ничего, кроме правды.

…Бумага, выделенная для того, чтобы познакомить тебя с профессией журналиста, почти закончилась. Но, напоследок, надо сказать кое-что еще.
Глава заключительная.
И опять – о самом главном!
Этика журналиста.
Журналист должен быть честным - писать только о фактах, не искажая их , не приукрашивая, не преуменьшая и не преувеличивая, не замалчивая отдельных сторон.
Факты любят точность: их нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО проверять.
Автор заметки несет полную ответственность за все последствия, которые может вызвать опубликование его заметки. Они могут быть желательными и не очень.
Журналист пишет вовсе не для того, чтобы прославиться, хотя это и очень приятно, а чтобы помочь людям сделать их жизнь лучше, интереснее.
Необходимо четко осознавать границу  между фактом  и твоим мнением  по его поводу.
Факт - объективно существует:
Рок-концерт
3000зрителей
Мнение субъективно,
существует в твоем сознании, зависит от твоей личности-
- фу, какая скука
-клевая музыка,веселая
Высказывать свое мнение можно и нужно. Но недопустимо выдавать его за факт.
Журналист не может использовать свое служебное положение в личных целях.
Но самая недопустимая в журналистике вещь –плагиат, то есть творческое воровство. Это когда кто-то придумал стихотворение, оперу, модель ракеты, снял фильм или написал заметку. А совершенно постороннему человеку вдруг захотелось выдать это за свое творчество. ПЕРЕЧАТЫВАТЬ материалы под своей фамилией – это все равно, что их украсть. Если кого-то тебе надо процитировать, так и пиши : по материалам интернета. К примеру…

Сегодня наш разговор о журналистике только начался.
Но если тебе захотелось СТАТЬ журналистом, то ты всегда найдешь способ собрать информацию о своей будущей профессии и – правильно распорядиться ею.
Удачи тебе, юнкор!

При написании статьи использовалась информация из методического пособия «Начинающему журналисту»( библиотечка «Радуги»)2000год
И из книги Дмитрия Стровского «История отечественной журналистики новейшего периода»,1998год.