Озеро АрашАн на Ангренском плато на Тянь-Шане

Крыленко Владимир
ФОТО Автора; Озеро АрашАн (""2750 м н.у.м.) в бассейне реки АХАн-ГарАн (июль).
             ВдалИ видны седловины перевалов:
             СЛЕВа - в бассейн реки Ак-БулАк,
             СПРАВа - в бассейн реки Терс.

На 30 июня 1962-го мы (Тома, Ваня Струтинский и я) договорились,
что в субботу - сразу после работы - надо приЕхать в Соц-город Ангрена,
а потом - на 33-тий километр авто-дороги в Коканд,
а оттуда - идтИ на горы ЗекИр-БобО (4045-4070 м) в хребте КызЫл-Тор.
   И 30 июня Тома и я приехали на "Подзем-Газ" - готовыми к походу,
но Ваня не явился. И мы пошли вдвоём - Тома и я.
   Мы шли в горы на полторА дня,
но Томе захотелось пройти по Ак-БулАку и мы вернулись домой
и вышли на работу через 6 дней - 5 июля
(меня судИли потом - за прогулы).

     Верх горного Ангренского плато оказался обширным
("40 х 20 км вдоль и поперЁк),
слегка всхолмлЁнным лугом-степью, пересеченным множеством ручьёв и речушек,
с плешинами светлых обнажЕний скал и глин.
Там пасся редкий скот, иногда встречали всадников на лошадях...

В 1913-том годУ В.И.Масальский отметил, что
"Ангренское плато покрыто прекрасными пастбищами,
служащими для выпаса многочисленных стад;
ежегодно здесь выпасают до 300000 овец и 2000 голов рогатого скота"
[Масальский В.И. Туркестанский край. -С-Птб, 1913].

     Ночь под 1 июля 1962-го мы проспали, обнявшись под одним
байковым одеяльцем - на Ангренском плато - над самим водопадом
КеленчЕк (что по-тюркски означает "Невеста"),
где речка КеленчЕк с Ангрен-плато квскадами падает в узкую щель
в моноЛИТных порфирах.

     МЫ шли по древней каравАнной и ското-проГОНной тропе
"КалмакЮль" по роскОшной ЗЕЛени ТРАВ Ангренского плато -
на высотЕ 2500 м над уровнем моря,
под Ярким солнцем было комфортно-прохладно,
сиНЕли-голубЕли маНЯщие ДАЛи,
вдалИ из ТУЧной ТУЧи на плато КОСо ЛИЛ ЛИВень...
     На редких остановках (МЫ ведь спешили -
ведь тогда был лишь 1 выходной - "воскрЕсный" день!)
я, стоя сзади за Тамарой, НЕ сниМАя рюкзакА, -
обнимал и гладил ЕЁ "ВЫпуклости"!
А Тома (в 1961-63 ОНА ходила без рюкзака) была одЕта в тонкие
рейтузики и мАечку, поЭтому глАдить ЕЁ мне было -
беспредельно - невероЯтно приЯтно -
ведь до Томы - мне не удалось никого -
не то, что погладить. но даже ПАЛЬЧиком потрогать!
А Томе казалось, что я ЕЁ просто дразнЮ нарочно,
чтобы ЕЁ позлить:
"- Я тебе - не кошка-МЫшка-, чтоб меня гладить!"
Увидев седловины перевалов Арашан и Кум-Бёль
(они Оба видны на ФОТО),
Тома спросила у менЯ (хотЯ я ТУТ, как и ТОМа, - ЕЩЁ НЕ быВАЛ),
куда они ведут, я ЕЙ сказал - куДА,
а Тома - мне:
"- Я хочу в Ак-Булак!"
Я сказал, что это далеко и мы опоздаем на работу,
но Тома мне: "- Это не страшно!"
    И МЫ свернули туда, - к перевалу Кум-Бёль,
не заметив знамеНИТого источника АрашАн -
термального источника из красных арашанских гранитов на Арашанском плато. -
МЫ не заметили источника с тёплой (37 град Цельсия) водой!
В нём через 2 года я искупаюсь с ЖЕней - сестрой Томы.
А когда я с командой ребят НЕЖился в бассейне Этого источника ночью 13 июня 1965-го,
наши головы обледеНЕли, а утром ТРАВы и альпийские цветОчки -
фантастично сиЯли и сверкАли под лучАми солнца -
своИми сказочно красивыми обледеНЕлыми гоЛОвками и стебелькАми!

А ТОГДА Тома шла по плато босякОм, сняв кеды (чтобы НЕ истиРАЛись
и не намокАли в снеГУ!) и поВЕСив ИХ на плечО! -
Ведь ещё приличные босоножки Тома выбросила у 33-го км КокАндской дорОги
и я их положил на ПОлочку скалы в 4 метрах над дорогой
к кишлаку СарЫ-ДалА ("Жёлтая Ягода", абрикоска).
ТОМа босой перешла снежник ("300 м ширины)
и проплылась в чистой прозРАЧной снеговой водИчке Озера Арашан
("2750 м нум), куда спускался снежник.

Ночь под 2 июля мы проспали под кустом у бурного каскада Акбулака.
А днём Тома чуть не захлебнулась на перепрАве через Акбулак
(ниже устья Терекли-САя), но мне удалось вытащить ЕЁ...
Про дальНЕйшее я рассказывать НЕ СТАНу - Это НЕ имЕет отноШЕНия к ТЕМе
АрашАнских озЁр...

Образование небольших ледниковых и моренных озёр
(площадью не более 1 км2. Общее их количество в районе Ангренского плато -
около 30) связано с современным оледенением.

С древним оледенением связаны небольшие (порядка 100-200 м
в поперечнике) Высокогорные (3200-3700 м н.у.м.) моренные озёра
в цирках верховий Акбулака и Терекли-сая. В бассейне Ахангарана
в верховьях его правого притока Зекиркуль  (исток Уч-САя) на юго-восточном
склоне Чаткальского хребта между вершинами 4008м и 4062м есть (точнЕе -
были с пол-ВЕКа назАд!) небольшие (до 0,1-0,2 км2) склоново-каровые
леднички. Под ними на высоте 3650м расположено моренное озерцо Зекиркуль
(""5 га), почти круглый год покрытое льдом. Маленький ледник, прикрытый
сверху фирновым снежником, имеется на северо-восточном склоне вершины 3764м
в верховье Арашана.
      Здесь же - на высоте 2850-2750м расположены 4 моренных Озера
размерами от 150 до ""600 м в поперечнике, -
в том числе и поКАзанное на ФОТО Озеро АрашАн (длиной до 750 м, шириной до 250 м),
где плавала моя будущая жена Тамара...
       КрылEнко Владимир  31 мая 2013