Двадцать пять стульев - Глава 11

Владимир Цыкалов
      - Весьма серьёзный документ. Если не сказать больше. Я так понимаю. А Ваше мнение?
      - Полностью, окончательно и бесповоротно согласен. Но Вы не рисуйте круглыми глазами ужасную картину. Я непременно верну сей трактат моему лучшему другу. Не бойтесь – не присвою под собственное имя. 
      – Кто же вы, любезный незнакомец, - небопришелец или доктор Вселенной?
      – Ни то и ни другое. И даже ни третье. Взгляните на меня под иным ракурсом. Неужели вы не узнаете во мне главного?.. Ну, хорошо! Готов намекнуть и, если потребуется, подсказать… Можете воспользоваться очками – или надеть, или снять… Ужель не тот профиль? Анфас? Конфигурация и стать?..  Я – внук турецко-подданного… 
      – Так, значит, вы турок?
      – Не спешите к неверным всплескам мозговой активности. Отнюдь-отнюдь, милейший, я не турок, но и не филистимлянин.
      - Я теряюсь в догадках. Вообще-то, я в отгадках далеко не дока. Папенька с маменькой меня не одарили в этом плане.
      - Главное – не страдайте, а если страдаете, не очень страдайте. В жизни столько потрясений, что когда-нибудь всё само собой утрясётся!
      - Вряд ли… Мало того, я ближе к пессимизму. С детства стремился стать оптимистом. Мне до сих пор кажется, что  оптимист – это человек, который, находясь между двумя неприятностями, всегда загадывает желание. Увы, мне такое чувство не дано.
      - Сие не страшно. Вы – не единственный в этом бренном мире. Дарю постулат, который спасает многих: "Всё, что не делается, делается в Китае; всё, что не происходит, происходит в Америке, а всё, что случается, случается в России". Запомните – и Вам будет спокойнее. Как многим. "Даже страшно подумать!" – сказала моя знакомая блондинка, услышав постулат, и храбро задумалась.
      - И всё-таки неприятно быть не тем, кем хотел стать.
      - Неприятно, когда тебя задели за живое, особенно если серпом. Не помню – кто, но кто-то ведь посоветовал: "Один раз в неделю просто будь собой, а в остальные шесть – восстанавливай репутацию".
      - Danke Schon за совет.
      - Don't Mention It! Вопросы есть? Если есть, готов ответствовать, пока я в том состоянии, когда речь сама льётся. Как говаривал принц датский: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".
      - Несмотря на стеснительность, я всё-таки задам волнующий меня вопрос. Вы сказали: "Я – внук турецко-подданного". Стало быть, ваш дед…
      - О, мой дед – он всем дедам дед! Его имя привлекает и сияет - Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Отдельные лица обращались к нему иначе, называя и Бендер-Задунайский, и просто Остап Ибрагимович. Но обиды дед не проявлял. Даже когда величали "великим комбинатором",  "идейным борцом за денежные знаки», знавшим "четыреста сравнительно честных способов отъёма (или увода) денег". А кто тогда и сейчас игнорирует наличие казначейских знаков? Все знают, что счастье не в деньгах, но ведь, как нестранно, многие хотят в этом убедиться лично. Странно то, что большинство людей, мечтая стать миллионерами, думает о том, как потратить миллион, а не о том, как его заработать. Они зачастую напрочь забывают, что скупой платит дважды, тупой платит трижды, и только так называемый "лох" платит постоянно. Вокруг да около муссируют расхожую идею достойной оплаты труда, реально не зная, что это значит и как она выглядит.
      - А Вы знаете? 
      - Конечно! Достойная оплата труда – это когда ты предыдущую зарплату не истратил, а уже следующую выдают.
      - Вы увлеклись, а меня занимает имя вашего деда. Оно как-то непонятно интернациональное. Возьмём его составные поочерёдно:  "Остап"  - явно пахнет украинщиной, "Бендер" - попахивает еврейщиной, а "Сулейман" и особенно "Бей" – от них отдаёт терпким запахом туретчиной. Не говоря о Берте и Марии. С ними всё проще: "Берта" – имя матери, "Мария" – имя бабушки, иди наоборот. Либо я что-то не понимаю, либо ваш родитель был – да простите меня за правоту, которая бывает горькой, только не обижайтесь, ради Бога – был бездомным бродягой.
      - Вы нисколько меня не обидели. Вы не первый говорите об этом. И, по всей видимости, не последний. Моего деда порою правильно называют странником, но лучше звучит – "гражданин планеты". О, сколько городов и весей посетил! Их немного, но более десятка наберётся. Давайте посчитаем вместе, и Вы убедитесь. Должен заметить, что народная мудрость утверждает: "Памятники ставят там, где выдающийся человек был продолжительное время".
       - А если ставят бюст на пьедестале?
       - Боже мой, ведь всё проще пареной маракуйи! Бюсты - для кратковременно живших в населённом пункте великих жителей. Персона моего деда увековечена памятниками в ряде городов. Заметьте, что именно "памятниками", и постарайтесь посчитать без ошибок. Итак, я начинаю перечислять: на Украине - Бердянск, Жмеринка, Мелитополь, Старобельск, Харьков; в Российский Федерации – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пятигорск, чувашские Чебоксары  и калмыкская Элиста. Итого?
       - Десять всего - по пять в России и на Украйне.
       - Действительно – десять. Я проехал по всем перечисленным городам и убедился, что они таки есть. И за ними следят административные власти. И был я удивлён – а где же Мордовия? Ведь это Поволжье. Ряд авторов считают, что во время голода в двадцатых годах прошлого века Остап Бендер непродолжительно посещал эту территорию. Поэтому надо водрузить бюст моего великого деда. Это острая несправедливость: Владимиру Высоцкому, который не был в Саранске, поставили бюст, а деду, который посещал этот край, - ничего!
       - Вы правы, вы правы! Как вы правдивы! Позвольте поинтересоваться по одному возникшему вопросу?
       - Валяйте!
       - Bы только что произнесли фразу "острая несправедливость".  Разве "несправедливость" имеет градации?
       - Представьте – да. Существует "острая несправедливость", есть и "ужасная несправедливость". Ужасная несправедливость – это когда нервные клетки не восстанавливаются, а жировые – не погибают!
       - Извините, что прервал.
       - Но больше всего, меня возмущает, что в Васюках ни памятника, ни бюста. Там дед играл в шахматы с люди одновременно, а памятник – в Элисте. Почему? Ответьте, господа мэры.
       - А может, Васюков нету, просто придумали?
       - Как это нет? Я лично прошёл по следам деда и заявляю, что в Смоленской области два населённых пункта называются Васюки : один - в Глинковском районе, второй - в Дорогобужском районе.
       - Города крупные?
       - Я бы не сказал, что крупные, но там приличное число жителей, хотя и пункты называются деревнями. Это не версия, это факт. Есть, конечно, и другое мнение. Скрывать не буду. Некоторые авторы считают прообразом Васюков был Васильсурск, другие — Козьмодемьянск. Васильсурск расположен на самой границе Нижегородской области с республикой Марий Эл на правом берегу реки Волга при впадении в неё реки Сура. А город Козьмодемьянск —административный центр Горномарийского района Республики Марий Эл. Он расположен на высоком правом берегу Волги (Чебоксарское водохранилище), в 104 км юго-западнее Йошкар-Олы.
       - Ну и чё?
       - Ну и ни чё! Вспомните: из Васюков Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым перемещались по реке, которая называется…
       - Называется?...
       - Волга! Волгой называется! Вы что, не читали "Двенадцать стульев"?
       - Нет… Лично Вам сознаюсь… Дело в том, что в школе я учился не ахти, еле-еле уроки успевал перелистовать. Но школу кончил, тринадцать лет учился. Потом в ФЗУ и в ПТУ не поступил подряд три года. Потом…
       - Всё ясно по поводу вашей персоны! Что с Вас возьмёшь?
       - Вы только никому ни гу-гу.
       - Угу-угу!
       - И всё-таки я никак не могу представить вашего деда. Даже виртуально…
       - Я – не художник, но тем не менее нарисую его портрет. Да так, что фоторобот отдыхать будет! Представьте высокого, спортивного телосложения, смугловатого с голубыми глазами и тёмными волосами не мальчика, но мужчину с недюжинными мозгами. Не по годам умён, смекалист, обаятелен, что нравится женщинам разных возрастов, при случае (а их у него было немало) проявляет незаурядные актёрские способности, отменно привирает по нужде. Да, чуть не забыл, редко малопьющий. Он - непоседа-егоза, переполненный множеством планов и надежд. Теперь подведём итоговую линию и перечислим то, что полюбили знавшие его лично и узнавшие его по книгам жизнеописания: это живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам, энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия, чувство юмора, человечность… На этом предстоит нам остановиться.
       - Но сказанное счастья не прибавит. Потому-то несчастливых людей больше, чем наполненных счастьем. 
       - Несчастливых людей не бывает. Просто счастья бывает много или мало. Объём счастья увеличивается при каждой встречи добрых, трудолюбивых, порядочных…, одним словом, хороших людей, наполненных искренними чувствами. Но, глядя на кислую мину, Вас это не касается. А жаль…
       - Давайте обойдёмся без жалости.
       - Откровенно говоря, я и не собираюсь отдаться и отдать Вас во власть жалости. Тем более в такой праздничный, сиречь – юбилейный день, вернее – вечер. Во мне громоздятся совсем другие планы. И сейчас – именно сей час - они войдут в реки исполнения. Вы мне импонируете.  Поэтому я решился высказать всё, что можно доверить, только Вам. На данный отрезок времени другого слушателя - в высшем понятии этого слова - я не вижу.
       - Вы мне льстите?
       - У меня нет свободного времени, чтобы тратить его налево, направо, назад, вперёд и вниз. Его хватит только наверх. То, что я скажу, ни в коем случае не поучение, а… Давайте назовём это "тостоподобие". Ведь день для Вас весьма и весьма значимый. Мои познания примите в качестве подарка. Итак, начнём, пожалуй!
       - Пожалуйста!
       - Итак, господа присяжные заседатели! Я вас долго, часто и внимательно слушал, теперь позвольте – глупости говорить буду я. Пусть даже будь я и не в здравом уме, зато в своём. Ещё наши предки учили: "Не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати". Статистика планеты диктует нам: "Чем больше ошибок сделаешь ты в молодости, тем меньше их останется сделать в старости". Тут должен непременно посоветовать: "В случае, когда вам по-взрослому угрожает старость, пожалуйтесь на неё в полицию". И перестаньте совершать одни и те же ошибки: будьте креативными – совершайте новые! Невзирая на возраст и рост. Взгляните вокруг себя и вы поймёте, что миром правят молодые. Правда, когда состарятся. "Век вывихнут", - повествовал нам  Гамлет. Как мы живём, в какое время – спросите вы. И я отвечу: "В такое время мы живём, что простая благодарность, воспринимается как сарказм". Comprenez-vous, mon ami?
       - Извините – недопонял… По-немецки учился, в основном - на слабенький троячок.
       - Я просто спросил: "Вы понимаете, мой друг?", что на нынешнем сленге означает "Фишку просекаешь, кореш?"
    Продолжу, с Вашего позволения. Мы так живём, что трудно нам представить как. Судите сами: четверг – это хуже, чем суббота; более того, это гораздо лучше, чем понедельник; но немного хуже, чем пятница; кроме того, четверг всё же лучше, чем воскресенье. Почему? Потому что в воскресенье завтра понедельник, а четверг завтра пятница. Это вам не калям-балям!.. К тому же, обязан заметить, что чаще всего в жизни встречаются именно редкие сволочи. А как известно, драку всегда начинает тот, кто думает, что он сильнее. Для верблюда обидеть человека – раз плюнуть! А что сам человек? Зачастую встречаешь таких, которые ходят генерал генералом ("мы их всех победим"), а как чего коснись – так сразу ("их бин больной") – и шасть по лазаретам. Да, в жизни всё не просто. Однако, в жизни бывают моменты, когда всё удаётся. Не беспокойтесь, это проходит. К примеру, скажу Вам: мой дед так не хотел работать, как не хочу сейчас я! Но мы оставим эту тайну в стороне. Лучше я дам Вам совет: "Всегда полезнее недоговаривать, чем недослушивать… Думать надо головой, любить – сердцем, чуять – тем, чем сидишь на стуле, и, самое главное, ничего не перепутать! Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех!" Парадокс заключается в том, что: во-первых - курить вредно, пить противно, а умирать здоровым жалко, а во-вторых - козлы и бараны – это совершенно разные люди. Мы все стремимся к счастью. А что такое счастье? Счастье – это когда все вокруг тебе завидуют, а напакостить не могут. Хотите, чтобы ваш юбилей по-настоящему запомнился? Не пейте! И запомните: что в любом возрасте есть свои прелести: например, если вам пятьдесят один год, то это число без остатка делится на семнадцать. А где мои семнадцать лет?.. Надеюсь, что Вы знаете эту песню, кто её придумал и кто её поёт? То-то! И ещё! Если есть свободное место среди мозговых извилин, запомните две короткие фразы, которые помогут вам открыть любые двери в этой жизни: "На себя" и "От себя". Проверено на личном опыте… Вот так и жизнь пройдёт, как отпуск… Любопытно, что все хотят хорошо провести время да к тому же - даром, но время не проведёшь! И не потому, что это кто-то наложил запрет. Хотя парадокс действует: "Всё, что не запрещено, разрешено запрещать"! И в то время как в стране законы перестают работать, законы подлости продолжают работать, работать и работать… Да, тот датчанин прав, что век вывихнут. Впрочем, как весь мир. В этом мире столько лжи и лицемерия, что уже трудно кого-нибудь обмануть. Однако встречаются и такие люди, к которым хочется подойти, взглянуть в глаза, обнять за плечи и ласково спросить: "Как же ты живёшь… без мозгов-то?" А человек молча похлопает глазами и снова побежит куда-то туда, а потом оттуда сюда. Он бегает как ошпаренный, потому что жизнь кипит. Но он не замечает. Ему надо всё. Когда у человека есть всё, ему начинает не хватать всего остального. Он даже не знает, как это на белом свете жить и радоваться. А ведь всё просто и доступно! Чтобы жить и радоваться, надо всего две вещи: во-первых, жить, а во-вторых, радоваться. Но до человека порой не доходит простейшее. И так становится хреновенько на душе, как будто нагажено по самое "салам-алейкум, амиго"… Я, невзирая на свой возраст, внушаю себе, что спокоен… Я уже настолько спокоен, что начинаю нервничать по поводу того, что спокоен… И не надо лыбиться, как у погоста… Я устал, как задница на лекциях. Финита, тля, комедия… Но, господа присяжные заседатели, всё-таки сегодняшний день пропал не зря… Ну что Вы молчите, как скорпион об субмарину? Скажите хоть что-нибудь…
       - Я вот тоже…в приметы я не верю, но эти совпадения уже порядком надоели… Почему? Не знаю… Может быть, от того, что ещё вчера и сам шалил, теперь всё больше нервы… Вот так всегда: копишь-копишь на бриллиантовое украшение, а потом – бац, жена не сдержалась и купила сникерс… Я многому не научился, но, тем не менее, я владею одной из самых сильных черт – это умение притворяться, что я помню имя человека, который со мной разговаривает. А они все надо мной смеются…
       - Над вами постоянно смеются? Значит, вы приносите людям радость! Плесните истины в стакан! Ну куда Вы столько нагваздали? Ну, да ладно. Не надо сливать: налили, значит – налили. Во мне проснулся тост для юбиляра. Прилюдно озвучить его мне не довелось – выступающих было предостаточно: и космонавты, и вальяжные мужчины, и прелестные дамы. А я кто? Да так – не пришей шнурок к копыту: ни друг, ни сослуживец. Поэтому я решил приветствовать Вас антр ну, в смысле – тет-а-тет, иначе говоря – с глазу на глаз.  Мой тост скорее не тост, а притча, так сказать - короткий рассказ в иносказательной форме с премудростью. Итак, притча:
    "В одной деревне умирает старик. Ему очень хотелось жить - и он просит Бога: "Ну, дай Господи пожить ещё немного!" Господь ему отвечает: "Хорошо, сколько ты хочешь?" – "Ну, сколько листьев на дереве". - "Нет, это много", говорит Бог. - "Ладно, столько, сколько яблок на дереве". - "Нет, и это много". - "Тогда столько, сколько у меня друзей". - "Хорошо", - согласился Бог. И представьте, живёт этот старик до сих пор, потому что друзей у него оказалось больше, чем листьев на дереве и яблок на яблоне. Резюме: "Живите долго, счастливо и имейте много друзей!"
       - Что я могу сказать в ответ, кроме - Danke Schon!!! (с тремя восклицательными знаками).
       - А я Вам прямо, невзирая на Вашу физиономию, говорю: "Don't Mention It!!!" (и тоже с тремя восклицательными знаками).
       - …Стало быть, Вас назвали в честь деда. Остап… 
       - Остап-Беркант-Анели-Элоиз-Бендер-бей. Беркантом - так назвали папу, Анели – имя моей доброй бабушки, Элоиз – блистательное имя моей прекрасной маман. Не знаю как у других племён, а в нашем клане вот такая расстановка орудий, господин контр-адмирал.
       - Замысловатое имя получилось.
       - Имя дают родители. И не нам их менять. У меня есть знакомая прекрасная леди, которой не нравится её имя, ей хотелось, чтобы назвали Ларисой. Она влюблена в это имя.
       - А что же она не сменит? Сейчас это возможно и просто.
       - Так-то оно так, да трошки не так. Она очень любит своих родителей и поэтому не хочет их обидеть.
       - Выходит – она любовь победила другую любовь.
       - Получается, что так. И это правильно!
       - Полностью согласен с Вами, уважаемый.
       - И это радует сердца…
       - Когда же Вы назовите плодовитого автора стихов, которые погрузили меня в блаженное состояние души.
       - Сейчас, не обходя от кассы. Мой друг – великий маг рекомендовал произносить волшебную фразу, что я и делаю. Снип – снап - снурре, купюрре - вазелюрре! Автором стихов… так полюбившихся Вам… является… (здесь должна звучать барабанная дробь, но обойдёмся без дроби)… является никто иной, как… автор книги..., которая повествует… о нашей встречи. Если бы не он, читатель не следил за нашими действиями. И не только нашими, но и действиями ваших подчиненных. Теперь Вы знаете, что наш автор владеет и прозой.
       - Да Вы что?!
       - Да я ничего!
       - Ведь это ж надо!
       - Надо!
       - Я слегка сомневаюсь…
       - В таком случае взгляните на титульный лист, на авантитул, на обложку – спереди и сзади…
       - Профессиональный писатель, в смысле – ваш поэт и прозаик?
       - Нет, он профессиональный врач. А всё остальное - хобби.
       - Как Чехов?
       - В определённой степени – да.
       - Интересно. Вы опять заинтриговали… Талант, однако. Откуда он берётся? Вопрос из вопросов.
       - Талант – это способность делать то, чему нас не учили. Это определение не моё, а моего деда… Ну, вот и всё. Ещё раз – поздравляю с юбилеем. Пришла пора прощаться. Богат и выразителен русский язык. Но уже и его стало не хватать… Я завтра, как говорится – утренней лошадью отбываю к тёплому морю.
       - Надолго?
       - Жизнь покажет. Жил я словно птичка турухтан: обитал в тундре и лесной зоне Евразии, а зимовал в южных краях нашего необъятного государства. Но прошли совсем иные времена, которые заставляют менять образ цыганской жизни. Да и собственной семье пора подумать. У меня, честно сказать, есть заманчивое решение, только оно к проблеме не подходит. "Пожуём – увидим, что по чём и что к чему" – как любил говорить мой отец. "Судьба играет  человеком, а человек играет на трубе" – любимое выражение моего деда. Так что пора трубить и поднимать паруса… Но не говорю "прощайте", я говорю Вам "до свидания". Ведь жизни круглая, авось да встретимся. А что касается нас с Вами, то должен сказать откровенно: весьма рад нашему общению.
       - Взаимно. Давайте я помогу Вам со стульями.
       - Оставьте себе. Они пригодятся вашему кабачку. Не повезу же я их с собой.
       - Но это же память о вашем дедушке.
       - Да, дед приобрёл эти двенадцать стульев себе на память. Производство господина Гамбса. Ещё не всё потеряно – ещё терять и терять! Когда обустроюсь, куплю такой же. Это не проблема. Были бы казначейские знаки. А они будут, поверьте мне. Вот Вам ещё один  подарок.
       - Ежели так, то прошу написать дарственному справку. На случай ревизии.
       - Да-да. Как говаривал Гамлет: "Подгнило что-то в Датском королевстве". Чинодралы умеют придираться: где взяли, кто дал, а документ есть… Ох, и мнительные стали, Сидоры! Ох, и мнительные… Ну и всё! Теперь это узаконено. 
       - Благодарствую от коллектива и от себя лично!
       - Пан Директор, у меня просьба.
       - Любую просьбу выполню.
       - Мой Вам совет-просьба: переименуйте учреждение-предприятие по количеству дара в "Кабачок "25 стульев".
       - А что – хорошая идея! Спасибо за подсказку. А то расплодилось всяких "12 стульев"! Непременно переименую. Клянусь!
       - Вы такой хозяйственный – как мыло. И такой умный! Вам череп не жмёт? Кстати говоря, в моём офисе при входе висел плакат: "Граждане, входя в историю, вытирайте ноги!" Можете, пользовать подобие и Вы.
       - Обязательно!
       - Позвольте откланяться?
       - Удачи Вам, Остап-Беркант-Анели-Элоиз-Бендер-бей!.. Что в таких случаях говорят?.. Скатертью дорога?.. Или скатертью-самобранкой?.. Путь ковром?.. Или путь Вам ковром-самолётом?.. Ни пуха, ни пера… Нет, это к дорогам не имеет никакого отношения… Голова кругом ходит, а как правильно пожелать уезжающему дороги без аварии или какого-нибудь катаклизма - не знаю… И причём здесь клизма?.. И где прочитать - не ведаю. Маловато я книг читал. Надо хоть "12 стульев" прочитать. Что мне делать? Может быть, в той книге прописано. Надо было спросить у турецко-поданного. А ну-ка загляну в дарственную… Так, "двенадцать стульев и одно кресло", " в качестве безвозмездного дара", " на все времена" и… Стоп! Что же он не написал про табурет? Если ревизор обратит внимание, что нет сведений о табурете, мне несдобровать. Как пить дать – несдобровать… И чека, как назло, нет! Что делать?! Вот она ревизорская клизма! Конфуз, полный конфуз… Автор, а Вы что помалкиваете? Как выкрутиться из такого положения? Могли помочь!
       - А ничего не делать. Есть табурет - красавец!
       - Ага, Вам-то что? У меня табурет есть, а наименования сидячего места в дарственной не упоминается.
       - Идея! Если на табурет поставить цветок, то табурет превращается в подставку. И тогда…
       - Я Вас понял. Преогромное спасибо! Всё стало по местам…

Продолжение следует...