Двадцать пять стульев - Глава 10

Владимир Цыкалов
      - Пан Директор, это ничего, что я врываюсь, не стучась? Сам-то я думаю, что нет. О, вижу, что Вы конкретно углубились в океан рифм и в мелодику мыслей. Это Вас украшает. Что скажите, милорд?
      - Как говорил известный поэт Морис Гиллуа: "Неизвестно, что лучше: добавить ли в стихотворение огонь или в огонь – стихотворение". Но это вообще и в общем, что не касательно стихов Вашего поэта.
      - Уж если Вы бросаетесь афоризмами, мне остаётся ответить Вам выражением французского историка Жан-Поль Ру: "Поэзия – это истина в бальном платье". Но честно сказать, мне хотелось процитировать Эдмона Аранкура, однако так произошло, что призабыл начало его афоризма. А вот сейчас оно само вылезло и приползло. И коли так случилось, прислушайтесь к умным словам: "Самые прекрасные стихи – те, что ещё не написаны". Каково, сударь?
      - Блеск и истинная правда!
      - Благодарствую за высокую оценку при Вашем росте!
      - Да, бросьте Вы, бросьте! Вы лучше откройте мне тайну.
      - Одну?
      - Одну.
      - Вообще-то я не раздариваю тайны. Но Вам сегодня окажу поблажку. Одну тайну я готов отдать безвозмездно, то есть – даром, в смысле – в качестве подарка.
      - Скажите, Ваш поэт издаёт свои книги?
      - Представьте себе – да.
      - А как он в дальнейшем относится к изданному?
      - Страннее вопрос я не встречал. Ну, уж коли…
      - Я Вашу тайну сохраню – не беспокойтесь.
      - Я не только не беспокоюсь, но и не волнуюсь. Склероз - он сделает своё. Вы меня слушаете, Вы меня слышите?
      - Я весь соткан из внимания.
      - Мне автор сам рассказывал: "Прихожу в очередной раз домой после презентации, а домочадцы спрашивают его: "Ну и как книга?" Ехидства в вопросе не чуя, ответил бодро: "А мне всё равно нравится!" Мой поняли и теперь каждый раз меня спрашивают: "И эта книга всё равно нравиться?" На что получают по ушам: "А то нет?!"
      - Прекрасно!
      - И я так думаю!
      - Сейчас я Вам тоже раскрою тайну.
      - Да ну?
      - Ну да! 
      - И?
      - Совершенно случайно в поэтическом сборнике я нашёл вот эти бумаги. Они выпали на пол. Я подобрал и… не удержался… прочёл… Но только заголовок.
      - Ай-яй-яй! Как не стыдно?
      - Стыжусь…
      - Это уже хорошо. Чтобы Вы успокоились, я сделаю то же самое. Потому что меня заинтересовали бумаги. Читаю вслух текст, расположенный ниже заголовка.
                *******
                ШПИЁН БЕЗ НОМЕРА ПО ИМЕНИ ВИКТОР?
                Знать, сметь, мочь, молчать.
                Девиз древних магов.
    Оно, конечно, ежели, хотя, однако, всё-таки. И не потому что, скажем так, дескать, например... А вот коснись чего-нибудь - и вот тебе, пожалуйста! По правде говоря, уж и не знаю, как сказать, - и нате вам, здрасте! Да так, что мало не покажется!
    Другой скажет: "Да это с какой стороны взглянуть: ежели с вон той, которая вчера обговаривалась, то всё может быть, и то каждый смотрит по-разному, а ежели каждый будет смотреть, то завсегда так и выходит. Так что ежели чего - так значит, обращайтесь – разъясним. Тут и случай подвернулся.
    Спорили три знатока… Нет-нет, именно три знатока, а не три мудреца. Мудрецы -  на то и мудрецы, чтобы мудрствовать, не лукавя, а не спорить.
    Кто часто и долго спорит, тот злата не стоит. Поговаривают, что якобы в споре рождается истина.
    Откровенно признаюсь, как врач: сколько живу, а ни разу не видел, чтобы в ярой сваре нормальные роды проистекали. Акушеры подтвердят, что в нервах буча крепчает, центральная нервная система (далее ЦНС) ходуном ходит, импульсы чехардят, синапсы до красного каления накаляются. И вокруг сплошной ор, а не разговор.
    Я это к чему? Да к тому самому – что волнует от пяток до темени.
    Тут третьего дня распахнул шестую и седьмую страницу известной газеты "СПИД-инфо" (№2/2013) – и обомлел, стояча. Имя-отчество довольно объёмной статьи "Высоцкий: агентурное имя Виктор".
     Я профилактически присел, причитался, приругнулся и призадумался. Крепко призадумался – даже зубы скрипнули, желваки напряглись.
    Но решил, что падать в читательский обморок рановато, надо повременить. В конце концов, следует вычитать "Версию - шок" от "известного писателя Фёдора Раззакова и бывшего разведчика, ныне диссидента Михаила Крыжановского", которые убеждены, что в браке Высоцкого и Влади "любовью и не пахнет".
    В начальных строках "известный писатель" водрузил на поднос слова режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича: "Я говорил Володе: "Вы оба играете в какую-то игру. Судя по всему, Володя не так уж сильно любил Марину…" (цитата № 1).
    И в качестве сногосшибательного аргумента – известнейшая фотография Марины Влади, Владимира Высоцкого и Всеволода Абдулова со словами - комментарием: "Высоцкий и Влади: рядом, но не вместе".
   А дальше пошло-поехало:
   "КГБ интересовался всеми иностранцами, которые посещали СССР. Особенно теми, кто имел вес на Западе. Влади такой вес имела… А тут как раз подвернулся Высоцкий, которому хотелось "умыть" всех, кто считал его пьяницей и нищим оборванцем, бренчащим на гитаре… И КГБ мог ему помочь, выступив в роли сводни" (цитата № 2).
"По нашей версии, (Высоцкий был) не агентом, а суперагентом! Его агентурное имя было Виктор. Он работал на благо КГБ и системы, до самой своей смерти оставаясь в глазах миллионов "жертвой режима" (цитата № 3).
   "Высоцкий жил припеваючи. "  Что до мелких запретов – не печатали стихи, не показывали по телевидению, не выпускали дисков и так далее, - то это была ширма: полузапрещённый Высоцкий властям был выгоднее… Высоцкий разгуливал по миру без всякого надзора. Возьмём 1975 год: он был во Франции, Англии, Италии, Марокко, Мадейре, Перу, Мексике, БолгарииБ Венгрии, снова во Франции. 1977 год: трижды во Франции, Венгрии, снова в Мексике и Перу, в США, Канаде, на острове Косумель. В 1978 году в четырём поездкам во Францию добавьте Таити, США, ФРГ. В 1979-м – трижды Франция, дважды Канада, дважды США, плюс Италия, Таити, ФРГ" (цитата № 4).
    "Думаем, Высоцкий должен был уехать из СССР осенью 1980 года. Осесть в Нью-Йорке и открыть там легальный артистический клуб. Ест естественно, не только для того, чтобы петь песни и проводить творческие вечера. Главное – "агентурить", заводить нужные знакомства, узнавать ценную информацию" (цитата № 5).
    "Кстати, похоронили Высоцкого в так называемом гробу № 6, элитном – в таких хоронили только членов Политбюро. Чтобы заслужить такое в СССР, надо было очень постараться. Смешно ведь предполагать, что Высоцкого похоронили в "шестёрке" за его оппозиционную деятельность" (цитата № 6).
    Пожалуй, хватит цитировать. Перечитал, передумал и решил: "А ведь в чём-то они, может быть, и правы". Возник в ЦНС глубокомысленный вопрос: "Не заглянуть ли мне в творческие опусы нашего актёра, поэта и певца? Возможно именно там найдутся кусочки истины".  Прихватил двухтомник стихов и песен и…
   Что вы думаете? Нашёл-таки крупицы.
   В 1966 году двадцативосьмилетний Владимир Высоцкий (он же – "пьяница и нищий оборванец, бренчащий на гитаре" – см. выше упомянутую статью – цитата № 2) пишет, а затем исполняет прилюдно "Пародию на плохой детектив".
   Жаль, что авторы статьи не указали - в каком году Высоцкий начал свою деятельность "не агентом, а суперагентом" (цитата № 3).
   Тем не менее чувствуется он поднаторел в "шпиёнстве". Судите (хоть вы и не судьи) сами.
    По мнению (или опыту) Высоцкого агент (он же – "враг") обязан иметь следующие реквизиты: псевдоним; кожаные перчатки - чтоб не делать отпечатков; инфракрасный объектив, спрятанный в носу, чтобы в нормальном свете представало в чёрном цвете то, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив; фиктивный чек (читай - денежные средства); подручный – пьяный и мягкотелый, но побритый свежее, умеющий связать шофера, разыграть простого вора. Кроме того, агент должен уметь раздавать задания (как минимум - два).
   Это было первое оглашение всего минимального шпиёнского реестра 60-х годов прошлого века.
   Прошло ровно восемь лет, когда тридцативосьмилетний Высоцкий возвращается к теме западной агентуры.
   В 1974 году он написал "Песню про Джеймса Бонда, агента 007", которую посвятил Шону Коннери - артисту, сыгравший роль шпиона, агента 007 Джеймса Бонда.
Довожу до сведения: Фильм назывался "Красная палатка / The Red Tent / La Tenda Rossa" и  повествовал об интернациональной арктической экспедиции. Сэр Томас Шон Коннери — шотландский киноактёр и продюсер - играл роль Руаля Энгельбрегта Гравнинга Амундсена - норвежского полярного путешественника, возглавлявшего исследование Северного полюса.
   Теперь вернёмся к песне. Если посмотреть на этот факт поскрупулёзнее, под определённым ракурсом, то станет ясно, кому поклонялся В.Высоцкий. Вы, наверняка, догадались, что к чему? Актёр-певец воспевал шпиона, если не сказать резче – агента с номером 007. Вот вам и "жертва режима" (см. цитату № 3). Не зря в народе говорят: "Рыбак рыбака видит издалека".
   В цитате № 4 отражён полный (по мнению "бывшего разведчика, ныне диссидента") список стран, городов и весей, где побывал Владимир Высоцкий.
   Но ведь и первая инструкция перед первой поездкой за рубеж. Это по сложившейся традиции происходило в месткоме предприятия (учреждения, завода, комбината и т.п., и т.д.). Прошедший огонь и воду заседаний горкома, райкома и обкома выходил на финишную прямую для встречи с "делового" инструктором  - знатока многочисленных поездок за рубежи родной страны, как поётся в известной песне: "где так вольно дышит человек".
Такую инструкцию, наверняка, прочитали и нашему актёру-поэту. И скорее всего, в 1974 году (обратите ещё раз внимание на цитату 4, где поездки Высоцкого начались в 1975 году).
По нашей версии, Владимир Высоцкий с юмористическим подходом написал песню "Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме" с двойной целью: во-первых - чтобы запомнить то, что он услышал от инструктора, а во-вторых – по-видимому, будучи уже агентом, он информировал сотрудников КГБ, что всё прошло без эксцессов – как говорится, "таможня дала добро", но следует обратить на некоторые детали инструктажа.
     А именно:
   1.Там у них пока что лучше бытово, там у них уклад особый (речь идёт про коварный зарубеж)
   2.При беседе продемонстрировано незнание географии, в частности – город Будапешт назывался как-то: польским, затем чешским, болгарским, далее польским Улан-Батором и Бангладештом с нахальными шпиёнками  - немецкими румынками
   3.Буржуазная зараза всё же ходит по пятам – в виде внебрачных связей, мало того - местная шпиёнка может притвориться мужиком
   По большому счёту – возможно для высокостажным активистам информация не ахти, как важная, но самое  главное – агент начал работать.
   Как известно, опыт приходит с годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами, секундами…
   И это почувствовалось у Высоцкого. Песенные сведения не заставили себя ждать…
   В песне "Случай на таможне" легко усматривается рапорт агента-наблюдателя, который находился третьего ноября 1975 года в Международном аэропорту "Шереметьево" столицы нашей Родины.
   В вышеуказанном документе поочередно описаны нарушители таможенных ограничений следующим образом:
   "Впереди шмонали уругвайца, который контрабанду провозил, а именно - крест на груди в густой шерсти, а также ниже живота висели два литых креста пятнадцатого века (а они - богатство нашего народа). Кроме того, с помощью стоматолога у этого же пассажира из дупла зуба была изъята мраморная статуя - целенькая, только без весла. (Шутки шутками, но слово "статуя", наверняка, закодировано и обозначает объект, название которого запрещено употреблять циркулярами).
   Следом за уругвайцем был осмотрен заморский барыга, у которого в фиге выявили - вместо косточки - триптих.
   У очередных пассажиров изъяты то, что пытались утащить из нашей страны - кто иконостас, кто - крестик, кто – иконку, среди них оказался один мулла, запрятавший триптих в книги.
   Надо обратить внимание, что агент в ходе составления довольно подробного рапорта использовал свои актёрские возможности, одновременно положительно оценил работу сотрудников таможни, подчеркнув устами "проверенного товарища",  роль которого сам исполнил блистательно, - "как хорошо, что бдительнее стало". Опять же обращаем внимание, что оценка дана не "отлично", не "удовлетворительно", а именно "хорошо".
   В результате перечисленные завуалированные детали позволили агенту-наблюдателю прилюдно докладывать в виде открытого исполнения песни.
   На этом можно было остановиться. Дескать, вполне достаточно убедительного материала об известным актёре, певце и стихотворце с агентурным именем – Виктор.
   Можно было, но… нельзя. Нельзя, потому что может создаться об однобокости "Виктора".   Вспомните цитату № 3, что он был "не агентом, а суперагентом!" А это значит, что он не сидел только на международных аэропортах, но и прослеживал международное положение.  Отслеживал и передавал в Центр накопления информации (назовём его так) не какие-нибудь сплетни с непроверенными слухами, а конкретные обоснованные сведения.
   Примером служит  "Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам", опубликованная – если можно так сказать – в 1979 году.
   И тогда не только Центр накопления информации, но и весь народ услышал, что творится в тайной от СМИ сфере. Какие политические наговоры и заговоры ведутся в течение несколько суток пребывания в камерах временного содержания!  Какие грандиозные планы межконтинентального размаха разрабатываются в изоляторах якобы "мелкими хулиганами" (они, на поверку оказывается, не такие уж и мелкие)!
   Да это просто уму нерастяжимо! Вчитайтесь, о чём полемизирует представитель из племени временного хулиганья, к чему он призывает народонаселение, и станет враз понятно, для чего потребны агенты силовых органов! 
   "Тем временем во всёй честной Италии на Папу кандидата не нашлось… Мы тут им Папу Римского подкинули —  из наших, из поляков, из славян…";
   "Шах расписался в полном неумении — вот тут его возьми и замени!  Где взять? У нас любой второй в Туркмении —  Аятолла, и даже Хомейни…";
   "В Америке ли, в Азии, в Европе ли — тот нездоров, а этот вдруг умрёт...  Вот место Голды Меир мы прохлопали, а там на четверть бывший наш народ…";
   "Ведь воспитали мы, без ложной скромности, наследника Онассиса у нас… Следите за больными и умершими —  уйдёт вдова Онассиса, Жаки…"
   Как говорится, комментарии излишни!
   Вот так-то, дамы и господа! Появилась "Версия - шок": хотите - верьте, хотите - нет выложенному материалу двух аналитиков. Чем дальше, тем хлеще.
   Мысль пришла из извилин неожиданно. Пройдёт ещё немного времени, и на стеллажах и полках библиофилов станут появляться книги с названиями "Неизвестный мне Высоцкий", "Неслышанный мной Высоцкий" и "Я тоже знаю кое-что о Высоцком", а может быть, даже явится на свет новая версия под названием "Инопланетянин Высоцкий".
   Остаётся непонятным вопрос - почему же эта версия распечаталась на страницах именно "СПИД-инфо"?
                * * *
     PS – Только завершил изложенное выше, как подвернулась другая газета "Аргументы и факты" № 4 (1681) за 2013 год. (Как кто специально подложил!)
   Будто по щучьему велению открылась 22-я страница, где красуется крупный заголовок: "КГБ сказал ему "Заткнись!" ("ему" читайте "Высоцкому").
   "Вот так-так!", - подумалось обескуражено. Стало быть, свои своих лупят. Дескать, бей своих – чужие бояться будут?
   Тем временем, два автора (возможно, товарки) Марина Мурзина и Юлия Шигарева изложили праведные победы Владимира Высоцкого, поведали о его фантастической работоспособности (около 800 стихов, пластинки, проза, два сценария, режиссёрский замысел фильма, радиоспектакли, 27 ролей в кино, песни к десятку фильмов, роли в Театре на Таганке, концерты…). И всё перечисленное без халтуры, с полной отдачей – до сбитых в кровь пальцев и сорванных голосовых связок!
   А власти славы его не замечали. Он сам писал: "…Мне объявили явную войну за то, что я нарушил тишину, за то, что я хриплю на всю страну, затем, чтоб доказать – я в колесе не спица…"
   Официальным концертам с афишами – НЕТ! Званиям – НЕТ! Членству в Союзах писателей и композиторов – НЕТ! Участию в семидесяти кинофильмах – НЕТ!
   "Его обвиняли в идейной незрелости, враждебном влиянии Запада: антисоветчик! По нему принимались постановления ЦК КПСС" – гласит газетная статья.
   Как же так?.. А как же "Версия-шок"?.. Остаётся уповать на будущие поколения? Они, мол, разберутся в заплёванных фотографиях и в шоковых версиях…
   На мой взгляд, пора прекратить выискивать негативное в биографии В.Высоцкого. Надо заниматься анализом содеянного Им. Наверняка, народы ждут позитива и истинных комментариев времени Его творчества.
   Ведь нашим потомкам будет интересно (как и нам сейчас) – почему Он был популярен, чем Он ценен, что спрятано за Его юмором и сатирой…

Продолжение следует...