Двадцать пять стульев - Глава 5

Владимир Цыкалов
      - Здравствуйте, дети! Я - Дед Мороз!
К празднику ёлки для всех вас принёс.
Долго я с внучкой по лесу бродил,
Самую пышную вам находил,
Самую лучшую вам подобрал,
Тонких и низких ёлок не брал.
Ёлка зелёная, ёлка пушистая,
Ёлка высокая, ёлка душистая...
      - Стоп-стоп! Ну что ты булькаешь как дырявый чайник. Дед Мороз должен быть навеселе, чтобы детишки тянулись к нему, а прятались по углам. Зажигать надо, не тушить праздничный задор! Давай сначала. 
      - Здравствуйте, дети! Я - Дед Мороз!
К празднику ёлки для всех вас принёс…
      - Не верю!
      - О, нашлась-таки Станиславская! "Не верю"… Не веришь? Это Ваше индивидуальное дело. Дед Мороз – не клоун, который занимается тетюшками-развлекушками. Его роль серьёзная, даже по большому счёту воспитательная. Кроме того, он работает без помощников.
      - Каких ещё "помощников"?
      - Грузчиков. Ведь он ёлку сам для детей принес. Смотрите текст. А до этого относа-переноса дедушка искал-подбирал лучшую зелёную, пушистую, высокую, душистую. Однако силён бродяга. Таким образом, аналитический разбор показал следующее: "Дедушка устал, потому ему не до прыжков и кульбитов. Тем более, не до сальто-мортале. И он имеет полное право на заслуженный отдых. Что подтверждает основы трудового законодательства". У меня – всё!
      - Ты, конечно же, ждёшь фразу: "Ах, какое погружение в роль!" Не дождёшься! Дудки! А я тебе с высоты своего возраста восклицаю: "Какую чушь ты несёшь!" Молод ты ещё, а уже на "заслуженный отдых" стремишься. Ты сначала его заслужи – этот отдых, покалывай в холодных залах и знойных аулах, а потом подумай – стоит ли права качать. Возьми пример с меня – я старше тебя почти вдвое, но даже не мыслю об отдыхе. Тем более, во время великого новогоднего чёса. Мало того, я уже тридцать три года не снимаю шубку Снегурочки. Не  считая школьных лет, когда была выбрана на эту роль как единственная кандидатура, на общешкольном комсомольском собрании раз и на все времена – аж до самого выпускного бала…
      - Потом Вам продлили срок. После "Щуки". Верно?
      - Почти попал в яблочко. Только я училась не в "Щуке", а в национальной студии государственного театрального института, что "на брегах Невы, где может быть родились Вы или блистали, мой" слушАтель.
      - Ого! В национальной студии, говорите? Сурьёзная школа - ничего не скажешь! Снегурочки, поди, не по-русски общались с детишками?
      - Не ёрничай! И успокойся раз и навсегда – по-русски общались мы, по-русски. "Усёк?" – как вопрошает мой внучек. Вот и ладушки у нашей бабушки.  Пора вернуться к тексту. Время не ждёт – оно неумолимо. Короче - поехали дальше. Запрягай-ка саврасок пару и поехали на шару. Что там дальше?
      - Ну у Вас лексикончик – не ожидал такое услышать.
      - Будешь выпендрючиваться – не такое услышишь!
      - Так сразу бы и сказали. Дальше по тексту…
Всё хорошо, только нету Снегурочки,
Внучки моей - миловидной девчурочки…
      - Ну, и что ты уставился на меня?
      - Я, извините, на счёт "девчурочки"…
      - У меня будет сложный грим.
      - Это как?
      - Как-как? Безруков играл Владимира Высоцкого в сложном гриме в фильме "Спасибо, что живой". И был похож. Никто не мог догадаться, кто за гримом скрывается. Пока он сам не сознался в одной телевизионной программе. Неужто не видел?
      - Да-да.
      - Ты за меня не волнуйся. Всё будет нормально. Одиннадцать лет в этом гриме работаю на ёлках – эффект положительный. Я преображаюсь… Впрочем, сам скоро убедишься. Давай дальше. Что говорит Дед Мороз? 
      - Наверно, в лесу задержалась она,
Любит уж очень зверушек она.
Слышите, слышите... Спутник летит!
Это Снегурка на праздник спешит.
Тут приземлился спутник..., и вот,
Оставив Снегурку, в небе плывёт…
Не могу понять, почему спутник задействовали, а не ракету?
      - Сценарий давнишний. Cо школьных времён застоя. Или с застоя школьных времён?.. Или временного застоя школы?.. А может, с времён школьного застоя?.. Опять не сходится. Ну, да ладно! Короче говоря,  в стране куролесили  застойные времена, а я училась в школе. Именно тогда был написан сценарий, который мы обсуждаем. Привожу весомый аргумент для тугодумов. Финальная фраза первоначального трёпа Деда Мороза и Снегурочки прописана для Снегурочки следующим образом:
"- И радостно, и радостно
 Советской детворе!
 И весело, и весело
 На праздник в декабре!"
Раритет! Это тебе не баран начхал! Экспонат для любого музея. Это во-первых. Но мы его аккуратно вымарываем… Вот так! Потому что я не знаю, чем заменить слово "советской". Ежели мы заменим самовольно это слово, то поэт может предъявить претензии о нарушении его авторских прав. А нам это нужно?
      - Совсем не к чему!
      - О, правильно! "Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа". Кто так сказал? Не пыжьтесь, юноша! Откройте пушкинского "Бориса Годунова", прочитайте  и зарубите себе на носу! Уточняю: эти слова Марины Мнишек, обращенные к Самозванцу, в сцене "Ночь. Сад. Фонтан". Как я играла Мнишек на выпускных фрагментах  спектакля – вы бы видели!.. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
      Закончилась рубрика "во-первых" – мы переходим к рубрике "во-вторых". А во-вторых – в застолье, в котором мы будем сегодня присутствовать, будут участвовать два космонавта. Поэтому верхние люди потребовали космический вариант. Кстати, эти космонавты приглашены на сегодняшний корпоратив. Вопросы есть? Вопросов не должны быть.
      - Их теперь и не будет. Всё понятно!
Скорее, скорее, внучка, беги,
У ёлки зелёной ребят весели.
Здравствуй, Снегурочка - внучка моя.
А мы уж заждались сегодня тебя.
      - Тут я вбегаю…
      - Не поскользнитесь и не упадите!
      - Нахал! Хамство тебе не к лицу. Больно умный, как я погляжу!
      - Извините! Постараюсь не хамить.
      - Я вбегаю и… Подожди – очки надену… Ага: "Здрасте, ребята, и ты, Дед Мороз!
Всем ли подарки на ёлку принёс?.." Что молчишь? Об чём молчим, отрок?
      - Я не понял.
      - Что именно, непонятливый мой?
      - Читаю:
Из глубины веков так повелось,
Что в Новый год приходит Дед Мороз.
И будь ты школьником, рабочим иль студентом,
Доцентом или член-корреспондентом -
Мы Новый год встречаем, словно дети,
Как солнце в дождь, как в зной встречают ветер.
И, словно дети, в тесном хороводе
Мы в Новый год с весельем нашим входим…
      - Стоп-стоп! Это надо вымарать. Я же их просила, чтобы повнимательней читали. Стихи адресованы взрослым. Это из другого сценария. Зачеркни, вычеркни и забудь!
      - Готово!
      - А мальчишка-то расторопный оказался. Теперь идёт мои слова, которые не мои – не мной написаны. Здесь я полуясельный пошёл:
    Ой, Дедушка Мороз, и я знаю стихи про ёлку. Можно я прочту? А вы, ребята, поможете мне. Ладно?
Здравствуй, праздник новогодний –
Блеск огней!
Здравствуй, елка – гость желанный,
Друг детей!
Вся ты в новеньких игрушках,
В огоньках,
Вся в серебряных хлопушках
И флажках.
      - Тут я подключаюсь:
Молодцы, ребятки! Молодец, внученька! Ну что ж, ребята, я убедился, что вы хорошо танцуете, поёте, умело читаете стихи. А маме и папе помогаете дома?.. Что вы делаете?.. А ёлочку помогали наряжать?.. Молодцы! А загадки вы любите отгадывать? И я тоже люблю! Ну-ка, отгадайте: "Зимой и летом одним цветом" (Ёлка)
      - Здесь расположилась ремарка - "по возможности и желанию используются следующие загадки". Ниже примеры. Сейчас проверим на тебе, мой пупсик. Если ты не отгадаешь, грош цена тебе. И, естественно, не покажем деточкам. Начали:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…
      - Айболит.
      - Один – ноль. Вторая попытка:
Он и весел, и не злобен
Этот милый чудачок,
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник –
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок…
      - Винни-Пух.
      - Два - ноль.Третья попытка
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост её краса.
Это рыжая…
Артист- Лиса.
Актриса- Три -ноль.
Не козлёнок он, не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовётся…
      - Чебурашка.
      - Молодец! Справился с поставленной задачей.
      - Должен заметить, что проводить эксперименты на людях неэтично. Сначала надо попробовать на птичках…
      - А если эти пикировщики сверху какнут, да ни раз и даже ни два, а гораздо больше? Были такие прецеденты. Не отмоешь одежду во веки вечные – сразу бросай, не глядя!
      - На зверушках…
      - А вдруг явится неведомо откуда, как из-под земли нарисуется "Зелёный пис"? Это тебе – не хухры-мухры! Придерутся – не отвяжешься ни на этом, ни на том свете.
      - В конце концов, на амёбах…
      - С ними не договоришься! Водяные – все такие.
      - Да, сложный случай в Вашей практике.
      - Что у нас осталось по списку?
      - Как говорят музыканты – кода.
      - Ага, вот она. Мои восклицания:
И песнями, и танцами встречаем Новый год!
И всем ребятам весело, и всё вокруг поёт!
      - После свистопляски Дед Мороз:
      Молодцы, ребята, вижу, что не зря я вам подарки привёз новогодние! Вижу, что вы послушные, милые дети! Как хорошо, что вы маме и папе помогаете! Я ведь с внучкой Снегурочкой к тем ребятам прихожу перед Новым годом, которые помогают маме дома и слушаются папу и маму, которые не обижают никого и делают  всё, что их просят сделать. Вот если вы будете такими целый год, то я снова к вам приду. А как я узнаю о том, как вы помогаете и слушаетесь? Да просто посмотрю в волшебное зеркало и всё и всех увижу.
      - Снегурочка гундосит:
Дедушка, очень мне не хочется уходить отсюда, мне так здесь понравилось! И ёлка такая красивая! И ребята такие хорошие!
      - Дедуля ей:
      Что ты, внученька! Мне тоже здесь понравилось, но нас ждут ребята на других ёлках. У меня подарков много, и ребятки ждут меня, а до Нового года осталось совсем немного.
      - Снегурка предупреждает-угрожает:
Наступило расставанье, но имейте вы в виду:
Расставанье до свидания в Новом будущем году!
      - За сим следует текст сценариста: "Дед Мороз и Снегурочка прощаются с ребятами и уходят". Банкетят, пересчитают нал и – по домам. Ибо после сытного обеда – по закону Архимеда – полагается поспать, или вздремнуть - по крайней мере! Я бы сейчас с удовольствием новогодних семечек погрыз.
      - Что бы ты погрыз? Я не поняла…
      - Новогодними семечками называют мандаринки. Это сленг, пани Актриса, самый обычный говор современной молодёжи. Да, пока не забыл. Предлагаю при сборище гостей в вашем доме довести  итоги предновогоднего опроса социума: на вопрос "Что вы предпочитаете пить за праздничным столом – водку или шампанское?" получены ответы: шампанское – 100%, водку - 100%.
      - Теперь поняла. Слушай, что это за колоритный одиночка сидит за столиком?
      - Впервые вижу эту загадочную личность. У нашего пана Директора кого только нет. Разве всех запомнишь?
      - А мне так захотелось запомнить его мужчину…

Продолжение следует...