Американцы

Владислав Тамга
      Я помню её так ясно, словно это было вчера, хотя с той минуты прошло уже шесть лет. Дженифер стояла, изумлённо глядя на чёрно-белые фотографии из фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». На них почти в натуральную величину были запечатлены документальные кадры повешенныцх русских партизан и сидящие на земле дистрофики – узники концлагеря. По глазам Дженифер можно было понять, что увиденное не просто затронуло её до глубины души. Оно по настоящему потрясло.
      - Что это? – спросила меня Дженифер на ломаном русском языке, и когда я объяснил, в её глазах появились слёзы. Всю последующую экскурсию по музею боевой славы дивизии она не могла забыть увиденного. Ни коллекция стрелкового оружия (от маузера до пушки 45-го калибра), ни медали, не какие другие детали экспозиции не развеяли её настроения.
      Наверное, человек, принадлежащий к нации на территории которой в XX веке не разыгралось ни одной настоящей войны, не мог отреагировать на подобное зрелище иначе. Но меня поразил тот факт, что Дженифер – дипломированный специалист, выпускница университета приехавшая в Россию из США преподавать английский язык, в свои двадцать пять лет не знала о том, что такое фашизм и Вторая мировая война. Наше дальнейшее общение прочно укрепило меня во мнении, что её кругозор ниже, чем у большинства учеников советских средних школ. Будучи филологом, она даже близко не была знакома с классикой русской литературы, кроме «Войны и мира» Толстого.
        Сначала я списал этот факт на её личные качества и возможное наплевательское отношение к образовательной программе. Но после того как она познакомила меня с другими американцами понял, что это не имеет отношения к её успеваемости. Последующее общение с Джефом, Томом, Полой и Линдой, встречи со старейшинами секты Мормонов, позволило убедиться в том, что ограниченность является диагнозом американской нации и проявляется в следовании нелепым традициям.
       Возьмём для примера обычай обязательно лишиться девственности на школьном выпускном балу, ежегодно петь имениннику в день рождения одну и ту же здравицу, собирать у себя по выходным на фуршет абсолютно чужих людей, с которыми тебе не о чем говорить. Или убеждённость в том, что отец непременно должен подарить сыну набор юного бейсболиста и бросать с ним на заднем дворе мяч. Есть ещё и такой чистый американизм, как исповедь на кушетке у психоаналитика при возникновении маломальской проблемы. И что самое интересное, всё перечисленное воспринимается американцами как норма, без следования которой ты не являешься достойным гражданином.
           Нельзя обойти вниманием такое явление, как мормоны. Впервые я столкнулся с ними, возвращаясь от стоматолога. Поскольку мне удалили зуб, голова кружилась, а рот был полон кровавых сгустков. Последние время от времени приходилось не слишком эстетично сплёвывать в траву. В общем всем своим внешним видом я выражал стремление к домашнему покою. Однако это нисколько не смутило братьев-старейшин. Белозубо скалясь безо всякого, как мне показалось, повода, они остановили меня на улице. И начали напрашиваться в гости, дабы наставить на путь своего пророка Иосифа Смита.
          Отвлекаясь от темы, замечу, что в ту пору моё увлечение религией и метафизикой достигло своего пика, и жизнь то и дело сводила меня с разными чудиками – Свидетелями Иеговы, баптистами, «колдунами», астрологами, а так же – с истеричными дамами, у которых на фоне веры либо проснулась жилка целительства, либо рассудок помутился... В общем, тогда мой интерес к различным учениям и верованиям был велик. Поэтому любопытство пересилило слабость. Взяв с братьев обязательство, подарить мне Книгу Мормона, я пригласил их к себе домой.
          Надо сказать, что содержимое дорожной сумки, которую таскали с собой старейшины, очень напоминало набор коммивояжеров, опыт общения с которыми, в ту пору я уже имел. В их торбе было полно всяческих вещей: рекламные календарики, раскладные молитвенники, несколько экземпляров уже упомянутой Книги Мормона, фотографии счастливых членов мормонской общины на фоне сказочных пейзажей штата Юта и многое другое. Кстати и сами братья выглядели как пресловутые коммивояжеры, наводнившие в середине 90-х годов Калининград. Они были словно изготовлены и упакованы на конвейере по одному клише: чёрные туфли и двубортные костюмы, белые рубашки, однотонные галстуки, одинаковые серебряные перстни-печатки на безымянном пальце правой руки, пластиковые таблички на лацкане пиджака, содержащие статус и имя носителя (например – «Старейшина Джонс»).
          В общем, их вид, включая ослепительно белую улыбку, содержал необходимый набор штампов, которые с точки зрения американской системы маркетинга и социальных взаимоотношений должны были свидетельствовать, что перед вами НЕ НЕУДАЧНИК. Они воплощали собой образ финансово обеспеченного индивидуума, причастного к общности, "цивилизованного мира", до уровня которого "нужно подтягивать отстающих". Будучи порождением американского общества, мормоны выглядели соответствующе. Даже под немилосердно жгучим летним солнцем эти физически здоровые парни держали марку и оставались в галстуках, позволяя себе лишь иногда снять пиджак.
           Мне довелось общаться с ними на протяжении двух недель. Перед тем как они заходили, всегда раздавался упреждающий звонок по телефону с одной и той же фразой: «Здравствуйте, это старейшина Джонс! Мы можем сейчас зайти к Вам? О;кей! Будем через пять минут». Когда я открывал им дверь, они, уже стоя на пороге с улыбкой повторяли то же самое (за исключением фразы про пять минут).
           Всякий раз старейшины прилежно доставали стандартные типографские молитвословы, складывали ладони «домиком» и, закрыв глаза, произносили на русском языке здравицу, деликатно предлагая мне присоединиться к их молитве. Они отказались от чая, кофе и коньяка, которые я неоднократно пытался их угостить, и рассказывали мне о своей вере и жизни.
           Из того, что я услышал, у меня сложилось ощущение, что мормонская община представляет собой изолированное от всего мира государство в государстве, граждан которого заставили жить по утверждённому раз и навсегда жёсткому распорядку. Однако они после изрядной «промывки мозгов» получают от этого удовольствие. Их не пугает «железный занавес», за которым они живут с детства, поскольку изнутри он выкрашен в такой умиляющий цвет, что и розовые очки уже абсолютно не нужны. Через эту призму окружающий мир и людей, представляющих своими поступками палитру всевозможных оттенков, они воспринимают отнюдь не во всём его многообразии. Пожалуй, можно сказать, что для них существует лишь три цвета.
          Большая часть мира с пороками, болезнями, бедствиями и войнами, являет собой проклятие чёрного цвета, в котором «Господь уничтожает нечестивых, дабы исполнить праведные цели свои». Здесь Учение Христа, попав от апостолов к иноверцам, было извращено. Результатом стало создание Дьяволом  «позорной церкви», изъявшей из священных текстов ценные божьи заветы с целью искажения их смысла. В белом цвете мормонам представляется идеальная модель мира, к достижению которой они стремятся – Царство Господнее. И, наконец, сам анклав, внутри которого они законсервировали себя во имя достижения благой цели, выкрашен в розовые тона. Здесь для них с рождения до встречи с Господом Богом предопределён испытательный срок, на протяжении которого мормоны смиряются и «уповая на то, чего не видят, обретают сокрушённое сердце и кающийся дух».
Они верят в то, что на протяжении семи лет, Иосифу Смиту Младшему в роли ангела являлся (аки Христос апостолам) воскресший историк Мороний, умерший где-то в четырёхсотых годах нашей эры; в то, что итогом общения названных товарищей стало появление Книги Мормона – истории части иудейских племён совершивших Исход на американский континент, согласно их Завету с Господом Богом. И теперь Старейшины «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» идут во все концы света, чтобы нести массам  «истинную веру», основанную на «новых свидетельствах» полученных в XIX веке. Ну и конечно же для того, чтобы пройти заключительное испытание соблазнами мира за «железным занавесом». 
         После бесед с этими милыми улыбчивыми людьми (в моём случае – Джонсом и Кристианом), изучения и обсуждения любезно подаренной ими Книги Мормона, у меня возникли сомнения в её истинности. Будучи якобы переведена с неких медных листов, сокрытых в 421 году нашей эры и явленных миру в 1830 году, она, по моему мнению, представляет собой пример великолепно исполненного подражания тексту Ветхого завета, созданного основателями данной церкви с ведомой только им целью.
         В этом и есть суть американского общества. Разбогатев на поставках оружия, боеприпасов, техники и амуниции в годы I-й и II-й Мировых войн, оно паразитирует на технологиях других стран, в том числе и нашей. Где-то используя методы научного шпионажа и электронной разведки, где-то просто выкупая «передовые мозги» граждан государств, которые отстали от Штатов в уровне материального благосостояния. И, конечно же, Америка – это прежде всего раздутый до невероятных размеров культ патриотизма и супергероев, способных в одиночку справиться с земным и вселенским злом, дабы спасти от напастей весь остальной, якобы неспособный постоять за себя мир.
         А чего стоит пресловутая американская религиозность с воскресными посещениями церкви, расцветом религиозных культов, сект? С проповедниками, которые превратились в процветающих бизнесменов и за огромные гонорары вещают с телеэкранов, как следует жить. Но, история уже несколько раз доказывала, что на самом деле «не так страшен чёрт, как его малюют». Несмотря на постоянное бряцанье оружием, Америка потерпела поражение в Корее и Вьетнаме, не убереглась от катастрофы 11 сентября, попала в кровавые тиски Афганистана...
         Американцы привыкли воевать чужими руками, оставляя за собой лишь ракетно-бомбовую поддержку с воздуха и без разбора сметая с лица земли всё – от действительно военных объектов до детских садов, караванов беженцев и позиций союзников. Благо денег на бомбы и компенсации родственникам невинно пострадавших им хватает. Складывается впечатление, что сегодняшние США это с одной стороны циничные политики «без царя в голове», готовые за деньги сделать что угодно, а с другой – масса обывателей в плену комплексов и стереотипов верящих любой лжи.
        Особняком в американском обществе стоит сказочно богатая и развращённая богема – голливудские «небожители», попасть в касту которых для многих людей является пределом мечты. Наряду с массой кинематографического мусора они подарили миру много зрелищных картин-катастроф, некоторые из которых уже оказались пророческими. И порой просматривая их, так и хочется сказать: «Боже, храни Америку!»

г. Калининград, 20.09.2001 г.