Приговор приводится в исполнение

Михаил Журавлёв
     Два года длилась осада петербургского Дома композиторов. Не вдаваясь в детали юридической казуистики, суммирую описание этой осады в нескольких словах. Чиновничий клан в лице федерального Росимущества отобрал один из занесённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО особняков, построенный Огюстом Монферраном, у Санкт-Петербурга с целью его коммерческой реализации. Прикрываясь буквой постоянно меняющихся законов, невзирая на то, что с 1948 года история этого здания неразрывно связана с находящимся в нём Союзом композиторов, чиновники пошли напролом, поломав многие направления деятельности творческой организации, нанеся ей материальный и моральный ущерб. Но свершилось чудо. Объединившейся сразу по нескольким направлениям обороны памятника общественности удалось отстоять Дом композиторов, и, пройдя все судебные инстанции, на самой высшей из них, доказать право творческого союза оставаться по своему адресу. Увы, это ещё не полная победа, ибо здание по-прежнему числится за федеральным Росимуществом.
     Если бы эта двухлетняя тяжба была частным случаем, о ней можно было бы говорить именно как о частности, не делая громких выводов. Однако...
     В мае разразился очередной скандал вокруг очередного исторического здания в центре Санкт-Петербурга, занимаемого учреждением культуры. К слову, здание это расположено буквально в нескольких шагах от Дома композиторов. Величественный особняк графа Зубова с видом на Исаакиевский собор практически разделил судьбу Дома композиторов. Более 100 лет в этом здании расположен старейший в нашем городе и один из старейших в стране Институт истории искусств. Федеральные власти ничтоже сумняшеся разработали план не то ликвидации института, не то его объединения с другим институтом, не то реорганизации. Но всё это - дымовая завеса, призванная прикрыть главный интерес. Дорогостоящий объект недвижимости, являющийся памятником федерального значения, по мнению чинодралов, используется неэффективно. Ох, уж мне это словечко! Неэффективностью нонече размахивают как дубиною, которою так удобно громить науку, культуру, образование, медицину. В самом деле, если выводить монетарные формулы эффективности, то какая, пардон, эффективность может быть, например, у "Джоконды", у абсолютно нерентабельного Александрийского столпа или совершенно непонятно как приспособляемой к рынку Девятой симфонии Бетховена! Неэффективны старики и инвалиды, малоэффективны дети... Как-то у слабых на карман и страдающих "синдромом девичьей памяти" чиновничков выпало из головы, что Институт истории искусств поселён в это здание по воле самого хозяина оного - графа Зубова, век назад завещавшего свой особняк учреждению, которое нередко так и называют - Зубовский институт. Что вообще-то у графа существуют потомки, которые могут, в случае продолжения необольшевистской деятельности современных экспроприаторов, запросто оспорить её в суде, в том числе, в международном, и тогда скандалу не оберёшься. А ведь суд этот признает безусловную правоту учёных Института, поелику выполняют они волю завещателя, а не правоту "эффективных менеджеров россиянской федерации".
     Впрочем, скандал уже грандиозен. Впервые за годы после перестройки взбунтовались учёные. Пресса уже окрестила события вокруг Зубовского Института "бунтом ботаников". Тихие искусствоведы, многие из которых с мировыми именами, митинговали, принимали грозные резолюции, говорили о необходимости акций гражданского неповиновения, отбросив интеллигентский высокий стиль, публично, на камеры телевидения стали называть прямым текстом воров ворами, независимо от занимаемого ими чиновничьего кресла. Короче говоря, прозрение у академиков, ещё вчера горячо поддерживавших медведевские начинания по "модернизации", "повышению эффективности", "наращиванию инновационного вектора", наступило по полной. Глядишь, и пополнят уважаемые учёные ряды демонстрантов у Гостиного Двора каждое 31 число месяца.
     Только вот что вызывает грустную улыбку. Если рассудить исторически, то произошло следующее. Нынешний цвет чиновничества - почти поголовно комсомольские лидеры 70-х - 80-х годов. Это они были главными "застрельщиками" горбачёвской "перестройки", а чуть позже бенефициарами гайдаровско-чубайсовской "прихватизации". Не менее половины из них лично нагрели свои руки если не на первом, то на втором. Выкормыши 1991 и 1993 годов оперились, и решили, что пришла пора уничтожать тех, кто их вскормил. Та интеллигенция, что кричала с экранов в октябре 1993 года "Раздавите красно-коричневую гадину!", науськивая ошалелого Ельцина пустить кровь в Москве, теперь начинает получать ровно то, чего заслуживает исторически. Разумеется, многие теперь каются, многие тогда не понимали, на кого и на ЧТО они замахиваются, клеймя "сталинистов", "тоталитарный режим" и прочая. Но клеймили. Замахивались. А многие продолжают это делать даже теперь. Как тут не вспомнить пресловутого "историка" Млечина, господ Сванидзе и Познера, некий Комитет за вынос Ленина и другие лица и структуры! Как говорится, "легион имя мое".
    Однако за всяким сознательным актом разрушения следует возмездие неминуемое. Такова логика истории. Да,кровью сердце обливается, когда понимаешь, что на наших глазах уничтожаются остатки культуры и традиций. Но не те ли же уважаемые господа "ботаники" и искусствоведы напрямую причастны к корням этого погрома? Кто из нынешних пострадавших от разгула грабительских по своей сути действий группы комсомольцев, присвоивших себе власть над страной, подымал против них - тогда ещё молодых - свой голос в августе 1991-го, в январе 1992-го, в октябре 1993-го? Увы, себя я также не отделяю от основной массы "ботаников". Я тоже смолчал в 1993-м, а в 1991-м, не понимая толком, что происходит, некоторое время даже был на баррикадах "против путчистов". И ещё долгие годы, быть может, всю жизнь, я буду нести на своей совести пятно того молчания и того соучастия. Одно оправдание мне, хотя и слабенькое, состоит в том, что я был молод, горяч и мало что понимал так, как понимаю теперь. Но ведь многие до сих пор не понимают. И не осознают, что, поддерживая Горбачёва, Ельцина, аплодируя расстрелу парламента и тысяч его защитников, они подписывали себе приговор с отсрочкой исполнения. Теперь время расплаты подошло. Такова логика истории.
     Когда-то в середине 20-х годов многие прекраснодушные немецкие интеллигенты восторженно приветствовали восходящую звезду политического шоу-бизнеса Адика Гитлера. Потом... Ну, вы знаете, что потом.
     Не знаю, возможно ли предотвратить крах Зубовского Института. Ведь не предотвратили же гибель Большого Театра. Напротив, делают вид, что он "расцвёл", "преобразился". Да, только это уже не Большой. Да и вообще скорее не театр, а балаган, напичканный машинерией и мишурой. Не предотвратили же убиение Ансамбля Театральной Площади, где творение великого Карла Росси оказалось задавленным "стекляшкой" нового театрального комплекса. Напротив, изо всех сил трубят, что это "шедевр" и всё дескать прекрасно.
     "Не спрашивай, о ком звонит колокол. Колокол звонит о тебе", сказал Эрнест Хемингуэй, и его слова можно вывесить перед входом во все учреждения культуры, образования и здравоохранения не только в нашем городе, но и в нашей стране. Они слишком актуальны, эти слова. Слишком актуальны...