Записки ученого гастарбайтера. Часть 5

Виктор Кон
Вечером в пятницу поработать не получилось. Во-первых, надо было записать этот дневник за все дни, проведенные в Гданьске, так как там писать было некогда. А потом я решил послушать инструментальную музыку, которую наскачивал на работе еще раньше и добавил в этот день. Надо было переписать все названия файлов на более короткие, я не люблю длинные названия, как сейчас любят делать. Каталоги получаются очень большие и их сложно смотреть.

И на это дело ушел весь вечер. Я конечно немного поработал, но до конца было далеко. Зато в субботу я взялся за работу с самого утра, то есть после завтрака. Предстояло написать всю цепочку программ по расчету фазового контраста от файбера (волокна), который делается в одномерном случае. Программа уже давно написана на языке Java и работает. Но язык javascript имеет немного другой синтаксис и немного другие возможности, так что было необходимо придумывать какие-то альтернативные решения.

Как ни хотелось прерываться, но пришлось сделать перерыв на поход в магазин и в банк. В последний раз продуктов было мало, и я вместе с ними сразу прошел до банка, это в другую сторону, и взял последнюю порцию денег. Все прошло нормально, только я решил сделать еще один эксперимент: в магазине заплатил карточкой, опять со второй попытки, но зато все сам, а потом попросил в банке всю предельную сумму 500 евро. Мне ее дали, действительно покупки в лимит не входят.

Я проделал это в час дня перед обедом и после этого из дома больше не выходил, проработал весь день. Часам к четырем весь код был написан без тестирования. Я попробовал его запустить, и, конечно, ничего не заработало. Более того, диагностика ошибки мне была непонятна. Подумав, я обнаружил кнопочку, при клике на которую показывают путь к точке ошибки. Компилятор Java это делает автоматически, а браузер -- только по просьбе.

Это мне помогло, я понял, что забыл написать одну строку в тексте входных данных. Остальные ошибки очень легко определялись и легко исправлялись, и вот -- программа дошла до конца и показала график. Я с облегчением вздохнул, так как кривая была правильной. Это означало, что нет ошибок в расчетной части программы, которые очень трудно искать. Конечно график был кривой, и вообще внешний вид сайта не очень красивый.

Но это уже мелочи оптимизации. На эти мелочи я потратил остаток дня, и к концу субботы программа была полностью готова вместе с описанием всех частей кода и руководством для пользователя. Ее можно было ставить в интернет. Но, как на зло, FreeWiFi очень плохо работал, фактически ничего не удавалось посмотреть. А ставить программу вообще сложно. Я решил это отложить и последний час, с 11 до 12 ночи, послушал инструментальную музыку. Мне надо было познакомиться с ней поближе, чтобы выбрать самую лучшую для будущих слайд-шоу.

В воскресенье утром я капитально помылся, как и неделю назад, проверил почту, и мне удалось получить письмо, на которое я ответил, а также немного пописал дневник. Пришло время ехать к Снигиревым, тоже как всегда. На этот раз я собрал мелочью 4 евро 30 центов и все заплатил без сдачи, а заодно избавился частично от мелочи. Приехав, я первым делом вынул компьютер и поключился к интернету. Но компьютер меня подключил снова к сети FreeWiFi. Хотя она вполне сносно работала, я все же хотел подключиться к их роутеру.

Но их сеть невидимая, и как это сделать мне было не ясно. Я попросил Анатолия мне помочь. Он покрутил кое какие кнопки и с третьей попытки сеть установил. Но сайты не загружались, причем не загружались совсем. Я побуксовал какое-то время, потом сообразил нажать кнопку "исправить". По этой кнопке компьтер отсоединяется от сети и потом соединяется снова. Это помогло, и сайты стали показываться. Я загрузил свою новую программу.

Начался обед. За обедом Анатолий стал говорить про письмо от Сергея Петровича, которое я не получил. Оказывается Сергей написал в два адреса, но мой адрес написал неправильно, опять пропустил букву h. Анатолий переслал мне его письмо. Я почитал, мы его обсудили достаточно пространно. А потом я решил написать ответ. Я люблю писать, а Анатолий писать не любит и пишет редко. Я писал письмо довольно долго.

В это время Снигиревы занимались своим домом. Через какое-то время ко мне подошел внук Митька и попросил поиграть с ним в какую-нибудь игру. Я предложил пинг-понг. Мы выкатили стол и начали играть. Играет он пока плохо, но что-то у него все же получается, и игра проходила вполне интересно для обоих. Поиграв какое-то время, я предложил сделать перерыв, но больше мы не играли, и стол я не убрал. Анатолий его убрал сам.

Я продолжил писать письмо, в конце концов я его написал и отправил. Главным пунктом письма было предложение попробовать мою новую программу, которую я только что выставил в интернет на свой сайт. Сергей в своем письме предложил некую идею, которую довольно сложно реализовать. Я ему ответил в том плане, что мы все знаем, но есть у нас свои сложности, которые не позволяют так делать. Хотя, если он хочет, то можно попробовать.

Потом мы с Анатолием снова обсудили какие-то дела. Сложность в том, что Анатолию уже не интересно заниматься конкретными научными результатами. Он много времени тратит на научную политику, а также любит смотреть телевизор, и на другое ему не хватает времени. Конечно про политику послушать тоже интересно, ведь я именно этого не знаю. А вот научные результаты обсуждать получается не очень хорошо. В конце я все же показал им результаты своих расчетов. Они предварительные и еще много всего надо делать. Но я не могу все сразу. Я пока выбрал приоритет к плане разработки программ на javascript.

Но и тут проблемы. На ESRF есть люди которые получают деньги за разработку таких программ. А они либо ничего не делают, либо делают не так, как надо. Я что-то умею делать, но делаю бесплатно и отдавать бесплатно все другим Анатолий считает неправильным. А, с другой стороны, мне за программы денег не заплатят, хотя Анатолий хотел бы этого добиваться, но вероятность успеха невелика. Да еще Россия вдруг отказалась вступать в организацию, хотя обещала заплатить деньги. Если так и не заплатит, то отношение к России на ESRF из положительного быстро перейдет в отрицательное.

Я решил, что все равно буду что-то делать, но не очень торопиться, и не очень стараться. Возможно отодвину приоритет данной работы на более низкий. Но пока надо закрепить новое умение программировать на javascript, все же доделать вторую программу и сделать кое что еще, что попроще. Вообще-то я и сам понимаю, что если люди научатся считать по моим программам или даже писать свои программы, то я уже буду не нужен. Но, с другой стороны, задач много и можно найти новые, а по этим программам все статьи написаны.

Писать программы -- это всегда противоречивая деятельность. С одной стороны, это большая работа, с другой -- сам процесс написания программы еще не дает научных результатов, программу надо еще использовать в расчетах. Поэтому нельзя выставлять в интернет и отдавать программы, которые еще не использованы, и с помощью которых еще не получены все интересные новые результаты. А, если не отдавать, то может так получиться, что программа вообще не будет работать. И сам не успеешь ее отработать, и другие не смогут.

Интернет вообще порождает много проблем. Это и проблема бесплатного копирования книг, музыки и кинофильмов, это и желание как-то прославиться и стать кому-то нужным и полезным, пусть даже и без зарабатывания денег. Ведь именно благодаря работе энтузиастов в интернете так много информации самого разного типа и все бесплатно. Беря у других, хочется и самому отдавать. Я сам очень много программ скачал бесплатно и использую, часто даже не зная их авторов. С одной стороны, есть процесс раздачи денег под дутые обещания что-то сделать, с другой -- реальное дело, выполненное на голом энтузиазме и бесплатно.

Так было всегда, но сейчас это противоречие особенно быстро увеличивается. Есть платные программы, качество которых хуже бесплатных. И не только программы, но и все остальные виды творческой деятельности. Как эти противоречия решать не очень понятно. Ведь если не писать программы бесплатно, то никогда не научишься их писать. А научившись в любой момент могут найтись люди, готовые за них заплатить. Только никогда не знаешь когда наступит этот момент. Это как у актеров получить роль.

В понедельник я работал весь день один, никого не видел. Весь день я занимался программой, уже третьей. Так как потихоньку набирался программный капитал, то каждую новую программу писать было все легче. Хотя кое какие специфические вопросы все равно приходилось решать. Интересный момент возник утром, в автобусе по дороге на работу. На соседнее кресло село женщина и разговаривала по телефону. В какой-то момент я понял, что она говорит по-русски. Я решил с ней познакомиться, если она выйдет на остановке ESRF. Но этого не случилось, я вышел, а она поехала дальше.

К концу дня я получил письмо от жены, она просила купить ей французские духи, а то старые уже закончились. Так как погода была хорошая, по крайней мере светило солнце, то я после работы, быстро перекусив круассаном и соком, побежал в многоэтажный магазин Лафайет, где они продавались. Я уже покупал там духи раньше, и все знал.

Но в спешке я забыл взять очки, без них я ничего не могу прочесть, хотя улицу вижу нормально. Оказалось, что магазин работает до 7-30, и у меня еще было время. Я вернулся, взял очки и пришел снова. Только теперь я разглядел цены. 50 грамм стоят 90 евро, а 100 грамм только 130. Было выгодно покупать 100 грамм. Но я мало прихватил с собой денег, к мелочи добавил только 50 евро.

Я опять вспомнил про карточку. Хотя я взял с нее все деньги, какие мог, но на счету еще немного оставалось и на духи хватало. Впервые я заплатил по карточке с первой попытки и без ошибок. Вечером я продолжал работу до самой ночи и закончил третью программу. На следующий день даже решил не вставать рано и пришел чуть позже обычного. В понедельник мне удалось собрать практически все подписи. Оставались две подписи Анатолия, как человека, с которым я работал и за ключи, он мне их дал, он и расписывается.

Но Анатолия не было в понедельник. я сразу пошел к нему и застал его на месте. Он был занят, но сказал, что зайдет ко мне позже. В почте я обнаружил письмо от него со ссылкой. Позднее я получил другую ссылку от своего московского коллеги. Произошла сенсация. В Академии наук проходили выборы. В том числе надо было утвердить перевыборы 8 директоров академических институтов. Всех утвердили, кроме Михаила Ковальчука. Он не набрал нужных голосов.

Это был удар ниже пояса. Ковальчук занимает сейчас очень много постов, в том числе, он директор моего Курчатовского института, долгое время является секретарем Совета по науке и технологиям при президенте Путине. Его знают все и очень хорошо. Но начинал то он именно в Институте кристаллографии. И именно он поднял институт из разрухи, закачав в него много денег, и привлекая молодежь. Это был его дом, его опора. Конечно его перевыбрали в институте и замены ему нет. А академия его не утвердила.

Что будет дальше -- трудно сказать. Ковальчук в молодые годы был одним из самых активных моих соавторов, мы даже дружили. Было время, когда я каждый день ходил на работу в его лабораторию, а не в свою. Правда он мне предлагал, и не один раз, стать сотрудником его лаборатории, но вот этого я не хотел. Я хотел был свободным художником в лаборатории академика, и ни от кого не зависеть. Позднее он мне предлагал стать чиновником, когда сам стал директором, но и это я не люблю. Тем не менее, этот удар по Ковальчуку я тоже переживаю, хотя в мои годы и в моем положении многое уже не важно.

Я тоже многого добился в жизни, много всего знаю и умею, и многим нужен. Да и наука -- такая работа, которая не зависит от того, где, как и с кем работать. Были бы идеи и здоровье. И все же это очень многое изменит. Причина такого события ясна. Ковальчук одно время заигрывал с президентом РАН, он был исполняющим обязанности вице-президента. С другой стороны он все время говорит, что РАН надо реформировать. Еще раньше его прокатили на выборах в академики. А теперь вот решили прокатить совсем по пустяковому делу. Это просто месть академиков, которые не хотят ни реформ, ни Ковальчука. А завтра -- перевыборы президента РАН. И от них тоже многое зависит.

Анатолий действительно зашел ко мне сразу после своего обеда, мы обсудили этот вопрос и другие, и он побежал обсуждать другие дела с другими людьми. Дел было еще одно. Аспирант Миша обработал результаты последнего эксперимента по интерферометру, и у него снова получилось непонятное несоответствие с теорией, которую я делал. Он мне показал результаты, мы с ним подумали что тут может быть, кое что придумали, но чтобы получить ответ надо еще поработать.

Новый интерферометр был немного другой конструкции, чем первый, а программа это не учитывает. Ее надо переделать и учеть изменения в конструкции, возможно дело в этом. Первоначально нам всем показалось, что это изменение не должно ни на что влиять, но результаты оказались неожиданными. Продолжать работу не захотелось, тем более, что опять забарахлил кондиционер и в комнате стало жарко и душно. Я решил пойти домой раньше срока.

Но понимая, что дома нет интернета, я передумал и решил попользоваться интернетом. Мне захотелось побольше узнать про Гданьск, Технический университет и людей, с которыми я познакомился. Действительно, оказалось, что Гданьск совсем недалеко от Калиниграда, что коса (узкая полоска суши в море) есть не только в Прибалтике (Латвии), но и в Польше, около Гданьска. Я нашел сведения и про Александра, и про двух Сергеев, калиниградского и польского. Оба Сергея доктора и профессора и занимаются вопросами атмосферы и гравитации. Это так далеко от рентгеновской оптики, что дальше просто некуда.

Но важно, что они математики-программисты, а значит могут решать любые задачи. Я в молодости тоже разные задачи решал. Александр их ориентирует на новую тему потому, что есть выход на Анатолия, эксперимент и Францию. Пока мне удалось найти их статьи на русском языке в журнале Известия РАН. Этот журнал не рецензируемый, и его мало кто читает. Но, вероятно, их не интересовали вопросы цитируемости и популярности. Они читают лекции и за свое место работы не беспокоятся. А сам Александр оказывается уже успел получить Президентскую премию для молодых ученых.

Он организовал не то нано-центр, не то лабораторию по материалам. Скорее всего все это громко звучит, но пока ничего нет. Однако сейчас он получил довольно большой грант и может раскрутиться. Рентгеновскую оптику и Анатолия он выбрал сам, у него вполне могли быть и другие варианты. Информация была для меня достаточно полезной. После этого я пошел домой. Оказывается на улице дождь и погода опять плохая. Я так и не увидел лета в Гренобле.

Вечером я взялся делать, точнее переписывать на другой язык, четвертую программу. Сам код я написал быстро, но результаты расчетов получились странные. Это было впервые, когда видимо совершилась ошибка в расчетной части программы. С такими ошибками трудно разбираться. Мне это так и не удалось.

И вот среда, мой последний рабочий день. Первым делом я сразу получил последнюю подпись на кольце, ту самую, которую мне не хотели ставить заранее. В комнате сидела одна женщина из трех, не та, что в первый раз, и она мне подпись поставила. Затем надо было идти на проходную и отдавать пропуск, а после этого возвращаться назад без пропуска. Это всегда проблема, поэтому я объяснил все вахтерам и они меня впустили без пропуска.

Итак, обходной лист полный. Заодно я отксерокопировал свой автобусный билет и решил получить за него деньги. Он стоит то всего 35 евро. Но они мне обязаны оплатить дорогу. Билет на самолет они мне покупают, а билет на автобус в Гренобль и обратно в аэропорт они оплачивают по факту. Заполнив бланк самостоятельно, тоже впервые, раньше мне с этим мне помогали Снигиревы, я пошел в Трэвел офис все отдавать.

Там тоже сидит человек, который меня отлично помнит, я ведь каждый год приезжаю. Обычно бумагу с подписями я отдавал ему, но теперь он мне велел отнести ее в персональный офис. А деньги за билет вызвался заплатить наличными после заполнения каких-то бумаг. Он велел мне прийти после обеда, в 2 часа. Я так и сделал, и деньги за билет получил.

Но в промежутке я отдал остатки своих продуктов Мише-аспиранту и застал у него Анатолия. Мы немного обсудили наши научные дела, и Анатолий снова убежал, сказал, что появится в 2 часа и поможет мне зарегистрировать авиа-билет по интернету. Но Анатолия я больше не увидел. Я решил сам попробовать зарегистрировать билет.

Ведь у меня проблема в том, что билет на KOHN, а паспорт на KON. Люди могут придраться. А в интернете сидит робот, и я ему все правильно сообщаю. Правда он попросил паспортные данные, то только срок действия паспорта. Про разницу фамилий он просто не догадывался. В результате я получил места и штрих-код. Это все, что нужно.

Но сейчас мне все равно придется сдать багаж на стойке. Но зато не надо будет крутиться у автоматов регистрации, я их очень не люблю и по французски не понимаю. В интернете как-то было попроще, кажется там был английский язык, я зашел сразу на сайт Люфтганзы, а он международный. Повозившись с программой без особых успехов, я собрался домой. Мне удачно попался Андрей Рогалев и я отдал ему ключ от офиса.

А перед этим успел узнать, что новым президентом Академии наук стал Фортов. Мы с Андреем это немного обсудили. Анатолию я написал письмо по электронной почте. Ответ я получил уже в гостиннице через FreeWiFi. Вечером я частично собрал чемодан, это было легко сделать, так как вещей у меня мало. Я ни разу не одевал летние брюки, летние ботинки, жилетку и летнюю рубашку.

Вообще этот визит был экстремальным. Я многому научился в плане новых технологий, но зато ни разу никуда не ходил, нигде не гулял, не поднимался в гору Бастилия. С одной стороны, было работы выше крыши, с другой -- такая мерзкая погода, какой еще ни один год не было. Анатолий сказал, что в какой-то день так холодно было только 180 лет назад, Но было. Ничего нового нет, просто погода циклит.

В день перезда все прошло строго по плану и без происшествий. С утра я приготовил себе завтрак из остатков еды. Дополнительно допил молоко и сок, кое что из того, что осталось положил в чемодан, кое-что выкинул в мусор. Затем помыл всю посуду, полностью собрал чемодан и у меня оставалось какое-то время, в течение которого я просто лежал на постели и думал.

Я решил выйти к автобусу на 11 часов, хотя вполне мог бы доехать и 12-часовым автобусом. Но это риск. Вдруг автобус не придет или народу будет очень много и все не сядут, тогда мне не на чем будет добираться. Тут все так делают когда есть возможность. В 10-30 я вышел из отеля. В регистраци оказалась молодая хозяйка, мне даже удалось с ней пообщаться, я ей отдал ключи и карточку-ключ от входной двери.

Автобус подошел по расписанию и довез до вокзала, затем по расписанию пришел автобус до аэропорта и я нормально доехал. По пути читал Фоменко на смартфоне. Приехав я нашел свою стойку и решил сразу освободиться от чемодана. Но на подходе стояла женщина и спросила куда я и зачем. Я ей показал распечатку своего посадочного талона. Но так как это была распечатка электронной почты, она не поняла и предложила мне зарегистрироваться у стойки.

Пришлось ей объяснить, что у меня есть место и штрих код, тогда она меня пропустила к багажной стойке. Очереди никакой не было, я приехал рано. Там все прошло гладко, но у меня все же попросили паспорт, однако разница в фамилии не интересовала, только наличие визы. У меня забрали чемодан, наклеили на мою распечатку багажную квитанцию и все дела. Погода испортилась когда я сел в автобус. А аэропорту снова шел дождь. Я немного погулял под навесом, потом выпил бутылку сока, которую прихватил с собой и пошел на раздевание.

С моим билетом больше проблем не было, его спокойно принимали, считывали штрих-код и никого не беспокоило, что это не стандарт. Какое-то время пришлось подождать в накопителе, а перед самой посадкой вдруг изменили стойку (гейт). Все перешли на другой выход, а самолет опоздал. У ннас на глазах он высаживал пассажиров, это длилось какое-то время, потом зашел новый экипаж, все уже устали стоять, и вот, наконец, нас впускают.

Посадку постарались сделать побыстрее и мы взлетели. Я снова, как всегда сидел у окна и сделал несколько снимков, несмотря на дождь. Первый полет проходит быстро, не успевают только раздать бутерброды и напитки. На этот раз давали кусок кекса. Интересно получилось с напитком. Стюардесса, когда я ей сказал "эппл джус", как обычно для меня, переспросила еще раз, я повторил, оона кивнула и ... выдала мне бутылку пива со стаканом. Пришлось выпить пива.

Пересадка проходила по известному маршруту, хотя нас высадили у стойки А1, а мне надо В26, я все же быстро добежал. Это надо было пройти почти 50 стоек с буквой А и еще 26 с буквой В. В какой-то момент указатели предлагают спуститься вниз и пробежаться по очень длинному коридору, по которому ходит эскалатор, то есть бегущая дорожка. Это ускоряло передвижение. Потом снова подъем наверх, паспортный контроль и цель почти рядом.

Что хорошо, на обратном пути не заставляют раздеваться ни разу. А при входе в аэропорт из Москвы это надо делать два раза. Несмотря на опоздание самолета я вовремя успел на посадку второго рейса. Это уже была почти родина. В самолете было много русских. Моей соседкой оказалась русская женщина, которая работает в Швейцарии и она летела в отпуск к своей маме, которая осталась в Москве.

ОНа очень любит поболтать и мы с ней проболтали всю дорогу. Она тоже ученый, только других наук, но общие темы для разговора все же нашлись. В пути раздавали газету Известия на русском языке, а в ней была статья о перевыборах Ковальчука. Забегая вперед скажу, что перевыборы результат не изменили, Ковальчука вторично не утвердили. После посадки, я довольно быстро прошел паспортный контроль, мой чемодан появился одним из первых.

Выйдя из аэропорта я связался с женой и сыном по телефону, они подъехали на машине и забрали меня. Правда, на кольцевой дороге шли ремонтные работы и была пробка, домой мы попали довольно поздно, а сын еще позднее. Но это уже мелочи. Оказавшись дома, я сразу вытащил свой самсунг, он моментально взял вай-фай с роутера и я посмотрел почту. За день пришло много писем. Весь следующий день я на них отвечал, а заодно дописал этот дневник. Приключение закончилось, начались будни. Закончились и эти записки. Я уже не гастарбайтер и тема закрыта. Впереди очень много самых разных дел.

Продолжения не будет.
Виктор Кон, май 2013 года