Не покидай меня, Любимая Вечность-20-21

Любовь Сушко
НЕ ПОКИДАЙ МЕНЯ, ЛЮБИМАЯ  Вечность -21

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что если не любил,
Значит и не жил, и не дышал.

В.Высоцкий

 Но только для меня твоя улыбка.
И только для тебя моя любовь.
И.Царев

 Наверное, все мужчины делятся на рыцарей и  сказочников, конечно, есть еще  короли и драконы, но речь не о них. Мы выбираем, нас выбирают рыцари или сказочники, как в бессмертной пьесе у Е. Шварца «Обыкновенное чудо».

Когда я пыталась разгадать тайну Игоря Царева, скрытую в его творчестве, истории его жизни и большой светлой любви, то кроме всего прочего пред глазами возникали кадры  знаменитого фильма «Обыкновенное чудо». А ведь так можно было назвать и историю их жизни, акцентируя внимание на втором слове.

Кажется, Олег Янковский похож на него даже внешне, а эта мудрая печаль в глазах, ведь знания умножают печали. Он снова и снова повторяет монолог о  храбрецах,  осмелившихся любить, хотя знают, что им придется расстаться. По-моему нет второго такого пронзительного монолога о тех счастливчиках, которым выпало встретиться и полюбить друг друга в этом мире, и оставаться рядом, до той поры, «пока смерть не разлучит нас»…

Я,  на свою  беду, бессмертен.   Мне  предстоит пережить  тебя и
 затосковать  навеки.  А пока - ты со мной, и я с тобой.  С ума можно сойти отсчастья.  Ты со  мной.   Я с  тобой. 
  Слава храбрецам,  которые осмеливаются  любить, зная, что  всему этому придет  конец.  Слава  безумцам, которые живут,  как  будто  они  бессмертны,  -  смерть  иной  раз  отступает  от  них.

 (Е. Шварц  Обыкновенное чудо)

«Пока смерть не разлучит нас»,- звучат слова клятвы, когда двое встают под венец.  Но  кажется, что смерть порой отступает, если Сказочнику удастся сделать любимую бессмертной. Если сам он, даже уходя, все равно останется и в своих творениях, и в нашей памяти. А значит, мы всегда будет перечитывать его творения, обращенные к любимой, жить , помня о тех заповедях, которые он оставил.

Страсть, которой не страшны никакие преграды, домашний уют и любовь близких, все это достойно, чтобы быть воспетым и увековеченным. И все - таки на первом месте здесь стоят отношениях двух людей, они  не только встретились и полюбили друг друга, это случается со многими, а вот сохранить чувства, пройти путь вместе  могут только избранные. Это особая история, ведь кажется, будто двое встретились только вчера, так  они смотрят друг на друга, так влюблены, так счастливы. А свидетельства тому, стихотворения, написанные в разные годы, обращенные к своей, а не чужой жене.

История этой любви, начинавшаяся на лесной поляне, под звездным небом, развивается на улицах столицы. И первое, главное место, куда мы попадаем – Арбат. Там когда-то Мастер в первый раз встретил Маргариту, там гуляют Игорь и Ирина в  июньский день.

Звездопад

 К нам на месяц заехал июнь -
Тополиный пушок над губой.
Он еще фантастически юн,
Но как дерзко флиртует с тобой:
Удивляя бывалых кутил,
Осыпает цветами Арбат…
Он и солнце, как пир, закатил,
Чтоб тебе подарить звездопад.
И планеты, срываясь с резьбы,
Рассыпают фонтаны огня.
Но, другие желанья избыв,
Ты опять загадала меня
http://www.poezia.ru/article.php?sid=48078

А ведь как сказал кто-то из мудрецов, мы обещаем своим любимым подарить целый мир, а не дарим самого необходимого и малого. Игорь Царев дарит любимой звездопад, так может поступить только настоящий сказочник.

Удивляя бывалых кутил,
Осыпает цветами Арбат…
Он и солнце, как пир, закатил,
Чтоб тебе подарить звездопад.

Остальным прекрасным дамам остается только улыбнуться грустно и отойти в сторону в момент свидания влюбленных на Арбате. Но ведь все это имеет смысл только если и тебя любят так же сильно. Иначе никакой звездопад не поможет, а потому  на этом празднике для двоих, мы узнаем и о  самом главном. Если  мы видим звездопад, то можем смело загадывать желания. И что же получается в итоге?

И планеты, срываясь с резьбы,
Рассыпают фонтаны огня.
Но, другие желанья избыв,
Ты опять загадала меня.

Важно, что об этом  мечтают, это переживают люди, много лет проведшие вместе, рядом. Седовласый мужчина, влюбленный, как мальчишка, пусть поэт, но разве с поэтами часто подобное случается?

Булгаков, описывая первую встречу Мастера и Маргариты, подчеркнул,  «любовь выскочила перед нами,  как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!!» Наших героев любовь не убила, а сделала счастливыми.

Вот тот случай, когда людям суждено не просто остаться вместе, но и прожить рядом не один десяток лет,  оставаясь влюбленными и счастливыми.

Кстати, и эта встреча Мастера случилось на Арбате, кто бы в том сомневался, разве это не место  свиданий  влюбленных, место мистических встреч.  И немного раньше Мастер произнес ключевую фразу:

-Я вдруг понял, что  я всю жизнь любил именно эту женщину!

Вот это понимание и связывает людей незримыми световыми нитями, которые уже невозможно будет разорвать ни обстоятельствам, ни соперникам.

Но с  Арбата – символического места для влюбленных, перенесемся вместе с ними на Тверской бульвар, место тоже  знаковое, только теперь уже со знаком минус – там все продается, и любовь в первую очередь, что же они почувствуют   там?

Прогулка по тверской-ямской
 Игорь Царев

 Вдоль Тверской стоят красоточки -
Без пяти минут беременны.
Стоит каждая по «соточке»
За «лямур» единовременный.

Но до них мне - как до лампочки,
Выступаю гордо мимо я.
Ведь со мною моя лапочка -
Моя женушка любимая.

Не спеша пройдем «Асторию»,
Посидим в тени у гения,
Написавшего историю
 Про Татьяну и Евгения.

Я куплю цветок на веточке
 Моей лучшей половиночке,
Моей рыбке, моей деточке,
Моей музе, моей Ирочке.

Мы в метро с моей красавицей
 Поцелуемся на лестнице.
А кому это не нравится -
Пусть от зависти повесятся.

http://www.stihi.ru/2002/08/05-547

Стихотворение восхитительно, но кроме всего прочего - это еще и вызов всем тем мужам, которые заглядывают на Тверскую за минутными утехами, уверяют нас, что так поступают все без исключения, и им это просто необходимо, ищут и находят оправдание для блуда.

Но до них мне - как до лампочки,
Выступаю гордо мимо я.
Ведь со мною моя лапочка -
Моя женушка любимая.

Каждая из нас хотела бы услышать такое признание, но многие ли из мужей могут это произнести, не кривя душой? Не в том ли самая большая беда наша?

  А вот и формула любви и счастья от Игоря Царева:

Мы в метро с моей красавицей
 Поцелуемся на лестнице.
А кому это не нравится -
Пусть от зависти повесятся.

Такое впечатление, что эти люди пришли к нам из иного мира, и если прежде мы дивились вторжению иностранного профессора, то теперь удивленно смотрим на  влюбленных, на счастливых.
 
Что такого еще можно вспомнить о вечной любви?  Только знаменитые строки Высоцкого, потрясшие в свое время до основания наше представление о мире и чувствах. Правда, для нас они остались только поэзией высокого накала, для Ирины и Игоря стали смыслом жизни, не потому ли они так далеко ушли от всех от нас и смогли быть такими счастливыми:

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить,
Любой ценой, и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
 Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
 (В. Высоцкий)

С трепетом Игорь  говорил о Высоцком, о том, что был немного знаком с ним,  но одно дело быть знакомым и восхищаться его творчеством, другое дело построить жизнь по этим песням: «Я дышу, и значит, я люблю, я люблю, и значит,  я живу». А ведь  наш  Мудрый Сказочник, все знавший о бессмертии с самого начала, именно так и жил все эти годы. Словно бы ему хотелось  притворить в жизнь то, чего не успел Высоцкий.

Поэты – заложники ночи, все лучшие стихотворения пишутся ночью, ночь оставляет наедине влюбленных. Меня подкупило и потрясло стихотворение «В постели с Ангелом», оно ни в чем не уступает «Балладе о любви», но становится более лиричным и личным, а оттого особенно прекрасным,  вряд ли без него мы поймем эти дивные отношения Поэта и Музы.

В постели с ангелом

 Ночью на косогоре
 Ветер пригнул рябину,
Ходит по миру горе,
Осень стреляет в спину,
Время карманным вором
 Хочет обчистить память...
Над головою ворон
 Принялся горлопанить...

Тьма ли тому причиной,
Сердце ли оскудело?
Пахнут ли мертвечиной
 Слово мое и дело?
Хором с собачьей сворой
 Выть ли, не знаю, петь ли,
Если на небе ворон
 Вяжет тугие петли...

С чем ты, дружок, в столицу,
С весточкой на хвосте ли?
Видишь, какая птица
 Спит на моей постели?
Хватит, недобрый вестник,
Полно тебе кружиться -
Ворону в поднебесье
 С ангелом не ужиться…
http://www.poezia.ru/article.php?sid=77342

Мы знаем, какое значение придавал поэт черным воронам- они были и символом мудрости и вестниками беды. Но он защищает от черного ворона ангела, и не просто защищает в лихую годину, но спасает  и ангела, и себя самого от черных дней, тоски, беды, которую неизменно несли вороны, когда слышался их пронзительный крик.

С чем ты, дружок, в столицу,
С весточкой на хвосте ли?
Видишь, какая птица
 Спит на моей постели?

И беда отступает, если берегиня и ангел-хранитель остаются рядом с поэтом. Это в стихотворении, а в реальности Ирина рассказывает о том, что в доме было чучело огромного ворона, и когда она сетовала на то, что   птица к беде, и нельзя ее держать в доме, то Игорь вспоминал, что  крик ворона к беде, а у них он молчаливый. Поэтому в поднебесье ангелу и ворону не ужиться, а у них в доме было возможно даже такое.

  Ворон слушал его стихотворения и никогда не критиковал- мудрая птица.
Но вот уже раздается ночная мелодия, звучащая где-то рядом, что же  нам  слышится в ней?

Ночная мелодия

 Футляр тисненой кожицы работы Бенвенуто -
В нем ловких стрелок ножницы бегут, стригут минуты.
В мешок дырявой памяти, как строки завещания,
Летят они, а маятник им машет на прощание.
А мы с тобою, будучи не очень-то уверены,
Что до разлуки будущей нам сотни лет отмерены,
Закрыли двери на засов, измяли кринолины...
Ах, не было таких часов во времена Челлини!
Я, опьяненный жаром плеч атласного свечения,
Задул пожары желтых свеч и времени течение...
Диван пружинами гудит, кружит, как плот нагруженный…
Я охраняю на груди покой моей жемчужины…
Какая музыка в ночи, какое наваждение -
Во мне мелодия звучит Эпохи Возрождения!

http://www.stihi.ru/2002/08/14-670

Конечно, есть здесь сюжетная перекличка со знаменитым стихотворением Пастернака «Зимняя ночь», с той лишь разницей, что ночь эта явно не зимняя, и не холодная, да и свеча погасла, а вот почему она погасла (у Пастернака она полыхает до самого конца и стихотворение получается с открытым финалом)

Я, опьяненный жаром плеч атласного свечения,
Задул пожары желтых свеч и времени течение...

Здесь нет больше ни света, ни огня, и время не течет, накал страсти таков, что

 Какая музыка в ночи, какое наваждение -
Во мне мелодия звучит Эпохи Возрождения!

Если вспомнить сюжет романа «Доктор Живаго», там герой  мечется между революциями, войнами и женщинами, то там может быть только музыка глухого жуткого средневековья, ну может быть какие-нибудь мелодии Вагнера о разрушенном и погибшем мире.

В данном же случае все так чисто и прекрасно, что от той жуткой разрухи не остается  больше и следа…А мы прекрасно знаем, что в эпоху Возрождения появились и Изольда, и  Лаура, и Беатриче и другие дивные  женские образы, до которых, как казалось нам недавно, не дотянуться в наше время. И поэты серебряного века не смогли преодолеть  этого средневекового хаоса и разрухи, все смешалось в их душах тогда, выбрать одну женщину и остаться с ней ни для Блока, ни для Пастернака было невозможно.

  Мрачным и неопределенным было и 20 столетие, когда Маргарита стала ведьмой, от горя и бедствий , на нее свалившихся.
Мелодия эпохи Возрождения прозвучала в душе поэта только в начале 21 века. По-моему это самое главное открытие, когда  погружаешься в стихотворения Игоря Царева. На какую же высоту он поднимает и поэзию, и любимую женщину, каким чистым и прекрасным кажется этот мир.
А что же происходит в эту судьбоносную ночь, мы знаем из другого стихотворения «Ночное погружение», вот его финал:

И путь назначенный верша,
Но не желая ставить точку,
Мы эту ночку по глоточку
 С тобой смакуем не спеша.

Конечно, в любой судьбе  бывает не только  звонкая и  яростная весна, не только жаркое и страстное лето, для всех и счастливых и несчастных наступает порой и осень, а кто-то доживает и до лютой зимы.

Все зависит от того, как мы сами относимся к таким изменениям в природе и погоде. Говорят, что только любящим людям не страшны бури и ураганы. Вот на такие стихотворения было бы интересно взглянуть. Мы уже видели, как пусто, как жутко в доме, если жена уехала в командировку – замирает жизнь и остается только ожидание, сводят с ума  тревоги. А вот если они вместе, то не страшна никакая осень и непогода

 Погода для ангела

 Не с поклоном осень пришла, с циклоном -
Ломит кости, веткой стучит в стекло нам,
Крутит болью в рваных моих менисках,
Облака над городом гонит низко,
Чтоб они, вспоров животы о кровлю,
Заливали улицы рыбьей кровью...
Как же худо нынче бездомным тварям!
А давай для них все запасы сварим,
Весь насущный хлеб раздадим пернатым?..
Нам самим, пока что, немного надо,
Чтобы вновь себя ощутить как летом -
Просто рядом лечь и укрыться пледом,
И хмелеть, лукаво целуя прядки,
Где веселый ангел играет в прятки...
http://stihi.ru/2012/12/13/6641

Накормив птиц и животных, которых всегда было много вокруг Игоря и Ирины, но это отдельная история, что же еще нужно для счастья Мастеру и Музе? Уютный домик в живописном месте, но самое главное –оставаться вместе, не разлучаться.

В своих воспоминаниях З.Гипппус пишет, что они с Д.Мережковским практически не расставались. То же самое и  у Игоря с Ириной.
А когда они вместе, то нужно им и  много, и мало:

Весь насущный хлеб раздадим пернатым?..
Нам самим, пока что, немного надо,
Чтобы вновь себя ощутить как летом -
Просто рядом лечь и укрыться пледом,
И хмелеть, лукаво целуя прядки,
Где веселый ангел играет в прятки...

Кстати,  славянский рай – это место, где обитают девы- птицы, не потому ли они так близки поэту на земле, ведь рядом с ним ангел, и душа его крылата, они просто узнают своего и слетаются сюда.  Но для счастья необходимо, чтобы ангел был рядом.
 
Не потому ли, как заговор звучит его пронзительное стихотворение «Не покидай меня». Если больше ждать не надо, если они встретились и остались вместе, теперь страшно только одно – потерять друг друга…

Как и Сказочник у Шварца, Игорь прекрасно понимал, что  предстоит разлука с любимой, и мог повторить снова и снова: «Слава храбрецам,  которые осмеливаются  любить, зная, что  всему этому придет  конец».

Да, он храбрец, но разве стоит вопрос любить или не любить? Просто каждая минута, каждый день пока они вместе надо наполнить той радостью, без которой уже не жить и не дышать.

Что же остается в душе Мастера, когда он  мысленно обращается  к своей Маргарите,  а потом возвращается и в реальность, помня другое заклинание: «С любимыми не расставайтесь», вот он и летит назад в скором поезде:

Зреет южная смородина
 И воркует сладко горлинка.
Это, вроде, тоже родина,
Только мне милее родинка
 На твоем плече, которое
 Млечным светом ночью светится…
И сажусь обратно в «скорый» я,
И назад колеса вертятся.

Здесь уже сугробы спелые
 Намело ветрами с полюса,
И стоят березы белые,
И метели с хриплым голосом…
Ты задернешь окна шторами,
Скажешь мне, что рада встретиться.
Я прижмусь к плечу, которое
 Млечным светом ночью светится.
 ( «Родинка»)

http://termitnik.dp.ua/poem/54061/

Игорь и Ирина подарили нам не только  формулу любви, но и формулу счастья вдвоем – формулу счастливой семейной жизни на протяжении тридцати лет – это невероятный дар от нового Мастера и его Ирины. Это оправдание и для того Мастера, потому что на этот раз любовь оказалась не убийцей, выскочившим из - под земли, а светлым ангелом-хранителем, ему  удалось привести этих двоих на ту самую земляничную поляну и показать их друг другу,  глядя в Книгу Судьбы.  Надо вспомнить о том, как начиналось это чудо, как они встретились под звездным небом и узнали вдруг друга.

В интервью на сайте «Клубочек» Игорь, рассказывая о первой встрече, говорит: «Когда я подошел к самому дальнему костру , мне навстречу подняли головы два десятка человек, но я увидел только одно лицо и поразившие меня звездным блеском глаза моей будущей второй  половинки...   

  Чтобы     пережить эти  счастливые  минуты снова, они отправляются на природу, к заповедному лесу, огню костра, чтобы побыть вместе и полюбоваться звездным небом.

В ЗВЕЗДНОМ ОРЕОЛЕ

 Как бы жизнь нас не качала
 И до слез не огорчала,
Мы к надежному причалу
 Не торопимся пока.
В нас живет еще привычка
 На последней электричке
 Ехать к черту на кулички
 Или к черту на рога.

На поляне синей-синей
 Наш костер растопит иней.
Чтоб от будничной трясины
 Не болела голова,
Расплещу вино по кружкам,
Обниму свою подружку,
Горячо шепну на ушко
 Потаенные слова…

До чего же спится сладко
 В нашей старенькой палатке,
Где заплатка на заплатке,
И в просвет глядит звезда.
Твои волосы, как ветром,
Разметало звездным светом –
В ореоле светлом этом
 Ты останешься всегда.

Сон проходит и уходит,
Ночь-колдунья на исходе,
Показался на восходе
 Тонкий краешек зари.
Ничего, что гаснут звезды –
Ничего еще не поздно…
Ты прижмись ко мне, родная!
Ничего не говори…
http://www.stihi.ru/2012/12/13/6641

Провести ночь вместе под открытым небом, в звездной россыпи, что же может быть прекрасней и романтичнее. Природа зачаровывает, околдовывает, дает силы, хранит в душах любовь. Так и замыкается круг, хоровод духов у огня костра, и мы начинаем верить в то, что такое может быть, что любовь бессмертна.

О том, что это так, что под звездным небом у костра особенно уютно влюбленным напоминает нам и В.Высоцкий

 И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
 На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

А  еще остаются молитвы, заклятья, заклинания. Если повторять их все время, то любимый человек останется рядом. Вот потому с особой силой звучит «Молитва»  И.Царева

 МОЛИТВА

 Ты меня опои колдовскою травой,
Милый друг.
Ты меня удержи, сохрани от разлук,
Милый друг.
Мелом круг нарисуй, заповедное слово
 Скажи.
Темной ночью и днем я молю об одном -
Удержи!

http://stihi.ru/2012/12/13/6641

«Смерть иногда отступает», - обещает нам Мудрый Сказочник, к великому сожалению, этого не случилось. Хотя как можно поверить в то, что Игорь Царев  ушел от нас, если он все равно остается с нами. Мы повторяем его строки, как заклинание, мы слышим его голос…

Данте встретил Беатриче в раю, но она не была с ним в этом мире. Она не разделила с ним эту жизнь, может потому, история Ирины ближе и роднее  для нас, для того, чтобы жить и любить здесь, надо быть и колдуньей, и Музой,  и ангелом-хранителем одновременно.

С нами остается Берегиня, к которой обращены все  стихотворения Игоря, остается любовь и свет, остаются бессмертные стихотворения, остается  история любви, вечной и прекрасной.

Послушайте голос поэта, и вы все поймете сами

 У каждого свой Бог, свои пределы.
Но Страшный суд приблизить не спеши,
Ведь может статься, что душа без тела –
Не многим лучше тела без души.

У каждого свой рай, свое болото,
Свой сущий ад, свой образ палача,
Свой храм, где объедает позолоту
 Не верящая в Бога саранча.

У каждого своя в оркестре скрипка,
Свой миг победы, свой последний бой.
Но только для меня твоя улыбка.
И только для тебя моя любовь.
http://www.stihi.ru/2002/06/26-677

Очень хочется верить, что «смерть порой отступает», избранные достойны бессмертия, потому что их любовь «движет солнце и светила»…


2.


Гимн домашнему уюту Вечность-20

Любовь Сушко

ГИМН ДОМАШНЕМУ УЮТУ Вечность И.Царева-20

Дом и любовь - простой секрет счастья :)
Игорь Царев 27.07.2011 11:39


Началось с ощущения, что мир разделенный с кем-то значительнее и больше мира на одного. Осталось только обрисовать мысль :)
Игорь Царев 27.07.2011 13:40

Домашний мир, домашний уют, дом,  куда хочется возвращаться каждый вечер – подобные фразы звучат часто, скорее, как пожелание всем нам тихого семейного счастья, но реальность так далека от пожеланий. И найдутся только немногие счастливчики, которые с радостью торопятся домой, чтобы окунуться в уют, испытать любовь близких и одарить их светом и радостью.

Пытаюсь припомнить произведения поэтов и писателей 20 века, где можно  найти  какие-то теплые, нежные слова именно о доме и о семье…
Вывод делаю неожиданный – так ясно и конкретно все это прописано на последних страницах «Тихого Дона», где  прошедший все войны и испытания Григорий Мелехов, потеряв двух любимых женщин, оставшийся с сыном на руках, наконец-то начинает понимать, что кроме дома, семьи ничего ценного и дорого  нет у человек, ничего ему не надо.  И опять же К. Симонов и его «Хозяйка дома»:

Подписан будет мир, и вот к тебе домой,
К 12 часам, шутя, смеясь, пророча
 Придет слуга покорный твой
 И все его друзья, кто будет к той ночи.
Они придут еще в шинелях и ремнях
 И долго будут их снимать в передней…
(К.Симонов)

Да, еще конечно, разваливающийся  домашний мир в «Белой гвардии» Булгакова, где из последних сил люди хватаются за дом и уют и теряют его уже навсегда в грохоте тех самых воин и перипетий. Остается только  тоска по разрушенным усадьбам.

Так что же тогда получается? Неужели нам нужны  гражданские и великие отечественные войны, чтобы убедиться,  как прекрасны вечные ценности? А без такой встряски никак не получится?

Вот и думаю, что, наверное, никогда бы в мирной нашей жизни не столкнулась с гимном домашнему уюту, если бы не поэзия Игоря Царева.

Нам всем еще предстоит осмыслить,  как велика его роль  в жизни и творчестве каждого из нас, как изменил он наше  отношение к миру, к вечным ценностям. Ведь многие говорили ему о том, что прочитав  стихотворения,  хочется забыть о своих неумелых попытках что-то рифмовать. Но одно несомненно – он нам подарил великолепную историю любви, и более того, это он показал нам, какова непреходящая ценность построенного своими руками дома, в котором все живет «под управлением любви», царит невероятная обстановка взаимопонимания,  радости, и уюта. Свидетельством тому остались стихотворения Игоря, которым веришь с первого слова.

Домашний мир
 Игорь Царев

 Вот дом, где каждый гвоздь забит моей рукой,
Вот три ступеньки в сад за приоткрытой дверью,
Вот поле и река, и небо над рекой,
Где обитает Бог, в которого я верю...

Я наливаю чай, ты разрезаешь торт,
Нам звезды за окном моргают близоруко,
Но мы из всех миров предпочитаем тот,
Где можем ощутить дыхание друг друга.

Очерчивает круг движенье рук твоих,
Рассеивает тьму сиянье глаз зеленых,
И наш домашний мир, деленный на двоих,
Огромнее миров никем не разделенных.
http://stihi.ru/2011/07/26/5458

Почти все сказки заканчиваются свадьбами, а дальше  сказкам уже нет места. Есть, правда,  так называемые бытовые сказки, где старуха, чтобы не ссориться все время с мужем, набирает в рот воды, и таким насильственным способом в их доме поселяется покой. Кажется по другому уже и невозможно жить. Но  мы же помним восхитительную историю любви Игоря и Ирины, встречу, которой могло и не быть, их желание остаться вместе навсегда, венчание – все это прекрасно, но потом обычно говорят, что семейная лодка разбилась о быт. Так бывает, сплошь и рядом, а чтобы не разбилась- случается  очень редко. Стихотворение опровергает расхожие истины.

Я наливаю чай, ты разрезаешь торт,
Нам звезды за окном моргают близоруко,
Но мы из всех миров предпочитаем тот,
Где можем ощутить дыхание друг друга.

Так наверное  еще кто-то может мечтать, желать,  верить, живя в предполагаемых обстоятельствах, но  чудо-то в том и состоит, что для Игоря –это реальность.

Когда вы прочтете книгу Ирины, то убедитесь в том, что ни единым словом, ни единым звуком поэт  не лукавит, хотя другим поэтам и свойственно желаемое выдавать за действительное. Игорь опровергает и еще одно расхожее суждение  о том, что якобы счастливые и влюбленные люди стихов не пишут, а пишут их исключительно убогие, одинокие и несчастные.

Но как – то это очень странно звучит, значит, все свои несчастия, негатив, слезы и вопли  дарить другим  можно, а поделиться радостью, счастьем, уже никак не получается. Но разве  от счастья душа не поет, тогда почему не могут появляться стихи  у тех, кто влюблен и любим?

Очерчивает круг движенье рук твоих,
Рассеивает тьму сиянье глаз зеленых,
И наш домашний мир, деленный на двоих,
Огромнее миров никем не разделенных

 Тьму в мире и душе может рассеять только огонь свечи и сияние колдовских глаз любимой – как все просто на самом деле, только почему же так плохо у многих с личной жизнью, счастьем, домашним уютом?

   Целый век  нас с вами учили, что  сначала общественное, потом личное, что о себе надо думать в последнюю очередь. Не потому ли едва вспыхнув, гаснет влюбленность, и через пару лет ничего не остается от той молодой семьи, которая  создавалась вроде бы по любви и взаимному согласию.

Конечно, взаимная  любовь –явление редкое, такое же редкое, как и талант, но нами еще утрачено понятие –обыватель, либо со времен Чехова и Горького оно считается почти ругательством. А вот Игорь спокойно пишет совсем о другом, не боясь противоречить классикам

 Александр, мы с вами, наверное, разный смысл вкладываем в слово "обыватель". Я вот, к примеру, считаю себя нормальным обывателем. Более того, хочу им быть, хочу жить спокойно, в уютном мире среди красивых вещей и мудрых людей.
Увы, наверное, эта мечта исполнится не в этой жизни...

Игорь Царев 18.11.2004

Домашняя атмосфера - самая животворная. Лично для меня. Ибо пришлось надышаться атмосферами самых разных миров :)
Игорь Царев 21.05.2007 12:38

И в подтверждение этих слов стихотворение «Субботнее» о том самом домашнем уюте и совсем другом времени, в сравнении с рабочими днями, кстати, многие говорят, что с ужасом ждут выходных, потому что тоскливо и пусто в такие дни, нечем заняться – это становится стихийным бедствием.

Субботнее

 Любимая, сегодня выходной,
Позволь же сну еще чуть-чуть продлиться,
Пока неугомонная столица
 Ругается с метелью продувной.
Не вслушивайся в злые голоса,
Пускай зима за окнами долдонит,
А ты, нательный крестик сжав в ладони,
Поспи еще хотя бы полчаса.
Полынных глаз своих не открывай,
Не уходи со сказочной дороги,
Пусть доедят твои единороги
 Из теплых рук волшебный каравай.
Дай доиграть все ноты трубачу,
Дай храбрецу управиться с драконом...
А я пока яичницу с беконом
 Поджарю. И чаёк закипячу.
http://stihi.ru/2009/01/26/2862

Вместо семейной лодки, разбившейся о быт, -сказка и идиллия, которая  длится тридцать лет.

Драконы и единороги в стихотворении упоминаются не случайно, кроме того, что наш Мастер посылает своей любимой сказочные сны,  и оберегает ее сон, он помнит и о  творческой работе – о соавторстве, - они очень часто работали вместе над статьями и книгами. И среди  других книг была и «Энциклопедия сказочных  существ и  чудовищ», о которой   упоминал с гордостью  в рецензиях Игорь, а Ирина рассказывает, как проходила такая работа.

Это один из секретов их семейного счастья – совместное творчество, двум личностям такого масштаба трудно ужиться под одной крышей, если они не заняты общим делом, если не пишут  одну книгу на двоих, дополняя друг друга. Что еще может сблизить, если не такое соавторство. К великому сожалению, пережить подобного соавторства почти никому не удавалось, а потому нам остается только с нескрываемым любопытством и восхищением наблюдать за их работой.  И самое главное, как и отмечает Ирина, что им не нужно было ничего делить, как это случается у соавторов, не связанных семейными узами, рано или поздно возникает конфликт, здесь же договорившись, ( тоже большая редкость) каждый занят своим делом. И это дополнительный стимул для лада и счастья в семье. Не потому ли с грустью и тревогой звучит еще одно стихотворение, посвященное Ирине:

В ожидании жены, уехавшей в командировку

 Невпопад часы стучат, маятник качая,
Две свечи кровоточат, стынет чашка чая.
За спиною тишина - хрипло в ухо дышит,
А любимая жена не звонит, не пишет.

Воют волки за рекой. Эхо вторит глухо,
Барабанит в дверь клюкой белая старуха.
Небо с лунным фонарем в черный цвет окрашено.
Где ж ты, солнышко мое? Отзовись, мне страшно!

Или я сошел с ума на исходе ночи,
Или пьяная зима за окном хохочет…
Тонким лезвием ножа – холодок под сердце...
Поскорее приезжай, помоги согреться!
http://stihi.ru/2002/11/11-490

Тревога звучит в каждом слове, но кроме экспрессивной лексики, кроме тревог, кажется, что и из героя и из дома вынули душу, это напряжение  пугает не только автора, но и читателя, даже не стук часов и волчий вой, хотя это тоже страшно, а тишина, мертвая тишина за спиной:

За спиною тишина - хрипло в ухо дышит,
А любимая жена не звонит, не пишет.

И чем больше времени проходит, тем страшнее становится, но мы понимаем, что главное не этот внешний страх, хотя и он тоже, а  мысли о том, что любимая может не вернуться, вот что тревожит сильнее всего:

Барабанит в дверь клюкой белая старуха.
Небо с лунным фонарем в черный цвет окрашено.
Где ж ты, солнышко мое? Отзовись, мне страшно!

Тревога, волнение, звуки беды, тишина – все направлено на одно, на возвращение к привычному миру и уюту.

Вероятно,  этих чувств и переживаний никогда не поймут одинокие люди, а их сегодня большинство вне зависимости от штампа в паспорте. Но это то бесценное, что нужно хранить  любящим и любимым, и что страшнее всего потерять. Если нам оставаться в одиночестве так же приятно, как Ионычу у Чехова ночью на кладбище, то, наверное, что-то с нами уже не так, а вот чувства  Мастера близки и понятны многим, особенно тем, кто был любим. Вот и я быстрее  перехожу к стихотворению
 
«Вечер на двоих»

День клубком пушистого волокна
 Прокатился, по полу прошуршав,
Где моя любимая у окна
 Для меня малиновый вяжет шарф.
Сколько лет желанная, сколько зим!
Придержу доверчивый локоток:
Не сходить ли вечером в магазин,
А потом в Сокольники на каток?
Этот мир не скучен и не покат,
Интересней выдумать не смогу:
На закате - «дутыши» напрокат,
И бокал шампанского на снегу.
Говори, любимая, говори,
Трогай душу лаковым ноготком.
Близоруко щурятся фонари,
Согревая сумерки над катком.
Рождество гирляндами на дворе -
Вся Москва в торжественных огоньках...
До чего божественно в январе
 Целоваться с милою на коньках
http://www.poezia.ru/article.php?sid=74143

Посмотрите насколько разная тональность у стихотворений, когда без тебя и с тобой – вся гамма чувств в этих пронзительных строчках.
Многие в рецензиях отмечали,  насколько уютно становится на душе, когда читаешь строки Игоря о любви и домашнем уюте.

День клубком пушистого волокна
 Прокатился, по полу прошуршав,
Где моя любимая у окна
 Для меня малиновый вяжет шарф

 Наверное, в  доме должно быть рукоделие, по старой доброй традиции, потому что только сделанные своими руками вещи согревают, и таят энергетику любимых рук, передают чувства рукодельниц, но ведь пряхи еще  и берегини, и богини судьбы, а потому оставаться рядом – это великое счастье.  Жена, ангел, берегиня,  становится ангелом хранителем на всю оставшуюся жизнь. Видеть на катке пары, которые по-прежнему влюблены друг в друга и целуются – это такая редкость, но, наверное, в этом и есть главное счастье  поэта, импульс к творчеству, к желанию жить и работать.

Мы с вами уже видели самое начало отношений наших героев,  стихотворение о первой встрече, где все так тревожно, что  даже начинаешь волноваться: а будут ли они вместе, не вмешается ли кто-то, не разрушит ли эти сильные чувства. Вот и в «Монологе влюбленного капитана»,  через месяц после встречи:

Что манит Вас за этой дальней кромкой,
Какой такой невидимый маяк?
Кто ждет Вас, дорогая незнакомка?
Кто любит Вас, любимая моя?..
Июнь 1983г.

Но это было давно, все тревоги давно улеглись, и мы можем убедиться в том, что и через 20 лет они остались вместе, и даже переписали старую сказку на новый лад, показав, что и после свадьбы можно быть счастливыми. Что же изменилось в этой сказке, которая не закончилась свадьбой, а продолжалась?

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

 Горит кристаллик соли в ранке,
Как амулет от худших бед.
На кухне сатанеет ангел
 Готовя праздничный обед.
Весна качает лодку быта,
Ломая построенье строф,
Но экипажем не забыта
 Мелодия ночных костров.
Не нас, похоже, время лечит,
Раз соловьи еще свистят
 И все мгновенья первой встречи
 Я помню двадцать лет спустя,
Как грыз огонь сухую ветку,
Как ты, отстав от вольных стай,
Вошла в мою грудную клетку,
Отдав крыла свои: "Летай!"
И вот, я рею в эмпиреях,
Пером оттачиваю слог,
Пока любимый ангел греет
 Из райских яблочек пирог.

http://termitnik.dp.ua/poem/51936/

Продолжение тоже оказалось сказочным. Игорь припоминает все основные события – это и свидание у костра, и те знаменитые песни,

Как грыз огонь сухую ветку,
Как ты, отстав от вольных стай,
Вошла в мою грудную клетку,
Отдав крыла свои: "Летай!"

И что же случилось с тех самых уже исторических дней?  Двадцать лет счастливой жизни, праздничный пирог, уют в доме, теплый свитер, связанный женой,  такой о котором можно только мечтать, совместная работа. И даже молчаливый черный ворон- их спутник ( чучело огромной птицы на шкафу), который влетел  в одно из стихотворений- только на этот раз он не напоминает о разлуке с криком «Никогда», как у Э.По, а хранит уют и покой в доме, потому что молчалив. И при всем при этом Мастер признается:

И вот, я рею в эмпиреях,
Пером оттачиваю слог,
Пока любимый ангел греет
 Из райских яблочек пирог
 Дом и любовь - простой секрет счастья :)
Игорь Царев 27.07.2011 11:39

В рецензиях с 2002 года до самых последних откликов Игорь Царев не устает повторять на разные лады эту фразу,  он один из немногих знает  закон если не вечности, то счастливой и значит плодотворной жизни в этом мире.

Стихотворение, извлеченное из семейного альбома, напомнит о том, что в каждой семье всегда были свои традиции. Чаепитие вечером из прекрасного чайного сервиза. Многие помнят, как дорожили наши бабушки этими фарфоровыми чашками невероятной красоты и изящества, вот и здесь они запечатлены. А мы переносимся на кухню этой уютной квартиры

 Цзиндэчжэньский фарфор
(из семейного альбома)

В нашей кухне витал
 Восхитительный дух тарталеток,
Свой пленительный мир
 Из восторгов моих возводя.
А за темным окном
 Журавлиные клинья под лето
 Забивала зима
 Кулаком ледяного дождя.

Из каких родников
 И душевных мелодий тончайших
 Ты сплетала покров,
Сберегающий нас в холода,
Выставляя на стол
 Тонкостенные белые чашки,
Где в напиток богов
 Превращалась простая вода…

Цзиндэчжэньский фарфор,
Преисполненный чайною негой,
И сердца согревал,
И беседы изысканный шелк.
А за темным окном
 Фонари столбенели от снега,
Наблюдая, как он,
Словно пьяный, то падал, то шел….

Цзиндэчжэньский фарфор —
Рукотворная тайна причастья.
Из него и сейчас
 Пьем ночные фантазии мы.
А за темным окном
 Над столицей разбитой на части
 Громыхает салют
 Добела раскаленной зимы.


http://www.poezia.ru/article.php?sid=47633

Спасибо. Семья - это святое. А у каждой семьи своя святыня :)
И.Ц.
Игорь Царев 17.12.2007 16:56

Думаю, тут никакие комментарии не требуются, поэт просто позволили нам взглянуть на тихий домашний вечер, на ритуал чаепития, на те мгновения счастья, которые еще были тогда в его жизни. И они были по-настоящему прекрасны.

Хочется верить, что всех, кто знает творчество Игоря, и  кто верит Мастеру, он сможет убедить, а сейчас особенно, что нет ничего лучше и прекраснее семейной жизни рядом с дорогими и близкими людьми. Увы, половину из нас надо в этом долго и упорно убеждать. Но иногда мне кажется, что как и разрушенные в 1917 году усадьбы, и сожженные библиотеки, вернуть этого уже невозможно, хотя вот ведь есть и совсем иные примеры

 Главные источники радости в наших близких :)
Игорь Царев 04.11.2010 17:55

И конечно,  почти для каждого столичного жителя особую роль играет дача- выезд на природу, упоение работать на земле. Нигде  больше не встречала такой страсти к этим вторжениям в мир природы, это желание приобщиться к совсем иной атмосфере, забыв о суетном городе, как в столице. И это тоже особое счастье:

Дачное
 Игорь Царев

 Вот и Брыковы горы, и лета макушка,
И суббота идет заведенным порядком:
В холодильнике «Орск» дозревает чекушка,
Набирается солнца закуска по грядкам…
И цикады выводят свои пиццикато,
И погода - куда там в ином Намангане!-
И, бока подставляя под кетчуп заката,
Ароматом исходит шашлык на мангале…
Старый кот на плече, верный пес у колена,
Я - беспечный герой золотой середины,
И смотрю свысока, как по краю вселенной
 С одуванчиков ветер сдувает седины.


Казалось бы, ну что особенного – обычная поездка на дачу – два дня активного отдыха. Но  после  главного ритуала, чаепития на кухне, мы  вспомним еще один – шашлык под открытым небом, опять же возможность вспомнить, как это делалось в древние временя…

Перед нами уже совсем другой Мастер, счастливый, любимый семейством, довольный всем, что творится вокруг,  у него есть еще время для того, чтобы побыть в кругу близких, в своем мире, недаром он называет дачу личным Эдемом

 Старый кот на плече, верный пес у колена,
Я - беспечный герой золотой середины,
И смотрю свысока, как по краю вселенной
 С одуванчиков ветер сдувает седины.

Личное счастье, домашний уют, дача - кущи Эдема, зеленоглазый ангел, готовый подарить счастье.  Разве что-то еще нужно для личной жизни?

Игорь Царев


 В какой-то момент понимаешь, что жизнь - штука конечная. Но мы же стойкие оловянные матросики! Мы не бросим вахту... Просто я в последнее время стараюсь больше уделять времени самому ценному, что у меня есть. Семье. И, как ни странно, этим совершенно нематериальным ни в каком смысле рифмованным смыслоформам. Хотя, по большому счету, тяга к последнему никаким разумным объяснениям не поддается
 Игорь Царев 27.05.2011 10:42

Вечные истины, вечные ценности... Потому и вечные, что всегда с нами
 Игорь Царев 28.07.2011 14:23

Когда-то к такой вот идиллии и семейной гармонии стремился А.С.Пушкин, к сожалению,  для него все закончилось печально. Другие поэты, кажется все  только и делали для того, чтобы  разрушить домашний уют. Чаще всего  они мало заботились о семейном счастье, уверенные, что творчество, искусство требует жертв. Жертвы исправно приносились, и вдруг у нас появился поэт, который заговорил о самом главном спокойно и рассудительно. Остается только верить в то, что  счастье возможно, если он смог, то может быть и у нас получится? Вот в этом великая сила творчества, может быть главное его назначение в мире.

В кущах личного Эдема

 Хорошо, забыв о вьюгах,
Окунуться в летний зной,
Мысли пивом убаюкав,
Проводить свой выходной
 Изваянием Родена
 С папироскою в руке
 В кущах личного Эдема
 В допотопном гамаке.

Разве это не награда –
Созерцать весь Божий день
 Тонкой кистью винограда
 Нарисованную тень,
Не гонять на шестисотом
 С валидолом за щекой,
А наперстком шести соток
 Пить божественный покой.

Лета мятная настойка,
Воли праздничный кумыс
 Упоительны настолько,
Что всему даруют смысл:
И сирени у калитки,
И герани на окне,
И несуетной улитке,
И подвыпившему мне.

Спелый плод в мои ладони
 Золотая алыча
 Снисходительно уронит
 С августейшего плеча…
И сорочьим донесеньем
 Разлетится весть окрест,
Что за это воскресенье
 Я воистину воскрес.
http://www.stihi.ru/2004/07/18-1019