Туда и обратно... Часть 1. Туда

Анастасия Игнашева
Или путешествие из Петербурга в Стокгольм.
 Непутёвые заметки.
 
Душа просила праздника, а седалище приключений. И я решила себе всё это организовать. Называлось всё волнующе и многообещающе - "Путь викинга". Сомневаюсь, однако, чтобы викинги путешествовали на паромах. Маршрут выглядел не менее завораживающе: автобусом до Хельсинки, оттуда  переезд в Турку, там пересадка на паром до Стокгольма, потом опять автобус - до Осло. Плюс Согнефьорд и остров-музей Бюгдое.
- Ничего не выйдет! - проскрежетал Феликс, когда я неосторожно похвасталась на работе.
- Почему не выйдет?! - вступился за меня Анатолий.
- А это мы ещё будем посмотреть. - ответила я.
   Но ведь накаркал, гад! Сглазил нашу поездочку! Турфирма нам бронь не подтвердила, предложили взамен другой тур, почти на 10 000 дороже. денег у нас не было.
- Ну и что?! - сказал Серый, - Поедем сами! Хостел я забронирую через интернет!
- А давай! Или мы не вольные путешественники?! И ваще - фиг ли нам, кабанам, в собственном лесу?!
 Пока Серёжа занимался оргвопросами я набралась наглости и пригласила с нами Феликса. Не особо надеясь, что он примет приглашение. Я даже не знаю - есть ли у него загран. Вроде как он собирался получать российское гражданство... Но перед выходными он намекал, что хотел бы поехать со мной. И появление Серёги его не обрадовало... Хм... А до того всеми силами давал понять, что я ему не нужна. Вот где логика? И где, вообще, мужская логика? А? Что за зверь такой?! Кто объяснит? Он и не принял.

    От Питера до Хельсинки теперь ходит маршрутка. Но места надо заранее бронировать. И  вот тут Серёга оказался на высоте. Организаторские способности у него, надо сказать, присутствуют. Поиском хостела и бронированием мест занимался он, способами перемещения - тоже. Я только звонила и разговаривала с людьми, потому что сам Серёга говорить не может.
Выезд был назначен на 5 мая 20-30, акурат на Пасху. Так что пришлось мне, перефразируя известную поговорку, "с бала на корабль" с ночным переездом. Не очень удобно, но зато экономится время. К тому же, помятуя прошлогодний опыт, я не знала, сколько времени мы проторчим на границе. Без приключений, конечно, не обошлось. О них позже, по ходу пьесы.
Для начала - мы чуть не сбили лося, не доезжая до границы, ещё на нашей территории. Едем, народ дремлет потихоньку, вдруг водитель резко тормозит, одновременно выворачивая руль вправо и съезжая к обочине. На испуганные вопросы, в чём дело, тётка, одновременно исполняющая роль старшей группы, кондуктора и сопровождения, спокойно ответила, что это был лось. Лично я никого не заметила, только какую-то тень, метнувшуюся за лобовым стеклом.
Границу прошли быстро и без приключений. В Хельсинки приехали рано - часа в 4 утра. Это ни то, ни сё, а посему, с любезного разрешения водителя и кондукторши мы с Серёжей и ещё двумя ребятами, ехавшими с нами, подремали в автобусе часов до 8-ми по местному времени.
   На улице было зябко и ясно. В центре Хельсинки, возле Финкино, уже давно существует "русский пятачок", где останавливаются экскурсионные автобусы и маршрутки до Питера. Водители последних буквально за руки хватают, предлагая ехать в Петербург. Отмахиваясь от назойливых шоферюг, сующих нам свои визитки, мы бодро потрусили  пить чай в холл "Sokos President" отеля. Там кофе-бар и за 4-5 евро можно попить чаю с круассанами, или пончиками. В холле отеля тоже слышалась русская речь. Русских сейчас в Финляндии столько, что во всех крупных магазинах делают объявления на русском языке.
       После чая мы двинули на вокзал, где есть обменник Форекса. Нужно было поменять деньги на шведские кроны.

    Мы побрели по Эспланаде. Это самое моё любимое место в Хельсинки, а по большому счёту - там мало на что посмотреть можно. Город неуловимо напоминает Петербург и Выборг одновременнно. Центр финской столицы проектировал Энгель и спроектировал его в стиле классицизма.
    На Эспланаде, кроме массы магазинчиков на любой вкус и кошелёк есть ещё один обменник и Информационный центр с русскоговорящими сотрудниками и кучей справочной литературы. Там мы забронировали билеты на паром до Стокгольма. Билеты вместе с комиссией за бронь стоили около 40 евро с носа. Это за каюту С-класса, на нижней палубе, без окна. А если взять ещё и раздельные каюты - отдельно в женской и мужской ( есть и такой вариант), то будет совсем дёшево. Так как мы с Сереньким деньги на ладони считаем (хоть и мотаемся за границу), то, разумеется, взяли раздельные места в женской и мужской каютах, хотя это и через стенку оказалось. А ещё - там немыслимое количество летних кафе и попрошаек, которые гораздо наглее, чем в Питере.
    В наших планах было оставить вещи в камере хранения на терминале и съездить в Сеурасаари - на остров-музей, куда я никак не могла попасть.

Хельсинки, как и Стокгольм, построен на скалах. Гранитные выходы по всему городу. На один такой, напротив паромного терминала "Силии-Лайн" мы с Серёгой забрались, благо наверх вела удобная лестница. Наверху обнаружился какой-то непонятный памятник, про который я подумала, что это Посейдон, хотя какое отношение древнегреческий бог имеет к финнам - не понятно. Возле памятника позировали наши туристы и финские старшеклассники.

    Оставив вещи в камере хранения, мы поехали в Сеурасаари. Ходит туда обычный городской автобус от Шведского театра в начале Эспланады.Это музей финской традиционной архитектуры, вроде наших Кижей, Малых Корел и шведского Скансена. Однако, в Хельсинки мы приехали 6-го, в понедельник, а в этот день все музеи выходные. Поэтому все домики на острове-музее оказались закрыты. Но зато и вход был бесплатный, что радовало. Так что сэкономили по 8 евро на билетах.  Ну да - это - мой конёк - этномузеи, деревянное зодчество и тому подобное. Первое - что бросилось в глаза - это изгородь. Такие косые изгороди я встречала по всему Русскому Северу. Славянское население, начавшее проникать на территорию нынешнего Северо-Запада в VIII-IX вв., активно перенимало у живших там финоугорских племён особенности архитектуры и быта, в свою очередь привнося своё влияние. Кстати, о влиянии. Сравнения напрашивались сами собой. Например - та же однорядная связь "дом-двор", что и в русских северных избах. Те же конструкции амбаров и других хозяйственных построек. Хотя - просматривалось сходство, например и с центральной Россией - замкнутые полуоткрытые дворы центральной и южной Финляндии, двухэтажные амбары с галереями, известные в Польше и в Белоруссии, а так же в Поволжье. Однако, сильнее всего финны испытывали влияние шведов, владевших этими землями с 12 по 18 века.  До этого на территории нынешней Финляндии жили племена емь, сумь и корела. Завоевать эти края пытались не только шведы, но и новгородцы, которые начали свою экспансию ещё раньше - веке в Х, то-есть, ещё во времена Владимира Крестителя, а то и Рюрика. НО, в отличие от тех же шведов, колонизация новгородцев носила больше мирный характер. Шведская экспансия на финские земли началась уже после окончания эпохи викингов, которая продолжалась примерно с 800 по 1000, или 1100 гг. и закончилась внезапно, как будто кто-то вдруг сказал "Хватит!". Учёные до сих пор спорят - чем это было вызвано. Ведь викинги имели мощный флот и легко контролировали территорию всей, ну, или почти всей Европы и даже, частично, Северной Африки и Малой Азии. Их следы обнаруживают на территории от Алжира до Аляски. Шведы, захватывая финские земли, строили на них крепости и насильно крестили языческие финоугорские племена в католичество. Так, в XII веке были построены главные шведские крепости Турку(Або), Порвоо (Борго) и Выборг. Турку, который шведы до сих пор зовут Або, стал первой столицей Финляндии, резиденцией епископа и наместника, посаженного здесь шведами.Финский литературный язык появился только в XVII веке благодаря просветителю М. Аалто, жившему, кстати, в Турку. А сами финны живут со шведами как кошка с собакой. Точнее - финны для шведов - это что-то вроде наших чукчей. Герои многочисленных анекдотов.
Типичное представление скандинавов друг о друге: норвежец даже под душем не снимает лыжи, финн даже в театр приходит в резиновых сапогах, а швед и перед посещением парикмахерской тщательно бреется.

      Пахло нагретым деревом и хвоей, что напоминало Лугу, кое-где попадались ещё кучи слежавшегося и не растаявшего снега, похожего на крупную грязную соль.

       Паром отходил рано - в 17-00 по местному времени. На терминале надо было быть минимум за пол-часа до отхода, чтобы получить посадочные карточки, которые одновременно являются ключами от каюты. Кроме нас в очереди было полным-полно финских семейств. Главным образом - папаш с колясками. Я уже рассказывала как-то, что скандинавы - шведы и финны в частности, производят впечатление очень чадолюбивых народов. Причём с детьми много и охотно возятся именно отцы. На улицах много мужчин с колясками, или семейных пар с детьми, причём детей обычно 2-3. Так что - что бы там ни говорили про "вырождение Европы", а семья для них по-прежнему много значит. Да, на улицах так же очень много людей, прямо скажем - неевропейской внешности. Много смешанных пар - особенно в Стокгольме, об этом впереди. Своими глазами видела типичную шведку в мусульманском хиджабе. Много женшин-европеек с неевропейскими детьми. То ли приёмные, то ли - результат смешанных браков. Вообще - этнический состав Европы меняется и заметно.

        Я Серёгу за день "уходила", так что я его накормила, напоила и спать уложила, а сама отправилась бродить по парому. Паром назывался "Силия Симфони". На паромах этой линии - "Силия Лайн" - мне уже приходилось плавать в прошлом году. Но тот паром назывался "Силия Европа" и ходит он из Турку в Стокгольм. "Симфони" ходит из Хельсинки. На всех паромах "Силии" есть традиция - всех пассажиров при вступлении на борт обязательно фотографируют, а потом свою фотку можно выкупит за 10 евро. Я подумала - ну нафиг! Пусть сами за такие деньги на мою рожу любуются. Каюта у меня была на 4-х, но я в ней оказалась совершенно одна, что не могло не обрадовать. У Серёги, как выяснилось, был только один попутчик, но Серый принял душ и дрых. А я продолжала бродить по кораблю - это был целый огромный 12-этажный дом! И чего там только не было! Стеклянные лифты возносили пассажиров на верхние палубы. На 7 палубе размещались кафе и магазины, играл живой оркестр и пахло дорогим парфюмом. Вообще - запах парфюма и корицы преследовал меня всю эту поездку. А ещё - почему-то не могла отделаться от мыслей о Феликсе. Это с ним я должна была ехать... По идее.
На 6 палубе помещался ресторан и дьюти-фри, который я тоже обследовала. Больше всего меня в этих магазинах поражает ассортимент алкоголя. Я бродила между стеллажами, с интересом наблюдая за скандинавами, целеустремлённо сметающими горячительный товар с полок и изучая этикетки.
- Анастасия! - услышала вдруг я в голове голос моего возлюбленного, - Я сегодня напиться хочу!
- О печени подумай! - так же мысленно ответила ему я, - Хотя - печень-то твоя, почему я о ней думаю?
Однако, "дьютик" поспешила покинуть.

     Спала я, вобщем-то хорошо. Но ночью разбудили чьи-то дикие крики. Спросонья не сообразив, что к чему, решила попервости, что мы тонем. Однако - это пьяные финны колобродили. И кто после этого пьющая нация? Наших на пароме было не видно и не слышно! Утром пол возле лифта был липкий от пролитого пива.