Из бабушкиного сундука

Людмила Палехова
   Юбки, платья, сарафаны – самая обычная женская одежда. Испокон веку до наших дней женщины носили их и носят в разных вариациях во всех без исключения мировых культурах: будь то Восток, Азия, Европа или Россия. Брюки в наш гардероб пришли с Запада вместе с эмансипацией совсем недавно. В российской глубинке обычаи предков еще долго не сдавали свои позиции. Помню, в нашей деревне, которая стояла на границе Кировской и Архангельской областей, еще в 70-е годы не носили девчонки ни брюки, ни шорты – не принято было. Городских модниц деревенские женщины оглядывали неодобрительно, с осуждением и превосходством, потому как крепко укоренились в традиции крестьянского обихода. И, если вдуматься, то неизбежно приходишь к пониманию, что в многовековой истории женского платья есть свой особый, глубинный смысл, ведь наши предки ничего не делали «просто так». Попробуем разобраться.
   В русской мифологии часто встречается упоминание о том, что земля – мать, небо – отец, а солнце – согревающее, животворное начало, соединяющее небо и землю для появления всего живого на планете. Так и мужчина более всего устремлен к духовным вершинам, часто рискуя жизнью ради достижения заветной цели. Но для продолжения рода ему нужна женщина, которая как земля-матушка родит и питает свои плоды. Согревает и воспламеняет их страсть, разумеется, огонь любви. Так было всегда.
Теперь представьте: идет женщина, платье на ней, словно колокол, раскрывшийся навстречу земле, колышется. Силы земли, ее плодотворное дыхание наполняют женщину здоровьем, делают ее полноценной и счастливой в единении с природной своей сутью. Вот и были наши бабушки крепки здоровьем, рождали здоровых детей, потому что не нарушали природные законы равновесия стихий.
   И все узоры, вышитые с любовью по краю юбки, вороту и манжетам женского наряда, несут в себе обережные знаки: солнца, земли, воды, ветра и плодородия. В вышивках и тканых узорах почти повсеместно использовались «ярги» - рогатые свастики – очень сильный обережный знак, знак бесконечного солнечного вращения. Как геометрические, так и растительные орнаменты служили в первую очередь как система знаков, способных привлекать в жизнь женщины только светлые силы и защитить от темных, разрушительных.
   Таким образом, форма одежды, состав ткани, узоры и вышивки могут влиять на наше самочувствие и даже на судьбу, как это ни покажется странным. Например, те, кто однажды надевал домотканый сарафан моей бабушки, в один голос говорили о благостном и умиротворяющем состоянии души, которое пробуждало в теле женское и материнское начало. Когда пришло время мне самой шить для себя сарафан, я постаралась сделать его подобным бабушкиному. А вышивка – цветы по черному полю на спинке – из ее сундука. Теперь эти цветы меня оберегают и греют душу.