Игромания и детология

Людмила Палехова
   Для чего нужны игра и игрушки? Естественно, чтобы занять детей, скажете вы. Дело это несерьезное, одно баловство. Словом, пусть детишки играют в свои игрушки, лишь бы не мешались под ногами и не шалили! А так ли все просто?.. Вот почему, например, некоторые дети несамостоятельны, не умеют выражать свои мысли, не умеют и не хотят учиться? Давайте вместе попробуем прояснить ситуацию.
   Ребенок приходит в этот мир совершенно беспомощный, неопытный и открытый для всего нового. Его любопытство не знает границ: все хочется разглядеть, погрызть, пощупать своими руками (или языком) . Для чего? Чтобы научиться жить в этом удивительном мире. Ребенок познает мир через игру, это его основное и самое важное дело. Погремушка гремит, когда встряхнешь, ежик пищит, если сжать.     Ударился головой о ножку стола - ого!- больно. Теперь знаю - ножки стола твердые, надо ползать аккуратнее. И так во всем: пока шишек не набьет, опыта  выживания не получит. Теплое – холодное, гладкое – шершавое, тяжелое – легкое, упругое – твердое : как все это изучить? Вначале мир предметов, затем мир природы, а потом и общество – мир людей? Ответ один: только через игру и играючи.
   Присмотритесь: вот малышка укладывает куклу спать. Как она уговаривает Машу заснуть, закрыть глазки, укрывает  одеяльцем? Девочка сейчас заботливая мама, а кукла – дочка. Любит ли она свою игрушечную дочку или шлепает и ругает ее?
А вот мальчик строит  корабль из кубиков, видит себя отважным моряком, а кубики кладет вкривь и вкось. Куда приплывет такой корабль? И подсказать, научить выстраивать пути к своей мечте часто некому: родители заняты своими делами. «Чего кубики  раскидал? Иди лучше мультики по телевизору посмотри или в компьютер поиграй!» - мама знает, как навести порядок.
   И вот грустное наблюдение последних лет: дети разучились играть! Сюжетные, ролевые игры (дочки-матери, «в дом», «магазин» и т.д.), а тем более командные дворовые – напрочь забыты. Вспомните: все, кто вышел во двор (примерно одного возраста) включались в общую игру:  12 палочек, «штандр» ( какое нелепое слово!), «вышибалы», «пионербол». Играли  с мячом, обручем, прыгали в «резиночки», в «классики»,придумывали игры сами и самозабвенно в них играли. Где все это?.. Там поколение  сегодняшних мам и пап учились договариваться о правилах и выполнять их, отстаивать свои права и уважать друг друга, иначе игра не получится! А надо ли говорить, что умение договариваться – вполне взрослая вещь, вся наша жизнь построена на договорах. «Мы так не договаривались!»- крик и слезы.
   Образ мира, взаимодействия в нем, распределение ролей, основные законы существования – все это мы впитываем в раннем возрасте. Реалии сегодняшнего дня накладывают свой отпечаток на наших детей и отражаются в них, как в зеркале. Экранные «герои» привлекают и завораживают. А так ли безобидны игры в человека-паука, в «бои без правил»? И кто такая надоевшая всем Барби? Я, например, долго не могла выразить, что же с ней не так, а потом поняла: девочка, играя в Барби, видит себя взрослой женщиной. И, конечно, ей нужны наряды, украшения, квартира, мебель, а еще, естественно, муж, т.е. Кен.  И в результате одна девочка в  12 лет играла в «изнасилование» (!) Вам не страшно? Я, например, пришла  в ужас. Понятно, что  в наше время не престижно дарить  ребенку голого пупса, зато его можно кормить, купать, пеленать, вязать ему шапочки и шить штанишки. Образ заботливой и умелой мамы или грудастой меркантильной красотки: что на самом деле вы хотите заложить в головку своей маленькой принцессы, покупая ту или иную куклу? Какие жизненные установки лягут в основу поведения и характера вашего ребенка?
   Глубокий кризис семьи в России привел к катастрофическим последствиям: 6-летние люди  со взглядом утомленных жизнью снобов и циников, стайки 12-летних раскрашенных красоток и курящих и матом разговаривающих подростков на улицах наших городов – обычное явление. А всего-то мамы и бабушки в свое время не поиграли с ними в «ладушки», не позабавили потешкой («ходит кот по лавочке, продает булавочки, тому-сему продает, а Васеньке так дает! - например). Или не спели колыбельную. А может, папа не приголубил доченьку или сыночка…  Вот и вырастают недолюбленные, недоласканные, одинокие и жаждущие признания .  И  идут на улицу. Вот он – уровень общей культуры нашего общества. И это при богатейшем духовном и культурном наследии русского народа. Еще лет 10 – и поднимать будет нечего. Грустно, господа…
   А ведь когда-то все было иначе. Наши «темные и неграмотные» предки верили, что младенцу нельзя давать в ручки твердые и холодные предметы, чтобы «не застудить  воротца» - ладошки видели как вход в тело. В возрасте одного года проводили постриг (впервые стригли волосы ребенку)- посвящение «в человека».  До этого – просто младенец, затем до трех лет – дитя (среднего рода), а в три года проходило посвящение «в пол». Это был осознанный выбор: перед ребенком раскладывали сугубо мужские ( топор, стремя) вещи и женские (веретено, гребенка) и предлагали выбирать. Только после этого  мальчикам  впервые одевали  штаны и воспитывали, как мужчину.  Следующая  «вежа» - 7 лет, ребенка отдавали в ученье, учили  ремеслу. Далее лет в 12-13 происходил переход в вежу отрочества. А потом, лет в 15-16 юноши получали посвящение в мужчину (это был очень трудный экзамен – проверка на выживание в суровых условиях, умение терпеть боль и холод), а девушки переходили в разряд невест (их проверяли на умение вести хозяйство, владение рукоделием и трудолюбие). И каждое посвящение и совершение обряда перехода из вежи в вежу было делом обычным и естественным, как само семейное устройство: бабушки и дедушки разумно руководили хозяйством, сидя на печи; родители работали в поле, дети играли на полу, впитывая образ мира через сказки, песни и совместный труд и быт.  Вообще считалось, что трудение – это естественное состояние человека. Да и сейчас вопрос «Что делаешь?» - первый при разговоре или встрече. Вот и жили «темные» крестьяне в просторных избах, украшенных деревянной резьбой и носили вышитые богатыми орнаментами рубахи да сарафаны, подпоясанные узорчатыми поясами. И пели. Да как пели! Потому что все они были мастеровыми, рукодельными людьми, художниками в своем деле, вот душа и пела и в работе, и на гулянье.