Птичка, птичка, где твой дом?

Людмила Палехова
   Во все времена свадьба  - событие, серьезно меняющее содержание жизни обоих молодоженов. Они твердо  и осознанно решили, что готовы вести взрослую самостоятельную жизнь и нести ответственность друг за друга и за будущих детей. А как же иначе?! И регистрация отношений в ЗАГСе – это закрепление их взвешенного и трезвого решения создать семью. Шаг немаловажный. С этого момента жизнь парня и девушки делится на две части: до брака и после.Всегда так было. И это нормально. Только что были беззаботные перелетные пташки, ни чем не обремененные, готовые вспорхнуть по первой прихоти и улететь, куда вздумалось. А теперь вот «хвост прирос»! Приходится  вить гнездо, обихаживать. И летать, не щадя крыльев, в поисках корма для семьи и детей, клювики у которых распахиваются с каждым днем все шире и шире. Тут уж не до песен… А может быть, просто песни поются уже другие - глубокие, со значением. А труд и бессонные ночи как-то сами собой забываются, когда обласканные милые деточки радуют своими победами и открытиями, ведь правда?
   Что, у вас не так? А как? С чего начиналась ваша семья? Ради чего она создавалась? Как живется детям в построенном вами гнездышке? Ведь ради их благополучия, процветания рода, передачи по наследству семейных обычаев и ценностей и существует в обществе традиционная семья.
   Что же мы видим на сегодняшний день? Разводов едва ли не меньше, чем свадеб, а может быть, и больше. Кто чьих детей воспитывает, уже сами запутались. По нынешним временам – это нормально. И уже стало обыденным такое явление, как «гражданский брак»: огромное количество пар просто сходятся и живут. Мы к этому привыкли. А ведь еще лет тридцать назад это называлось «сожительство». Что стало с обществом? Инфантилизм? Безответственность? Неуверенность в себе? «Он- ее сожитель, она- его сожительница.» Нехорошо как-то звучит. Унизительно. Но по сути верно, вот в чем беда. Так что же мешает вам зарегистрировать уже существующее положение вещей, если все равно живете вместе? Чего вы боитесь? Остаться без денег, делить жилье или взять на себя ответственность за другого?...
   В России институт семьи всегда был прочным. Традиции семейного уклада, основанного на Домострое, были нерушимы вплоть до Революции 17-го года. Хотя Запад уже тогда ощутимо влиял на Россию, нынешние западные веяния - что-то вообще невообразимое. Судите сами. Чего стоят только «разновидности» браков: выше упомянутый гражданский, фиктивный, гостевой , брак на договорной основе и, наконец, однополые браки ( по-моему, полный маразм!). Это извращение природной генетической программы, проще говоря, вырождение.
   На Руси весь патриархальный уклад был ориентирован на семью. Вошел парень в возраст («парень» - тот, кто ищет «пару»), должен жениться. Особенно это ярко прослеживается у казаков- государевой защиты. В поход на войну пойдет хоть в 16. Но женатый. Тогда в бою не свою лихость будет показывать,(так недолго и голову сложить) а сражаться смело, но осмотрительно – дома жена, родной курень. Есть за что биться и ради кого себя сохранить живым, кроме Родины. Случится погибнуть – дети продолжат род казака, ниточка не прервется.
   Того же, кто в срок не женился и проживал бобылем, считали «странненьким», ущербным, а потому относились с пренебрежением, презирали и побаивались. Девушка же, не вышедшая замуж, слыла больной, «порченой», а то и «ведьмой». Одиночки уважением в обществе не пользовались, в почете были граждане семейные, богатые и многодетные.
   И сейчас, когда парень девчонке голову морочит, а не женится, «тянет резину», это не приветствуется, а в прежние времена на вооружении у мира (деревенской общины) был своеобразный обряд, проводимый с использованием куклы Устиньи. Действенный, суровый, как крестьянская жизнь, но справедливый.
   Вот, рассказывают, был в дореволюционные времена такой случай: 
Жили в одной деревне девушка на выданье, назовем ее Авдотья, и добрый молодец Митрофан, парень хоть куда. Приглянулась Митрофанушке Авдотья. И на посиделках-то он все рядышком с ней садится и в хороводе раз за разом в круг только ее выводит, и смотрит так-то ласково… Вся деревня ждет-не дождется, когда же свадьба у Авдотьи с Митрофаном сладится?.. Время идет, парень все кругами ходит, а сватов не засылает. Девке давно замуж пора, а Митя и не берет, и не отказывается. Другие женихи тоже сватать не решаются, ведь Авдотьюшка почти что «сговорёнка». Долго ли коротко ли, время бежит, а ничего не происходит. Девка плачет, родня в замешательстве. Делать нечего: вот изготавливают специальную куклу Устинью и подбрасывают жениху во двор. Так сказать, последнее предупреждение. Если и после этого парень не желает жениться, то собирается вся деревенская общественность, хватают непутевого Митрофана, гонят его по улице, бьют палками и попутно заставляют кланяться каждому встречному прохожему и одаривать его подарками. Так прогоняют с колотушками по всей деревне и выгоняют насовсем. «Иди, куда хочешь, если не желаешь жить по-человечески!». Вот тебе и кукла Устинья.