Поп или генерал Власов?

Станислав Графов
Кадр из фильма В.Хотиненко «Поп».

===
АВТОРЫ: СТАНИСЛАВ И ЮЛИЯ ГРАФОВЫ.
 
«ПОП ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ». (А.С.Пушкин)
«Следующий фильм будет называться «Генерал Власов». (Из интернет-сайта по обсуждению фильма «Поп»)

 


   …Заключительные кадры фильма «Поп» Владимира Хотиненко: чёрная согбенная фигура в каламье следует по внутреннему дворику Псково-печерской лавры. На синем «жигули»-«девятке» подъезжает галдящая, одетая в стиле 80-х молодежь. Парень с радиоприёмником бесцеремонно обращается к монаху: «Эй, дед! Я к тебе обращаюсь?..» У него в глазах – плохо скрываемая похоть и презрение. Модно одетая девушка, выходя из машины, интересуется: «Здесь есть хорошенькие молодые монахи?»  Лишь водитель, парень с ясными глазами почтительно спрашивает: «Здесь можно укрыться?» Только тогда бывший священник отец Александр Ионин, останавливается и вступает в разговор. Надо понимать, потому, что стойко прошёл свой жизненный путь и вынес крест судьбы. Ведь перед заключительным эпизодом зрителям были продемонстрированы фото главных героев с кратким рассказом об их дальнейшей судьбе. Так вот, отец Александр просидел после войны в сталинских лагерях.

   Что меня сразу же насторожило, так это фотографии. На них были запечатлены не прототипы героев, а лишь артисты, игравшие их в киноленте. Так, в случае с отцом Александром зритель имел удовольствие наблюдать игравшего его актёра Сергея Маковецкого в бороде и прочем гриме. Но ведь фильм снимался по роману Александра Сегеня «Поп», целью которого было рассказать о Псковской православной миссии, которая появилась в годы нацистской оккупации. То есть и книга должна быть написана по реальным событиям, и кинолента по ним снята. Во всяком случае, никакой сноски, что герои и события вымышлены, или, что фильм снят по мотивам романа в титрах нет. И у меня закралось сомнение: нет ли тут подвоха?

Как оказалось, я не ошибался. О «подвохе» поведал сам автор романа в интервью журналисту газеты «Известия» Елене Ямпольской:

«известия: Но кто же все-таки был историческим прототипом отца Александра Ионина?

александр сегень: Реальный священник Псковской православной миссии - отец Алексей Ионов. Он оставил мемуары, написанные, правда, уже в Баварии. Когда наши освобождали Псковщину, он ушел вместе с немцами.

и: Вот это герой...

сегень: Да, такое развитие событий меня не устраивало. Тем более что большинство священников остались в России, разделили общую чашу страданий, были рассыпаны по лагерям. Многие из них тоже оставили документальные свидетельства, но не такие обширные, как у отца Алексея».
   
Но далее следует ещё более радикальное откровение:

«и: Насколько я знаю, у истоков замысла стоял Патриарх Алексий II.

сегень: Да. Патриарх выразил пожелание Кравцу (руководитель «Православной энциклопедии» - Авт.), что хорошо бы создать художественный фильм о жизни русского священника на оккупированной территории. Ведь его отец - Михаил Ридигер - служил во время войны в Эстонии. Как и поныне живущий эстонский архиерей - митрополит Корнилий (Якобс). Он очень переживал, когда книжку прочитал и посмотрел фильм, потому что ему это близко. Он тоже носил нашим военнопленным в лагерь еду, которую собирали и русские, и эстонцы – вместе».

   Как видим, Александр Сегень писал отнюдь не по первоисточникам. И юмор журналиста «вот так герой…» лично мне ясен и понятен. Как и другие священники, включая епископа Псковской епархии, отец Александр дал согласие германским оккупационным властям на сотрудничество. Правда, с оговоркой, которую он высказал на епархиальном собрании: «Не будем ли мы изменники?» Но под нажимом владыки епископа призадумался: но ведь промысел Божий всё равно есть? Идея оккупантов создать Божьи храмы, превращённые при Советах в клубы, склады и прочие «подсобки», показалась ему подходящей. Кроме того он попал под обаяние полковника вермахта Фельдгаузена. Его прототип, В.К.Штрик-Штрикфельд действительно являлся прибалтийским германцем, бывшим офицером императорской российской армии, поступившим в вермахт после присоединения стран Балтии к СССР. Герр оберст прямым текстом призвал батюшку делать Божье дело, обещался повсеместно помогать. И отец Александр по фильму тут же согласился. Хотя незадолго до поездки в Таллинн, где располагалась епархия, в его селе германский солдат застрелил девушку. Причина была «так»: поспорил с другими «зольдатен», что эти русские не носят трусики. И получил известное дело по арийской морде. Но, несмотря на протесты своих германских камрадов, вынул «люгер» и хладнокровно всадил пулю в сердце русской девчонке, что осмелилась отстаивать своё достоинство.

   Эта кровавая  драма никоим образом не затронула душу «киношного» отца Александра. Да и «романного» тоже. Дело в том, что он после епархиального совета и своего согласия сотрудничать с оккупантами последними был перевезён в комфортабельном автобусе под Псков, где получил новый приход. Церковь, что при Советах использовалась как клуб имени С.М.Кирова, была тут же с помощью местных жителей и солдат вермахта приведена в порядок. (Под портретом И.В.Сталина на куполе оказалась, известное дело, икона Христа Спасителя, но это, понятное дело – творческий поиск режиссёра…) Другое дело, что герр оберст вскоре стал возить в село хронику, состряпанную в ведомстве доктора Геббельса.  Смотреть это кино сходилось немало жителей. Но это не главное – рядом с германским полковником усаживался на скамью отец Александр. Наблюдая кадры хроники, где тянулись колонны советских пленных, а также восторженных жителей ряда областей, что встречали «дойче зольдатен унд официрен», он, правда, не удержался: «…Вы нас окончательно хотите раздавить?» Но ответ его вполне устроил: герр оберст оказывается, выполнял свою работу. Он хороший солдат – только и всего… При чём ему прекрасно известно, что фюрер вовсе не заинтересован возрождать православие в России. Ну, а про «досадный» инцидент с девушкой, павшей от руки его солдата, он вообще не упомянул никоим образом. А отец Александр был не против: он сам этот эпизод предпочёл обойти.

    Странно, но в фильме есть сцена, где святой отец пытается помешать казни советских патриотов, взывая немцев и русских к милосердию. Его грубо обрывает упомянутый герр оберст. Но чудо – машина, приспособленная как помост для висельников, вязнет в земле. Есть эпизод, когда отец Александр отказывается отпевать убитых партизанами полицаев. В присутствии местных жителей он восклицает: «Они же изменники!» После того, как полковник Фельдгаузен подталкивает ногой забуксовавший грузовик с повешенными, он коротко бросает ему: «Вон из моего дома!» Хотя через какое-то время смилостивится и принимает его у себя. Как же, ударили тебя по левой щеке – подставь правую…

    Возникают вопросы: если мнимый или реальный отец Александр такой патриот отчизны, отчего он вообще взялся сотрудничать с оккупантами? Почему вдобавок ко всему он сидел с германским офицером на просмотрах кинохроники министерства пропаганды третьего рейха? Он что – не понимал, что привлекает на эти «мероприятия» весь свой приход? Судя по всему, понимал, но, тем не менее, приходил. Ни в фильме, ни в романе прямого объяснения этим поступкам нет. Видимо, главный герой полагал, что таким «смирением» он выкажет ещё большую лояльность к оккупантам. А те в свою очередь поспособствуют – ещё больше храмов и приходов откроют…

   А ведь накануне вступления немцев село он рассуждал со своей женой-«матушкой» про монахов Ослаблю и Пересвета, что стали русскими войнами. И пытался благословить экипаж танка БТ, что нежданно-негаданно (Божий промысел!) заехал на  село. Причём, мальчик-танкист сам попросился: « Дай что ли святой воды…» Но клик командира из башни, помешал ему принять церковное таинство.  А ведь как хотел «коношный» отец Александр, несмотря на упрёки жены, благословить «оружие русское»! Наверняка режиссёр этим эпизодом подчеркнул: сталинская армия потому и потерпела поражение, что была безбожна, как и вся советская власть.

    Впрочем, автор романа в интервью повествует о других казусах:

«сегень: Конечно, я не рассматриваю Сталина как человека, который хотел, чтобы у нас возродилось православие. Я не верю в это. Даже когда вернули патриаршество, одной из причин была необходимость налаживать отношения с англичанами, а значит, и с англиканской церковью. Было ли у Сталина на тот момент что-то еще за душой, для меня загадка. Скажем так: Гитлер является значительно меньшей загадкой, чем Сталин.

и: Тут очень важно, что дело вовсе не в личности Сталина. Просто если мы признаем, что один режим равнозначен другому, война и Победа обессмысливаются. Зло боролось со злом - к чему такие жертвы?

сегень: Конечно. По этой теории не только война - целая эпоха должна быть перечеркнута. А в идеале - вся русская история. У Ивана Грозного, например, почему так много проклинателей всегда было? Существовал заказ Запада - представить первого русского царя вот таким. А если у русских история с такого царя начинается, чего от них ожидать дальше? Какие у них права на владение всеми этими территориями, недрами?

и: Уже не в романе "Поп", в другой вашей книге мне попалось очень точное определение Сталина: "бич Божий". Меня тоже всегда изумляла наша готовность проклинать кнут. Тебя наказывают - может, спросишь за что? Какой смысл вкладывать все силы в ненависть к инструменту возмездия?

сегень: Прекрасно об этом говорил в своих проповедях митрополит Филарет (Дроздов): Наполеон, конечно, чудовище и антихрист, но если вы не изменитесь, он опять к вам придет из какой-нибудь другой страны. Вы на себя сначала посмотрите - почему к вам пришел Наполеон».

   Во-первых, Сталин взял курс на возрождение великорусской идеи ещё с 1936 года. Именно с этой поры был поставлен вопрос о введении персональных воинских званий, вместо прежних «комэсков» и «комбригов», введённых Троцким. Кроме того, по свидетельству Жукова 7-й кавалерийский корпус, которым он в то время командовал, стал именоваться Донским.  Весь личный состав получил «стилизованную» казачью форму с лампасами на шароварах включительно. Вскоре появился Кубанский кавалерийский корпус.  Это крайне возмутило тогдашних диссидентов в армии и за её пределами. Таких, как Александра Солженицына, тогда ещё бывший студентом-юристом РГУ, что узрел в этом отступление от ленинского пути. В 1937 году Сталин на заседании Политбюро отклонил идею постановки пьесы Демьяна Бедного «Крещение Руси», назвав её идеологически-вредной. По мнению вождя, в ней в искажённо-карикатурной форме были представлены важные исторические события, имевшие огромное значение для культуры и истории  России. Кроме того, три русских богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович представлены в пьесе в образе запойных пьяниц. Это Сталину совсем показалось недопустимым. Тем более, что известно его высказывание: «Нет ничего выше России!» Таким  известного поэта революции, что долгое время был председателем общества «Безбожник» и воспитывал в духе «свободной любви» советскую молодёжь, сознательно «опустили». Так что, дело не в заискиваниях перед англиканской церковью, которая, к слову сказать, очень далека от православия и не признаёт многих церковных таинств. Гораздо ближе – иранская православная церковь, с которой Сталин поддерживал отношения ещё до войны. И как результат – за перечисленные ею ценности была сформирована советская танковая дивизия. За это Сталин в 1942 году распорядился сделать лауреатом своей премии иранского патриарха  и наградил его высшим советским орденом.

    Кроме того на рассвете 22 июня 1941 года задолго до речи Молотова и самого Сталина в Успенском соборе московского Кремля была проведена служба. Примечательно даже не то, что уже целый год у себя под боком Сталин позволил служить с церковными таинствами. Во-первых, эту службу провёл избранный на церковном поместном соборе патриаршим местоблюстителем  Сергий, что прочитал молитву о победе русского оружия и призвал паству объединиться для защиты Отчизны. Примечательно, что эта информация должна была распространиться по всем православным епархиям и приходам. Интересно, почему ни Александр Сегень, ни Владимир Хотиненко ни сном, ни духом об этом? Не говоря уже об их героях…

   Впрочем, автор книги и журналист как бы продолжают на эту тему:

«и: Уже не в романе "Поп", в другой вашей книге мне попалось очень точное определение Сталина: "бич Божий". Меня тоже всегда изумляла наша готовность проклинать кнут. Тебя наказывают - может, спросишь за что? Какой смысл вкладывать все силы в ненависть к инструменту возмездия?

сегень: Прекрасно об этом говорил в своих проповедях митрополит Филарет (Дроздов): Наполеон, конечно, чудовище и антихрист, но если вы не изменитесь, он опять к вам придет из какой-нибудь другой страны. Вы на себя сначала посмотрите - почему к вам пришел Наполеон.

и: Наказали Россию Сталиным, на ваш взгляд, за что? За то, как легко отказались от веры - разгромили храмы, перебили священников?

сегень: Вероятно. Да и священники порой оказывались недостойными своего звания. Кстати говоря, ко второй половине ХХ века русское священство стало лучше. Потому что случайных людей там уже появиться не могло, шли только верные.

и: То есть гонения на Церковь имели и положительный результат?

сегень: А они всегда положительный результат имеют. Церковь должна быть гонимой. И отдыхать должна время от времени, но, не испытывая тяжести Креста, она разрушается. Я когда в первый раз приехал в Иерусалим на Пасху, переживал: ну почему здесь такую обстановку создают вокруг христианского праздника? Почему нет ласки к людям? А потом я подумал: ведь Христа били на этом пути, а ты приехал сюда и хочешь, чтобы для тебя здесь все розами было усыпано. Ты тоже хоть немножечко потерпи. Так и в обычной жизни: человек, если не чувствует страданий, превращается в скотину. В тех странах, где все очень хорошо, история заканчивается. Страна превращается в туристический объект.

и: Последний пример, подтверждающий вашу мысль, - выступление наших паралимпийцев в Ванкувере. Принято подхихикивать: мол, у нас самые тренированные в мире инвалиды, потому что ни пандусов нет, ни подъемников... А, по-моему, это преимущество человека с живой душой, человека страдающего перед теми, кому внушили, что страдание - это не красиво, не гламурно, не круто...

сегень: У меня есть такая тайная мысль. Когда наши футболисты куда-нибудь приезжают, то, чтобы их победить, надо им предоставить роскошнейшие условия для жизни. А если их селят в плохие номера и всячески ущемляют, они злятся и начинают побеждать. Русский человек так устроен - если его постоянно ублажать, он расслабляется».

   Честно говоря, на ум приходят слова президента США Эйзенхауэра, сказанные им о кубинском президенте: «Батиста сукин сын, но он наш сукин сын». Чем-то напоминает сравнение Сталина с «бичом Божьим» из устр Сегеня. Очень расплывчато, но, по сути, верно. Особенно, затрагивая тему о недостойных священниках. Как же иначе? Ведь «бич Божий» просто так не бьёт. Один из постулатов Нового Завета так и гласит: «По делам вашим да воздастся вам». Недаром икона Страшного Суда в Киево-Печерской лавре показывает сонмы священников и епископов, что шествуют в озеро огненное за свои грехи. Недаром одна из мудростей православия утверждает, что если на плечах у приходского батюшки всего один бес, то у монаха их целых два. Согласитесь, не под силу каждому духовному лицу вынести такой груз.  И если отдельные батюшки по примеру своих епископов, решивших что «с безбожными большевиками нам не по пути», стали сотрудничать с оккупантами, то как к таким относиться? Провозгласить героями и возложить на алтарь мучеников Отечества? Или назвать своими именами: трусами и предателями Отечества? Ведь у реального и вымышленного отца Александра на самом деле был выбор. Он мог сотрудничать с партизанами, поставляя им сведения о германских войсках. Пользуясь авторитетом среди селян в бывшем и настоящем приходе, организовать агентурно-осведомительную сеть. Кроме того, по протекции оберста Фельдгаузена он был вхож в лагерь для военнопленных, поставляя им продукты и тёплые вещи. Один раз немцы даже позволили всем желающим пленным, по просьбе священника, прийти на церковную службу. Под конвоем, разумеется. Так вот, отец Александр вполне мог помочь организовать нападение партизан на эту колонну, но так и не сделал этого. Хотя по фильму и по книге у него был знакомый партизан, местный паренёк Лёшка. Это его невесту застрелил немецкий солдат. Не следуя пагубному примеру, он не стал сдаваться в плен после первых поражений Красной армии, не зарыл свою форму и не снял знаки различия. Сперва паренёк хотел убить священника, прислуживавшего оккупантам, которого назвал «балаболкой». Но затем одумался и даже согласился исповедаться у отца Александра, так как был крещённый.

    Но отец Александр этим знакомством так и не воспользовался. Как печальный итог: сидит перед офицером НКВД и командиром партизанского отряда в своей же церкви. И бубнит: «Разве моя вина в том, что я поставлял пленным продукты и одежду, а немцы половину забирали себе?» И слышит в ответ: «Подпишите признание, что вы сотрудничали с немцами – и нам, и вам будет спокойнее». Ну, как и следует ожидать, за отказ следует избиение. Правда, не от чекиста, но от командира-партизана, у которого на груди орден Красного знамени. Всё внимание режиссёрской камеры в ходе этой сцены  именно на нём. Знать бы, случайно, не случайно… Но ведь это не главное: как мы уже знаем, ничего подобного с отцом Александром Иониным не произошло. Он ушёл с оккупантами аж до Баварии, где издал свои воспоминания. Их почему-то ни Александр Сегень, ни Владимир Хотиненко в расчёт не взяли. Знать бы почему…

   Реальная история возрождённой Псковской и Таллиннской епархии также далека как история Псковской православной миссии. Действительно, после гонений на православную церковь 1917-18 гг. и начала 30-х в Псковской области практически не осталось ни одного храма и ни одного священника. Но в связи с избранием при содействии Сталина патриаршего местоблюстителя Сергия и присоединением к СССР западных областей, с 1940 года её начинают формировать заново. Так в своём указании Сергий пишет: «передать священнослужителям присоединенных областей опыт деятельности в условиях нового для них общественного строя». Согласитесь, что само по себе это обращение – уникально, ибо всех священнослужителей Эстонии, Латвии и Литвы отчего-то «бдительные органы» не репрессировали. Как видим, их даже призывают в епархиальные управления Русской православной церкви. Скажем более: произведены и новые назначения на Кишиневскую кафедру, в западные области Украины и Белоруссии и в Прибалтику. Указом Московской Патриархии от 24 февраля 1941 г. был учрежден экзархат, т.е. особая митрополичья область, в состав которой вошли Латвийская и Эстонская епархии. Экзархом этой области был назначен Сергий (Воскресенский), который к тому времени был уже митрополитом Литовским и Виленским. Все архиереи экзархата, в том числе бывшие митрополиты Латвии и Эстонии, оказались в положении епископов,  подчиненных экзарху. И здесь «лубянское ведомство»  в лице НКВД и НКГБ то ли проспало , то ли (так на самом деле!) исполняло указание своих наркомов Берия и Меркулова, что получили директивные указания от товарища Сталина.

   Экзарх Прибалтики Сергий (Воскресенский) как и многие архиереи, как ни странно, поначалу воспринимались местными жителями как «агенты ОГПУ». Им не доверяли, неохотно шли к ним на исповедь и прочие церковные таинства. Не будем отрицать факта внедрения сотрудников советских спецслужб по такому важному каналу. Однако утверждать всё же, что все или подавляющее большинство «попов» имели под рясой коверкотовые книжки и малиновые шевроны, крайне глупо. Думается, что у этой легенды есть два источника: обращение патриаршего местоблюстителя Сергия ещё в 1927 году ко всем приходам в России и за рубежом, призывающем к лояльности в отношении советской власти. Это первый. Второй же – несомненно, деятельность иностранных разведок, в первую очередь, германской. Не случайно, экзарх  Сергий был сразу же арестован оккупантами. Довольно быстро его отпустили. Даже позволили сохранить каноническую принадлежность к Московской патриархии. Это более чем странно по многим причинам. Согласитесь, что  оккупанты должны были с самого начала добиваться иных целей: создать подчинённую им православную церковь, чтобы резко противопоставить её «большевистской». Но и у этого момента есть разумное объяснение: и Абвер, и СД должны были проявить заинтересованность в таком «канале». Хотя бы в использования для сброса дезинформации.

   Однако есть и другая точка зрения. Псковскую православную миссию, как и Православную миссию России «под эгидой немецких властей» организовали вовсе не по указке из Берлина. Так автор статьи «Псковская православная миссия 1941-44 гг.» на интернет сайте «Свет Христов просвещает всех» (Страница свято-филаретского института) Константин Обзорный считает, что инициировали эти два церковных образования… местные жители. Они буквально завалили оккупантов призывами об открытии старых приходов. Те довольно неохотно пошли на это, вследствие чего появилась интересная тема на долгие годы.

   К слову скажем, далеко не все священнослужители на «освобождённых» с 1939 года территориях были идеальны. Многие из западных архиереев занимали националистические позиции. Не исключено, что иные из них ориентировались на Германию, а также являлись представителями разведок третьего рейха.  Скорее всего, экзарха Прибалтики отца Сергия (Воскресенского) арестовали по их наветам. Именно такие «попы» не приветствовали московских «братьев», чинили им всяческие препятствия. Причём, советская власть здесь была ни при чём. Так, митрополит  Августин после провозглашения автокефальной Латвийской православной церкви в 1936 г. «...оттеснил от руководства церковью русских священнослужителей и начал проводить реформы по "латышизации" культа и церковного устройства...»

   И возникает законный вопрос: может быть, таких подозрительных батюшек и ловили советские спецорганы в 1944-м? Но тогда стоит, как  говорится, отделить мух от котлет. Чего, кстати говоря, упорно не желают иные деятели от политики и культуры, коим бы только очернять да очернять. Ну, да Бог им Вечный Судия… Или Совесть, если они неверующие.

Довольно интересный комментарий по этой теме дал автор статьи Тема: Приход "Попа" или попов? О чем умолчал новый фильм Хотиненко?» (Свободный мир,www.liberty.ru) Алексей Юсев:

«Сотрудничал ли архиеп. Сергий (Воскресенский) с НКВД? Как видно, единой общепринятой точки зрения на этот вопрос нет. Однако автор книги "Поп" Александр Сегень придерживается четкой позиции: экзарх тайно поддерживал разведывательно-диверсионную работу (Сегень А. Псковская православная миссия в годы Великой Отечественной войны. // "Виноград", июль-август 2009). Известны многочисленные факты взаимодействия священников и партизан в Великую Отечественную. Но в картине Хотиненко церковные круги почему-то не имеют контакта с советским тылом. Главный герой, священник Ионов, предстает радеющим за души прихожан, он пытается вымолить прощение для приговоренных к смерти партизан и отказывается отпевать предателей-полицаев. Однако в действии есть прямой намек на смычку органов безопасности и церковников. В эпизоде, где Ионов приезжает в Ригу на встречу с архиеп. Сергием и его приближенными, священник здоровается такими словами: "Как говорят в военное время, по вашему приказанию прибыл!". Эта реплика звучит подобно "Служу Советскому Союзу!", и является своеобразным знаком верности органам госбезопасности родной страны. Другим намеком на тайное сотрудничество экзарха Сергия со светскими органами Советов является эпизод с чтением решения Синода РПЦ об избрании нового Патриарха Сергия (Страгородского). Архиеп. Сергий (Воскресенский) в картине говорит о том, что не стоит всерьез принимать анафему, которой предали Прибалтийский экзархат за сотрудничество с немцами. Александр Сегень идет глубже и преподносит взаимные публичные обвинения двух Сергиев (одного в верности Гитлеру, другого - Сталину) как спланированную в Москве игру, призванную упрочить позиции экзарха. Таким образом, вырисовывается интересный подтекст сюжета, особенно если принять во внимание расхожие попытки уличить нынешнее руководство Церкви в работе на спецслужбы. Получается что "Поп", вышедший в год юбилея окончания войны - это еще и фильм о героическом поведении священников-разведчиков. Увы, однозначно принять такое утверждение в отношении всех церковных деятелей, оказавшихся в оккупации, затруднительно. Прежде всего, из-за того, что после освобождения западных территорий многие священнослужители попали в лагеря. Но были и те, кто молился за Гитлера и за успех его армии. Такие священники после наступления Красной Армии бежали, прихватив ценную церковную утварь. Судьба архиеп. Сергия (Воскресенского) была трагична: в 1944-м он был расстрелян неизвестными, одетыми в немецкую форму».

   И ещё, как говорится на закуску. В Таллиннской  епархии действительно в ходе оккупации служил отец покойного патриарха Русской православной церкви Михаил Ридигер. Он действительно добился разрешения у оккупантов посещать лагеря с советскими пленными, служить там церковные таинства. Многие пленные, находившиеся в жутких условиях, даже приняли крещение. Разрешением пришлось заручиться не только у начальника полевой комендатуры Таллинна, но её других представителей. А именно: шефа так называемой «группы 3» Алистуса Рёне, что был в прошлом офицером царской армии, но с приходом Гитлера поступил в вермахт. Причём подразделение, которое он возглавлял, имело непосредственное отношение к 12-му отделу ОКВ «Иностранные армии Востока».С этими структурами как раз сотрудничал капитан, а впоследствии и полковник В.К.Штрик-Штрикфельд, что со временем стал курировать по линии пропаганды "Русскую освободительную армию" изменника А.Власова. Очень странно, но Михаила Ридигера ни контрразведка СМЕРШ, ни территориальные органы НКВД так и не взяли за сотрудничество с врагом. Не пострадал ни один из его родственников, включая будущего патриарха, что сразу же после войны поехал учиться в Ленинградскую духовную семинарию. Так что на поверку пущенная деза, что де все священники, оказавшиеся в оккупации, попали в сталинские лагеря, не стоит выеденного яйца. Очень жаль, что такой серьёзный режиссёр и такой серьёзный автор купились на это. Не хочется верить, что они – жертва другого «заказа», но мысли такие проскальзывают. Ведь если по заказу Запада из Ивана Грозного сделали отвратительного героя, что признаёт Сегень, то, что уж говорить об образе  сельского батюшки? Ведь, как известно, кто деньги платит, тот и музыку заказывает. Не говоря уже про книги и про фильмы…
 
Лето, 2011 год.