Цветы первого дня лета

Сестры Ивенс
Лето пришло…  Узнаю его по приметам:  на городском пустыре расцвели полевые цветы. «Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу». Это Куприн.

В городе степь не увидишь, да и живу я в другой зоне, хотя и в пределах того же континентального климата умеренных широт.  Город – особая экосистема, но наш городской пустырь очень напоминает мне степь.

... Неровная почва сплошь покрыта зеленым ковром густой травы и только местами обнаженная в колеях заброшенных дорог струится под ногами желтым песком.
 
В свежую зелень травы нежно вплетаются радугой красок мелкие неброские полевые цветы. Как мало их имен-названий  известно мне! Узнаю одуванчики, ромашку, крапиву, доминирующий  крупными сердцевидными листьями лопух. Его родовое название arctium  происходит от греческого слова «медведь» из-за величины листьев. Видовое определение lappa -  от кельтского слова «рука», так как плоды его цепляются за одежду и шерсть животных загнутыми в виде крючочка «лапами».  Ему еще расти и расти до цветения. Цветет лопух на втором году жизни пушистыми лилово-пурпурными цветками.

 А вот другие нежные создания: розовые и белые шарики клевера лугового на ветвистых приподнимающихся стеблях, подсемейство Мотыльковых.  Привлекают внимание желтые цветки золотарника. Научное  название растения происходит от лат.  solidus — крепкий, здоровый, по его лекарственным свойствам, а видовое от лат. aureus — золотистый (по окраске цветков в соцветии), то есть «золотая ветка», по-русски  - «золотая розга».

Радуют взор цветы красавца окопника, пирамидально устремленные вверх. Цветки колокольчатые глубокого красного, фиолетового или сиреневого цвета, собраны на верхушке стебля и ветвей в поникающее кистевидное соцветие — односторонний завиток (свёрнутый до цветения), меняющий со временем  цвет до голубого или кремового.
 
 Кто сказал, что полевые цветы в букете не стоят? – Прекрасно стоят, старательно. Это генетически модифицированные розы вянут в вазе в течение нескольких часов. А полевые цветы в воде долго сохраняют свою жизненную силу, расходуя ее экономно и рачительно.
Как правило, кисть полевого цветка состоит из множества мелких соцветий, которые раскрываются постепенно, начиная снизу и доверху. Даже в букете цветок не умрет, пока не даст возможность раскрыться каждому соцветию на своем стебле. Так заботливый, любящий отец пестует своих детей. И, несмотря на их многочисленность, каждому ребенку вволю достается родительского тепла, каждый получает шанс испытать  радость жизни.

Мои родители, скромные непубличные люди, научили нас так любить: без внешней броскости, не пламенно и страстно, а буднично, скромно, преданно и самоотверженно, постоянно и неугасимо. Много нас таких, простых, бесхитростных  людей, богатых лишь своей внутренней красотой, похожих на полевые цветы. Зачем они нужны? 

Вот сурепка обыкновенная - небольшое многолетнее  растение с тёмно-зелёными листьями и жёлтыми цветками. Это растение-космополит (от др.-греч. ;;;;;;;;;;;; — космополит, гражданин мира), область обитания которых охватывает огромные территории Земли.
Существенная часть космополитов (Крапива двудомная, Сурепка обыкновенная, Плаун булавовидный) расселились благодаря человеку  и переживают неблагоприятные условия среды вместе с людьми, в жилищах или хозяйственных постройках человека. И приносят людям пользу: большинство полевых растений имеют лекарственные свойства.
 
Та же неприметная сурепка впервые была описана в III веке древнеримским ботаником-натуралистом Зеноном Младшим в книге «Barbarea» («Варвария»), отчего род и получил своё латинское название. Во многих странах Европы сурепку обыкновенную называют «травой святой Варвары»,  небесной покровительницы горняков, которые использовали сурепку для заживления ран.

Полевой цветок – и сорняк, и лекарственное растение, а в целом –  воплощение природной красоты, красоты Божьего творения.

Иду по пустырю, как  посреди мирозданья, легко и радостно, и думаю: все мы путники в этой жизни, странники. Неизвестно, откуда пришли и куда направляемся.  Мы  идем по миру, любуясь его красотой. Не за счастьем идем,  счастье уже имеем. Наше счастье  –  сама жизнь, а в душе благодатная  молитва: «…сами себя и друг друга помянувши и весь живот наш  Христу Богу предадим»…