Пунктик. Эссе

Татьяна Столяренко-Малярчук
«Пунктик»…, «манечку»..., «бзик»…, короче – слабое место в своей жизни я определила давным-давно. В детстве. Передалось по наследству от бабушки и мамы. Еда! И не в плане наесться до отвала, а накормить тех, кто рядом. В детский сад я не ходила и время своё проводила или во дворе с друзьями, или на кухне с бабушкой. Не знаю, почему - мне, ещё малявке, бабушка говорила очень серьёзные вещи, которые запомнились и потом соблюдались. Запомнила, что: «Даже если с мужем поругалась – еда должна быть сытная, а постель чистая.» Долгое время «постель чистая» я понимала в буквальном смысле, а потом дошло и то, что было между строк. А что в доме не должно быть голодных – принялось законом сразу и навсегда. Как и то, что, если в дом, особенно в праздник, зашёл незнакомый человек – это нужно принимать счастьем и, не покормив не отпускать. Бабушка, частенько приговаривая: «С коровой и курочкой сможет и дурочка», старалась, чтоб было сытно и вкусно, пусть из самых простых продуктов. А потом мама добавила своё – ещё и красиво. Вот с этим пунктиком и иду по жизни.  Не обману – свидетелей очень много – никогда рядом со мной никто не оставался голодным. И всегда от этого была только радость и какая-то окрылённость.
Сейчас любой рецепт можно разыскать в Интернете, только пожелай. А я собирала все «кулинарные изыски» в скоросшиватель, хранила, как зеницу ока, угощала и делилась рецептами с превеликим удовольствием и с точнейшим толкованием. Этому меня научила мамина двоюродная сестра Рая. И началось всё с фаршированной рыбы.
Вот чего-чего, а этот деликатес не делали ни мама, ни бабушка. Однажды, придя на день рождения к Раиному мужу, дяде Васе, кроме привычных голубчиков, холодца,  жаркого и самых вкусных, ароматных пирожочков с яблоками и изюмом,  я увидела посредине стола красивейшую рыбку, украшенную морковочкой, лучком и зеленью петрушки. За свои, тогда, шестнадцать лет, я такого блюда не видела и не ела. А когда все стали кушать рыбку да нахваливать, дядя Вася встал, поцеловал Раину руку и сказал: «У моей Раечки золотые ручки!», я решила, что без рецепта не уйду! Раечка рассказала мне всё – от А до Я и следила, чтоб я правильно записала. Мой эксперимент с фаршировкой прошёл на «ура» и потом ни одно гуляние в нашей семье  не проходило без этого коронного блюда. И если намечалась в немалой нашей родне свадьба или празднование юбилея, то при распределении «кто, что готовит», я с гордостью принимала поручение «Рыба фаршированная!» Единственное, что всегда напрягало – ёмкости, в которых нужно было доводить до ума рыбку. Родня – огромная, на праздники приходили и приезжали все. Кусками-котлетами делать не желала, в мисках она получалась изогнутая, а хотелось красоты. И вот однажды в магазине я увидела то, о чем мечтала, не зная, что в природе оно уже существует! Посудина из нержавейки, длиной на две конфорки газовой плиты, с крышкой и со съёмной внутренней подставкой. Достаточно высокая и широкая, она заворожила меня бесповоротно, и я вышла из магазина с покупкой и двумя копейками в кармане. Талончик на троллейбус в том же кармане не завалялся, и несла я гордо своё приобретение семь троллейбусных остановок. И радовалась неимоверно! Кто знал, что придётся мне готовить рыбный изыск в этой посудке не больше пяти-шести раз. Один из них запомнился особенно. Дочке исполнялось шестнадцать лет. Всё было, как обычно, в дефиците, но «достать» дефицит всё-таки  получалось. Пообещали мне два крупных карпа и пару щучек. В мечтах моих эта вкусная парочка уже красовалась на столе. Но когда я пришла за своим заказом, оказалось, что привезли только карасей. Сначала опешив от новости, я взяла себя в руки и решила мечту осуществить, умножив её на семь. Гостей ожидал сюрприз в виде четырнадцати фаршированных красавцев-карасиков, размером с мою, пусть не маленькую, ладонь…
А потом пришли девяностые, жизнь получалась «не до рыбы». И в своей драгоценной посудине я стала стерилизовать закрутки – без заготовок пунктик невыполним. Оказалось удобно – восемь литровых банок за один раз.
Всё проходит. И время дефицита товаров благополучно прошло.
Фаршируй рыбу какого хочешь вида, подвида, размера, хоть семь раз в неделю! Но….
Родня моя так поредела за эти годы, так очужинилась…. Свадьбы гуляют редко, да и то – в ресторанах, именины – в кругу самых близких и тоже чаще всего в ресторанах или кафе. Для своей малой семейки рыбку я могу приготовить и в утятнице, а чудо-посуда каждый год ждёт, когда придёт осень, пора заготовок. В хорошей компании она живёт: гусятница рядом с ней чугунная эмалированная, на пятикилограммового гуся рассчитанная, сковородка, в которой запросто восемнадцать котлет жарились, казан для нудлей человек на пятнадцать…. Только смотрю на неё и  не знаю, нужна ли она будет моим детям – закрутки тоже уходят в прошлое. А может это и к лучшему – внуки уже будут жить без моих пунктиков, правда для меня они были и крыльями за спиной…