Дурной пример действие 1

Карапет Антонян
Действие первое.
В одном из кафе-ресторанов за круглым столом сидят пятеро молодых людей: трое мужчин и две женщины.
Действующие лица:
Саша, Вася, Митя, - друзья.
Таня – подруга Саши.
Лена – новая подруга Васи.
 
Саша: - Надо купить ему что-нибудь стоящее и полезное.
Митя: - Главное, чтобы у него этого не было, а то зачем ему второй холодильник, или два пиджака одного цвета и пошива.
Таня: - Ребята, это должно быть что-то общее, что может пригодиться им обоим.
Вася: - Давайте купим им детскую люльку. А?
Саша: - Зачем? У них же нет пока детей.
Вася: - Ну, когда они заведут ребенка, она им понадобиться.
Саша: - Нет. Может они не собираются пока заводить детей.
Вася: - Так мы подтолкнем их к этому шагу. По-моему дети – это прекрасно.
Саша: - Ни к чему мы их подталкивать не будем. Люлька твоя, будет занимать лишнее место в квартире.
Таня: - Сначала нужно определиться с суммой, на которую мы рассчитываем делать покупки, а уж потом, составим список того, что подходит нам по цене и выберем.
Митя: - Танюш, мы же не можем выбирать подарок по цене, это неправильно. Нужно выбрать два подарка: один ему и один ей. Договоримся так, подарок для него будем покупать мы, то есть мужчины, а женщины пусть выберут подарок ей.
Саша: - Хорошая идея, так и поступим. Будем брать расчет с того, что могло бы нам самим пригодиться, будь мы женатыми и перспективными бизнесменами.
Лена: - У женатых и перспективных бизнесменов есть все, и им вряд ли пригодиться какая-нибудь безделушка.
Саша: - С чего ты взяла, что мы потратимся на безделушку?
Лена: - А все, что бы вы ни купили на эти деньги, будет безделушкой.
Саша: - Извини меня, но мы на большее не тянем, и потом, наш Володька не такой, ему важно то, что тот или иной презент именно от нас - его друзей, если даже эта вещь чисто символического характера.
Лена: - Тогда какое имеет значение – что вы собираетесь купить?
Митя: - Разница в том, что есть простые вещи, которые радуют человека независимо от того, насколько он богат. И если мы найдем такую вещь, то дарить ее будет сплошное удовольствие.
Саша: - Вот именно. Вам – женщинам, этого все равно не понять, для вас любая вещь - либо дорогая, либо никакая.
Таня: - Ох, ох, ох, какие мы ценители простых вещей…
Саша: - Да дорогая, я не хочу никого обидеть, но признайся, что мы лучше разбираемся в полезности вещей.
Таня: - Не ты ли был тем парнем, который выбросил на свалку рабочую микроволновку, а через неделю пошел и купил такую же?
Саша: - То было барахло, которое устарело и нуждалось в замене.
Таня: - Нет, милый, не пытайся выкрутиться, ты тогда сказал, что нам она не нужна, так как мы не собираемся пока ничего печь, что она занимает много места и выглядит невзрачно. Но когда тебе захотелось быстрой и вкусной пищи, ты сразу же побежал в магазин бытовой техники.
Саша: - Новое всегда лучше старого, потому что не портит вид и служит дольше. Так что, никто не вправе сказать, что я поступил неправильно. И вообще, мы отклонились от главной темы. Пора бы определится уже. Девушки, какие у вас соображения на счет подарка Наде? Деньги поделим честно - пополам. Если вдруг вам этого не хватит, чтобы пойти в хороший магазин, то мы можем дать вам чуть больше половины, скажем, шестьдесят процентов. А мы уж как-нибудь выпутаемся; все-таки вы более щепетильны в таких вопросах. Надя должна остаться довольной подарком.
Таня: - Не беспокойся, мы не подведем.
Саша: - Надо успеть сегодня, завтра времени не будет.
Таня: - Успеем.
Митя: - А я уже придумал, что мы купим Володе.
Саша: - И что же?
Митя: - Потом скажу, пусть это будет сюрпризом для женской половины. Посмотрим, чей подарок больше понравиться новоселам. Кстати нам не помешает купить Наде цветы, а то как-то невнимательно получается с нашей стороны.
Саша: - Тоже верно, заодно подстрахуем девчат: если их подарок не понравиться ей, цветы все исправят. Перед хорошим букетом не одной женщине не устоять…
Таня: - Слушайте, что вы о себе возомнили? Вам кажется, что вы одни такие умные? – поворачивается к сидящей рядом Лене, – какие нескромные мужчины пошли.
Митя: - Спокойно Танюш, мы только хотим, чтобы завтрашнее мероприятие запомнилось всем исключительно приятными моментами.
Лена: - Неужели этого хотите только вы? По-моему этого все хотят и понимают - что для этого надо делать.
Митя: - Но на нас больше ответственности.
Лена: - Это бред какой-то. Вы слишком влюблены в себя.
Саша: - Попрошу без оскорблений…
Лена: - А что я такого оскорбительного сказала?
Саша: - Не надо вот этих вот: «бред какой-то...», (гримасничает, пародирую светским дамам). Меня не удивить высокомерными штучками.
Лена: - С чего ты взял, что я пытаюсь удивить тебя. Я лишь хотела сказать, что не стоит придавать такое большое значение мелочам, которые быстро забываются. Ведь не это главное в вашей дружбе.
Саша: - То, что ты называешь мелочью и есть дружба, надо быть всегда внимательным по отношению к другу…
Митя: - Ладно, замяли, (взглядом дает понять Саше, чтобы тот не продолжал), ни к чему долгие объяснения.
Небольшая пауза, которую труднее всех пережил Вася. Он давно догадывался, что его новая подруга, которую он сильно полюбил, не нравилась Саше. Подруг у Васи, за его почти тридцатилетнюю жизнь, было не так много, чтобы не дорожить каждой новой, но и дружбой с парнями он тоже не хотел рисковать.
Таня: - Мить, а народу много будет?
Митя: - Думаю, людей наберется достаточно. Володя говорил, что в основном приглашена молодежь: будут его коллеги по работе, родственники и мы. Старше сорока не будет никого, так что веселье ожидается грандиозное.
Таня: - А как же родители, они не пригласили своих родителей?
Митя: - Нет. Более того, их родители сами настаивали на том, чтобы праздновала одна молодежь. Они не хотят мешать нам.
Таня: - По мне, так они вовсе не помешают нам, наоборот, с ними было бы интереснее. Они очень милые люди и умеют приподнять настроение массе.
Вася: - Да, я тоже так считаю.
Таня: - Отец Нади, вообще - самый остроумный человек в мире, которого я когда-либо встречала.
Саша: - Не считая меня.
Митя: - Я не имею ничего против этих людей, но их возрасту и статусу, подходят другие торжества. Если бы это была свадьба, или рождение ребенка, тогда другое дело, а так, на мой взгляд, все правильно решено.
Таня: - Жаль. Они не отказались бы от любого веселья, ты лучше меня знаешь этих людей Мить, просто Володя с Надей хотят быть независимыми, и их родители понимают это. А Володя, между прочим, всем обязан своему отцу.
Саша: - Володя всем обязан самому себе.
Таня: - (игриво) А вот и нет, и ты знаешь, что это не так.
Саша: - Да, отец во многом помогал ему, для этого и существуют родители, но не забывай, что Володя сам открыл фирму и сам руководит ею. Не каждый способен взяться за такое дело.
Митя: - Тут я с тобой не согласен старина. Дай мне столько денег, сколько было в распоряжении у Володи и я не хуже управлюсь с этим делом.
Саша: - Ты переоцениваешь свои возможности Митяй.
Митя: - Нет, это ты недооцениваешь моих возможностей.
Саша: - По-твоему он зря учился пять лет тому, что, как оказывается, может сделать каждый?
Митя: - Я не знаю, какому ремеслу его там учили, но у меня хватит ума открыть свое дело. Не могу ручаться за каждого, но уж поверь мне, хватит на это ума и у тебя. Такое предприятие под силу всякому умеющему думать человеку.
Саша: - И почему же мы с тобой этим не занимаемся?
Митя: - Потому что мы не располагаем лишними средствами на это.
Саша: - Можем взять суду.
Митя: - И в случае неудачи, сигануть с моста.
Саша: - Значит это не так-то просто как кажется?
Митя: - Просто, когда ты не боишься потерять деньги.
Саша: - Послушать тебя, так Володе все на блюдечке преподносили.
Митя: - Сань, где твоя объективность? Он и мой друг, но я называю вещи своими именами. Володю, в отличие от нас с тобой, никто не заставит работать больше, чем того пожелает он сам, и ему совсем необязательно трудиться в поте лица, чтобы получить повышение, или прибавку к зарплате. Ни для кого не секрет Санька, что в современном мире все решают связи и деньги.
Саша: - Хорошо, я тебя понял.
Лена: - А почему ваш Володя не помогает вам?
Митя: - В каком смысле?
Лена: - Ну, он же ваш друг, и насколько я поняла, у него есть и связи, и деньги.
Митя: - Мы его об этом не просим.
Лена: - Гордость не позволяет?
Митя: - Предположим, так оно и есть, что с этого?
Лена: - Ничего. Мне казалось настоящие друзья, всегда должны помогать друг другу – это естественно.
Саша: - Здесь никто не нуждается в помощи.
Таня: - Трудности бывают, конечно, но если проблемы несерьезные, то лучше решать их самостоятельно.
Лена: - Я говорю о том, что вам наверняка хочется большего от жизни, так почему же нельзя заручиться поддержкой такого друга. Это не преступление и в этом нет ничего предосудительного.
Саша: - Деньги мешают дружбе. Если ты не заметила, мы дорожим своей дружбой и не хотим, чтобы деловые отношения испортили ее.
Лена: - Я где-то слышала, что настоящую дружбу ничем не разрушить.
Саша: - На что ты намекаешь, и вообще, зачем ты ведешь разговор на эту тему?
Лена: - Мне интересны подробности о друзьях моего будущего мужа.
Последняя фраза взволновала Васю.
Митя: - Странные подробности тебя интересуют.
Лена: - Ничего странного. Я тоже люблю называть вещи своими именами. Василий много рассказывал мне о вашей дружбе, которая, несомненно, крепка. Если вы против того, чтобы я задавала вопросы, я не стану этого делать.
Таня: - Нет, почему же, мы совсем не против твоих вопросов Леночка. Понимаешь ли, у Володи много таких друзей, которые рядом с ним ради его влияния и богатства. Он все это видит и понимает, поэтому ребятам не хочется приравниваться к такой категории людей. Они уважают Володю, за его личные качества.
Вася: - Все верно, я тоже говорил об этом Леночке, но она у меня любознательна…
Саша: - Не то слово! С такой любознательностью в науку надо идти.
Вася: - Я имею виду, что она стремиться узнать о человеке как можно больше, и это правильно.
Саша: - Кто ж говорит, что это неправильно, конечно правильно. Только я вот что не могу уловить: кого, в данной ситуации, она пытается лучше узнать - нас, или Володю?
Лена: - И вас, и Володю, и то, почему такие закадычные друзья боятся объединить свои усилия, чтобы добиться большого успеха?
Саша: - (эмоционально) Послушай, если тебя что-то не устраивает в твоем будущем муже, ты вправе требовать от него большего, но пожалуйста, не пытайся навязать нам правила своей игры.
Лена: - (по-прежнему невозмутима) Я не понимаю, о чем ты говоришь.
Митя: - Да что с вами сегодня? Вы двое не с той ноги встали?
Таня: - Хватит уже ребят, перестаньте!
Вася: - Лен, не надо больше об этом.
Лена: - Почему он так реагирует Вась, что плохого я сказала?
Саша: - Отлично!! Сейчас она начнет претворяться, будто не в курсе, что именно было сказано не к месту.
Таня: - Саша!!
Лена: - Твой друг явно не в восторге от меня Вась. Он такой внимательный к мелочам, что порой забывает о тебе. Мне лучше уйти.
Вася: - Не обижайся Леночка. Постой. Вы оба дороги мне, давайте спокойно решим все разногласия, мне трудно переносить ваши уколы в адрес друг друга.
Таня: - Саш, извинись.
Саша: - Что?!! Выходит, это я во всем виноват?!! Ах, какой же я негодяй...
Таня: - Не начинай все заново.
Саша: - Как мне это сделать? Встану ка я на колени и поцелую ей ручку, или нет, лучше написать у себя на лбу: «прости меня, пожалуйста».
Митя: - Не веди себя как ребенок. Тебе ничего не стоит сказать два слова и покончить со всем.
Саша: - И ты туда же? Не буду я извиняться… и главное – как хитро все обернулось против меня. Ты видел это? (обращается к Мите.) Что не говори брат, а женщины мастерски туманят.
Лена встает с места и уходит. Вася следует за ней.
Таня: - Ты не поправим Саша. Хотя бы ради Васи, ты обязан был извиниться, (тоже уходит).
Несколько секунд молчания. Митя пристально смотрит на Сашу, тот виновато прячет взгляд, но ненадолго.
Саша: - Прямо наказание какое-то. Эти бабы сума сведут меня!!
Митя: - Дипломат из тебя хреновый.
Саша: - Да причем тут это. У меня, между прочим, тоже есть право на защиту своих принципов…
Митя: - Громко сказано, но это право тебе незачем, ты не умеешь им пользоваться. Тебе не помешает научиться своевременно опознавать моменты, когда нужно соглашаться со всем, что тебе говорят, иначе ты рискуешь потерять многое.
Саша: - Я терпеть не могу, когда мною пытаются управлять такие хитрые и наглые бабенки, как эта Лена.
Митя: - Мне больше всего жалко Васю, он не заслужил этого.
Саша: - Переживет. Мы с ним потом поговорим на эту тему - по-мужски, и он все поймет. Ты помнишь, что я тебе говорил, когда он познакомил нас с ней? Теперь-то ты догнал, какая она штучка и как дурит его? А?
Митя: - Это тебя не касается.
Саша: - Как раз меня-то это и касается. Хочешь помочь своему другу – избавь его от этой кошки.
Митя: - Остынь, тебе говорят. Он сам разберется со своей любовью.