146. Академгородок почти построен

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Таким был Морской проспект летом 1965 года. Деревья, высаженные вдоль тротуаров, еще не подросли.


Конец декабря, как всегда, был очень напряженным. Сдавались жилые дома. В комиссию по приёмке их в эксплуатацию был включён Гарик Платонов.
Сдавались в эксплуатацию предприятия соцкультбыта. Заканчивали строить Торговый центр. Сдавали первую очередь Дома учёных. Предъявили к сдаче часть ТБК в микрорайоне «Б». Все члены нашей строительной и бытовой комиссий были загружены по-уши.
Сдавались – это не значит открывались. До открытия, как правило, было еще далеко. Сдавались – означало, что подписывался акт о приемке и длинный список недоделок, которые потом еще месяц, а то и два устранялись. Но все уже к этому привыкли. И если в первые годы я смотрел на эту практику как на дикость, то теперь привык к этому, и это было уже как бы в порядке вещей. А благоустройство прилегающей к объекту территории с озеленением без разговоров, автоматически переносились на теплое время года.

– В общем, система таки воспитала меня, с горечью отмечал я.

Но радовало все же, что самые необходимые для нормальной жизни людей долгожданные объекты, наконец, сдаются. Мы получаем, наконец-то, торговый центр: Промтовары по секциям, ресторан, магазин полуфабрикатов.
Наконец-то Торговый центр очистился от лесов и засиял огромными стеклянными окнами.

Но я понимал, что даже теперь не заканчивается первый этап строительства Академгородка. Не было ещё Большого зала Дома учёных и спортзала. Так что, и теперь всё ещё нельзя сказать, что Академгородок построен. А Президиум СО АН ещё год назад отрапортовал, что первая очередь Академгородка построена. И руководство СО АН завершения строительства Академгородка в 1965 году не отмечало. Нельзя было. В прошлом году во всеуслышание объявили, что первая очередь Академгородка построена. Задание партии и правительства выполнено. Нельзя же было на следующий год повторять то же самое.

Я понимал, конечно, что это была хитрость, придуманная Б.В. Беляниным, поскольку надо было закрыть первоначальную смету на строительство, денег по которой уже не осталось, и открыть новую. И неважно, что основные социальные объекты в центре Академгородка ещё строились и что Академгородок, что называется, не имел лица.

Теперь оставалось достроить только Дом учёных и ТБК (да ещё и пару больничных корпусов), и тогда можно будет с уверенностью сказать: Первая очередь Академгородка построена!

Но, как я помню, в конце 1965 года я ещё многим был не удовлетворён. И дело было не только в недостроенных Доме учёных и ТБК в микрорайоне «Б». Не было развёрнуто строительство больницы. Не было учреждений для внешкольной работы с детьми – КЮТа и Дома пионеров. Не был построен стадион, а спортивных залов было мало. И здесь я пока не видел никакой перспективы. И не только я. Многие это понимали.

И всё же наш Академгородок, наконец-то построен. Работают его институты и построены жилые дома, где живут люди. Они ходят в магазины и рестораны и смотрят кино, а иногда и выступления столичных знаменитостей. Одно я понимал: мы не должны на этом останавливаться. Мы должны и дальше развивать Академгородок, улучшать качество нашей жизни.

Тогда даже в кошмарном сне я не мог представить себе, что может наступить время, когда качество жизни резко ухудшится.

А тогда, в конце 1965 года, принимая Торговый центр и первые очереди Дома ученых и ТБК, я просто радовался самому факту того, что я их принимаю.

Вот он, наш Академгородок! Вот он мой Академгородок! И если раньше, когда мы водили гостей, то, показывая на какую-либо стройку, мы говорили: «Здесь будет…», то теперь из строек остался только Большой зал Дома учёных и вторая очередь ТБК в микрорайоне «Б» на Золотодолинской ул., а всё остальное уже есть!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/05/31/15