Тропинка понимания. Шаг десятый

Борис Полосухин
   Добрались мы до десятого шага. Как бы маленький «юбилей». Положено подвести итог, к чему же мы пришли? Не хотелось мне этого, но придется вспомнить о реинкарнации, от которой в самом начале нашего пути было предложено откреститься. Положа руку на сердце, вынужден я признать, что чем-то многое мной рассказанное напоминает эту самую реинкарнацию. Правда, имеется, если кратко, три принципиальных отличия. Во-первых, нам не потребовалось привлекать для объяснения нашего понимания сущности собственной смерти такое важное в буддизме понятие, как карма. Так, это хорошо! Чем меньше теория, предложенная Шопенгауэром и прозвучавшая в нашем исполнении, дальше от религиозной трактовки, тем лучше. Во-вторых, нам (вместе с Шопенгауэром!) удалось преодолеть, необъяснимое для науки, «перемещение», хотя бы какой-то частицы от «Я» умершего к «Я» новорожденного. В реинкарнации действует принцип – «один в одного». Здесь же – «все во всех». И, в-третьих, тема о реинкарнации из человека в животное (как в некоторых направлениях буддизма) здесь вообще просто не возникает из-за своей ненадобности.


   Хочется отметить еще одну очень важную деталь. Употребляя на протяжении наших «путевых записок» понятие «Я», мы фактически обошлись без определения – что же такое «Я» на самом деле; нам было достаточно бытового понимания этого термина. Если бы я, как автор, попытался дать определение «Я», скорее всего, мне бы пришлось писать не о «путешествии по тропинке понимания», а совсем другой текст. Правда, я осмелился дать своё, отличное от традиционного, определение понятию «сознание». Я предлагаю относиться к этому определению не как к истине в последней инстанции, а как к предмету (теме) для дискуссии.


   Теперь же, на нашем десятом шаге, мне хочется напомнить о понятии «ощущение существования», о котором совершенно вскользь было сказано на нашем шестом шаге.
В философской энциклопедии ощущение определяется, как:         «отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущение — исходный пункт познания, неразложимый его элемент». Ладно, пусть будет так, согласимся. Но возникает вопрос – есть ли такой орган чувств, ощущающий существование? Оказывается есть. Прочитаем кое-что из статьи «Я и Не-Я» доктора медицинских наук В. Т. Бахура, опубликованной в журнале «Химия и Жизнь» №6, 1983 г. Кстати, у Бахура по поводу «Я и Не-Я» имеется весьма интересная книга с названием «Это неповторимое «Я» (издательство «Знание», 1986 г.). К сожалению, в сеть она не выложена. (Теперь уже выложена! Мое уточнение от 19.11.14)


   Так вот, процитируем из статьи (статья в сети есть): «…Сначала возникает неопределенное, смутное ощущение «существования вообще» - некое сумеречное и еще вполне безличное сознание...». Или ещё: «…примитивное, не соотнесенное с «самостью» чувство бытия в мире, переживаемое в первые моменты восстановления сознания, – вот  фон, на котором постепенно прорисовывается осознание мира и обособленного от него «я». Да, следует отметить, что эти цитаты взяты из раздела статьи, имеющей название «Пробуждающийся мозг», что совсем не мало важно для правильного понимания всего нами ранее сказанного.


   В нашем «путешествии» по тропинке понимания я выступаю  скорее не как ученый, а как проводник - популяризатор, поэтому могу позволить себе иногда отступать  от научной строгости. Вот и сейчас решусь предложить заменить в статье Шопенгауэра его термин «воля к жизни» на более научное понятие «ощущение существования». В самом деле – «воля к жизни» бессознательна, ощущение существования – тоже. «Воля к жизни» у Шопенгауэра безлична, «ощущение существования» также безлично. Да и вообще, прочтение статьи Шопенгауэра и прочтение статьи Бахура убеждает (меня, по крайней мере), что если у Шопенгауэра термин «воля к жизни» везде заменить понятием «ощущение существования», то работа немецкого философа заиграет новыми яркими красками.


   А теперь вопрос – что это за «штука» такая – ощущение существования? Не буду утомлять читателя медицинскими и нейрофизиологическими терминами, содержащимися в статье (и, тем более, в книге Бахура), скажу только, что имеется в мозге каждого человека (у животных, кстати, тоже) особый раздел мозга, называемый ретикулярная формация, который и «ответственен» за возникновение этого самого ощущения существования.


   Пожалуй, на этот раз хватит. До следующей встречи на тропинке понимания.