Тормознул

Сергей Чех
               
        В вечерних сумерках, при мелком моросящем дождичке, в конце октября, прямо скажу мерзопакостная погода. На стоянке такси у метро Петроградская, образовалась довольно приличная очередь.
        В салон такси, сели три пассажира, один ехал на Финляндский вокзал, супружеская пара, устроившаяся на задних сидениях, хотела попутно доехать на Охту,  Я был не против, тем более что у таких  как я таксистов (называли трамвайщики), это те водители, которые не заряжали пассажира на ему выгодную сумму, а везли почти без разбору всех  подряд.
       Старались конечно не брать, если удастся увернуться от обслуживания во первых: офицерский состав, то есть людей в форме, хотя они в те времена довольно большое жалование получали от государства, и часто пользовались услугами такси, но – из десяти человек, восемь обязательно считали обязанными испортить жизнь таксисту, тем более что после жалобы, даже не обоснованной, таксиста раздевали, в буквальном смысле слова до гола. Новой машины нет, выговор, это ещё хорошо, хуже, увольнение с работы по статье.
       После работы в такси, при Советской власти, трудно было устроиться на приличную работу с хорошим заработком. Штамп в трудовой книжке, был как тавро, в средние века у разбойников на лбу.
       Так что ничем не отягощённые военные офицеры, свободного времени, сколько хочешь, только пиши жалобы и унижай, использовали эту слабину у таксистов на полную катушку и изощрялись, как могли. Не одна голова невинного таксиста слетела по их необоснованным жалобам, очень грамотно написанным. А то, что были в говно пьяные и вели себя угрожающе – ни слова.
       Драки с пьяненькими офицерами были не редкость, Естественно нападали они сами, слово за слово и понеслось. Всех огульно нельзя под одну мерку загнать, как и везде паршивая овца, всё стадо испортит, но чтобы не иметь в дальнейшем неприятностей, таксисты, увидев на стоянке такси людей в военной форме, старались объехать опасное место.
       Второй по нервотрёпке и непредвиденным обстоятельствам – был контингент из представителей Кавказа. Их брызжущий на тебя темперамент не каждому нормальному таксисту было осилить. В основном они задирались, или выходили на конфликтную ситуацию, чтобы не заплатить за проезд или попросту кинуть на деньги. Это было у них отработано в те годы, примерно так же хорошо как в дальнейшем, они же кидали людей, разыгрывая в напёрстки – по любому ты попал. Так что умудрённые печальным опытом таксисты объезжали их за версту. Мало – ли что. Опять же не буду запрягать всех под одну узду, но было, так было.
       Ну, а третьими в этой линейке оказались представители африканского континента. Если такового приходилось таксисту обслуживать, то его заранее жалели. То ли, запах своеобразный, для нас мало приятный, который они всегда глушили духами, или большим количеством одеколона, то ли природная жадность, на чай – из моих знакомых коллег, да и я сам, никогда больше двадцати копеек не оставляли. При этом, получали - полный сервис от таксиста, с заездом по разным адресам, длительными простоями в ожидании продолжения поездки (а это удар по карману любого таксиста, так как счетчик отсчитывал за час простоя сумму в пять раз меньшую, чем мог бы заработать за это же время).
      У таксистов «трамвайщиков» был только один выход подзаработать – это взять подсадку. Так это и называлось. Выглядело это примерно так, как в моем случае – один пассажир ехал на Финляндский вокзал и оплачивал поездку, другой - ничего не теряя, продолжал движение дальше, по тому же счетчику, правда, в моем случае выигрыш был всего рубль двадцать. Только – только себе на комплексный обед, с Петроградки до Финбана – рукой подать.
      С Кировского проспекта поворачиваю на улицу Куйбышева. В те годы, несколько лет простоял забор у первого дома справа, да так неудачно поставленный, что от проезжей части до трамвайных рельс, ничего не оставалось. Весь транспорт вынужден был двигаться до конца забора по трамвайной полосе, вымощенной диабазом (это такой камень, очень скользкий и опасный для любых шин на колёсах автомобилей, особенно когда он мокрый). Остановиться на нем, без скольжения было очень непросто.
      Навстречу мне приближается трамвай, я как раз находился в движении по этому самому скользкому камню, и вдруг, из-за забора, выскакивает человек, широко раскинув руки, как бы останавливает такси, таким образом, только не учел товарищ, что мне деваться некуда - в лоб трамваю, или его самого сметать, покрытие дороги скользкое, как каток. А я двигался достаточно быстро. Фортуна и мастерство помогли, как могли, остановился от мужика сантиметров в десяти.
      Встречный трамвай весело пробежал мимо, никого не задев. У меня шок - насколько секунд прихожу в себя – открыв свою дверцу, спрашиваю примерно так: «Жить надоело? Или меня в тюрьму решил отправить? Так мы с тобой не знакомы, и т.д.….» Все это на чистом русском языке. Почему-то даже мата не было, с моей стороны. Он же напротив, вылил на меня все матерные слова, которые есть в словаре и природе.
      У меня от такой наглости что-то замкнуло. Если сказать, что я вышел из машины- то ничего не сказать. Ветром сдувает тише - и я уже рядом, с неудачно остановившим меня человеком, мирной беседы не получилось, его кулак, уже летит в меня. Я находился в стрессовом состоянии - откуда что взялось?!?  Естественно легко увернулся  и снизу в подбородок  зацепил агрессора.
      Когда, я смотрел фильмы с сюжетами драк и мордобоя, мне казалось, что каскадеры, артисты, после получения удара в челюсть, прыгают и улетают далеко, чтобы на экране выглядело эффектно. Здесь получилось все спонтанно, мне пришлось сделать шаг назад и увернуться от обеих ног противника, которые после моего удара в челюсть, по траектории взлетели выше моей головы (мне тогда так показалось).
      Приземлился он уже в метрах двух- трех от моей машины. Больше не ругался, только лежит. Все это происходит за несколько секунд, а мой пассажир, мирно наблюдавший эту сцену, уже выскочил с переднего сидения, и в два прыжка оказался у лежачего человека, с хорошим замахом ноги, целясь в голову ему.
      У меня срабатывает инстинкт, и я успеваю его раскрутить. Схватив за левое плечо и второй рукой за брюки (там, где находятся ягодицы), ну а сзади капот моей машины. Так получилось, что воткнулся он головой в переднюю облицовку радиатора. Ну что же, второй тоже лежит.
      Подошли несколько зевак, которые ничего, кроме моих действий не видели, зато два человека лежат. Мозг опять выручает. Ничего никому не доказать будет, что это всего лишь стрессовая ситуация, и мирной беседы не получилось. Быстро подхватил своего пассажира и усадил на переднее сидение. Машина сорвалась с места. Второй участник событий  остался на месте происшествия, я убедился, что с ним все в порядке, даже челюсть на месте.
      Мой пассажир скоро пришёл в себя. На память о происшествии у него предательски появляются « очки»- это такой синяк, который расплывается на оба глаза, после хорошего удара по центру переносицы, он об этом пока не догадывается.
      А я тем временем ему втолковываю, что спас его как минимум от тюрьмы. Если бы не моя такая неадекватная реакция, на его попытку заехать ногой по голове, лежачего человека, и куда удар пришелся бы? - мог его и убить случайно. Финляндский вокзал рядом, доехали очень быстро, и в порыве благодарности за спасенную его дальнейшую судьбу, он мне щедро отваливает трёшку – это как раз почти три счетчика будет.
     К моменту расставания с моим пассажиром, у него гематомы на обоих глазах проявились во весь рост. Хорошо, что у меня в салоне не было зеркала для пассажира, и он пока, об испорченном лице своем, не догадывался. Еще подумалось, увидел бы себя он в зеркало, то мне трёхи точно не видать, если не хуже.
     А тем временем, мои пассажиры - семейная пара, расположившаяся на заднем сидении и молча наблюдавшая всё, что происходило несколько минут назад, приходит в себя и начинает обсуждать происшествие. Мужчина говорит супруге, мол, вот такая у нас работа, и приходится выживать по всякому. Его жена была восхищена своим мужем - так воочию увидела непростую работёнку советского таксиста, мужик оказался коллегой по работе из другого таксопарка.
     Наверняка в этот день ему было позволено все, и даже больше…Жена его в тот момент обожала и щебетала, щебетала, как маленькая птичка, крепко ухватившись за своего героя, он был счастлив.
                11.04.2009