Карнеги центр православным священникам нечего дела

Сергей Кривошеев
Карнеги центр: православным священникам нечего делать в армии.

               
По приглашению главного редактора журнала «Религия и право» Анатолия Пчелинцева я принял участие в семинаре «Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия», который состоялся 14 марта с.г. в Московском центре Карнеги.
С докладом выступил  сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. Основным лейтмотивом доклада стали сетования на узурпацию со стороны Русской Православной Церкви права на духовную работу в российских Вооруженных силах. С его слов, капелланов – мусульман, а тем более протестантов в армии нет и нет закона, который позволял бы им там быть. При этом, Пчелинцев сделал экскурс в историю царской России, в которой институт военного духовенства был весьма демократичным (более пяти тысяч православных священников. 100 имамов, лютеране, буддисты и даже языческие жрецы).  Во время присяги призывника на верность Царю и Отечеству обязательно присутствовали священники той конфессии, к которой принадлежал будущий воин. Докладчиком были приведены и другие примеры разумного отношения к духовному окормлению военнослужащих в царской армии, что мне, как монархисту, было приятно слышать.
В целом доклад был достаточно сдержан в части претензий к РПЦ, хотя сам Анатолий Пчелинцев является баптистом по вероисповеданию. Больше упреков было в адрес законодателей и руководства Вооруженных сил.
Поразило меня обсуждение доклада. Такого неприятия, такой желчи, прозвучавших в адрес РПЦ, ранее мне слышать не доводилось. Вел семинар  Алексей Малашенко — председатель программы «Религия, общество и безопасность» в центре Карнеги. Одним из первых он дал слово Сергею Мозговому,  назвавшему  себя председателем Комитета по свободе совести Национальной ассамблеи Российской Федерации, который и задал последующий тон обсуждения: «Министерство обороны лишь соглашается с натиском Патриарха Кирилла, который, как бульдозер, продавливает свои интересы. Никакой статистики о настоящих религиозных потребностях военнослужащих не ведется. Священники тоже не рвутся в армию и т.д.». В  США и в Европе капелланы в армии обеспечивают гарантии свободы совести, а что делают православные священники в российской армии? – примерно в таком ключе звучали выступления других участников дискуссии.
Мне показалось странным, если говорить мягко, выступление, как ее представили «известного российского индолога» Ирины Глушковой.   Однажды она оказалась в церкви на подъезде к Переславлю-Залесскому и поразилась обилию молодых людей мужского пола — в храме было буквально не протолкнуться. На ее недоуменный вопрос последовал ответ: да солдатиков креститься привезли. На свой вопрос уже к ребятам, по своему ли желанию они крестятся, ответа она так и не получила: кто-то отводил глаза, кто-то просто молчал. В церкви стояла атмосфера страха и покорности. Поэтому Ирина Глушкова считает запрет на религиозные (православные) объединения в армии совершенно оправданным — эти объединения будут не добровольными, а насильственно навязанными, так же, как наблюдавшееся ею крещении.
Интересно, как «известный индолог»  сумела ощутить «атмосферу страха и покорности» в храме, не услышав от солдат ни слова об их отношении к происходящему. Будучи человеком православным, я бы ощутил в храме атмосферу божественной благодати, которая всегда бывает при крещении людей. Кто из нас прав?
Тем не менее, многие либеральные СМИ в сети дали отчет о прошедшем семинаре в трактовке Ирины Глушковой. Очевидно  явное  намерением вбить клин между обществом и Православной Церковью. Об этом свидетельствуют и другие темы, поднимаемые в центре. Например, 28.01.2011 на семинаре в Московском центре Карнеги с докладом "Национализм руководства Русской православной церкви в первом десятилетии XXI века" выступил директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.
Вернемся  к нашей теме. В своем выступлении я сказал, что готов поддержать некоторые предложения, прозвучавшие в докладе Пчелинцева. В частности о разрешении заменить слово «Клянусь» в присяге военнослужащего на слова «Торжественно обещаю» для представителей протестантских церквей, призванных в Вооруженные силы, которые из религиозных убеждений не могут произносить слово «Клянусь». Сказал также, что монархическая партия «Самодержавная Россия» выскажет свою позицию по целесообразности введения в армии капелланов из представителей всех традиционных конфессий страны. Из протестантов возможно обсуждение вопроса по лютеранам и баптистам, которые были допущены в армию и в царской России.
Кого бы я точно не хотел бы видеть в нашей армии в качестве капелланов, так это – «харизматов»  из РОСХВЕ Сергея Ряховского, которые увлеклись политикой. Не секрет, что в «оранжевой революции» на Украине самое активное участие принимали адепты именно харизматической церкви черного пастора Сандея Аделаджи. Для помощи им, с санкции Сергея Ряховского,  были откомандированы и несколько десятков российских адептов этой церкви.

31 августа 2004 года пасторам Украины через Интернет была разослана ориентировка за подписью Софии Жукотанской следующего содержания: «…Сейчас наступает очень важный и ответственный момент избирательной компании – формирование участковых избирательных комиссий. В связи с этим необходимо укомплектовать участковые избирательные комиссии людьми от нашего кандидата в Президенты. …Христиане могут контролировать выборы и пасторы сами могут возглавлять избирательные участки. Такого никогда в истории Украины не было!»
Судя по всему, этого же хотят и российские харизматы.

Подводя итоги дискуссии, Алексей Малашенко сказал, что у него нет однозначного решения – нужны православные капелланы в армии или нет в условиях светского по конституции государства. У него также  нет ответа на вопрос: чем они будут заниматься в армии? Взять того же Всеволода Чаплина и отправить в армию капелланом? Что он там будет делать?  Вот в США и Европе, с его слов, совсем другое дело, там демократия и подлинная свобода совести.

Отвечу Алексею Малашенко и его «экспертам» словами русских старцев. Многие русские святые - преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский рассматривают общественное служение как христианский долг. "Христианин, делаясь членом Церкви, не перестаёт быть и членом общества, - писал епископ Феофан. - Он должен, принявши христианство, освятить им и своё служение обществу. Общество и служение ему есть лучшее поприще для обнаружения и укрепления духа благочестия. Плод служения Отечеству столь велик, сколь велика награда добродетели. Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу...".