Фламандская живопись xvi-xviiвеков. мартин де вос

Валерий Лощицкий
Антверпен - прекрасный портовый город, расположенный на обоих берегах реки Шельды, в XVI - XVIІ веках был самым богатым городом не только Фландрии, но и среди всех семнадцати провинций Нидерландов.

С XIV века, когда Нидерланды входили в состав земель принадлежавших герцогам  Бургундским, почти все купеческие  фактории и торговые дома переместились из Брюгге в Антверпен. Антверпен становится не только самым богатым городом среди Семнадцати Нидерландских провинций, но и самым большим портом Северной Европы.

С 1482 года после гибели Марии Бургундской, дочери последнего герцога Бургундии Карла Смелого, территории провинний Нидерландов и большая часть герцогства перешла по наследству ее сыну Филипу І Красивому Габсбургу, который был женат на Хуане - наследнице испанских монархов. После открытия Нового света и перехода Нидерландов под протекторат испанских Габсбургов в антверпенские банки «потекло рекой» золото Американского континента. А в 1531 году открывается биржа, которая послужила примером для подражания многим городам Европы, таким как Лондон и Амстердам. К середине XVI века население Антверпена достигает 100 тысяч жителей и поднимает город на один уровень с самыми крупными европейскими городами.

Повышается материальное благосостояние местных жителей, а также спрос на предметы искусства и роскоши. Установившиеся  тесные связи фламандцев с экономическими и художественными центрами Итальянских городов способствовали превращению Антверпена в развитый город, в котором процветают гильдии: купцов, банкиров, художников, архитекторов и ювелиров. С начала XVI века появляется традиция фламандцами посещать Неаполь, Рим, Венецию,Флоренцию, Геную с целью обучения художественному искусству и предпринимательской деятельности. Постепенно к XVIІ веку на первые места выходят Рим и Генуя, которые наиболее связаны с Южными Нидерландами(Фландрией).

Художники из Фландрии - братья Лукас и Корнелис де Валь даже основали свою собственную мастерскую в Генуе, а такие знаменитые художники как Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк неоднократно посещали этот город, где рабо тали над своими картинами и проживали здесь по нескольку лет.

В Антверпене, как и в нескольких других фламандских городах, возникает гильдия художников, которая получает название в честь Святого Луки ( покровителя художников и искусства). Гильдия становится авторитетным художественным центром и профессиональным учреждением художников города. Быть принятым в гильдию Святого Луки было честью для любого живописца. Особенностью антверпенской гильдии была способность признавать своими членами женщин-художниц, что на то время было почти невозможно в других сообществах.

К XVI веку представители антверпенской школы достигают значительных успехов в живописи, постепенно вырабатывая свой неповторимый стиль, который в последствии назовут фламандским стилем или фламандской школой живописи.

Накануне революции 1555 - 1572 годов в искусстве Нидерландов наметились два направления.

Первое - шло путем демократических завоеваний, отражало жизнь и стремления простого народа. Представителями этого направления были продолжатели национальных художественных традиций XV века в лице Питера Артсена, Иеронима Босха, Ван Эйка, Питера Брейгеля-старшего.

Второе направление представляли нидерландские маньеристы, такие как: Франс Флорис, Мартин де Вос, Иероним Франкен, Абрахам Блумарт, Теодор Ромбоутс, Питер Пауль Рубенс и другие. Оно было тесно связано с итальянской школой, вдохновляясь идеями Рафаэля и Микеланджело. Художников этого направления часто называют маньеристами, так как на их стиль письма в очень сильной степени отразилось влияние итальянского маньеризма, охватившего в XVI веке почти все европейские страны.

Установки реального восприятия окружающего мира не позволили нидерландскому искусству органично сочетать маньеристические влияния итальянского стиля с национальным реализмом, который оставался ярко воспроизведенным в местном портретном и бытовом жанре. Но зато всецело маньеристическое влияние преобладало в создании произведений библейской тематики, мифологических, аллегорических и религиозных композициях. Позднее реалистическая традиция нидерландских художников будет преобладать и сделает возможным слияние национального искусства и демократической ветви итальянского барокко (итальянского караваджизма), стиль который не обойдет Теодора Ромбоутса, Питера Пауля Рубенса, Яна ванн Ден Хоека, Питера ванн Моля, Мартина де Воса, Теодора ванн Луна, Гарарда Дюфе.

Фламандские художники переняли у итальянцев искусство изготовления фресок. С XVIІ века аристократические слои Голландии обращаются за созданием декоративных стенописей именно к фламандским мастерам, так как декоративная картина не получила распространение в Северных Нидерландах и в то время почти не развивалась. В Южных Нидерландах развивается еще одно очень интересное направление в искусстве - это изготовление тканных гобеленов (фресок - ковров), которые становятся важной национальной особенностью именно Фландрии. Для создания картин под будущие ковры-гобелены была привлечена лучшая часть художников антверпенской гильдии, их делали: Бернарт ван Орлей, Корнелис Схют, Мартин де Вос, Рубенс, Давид Тенерис - младший. Многие мастера гобеленов из Фландрии приглашались в Рим и к знатным дворам Европы, где работали годами.

Одним из знаменитых художников своего времени был Мартин де Вос (1532 -- 1603).

Мартин де Вос родился в 1532 году в красивом фламандском портовом городе Антверпене в семье художника Питера де Воса (Старшего) (1490 Лейден - 1567 Антверпен), который в 1536 году становится деканом  гильдии Святого Луки в Антверпене. У Питера де Воса было два сына Питер де Вос (Младший) и Мартин де Вос. Оба мальчика с ранних лет проявляли большой интерес к живописи, порой часами засиживаясь в художественной мастерской своего отца , мастера пейзажных и охотничьих сцен.

Мартин де Вос учился у своего отца, который через некоторое время отдает сына на обучение известному на то время художнику Франсу Флорису. Большое значение в формировании манеры письма и творческой индивидуальности де Boca сыграла поездка в Италию в 1552 году. Во время поездки молодой Мартин  знакомится с известным голландским живописцем Питером Брейгелем - (Старшим), который в этом же году отправился в путешествие по Италии. Они вместе посещают Флоренцию, Венецию и Рим.  Де Вос жил и работал в Риме, Флоренции и Венеции в общей сложности восемь лет. Помимо испытанного им влияния поздневенецианской живописи (например, Веронезе), которая пришлась по душе молодому художнику, Мартин ощутил внутреннюю связь со всем итальянским Ренессансом. Он был буквально заворожен живописью таких великих мастеров, как Леонардо и Микеланджело. В Венеции художнику повезло: он познакомился с Тинторетто, подружился с ним и даже стал одним из его помощников. Выразилось это в том, что он писал пейзажные фоны в некоторых композициях великого мастера. Тот факт, что Тинторетто должным образом оценил талант де Boca, говорит в пользу фламандского живописца, ведь Мартина приглашают в Рим, где он пишет картину «Непорочное зачатие» для церкви S. Francesco a Ripa. В его работах просматривается четкая линия венецианской школы живописи, освоеная им во время работы в студии Тинторетто .

Нидерландский  художник и биограф, написавший «Книги о художниках» Карел ванн Мандер (1548 - 1606 гг), высказывался о Мартине де Восе с уважением и восхищением: «Между теми, кто прославлял в живописи Антверпен и наши Нидерланды, не последнее место должен занимать знаменитый и искусный живописец Мартин де Вос, с юности прилежно занимавшийся искусством». Он причислил де Boca к знаменитостям, которые уже при жизни имели большой успех у современников, а для развития живописи своего времени он сделал много.

Проживая и обучаясь в Италии восемь лет, де Вос достигает большого совершенства в живописи. Герцог Медичи заказывает у него несколько портретов и исторических композиций. На родину он возвращался известным художником. Слава обогнала Мартина еще до возвращения в Антверпен, где его с триумфом приняли горожане, которые в буквальном смысле завалили его заказами. Постепенно клиентура расширялась, заказчики приезжали и из других городов Нидерландов. Используя силы и возможности своей мастерской, де Вос создал огромное количество алтарей. (Большая часть их была сожжена во время религиозных войн, но они известны теперь по сделанным с них гравированным изображениям, имевшим широкое хождение в Нидерландах.) Писал он также великолепные портреты, затем основной темой его произведений стали библейские и отчасти мифологические сюжеты. Религиозные картины художника очень традиционны. В них, прежде всего, бросается в глаза композиционная схема, выработанная еще Рафаэлем. Если действие происходит на открытом воздухе, то фон обязательно представляет собой далевой или панорамный пейзаж (де Вос научился мастерски писать облака, воду, поросшие лесом горы и замки). В картине «Чудо на Тивериадском озере» (1589) он почти копирует сделанную по рафаэлевским рисункам шпалеру «Чудесный улов», лишь изменяет композицию переднего плана, вписывая туда две фигуры.

Аллегорические картины де Boca можно отнести к менее удачной области его деятельности. Сюжет их обычно сложен, но традиционен. Такова композиция «Аллегория мира и правосудия» (из Государственного Эрмитажа), иллюстрирующая строки псалма: «Правда и мир облобызаются». Лучшее, что было создано де Восом, принадлежит области портрета. В портрете семьи Ансельмо (1577) художник сумел добиться не только глубины психологического анализа, но и создать захватывающие по своей убедительности образы. В этом он оказался предшественником великих художников XVII века

В 1560 году Мартин де Вос женился на Джоанне Ле Боук, которая стала его супругой и любовью на всю жизнь (у них было восемь детей, двое из которых также выбрали профессию отца). После иконоборческих погромов в 1566 году де Вос становится одним из нескольких художников, которые берутся за ремонт и востановление церковных алтарей в Антверпене. Мартин де Вос писал также религиозные, исторические и мифологические картины. Он был истинным наследником Флориса, эклектичный итальянист, нередко отмеченный простонародным реализмом, он дополнил «большой стиль» своего учителя тонким колоритом, восходящим к Тинторетто («Св. Павел», 1568, там же «Уверение Фомы». 1573, Антверпен, Кор. музей изящных искусств, «Ангел препятствует жертвоприношению Исаака» 1574-76, Антверпен, частная коллекция, «Св. родство», 1585, Гент, Музей изящных искусств: 1593, Валансьенн, музей, «Поклонение волхвов». 1599, там же; триптих «Динарий кесаря», 1601, Антверпен, Кор. музей изящных искусств; триптих «Св. Лука, рисующий Мадонну», 1602, там же). Ряд других его произведений представлены в Кор. музее изящных искусств в Антверпене («Искушение св. Антония». «История блаженного Конрада») и в антверпенских церквях -в ц. св. Павла («Рождество»), ц. св. Иакова («Мученичество св. Иакова») и в соборе («Брак в Кане»), а так же в Музее изящных искусств в Руане (шесть картин со сценами из истории Елиезера и Ревекки).

В 1572 году Мартин де Вос удостаивается звания декана Антверпенской гильдии. Мартин де Воc был прозван «Старшим» (1532, Антверпен - 1603),так как был отцом Даниэла де Воса (1568, Антверпен - 1605) и Мартина де Воса «Младшего» (1576, Антверпен - 1613, там же), самого знаменитого представителя династии де Вос. Его племянник Виллем де Вос -- ученик гильдии, также впоследствии станет художником. Как живописец, Мартин де Вос был особенно продуктивен в период с 1580 по 1585 годы (время удержания власти кальвинистов в Антверпене), в ходе которого он создал в общей сложности более 1600 работ, среди которых были наиболее известные шедевры живописи и графические рисунки, служившие моделями для гравюр наиболее известных граверов голландского периода. Ему довелось творить в эпоху наибольшего могущества и расцвета Нидерландов (в искусстве это время упоминается как Золотой век голландской живописи).

Работы позднего периода творчества Мартина де Воса характеризуется динамизмом, а также теплыми и яркими красками.

Он также был основателем Общества Романистов, в котором принимали участие известные художники, ценители и гуманисты того времени, приезжавшие в Рим и высоко ценившие его гуманистическую культуру.

Де Восу также приписывают создание овального образа Архангела Рафаила и Молодого Тобиаса в Кафедральном соборе Мехико.

Художественные произведения

Его работы находятся во многих известных музеях мира, таких как:

Музей Гуггенхайма в Бильбао (Похищение Европы) ;

Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань (Сражение Миневры с Венерой) ;

Музей изящных искусств в Севилье (Воскресение Христово), (копия картины также находится в Детройте и в Амстердамском государственном музее) ;

Институт искусства Курто в Лондоне и Музей Сан-Франциско также обладают серией работ мастера;

Шесть картин истории Ревекки (1562) - Руанский музей;

Укушение гадюкой Святого Павла на острове Мальта (1568) - Лувр, Париж;

Страшный суд (1570)- Музей изящных искусств в Севилье;

Картины с изображениями животных в Шверинском замке (1572) ;

Алтарь Святого Томаса, (1574) (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) ;

Ангел препятствует жертвоприношению Исаака (1576), (Антверпен, частная коллекция) ;

Моисей со скрежалями завета (1575) Гаагский Mauritzhuis;

Рождество Христово, (1577) Собор Антверпенской Богоматери;

Портрет Антония Ансельмуса, его жена и их дети, 1577 Королевский музей изящных искусств, Брюссель;

Адам и Ева после изгнания из земного рая, гравюра по рисунку, (1583);

Святая Родня (1585) Музей Изобразительных Искусств, Гент;

Семья Святой Анны (фрагмент), 1585 Музей Изобразительных Искусств, Гент;

Аллегория семи свободных искусств, (1590) частная коллекция;

Коронование Марии (1590) ГМ им. Пушкина в Москве;

Воскресение Лазаря (1593) Лихтенштейнская галерея в Вене;

Искушение Святого Антония, (1594) Королевский музей изящных искусств, Антверпен;

Алтарь Св. Фомы (1600) Антверпенский музей;

Сцена из жития Богородицы, ок. 1600 Собор Богоматери в Турне;

Благая весть, (1601) Королевский музей изящных искусств, Антверпен;

Алтарь монетчиков (1601) Антверпенский музей;

Образ Богоматери Св. Луки (1602) Антверпенский музей.



Литература:

    ; Kristin Lohse Belkin. Rubens. «Phaidon Press», 1998 (pp. 22-24). ISBN 0-7148-3412-2

    ; Christiaan Schuckman: «Vos, Marten [Maarten; Maerten] de, the elder» Grove Art Online. Oxford University Press, [accessed 17 May, 2007].

    ; The Detroit Institute of Arts

    ;"Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.

    ;Вос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). -- СПб.,   1890--1907.

    ;Adr. Moureau «Un artiste Anversois oux temps des guerres de Flandre: Martin de Vos et ses gravures» в «L'art», 1894, IV, стр. 456.

    ;Алесандре Бенойс «История живописи всех времен и народов», Т. 3 , 2002

    ;Джейн Тернер (редактор). Словарь искусств (1996, 34 тт.). ISBN 1-884446-00-0