Симферополь - Неаполь Скифский

Петр Котельников
ВОЗМОЖНО?..  ВСЕ ВОЗМОЖНО

Большинство современных ученых отождествляет Неаполь с городищем Керменчик на окраине современного Симферополя, на месте которого некогда располагалась столица скифского царства.  Но "Неаполем" могло бы называться и одно из двух других крупнейших поселений центральной части крымской скифии - Булганак или Усть-Альма?  А Керменчик в древности мог носить имя Хабеев?
Хабееи, наряду с Неаполем - одна из двух "царских крепостей" скифов, упомянутых в херсонесском декрете в честь полководца Диофанта (конец II в. до н. э.). Неаполь находился где-то в глубине Скифии. Прославленный полководец дважды осаждал эту крепость. Обе компании завершались успехом, и оба раза побежденные скифы признавали над собой власть понтийского царя Митридата VI Евпатора, от имени которого действовал Диофант. Вероятно, в Неаполе располагалась одна из резиденций скифских царей.
Предположим, что Неаполь Скифский локализуется на юго-восточной окраине Симферополя, где на высоком плато Петровские высоты (или иначе у горы Керменчик) расположено крупнейшее в Крыму скифское городище
     Когда едешь из Симферополя на Ялту, справа будут видны круто обрывающиеся  «Петровские скалы», из ноздреватого светло коричневого, словно загоревшего на южном ярком солнце, камня. На треугольном мысу между скалами и Петровской балкой находился прежде Неаполь Скифский, город легендарных скифских царей Скилура и Палака. Внизу хорошо просматривается долина реки Салгира, несущего серебристые журчащие воды куда-то на север Крыма; севернее видны степи, а на западе – виднеется третья горная гряда. Лучшего места для строительства города в те времена, когда ожидать нападения врага должно было в любое время, выбрать было невозможно. Площадь, избранная под постройку его, возвышалась над местностью,  подходы трудно одолимы. Только с южной стороны она была открыта. Идеальное с точки зрения защиты место. Любой строящийся в то время город, прежде всего, должен был быть крепостью, крепостью хорошо защищенной, способной выдержать не только краткое временное нападение врага, но и длительную осаду. Место положение Неаполя Скифского было великолепным и с точки зрения связей его с другими местностями. Здесь находилось пересечение дорог, идущих от Перекопа к Херсонесу, и от Пантикапея и Феодосии к Керкинитиде (нынешней Евпатории) и Калос-Лимену (Прекрасной  гавани), на месте которого находится современный пос. Черноморское
Точное время основания города неизвестно. Наибольшего расцвета он достиг во II веке до н. э., а прекратил существование после нашествия готов (III век н. э.).
Почему столицу Скифии вдруг назвали, очень странным для кочевников словом? "Неаполь"  по-гречески означает "новый город". Конечно, вряд ли скифы назвали бы одну из своих крепостей греческим именем? Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово "Неаполь". Такое бывает часто, когда местные названия переводятся на язык пришельцев. Так речка Кара-су ("черная вода")  превратилась в Карасевку.
Первую часть имени города разобрали. Остается подробнее остановиться на второй части его – «Скифский». Понятно, что принадлежал он скифам. А кто такие скифы? Откуда они здесь, в центральной части Крыма оказались? Куда они ушли?
В  VII – VI веках до нашей эры по степным просторам Евразии волнами идут передвижения кочевых народов в Восточную Европу. В это же время племена Восточной Европы вступили в соприкосновение с народами Кавказа, Малой и Передней Азии,  с древневосточным и античным миром. Пришли тогда в Крым и скифы. Откуда они? Что за люди? Что нам известно о скифах? Не спросишь у них самих: «Как вы жили на земле причерноморской?  Откуда вы пришли в Крым?» Может, доверимся «отцу истории» Геродоту? Все-таки давно жил, многое знал!  Пока ясно одно, пришли скифы  откуда-то с  востока. По роду занятий – скотоводы. Но широких степей в Крыму в тот период времени не было. Больше леса да перелески… Произрастали здесь дуб, клен, ясень. Каково пришлось здесь первым степнякам?  Может, пришлось жечь лес для создания простора?
Сверкнул луч солнца и погас.
Собрались на ночлег.
Короток отдых, в ранний час
Опять начнется бег.

Из года в год, из века в век,
Голодны или сыты?
Но начинают свой набег.
Идут на запад скифы.

Стоит из войлока шатер,
Вокруг пасутся кони,
Разводят небольшой костер,
Ко сну сидящих клонит…
По словам Геродота, у самих скифов существовало предание об их происхождении: на безлюдной земле, где гуляли буйные ветры, гнулись высокие травы, шумели листвой редкие деревья, только звери были, да в небесах птицы парили. Прогуливалась как-то степью широкой красавица юная. Заметил ее Зевс, зоркий взгляд у бога, не мог пропустить девушку, гибкую, стройную. У бога богов Зевса от дочери Борисфена (так древние греки называли Днепр), а была  ею та девушка, которую заметил царь богов, родился первый человек. Звали его Таргитай. Было у первого человека три сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Выросли парни, крепкими стали, вошли в силу мужскую, пошли в степь широкую, разгуляться, силушку попробовать. Вдруг зашумело, засвистело. Птицы стаями взлетели, понеслись прочь над землей. Травы к земле пригнулись. От свиста уши заложило у парней, пригнулись, глаза закрыли. Глухой удар. Открыли глаза и увидели, лежат на земле четыре золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша. Лежат, ярко блестя под лучами солнца. Пытались старший и средний братья взять эти предметы, да не дались они им в руки, а вот младший смог и взять их, и унести с собой. Приняли старшие братья случившееся, как знак, свыше данный, и отдали бразды правления  младшему. Мирно жили старшие братья, не тяготясь властью младшего. От трех братьев и пошли роды скифские… Перечисление предметов, упавших с небес свидетельствует о том, что скифы стали переходить к оседлому образу жизни, а скотоводство стало уступать земледелию.
Что было прежде, и теперь?
Иная вышла доля.
Шатров уж нет, окно и дверь…
И воля уж – неволя!

Степных просторов просто нет.
Что делать скотоводу?
И пережив немало бед,
На хлеб садиться, воду…

Пусть тот же войлочный колпак,
Меч, лук, колчан и стрелы…
С землей сродниться не пустяк –
Совсем иное дело…

Пшеницу сеять и овес,
Ходить весной за плугом.
       Такое скифу довелось –
       Кормить зерном округу!
Есть еще одна легенда происхождения скифов. Судя по содержанию, создали ее древние греки. Вот она: Геракл, перегоняя стада Гериона, попал в безлюдную степь. Дело шло к ночи, а случилось это зимой. Застигли его мороз и метель. Что делать? Куда спрятаться? На три шага ничего не видно за стеной снега. Чтобы не замерзнуть, плотно завернулся Геракл в львиную шкуру, снятую им когда-то с Немейского льва, заснул. Пока спал, его лошади исчезли. Проснулся – нет лошадей! Пошел их искать. Долго скитался по заснеженной степи, пока не набрел на пещеру. Духом живым от той пещеры тянет. Заглянул в нее герой, удивился…Жила в той пещера змеедева, с красивым  женским телом до чресл, а ниже их - туловище змеи. Лицо нежное, прекрасное. Глаза голубые, голубые, как только может быть голубым небо в ясный летний день! Улыбнулась приветливой улыбкой Гераклу. Спросил ее сын Зевса: «Не видала ль ты табун лошадей? Не проскакал ли он мимо?» Змеедева не стала отпираться, заявив, что лошади у нее, но отдаст она их ему только после того, как он вступит с ней в любовную связь. Похоже, Геракл был не слишком разборчив, да и тело титаниды призывно манило… Дал согласие. От брака его со змеедевой родилось три сына. Уходя, Геракл оставил змееногой богине лук и пояс, сказав: «Когда сыны вырастут, пусть попробуют лук натянуть. Кто справится с этой задачей, будет хозяином этой земли. Остальные, не справившиеся, должны покинуть ее. Когда сыновья выросли, мать протянула лук им, передав приказание отца. Ни старший Агафирс, ни средний Гелон с задачей отца не справились. И только младшему сыну, Скифу, удалось выполнить завет отца. Он опоясался поясом Геракла и стал хозяином степи.
Каков быт у скифов. Склад характера?
Письменности у скифов не было. Кочевой образ жизни не совместим с ремеслом, которое могло бы напрямую дать ответ на поставленные вопросы. Приходится собирать сведения о скифах из сочинений эллинов о них. А в них хоть в какой-то степени образ  скифа эллинизируется. Кроме того следует понимать, что сталкиваясь по пути движения с другими народами, облик скифа претерпевал изменения, теряя свой национальный облик. Раньше всего это произошло с западными скифами под влиянием германцев и фракийцев. Восточные (Заднепровские) «держались» продолжительнее, но и тоже изменились, ославянились.
Только восточная часть их ушла в Тавриду, где в северных ее степях еще долго сохраняла свой облик, постепенно сарматизируясь.
Западные скифы стали вести оседлый образ жизни, занимаются земледелием. Восточные скифы – кочевники. Восточный скиф постоянно на коне (семьи в повозках). Конь, меч и лук; смелости и отвага, он царит над степью. По Геродот это скифы – царские. Кочуют по степи, живут – набегами. Богатство, доставшееся после на бега, не жалеет надеясь на следующую удачу. Жестокость свойственна ему, жизнь которого постоянно в опасности. Слава и честь скифа добываются доблестью в битвах, и позор грозит малодушному. Геродот рассказывает об ужасных жестокостях скифов, об их массовых убийствах пленных при погребении царей. Но нет подтверждений этому в царских курганах, вскрываемых археологами. О том,  что скифы индо-европейцы, говорит их внешность, их язык. На вазах, сосудах, извлекаемых из погребений, мы видим скифа: у него на голове длинные волосы, иногда покрытые конусообразной шапочкой, длинная борода, усы. Одет он в короткий с рукавами кафтан, нечто вроде русского  кафтана, с вырезанным воротом, подпоясан узким ремнем; на ногах сапоги и длинные широкие штаны, подвязанные у щиколотки. На бедре с одной стороны колчан  со стрелами и луком, с другой нож, в руках щит, короткое копье и другие вещи....
Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, побывавший в землях Скифии, много пишет в своей "Истории"  о религиозном культе скифов «Они почитают богов, принятых от греков, приносят им жертвы, но не имеют обыкновения ставить кумиры, алтари и храмы ни одному божеству, кроме Арея». 
Он же далее продолжает:»Готовя усопшего к дальнему и длительному путешествию, скифы "намазывают тело покойного воском, разрезают живот, вычищают его, лекарственными и благовонными растениями бальзамируют испустившего дух". Царя наряжали в роскошные одежды, сажали в деревянную повозку, запряженную конями и украшенную навершиями с колокольчиками. Дорога была долгой — по всем скифским владениям, простиравшимся от Дуная до Дона и Волги.
За погребальной коляской следовали родственники царя, дружинники, слуги и большие отряды конных воинов. Многочисленные кибитки и повозки тяжело нагружены и везут принадлежавшие царю оружие, одежду, драгоценности, посуду, ведут коней с пышными уздечными наборами, украшенными золотом, серебром и бронзой, пылят стада домашних животных для заклан: 1я и пиршества на тризне.
Траурное шествие по скифским степям продолжалось сорок дней. Во всех уголках Скифии, где проживали племена, находившиеся во власти царя, устраивали торжественную встречу погребальной процессии, совершали жертвоприношения. Обрастая повозками, стадами примкнувшими знатными скифами, процессия увеличивалась и разрасталась. Наконец, достигала города мертвых — Герры (археологи предполагают, что город находился в Приднепровье). Умершего царя ожидала обширная свежевырытая могила с несколькими большими подземными камерами".
           Курганы, некрополи и мавзолеи. Великая и немая печаль. Скифы верили, что есть потусторонняя жизнь, где умершему понадобятся  конь, оружие и одежда, любовница и драгоценности. И вместе с умершим царем в толще кургана хоронили часть прислуживавших людей, любимых коней и богатую утварь.
От злых духов покойника охраняли золотые лицевые пластинки в форме губ и глаз. Клали в могилу амулеты в виде сосудиков, человеческих фигурок, кулачков-кукишей. В мавзолее Неаполя скифского найден резной сердоликовый камень в виде жука — египетского скарабея, на нем же вырезана голова бородатого скифа в высокой войлочной остроконечной шапке. Изящны амулеты женской фигуры из желтой пасты и мужская бородатая голова с выпученными глазами из финикийского стекла. Золотыми и бронзовыми бляхами украшалась одежда погребенных. Свыше 1300 золотых предметов найдено в мавзолее. Оружие сопровождало царя в могиле: два меча, три копья, шлем, колчан и стрелы. Кафтан, штаны, сапоги и шапку украшали золотые лепестки цветов, капель, звезд, щитов и львиных головок, на высокой шапке — три бляхи с изображением Аполлона — греческого бога солнца. Рукава кафтана и штаны отделаны золотыми спиралями, а вся одежда расшита золотыми нитями.
Археологи раскопали много степных курганов с погребенными знатными скифами, анаходки из некоторых, например Куль-Обы (Холм пепла) под Керчью, получили мировую известность. Очень интересен сосуд, изготовленный из сплава золота и серебра, с четырьмя выгравированными на нем сценами, объединенными сюжетом скифского военного лагеря после боя: военачальник, выслушивающий донесение воина; воин, стреляющий из лука; скиф, лечащий зуб товарищу; воин, перевязывающий ногу раненому.
Переходим к вопросу, откуда взялись скифы?
Скифы были одним из древних кочевых народов. Родина скифов – степь. Условие появления – разделение труда: на землепашцев и скотоводов. Для скотоводов нужны степные просторы, на которых мог бы пастись скот. Трава съедена, что дальше делать? Нужно двигаться туда, где есть трава и вода. Нужна степь, бесконечная  степь: травы и травы...

Пылит дорога, травы, травы.
Орда идет издалека.
Не нужны рощи и дубравы –
Взор не ласкают степняка.

    Что толку в деревьях?  Годны только на дрова, да на изготовление крытых скифских повозок. В походе скифы не пользуются помещением. Ночуют под открытым небом, у костров, либо внутри повозки. Если приходится надолго оставаться в той, или иной местности, создаются округлой формы жилища, напоминающие юрты. Материал для постройки жилища: кожа и войлок.
Нужна вода, чтобы поить коней –
Нужны озера речки и река,
Стан разобьют на десять двадцать
дней.
И снова в путь. Идут века...

Не знает скиф законов и границ.
Законом служит время года,
Отлет на юг начался птиц. –
Знак двигаться на юг для скифского
народа.

На юге – неглубокие снега,
К тому ж они совсем недолги.
И занимают скифы берега
Низовья рек – притоков Дона, Волги.

      Но мест свободных не было, нужно было согнать тех, кто жил до них здесь, а это – война! Постепенно война и грабеж становятся основным средством наживы. И это тоже толкает вперед, второй стимул для продвижения  Когда-то предки скифов кочевали где-то в Азии... Потом стали потихоньку передвигаться к Европе. Сзади их подталкивали иные племена. Шло великое переселение народов.

Идут на запад племена,
Скрипят кибитки кочевые.
На западе земля заселена,
Живут народы – боевые.

Без боя землю не дадут!
Кто победит? Один Бог знает.
Переговоров не ведут.
Идет война, в ней кто-то
побеждает.

Уходит побежденный прочь,
Не гонятся за ним!
Укроют слабых скалы, ночь
А победитель – господин!
       Согласно греческому историку Геродоту, кочевые  скифы, жившие в Азии, теснимые более сильным скифским племенем, названным массагетами, перешли реку Аракс и вошли в киммерийские земли. Киммерийцы не смогли оказать им серьезного сопротивления, покинули страну. Преследуя их, скифы вошли в Переднюю Азию. Есть упоминания о скифах и у легендарного создателя поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Он говорит о стране киммириян и живущих  в ней загадочных племенах доителей кобылиц – млекоедов.

Не балует кочевника судьба,
С пеленок он с невзгодами знаком,
И пища и питье бывают не всегда,
Кобыльим вскормлен молоком.

Умеет раны сам себе лечить,
Готовит сам колчан себе и стрелы,
Из кожи и лозы готовит себе щит.
Чтоб выжить, нужно быть
подвижным и умелым.

Степь – кормилица степняка. Засушливые ковыльные степи, продуваемые злым холодным ветром в зимнее время года заставили степняков двинуться на запад
В VI — V веках до нашей эры климат в Европе стал более влажным. Степные реки наполнились водой, богатый и длительный травостой создал удобные условия для кочевого скотоводства. В балках росли леса, животный мир лесостепей был обильным: обычны были олень, сайгак, кабан, косуля, кулан, волк, лисица, заяц, и многие другие. Тучные стада скота и конские табуны быстро поедали сочную траву, и нужно было перегонять их на новые пастбища. За животными кочевали и скифы, охраняя стада, перерабатывая молоко, мясо, кожу и шерсть. Для кочевого скотоводства нужны были огромные пространства с пастбищами, и за них приходилось сражаться. Так что образ жизни заставлял скифов быть ловкими и умелыми наездниками, табунщиками, смелыми и выносливыми воинами.
На сильного всегда находится сильнейший.
 Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты (сборное понятие кочевых имен, этническое происхождение не выяснено) вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю. Киммерийцы стали совет держать, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. На совете мнения разделились Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
Но на земле, остались следы в названиях:  киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.
В Тавриде скифы утратили образ жизни кочевника и в ее степной полосе развили интенсивное хлебопашество. Последнее в избытке давало хлеб, как предмет торговли, и греческие колонии, получая от скифов хлеб, питались не только сами, но снабжали еще и своих соплеменников по берегам Эгейского моря. Благосостояние скифов, поднятое торговлей, делало их настолько сильными, что греческие колонии часто должны были считаться с этой опасной для их существования силой. Боспор даже в самые могучие моменты своей жизни не был господином скифов.
 И наука говорит о том же.  В VIII – VII вв. до н.э. племена скифов-кочевников пришли в причерноморские степи с каких-то территорий Заволжья и Азии. Принадлежали скифы к племенам североиранской языковой группы. Постепенно, вследствие сильного смешения скифов с другими местными племенами постепенно исчезали характерные признаки их культуры. У них становятся  господствующими оседлые формы жизни, формируется городская культура, появляется государственность. Вначале жили скифы бедно, о чем свидетельствует бедность их захоронений. Но, начиная с VII – VI вв. до н.э., скифы начали вести успешные войны с персидским царем Дарием, войска которого вторглись на территорию Скифии. Удачные войны обогащали скифов. Прежде они пленных убивали, теперь они их ослепляли, превращали в рабов и использовали как тягловую силу.
Со временем, захоронения скифской знати становятся богатыми. Скажем, в 1830 году к Северо-западу от Керчи была вскрыта погребальная камера кургана Куль-Оба. В ней был погребен знатный скифский властитель. Помещен был в саркофаг из кипарисового дерева. На его голове была остроконечная войлочная шапка с двумя обручами  из листового золота с резьбой. Рядом лежал кожаный головной убор с золотыми пластинками, на них рельефные изображения сцен побратимства. На шее – золотая гривна с фигурками конных скифов. На руках – золотые кольца.  С ним лежали рядом  короткий железный меч, с рукояткой, покрытой листовым золотом; рукоятка для плети, обвитая золотой лентой, да точильный камень в золотой оправе. Рядом в деревянном ящике была погребена знатная женщина. Возможно, это была жена. А может, и любимая наложница? На ней диадема из электра (сплав золота с серебром), золотое ожерелье, электровый сосуд с изображением сцен скифской жизни (теперь он известен всему миру), золотые серьги и подвески. В древней могиле находился и скелет коня.  Погребения  V  века и более поздних веков на Керченском полуострове становятся еще богаче. Последнее из таких открытий было сделано в 1965 году, в одном из трех курганов вблизи деревни Огоньки. Название курганы получили - «Три брата» В одном из них было обнаружено захоронение знатной женщины в богатом золотом уборе. Она лежала под балдахином, обшитом по краям золотыми пластинками. Руки ее украшали золотые браслеты. На лбу – золотая диадема с изображениями львов, в ушах золотые серьги…

СТОЛКНОВЕНИЕ  СКИФОВ  С  ПЕРСАМИ
     Первое время, скифы не утратили своих боевых качеств, не утратили и желания обогатиться за счет кого-то. В Крыму «разогнаться» было негде, богатых народов не проживало. Создав военный племенной союз, решено было померяться силами с самим персидским царем Дарием. Да он и сам напрашивался на сражение, вторгшись в пределы Скифии. Огромное персидское войско, возглавляемой самим царем, считавшим себя равным богу и требовавшим к себе такого же поклонения, не осознало военной значимости каких-то дикарей. Чего их опасаться? До них силу персидской конницы и пехоты испытали греки... Но, тут дикари, пришпорив лошадей, первыми бросились на персидское войско. Выпустив из луков град стрел, они бросились врассыпную прочь, За ними помчались персидские конники, готовя арканы для ловли пленных. Это стало чем-то напоминать охоту на диких зверей. Действия подданных подзадорили самого персидского царя...

Вскричал персидский царь: «Уходят от погони!
Победа наша! Полная победа!»
Единой плотью стали скифы, кони...
Прошли мгновенья, и не осталось следа.

Персидские расстроились ряды,
Расслабились, оружие убрав,
Прошло и ожидание беды...
Не знали скифов тактику и нрав.

Мгновение, и скифов вновь лавина.
Из луков целят на ходу,
Изломан персов фронт, нет линии единой,
С удачею сегодня не в ладу.

Не выдержав напора степняков, бежали.
Пехота, скошенной травою, полегла.
А жители степей в полон врагов не брали,
Кровь поле битвы залила.

Царь Дарий побежал. Часть войска
вместе с ним.
Оставлены врагу обоз и жены.
Был прежде «царь царей» непобедим,
Теперь уходит с поля побежденным!

     Разбогатели скифы...С этого периода времени скифские захоронения становятся богатыми, в них археологи стали находить золотые украшения, металлические предметы, вместо прежних глиняной посуды и украшений из терракоты. Наряду с богатыми оставалось великое множество бедных. Имущественное расслоение продолжалось. Одни пребывали в красивых домах. Другие в крохотных лачугах, чуть-чуть более того пространства, коим владели их предки в кочевых кибитках. Единственное отличие заключалось в том, что теперь нужно было искать средства  для существования Степь – кормилица ушла в прошлое.

Скиф, как кентавр, не отделим
От крупа своего коня.
А в поводу – еще один,
Чтобы сменить в теченье дня.

В последний скифа провожая  путь,
Коня кладут в его могилу,
Колчан со стрелами и лук.
Седло, подпругу и удила.

     Скифские племена все прибывали и прибывали. Расселение их в степи продолжалось, но теперь это шло медленными темпами. Менялись и виды деятельности, стало меньше территорий для выпаса скота, надо было чем-то заниматься, чтобы прокормиться?..
      Ближе к Дунаю местность стала меняться, степи стали беднее, пастбищ становилось меньше, а дальше начинались уже и горы, совсем неподходящая для кочевников-скотоводов местность...

Движения на запад больше нет.
Пора осесть, пора остановиться.
Придется скифам много лет
В земле копаться и трудиться.

Остановить коня на всем скаку,
Не все они теперь умеют.
Освоить и мотыгу, и соху
Придется, и пахать, и сеять...

Ордой осевшей править всей,
Всех приучить повиноваться
Задумал скифский вождь Атей,
И стал царем он называться.

                ЦАРСТВО   АТЕЯ
Могущество скифов растет. Скифы владеют землей не только Крыма, но и землями Причерноморья и Приазовья. В IV веке Скифией правил царь Атей,
       Во всяком случае, древние греческие историки называют Атея царем. Жил Атей во времена царя Македонии Филиппа – отца Александра Македонского. Точно не известны размеры скифского государства. Древний историк Страбон считает, что Скифия  тянулась от Днепра до Азовского моря, в государство Атея входила и часть Крыма. Атей оказался мудрым правителем. При нем было и плужное земледелие и кочевое скотоводство. Развивалось и ремесло. Образовалось несколько ремесленных центров. Один из них находился на Днепре (Каменское городище) – «Город литейщиков и кузнецов» Шла оживленная торговля с Гераклеей, Синопой, располагающихся на южном берегу Черного моря (Современная Турция), Херсонесом, находящимся в Крыму...

На берегу Днепра заложен город был,
Он славен ремеслом, литейным делом,
У древних греков славу заслужил,
Торговлю вел обширную умело...

      Археологические раскопки курганов, относящихся к этому периоду захоронения поражают обилием драгоценных золотых вещей. Так как золота не было в степях, значит, нужно думать об удачных военных походах Атея и торговле. Вместе со знатными скифскими владетелям хоронили их боевых коней, рабов...
     Атей создал специальное войско, во главе с военачальниками – прообраз будущей княжеской дружины. До него каждый скиф был военным стрелком. Атей удачно воевал, его умелая политика по отношению к греческим городам вызывала опасение Филиппа Македонского, что Атей помешает ему установить господство в Греции. Македонское войско вторглось на территорию Скифии. Скифы и доблестью и числом превосходили македонцев, но на стороне Филиппа была внезапность нападения, Атей не ожидал, что Филипп нападет в момент ведения переговоров  с ним. В 339 году в битве на Истре погиб девяностолетний царь Атей, отважно сражавшийся во главе своего войска. Греки захватили множество скифских женщин и детей, угнали стада скота. Скифы преследовали перегруженного «добычей» македонского царя. Филипп спешно покинул Скифию, войско его, теряя по пути и воинов и часть добычи, с трудом пробилось в Македонию. Но дело было сделано. После гибели Атея скифское царство распалось. Оно держалось на таланте одного человека. Македонии теперь ничто не мешало «заняться» греческими городами-государствами.

В сражении на Истре пал Атей,
Филиппом предан вероломно,
В плен взято много женщин и детей.
Не стало Скифии огромной.

       Что сохранилось от того времени?  Курганы, да погруженные в землю городища. В Талаевском кургане близ Симферополя в 1891 году было вскрыто археологом Веселовским Н.И.  богатое захоронение, На знатном скифе, похороненном там, была найдена золотая гривна с головками львов на концах, и многое другое. Сохранились и другие богатые погребения. А вот кургана, в котором был похоронен Атей,  так и не нащли.
      История скифской государственности, со смертью Атея, была прервана. Центр ее созидания позже перемещается в Крым. Почему в Крым? Да потому, что Крым был мало удобен для кочевий.
Скифы испытывали давление со стороны сарматов. Легко вооруженные скифские конники уступали тяжеловооруженным сарматам. Поэтому, оттесненные, они оседали в Крыму. Сарматы не следовали за ними. Им не нужен был Крым, в котором не было достаточно широких бескрайних  степей    Наверное, поэтому в Крыму мало сарматских захоронений. Самое большое количество сарматских курганов находится  в приволжских, донских и приазовских степях. Несмотря на превосходство сарматов в военном отношении, культура их была намного ниже скифской. Военную силу сарматов стали использовать в своих целях греческие города в войнах со скифами. Так понтийский царь Фарнак привлек сарматского царя Гатала к борьбе Херсонеса против скифов. О подобном  же говорит поэтическая новелла об Амаге – воительнице.

Возникло царство скифское в Крыму.
Возможно, царь поставлен был Амагой.
Известно то лишь Богу одному...
А правда стала мифом, просто сагой.

ДЕЯНИЯ  АМАГИ
       Окрепшие от поражений в войне с македонцами, скифы стали угрожать Херсонесу и другим греческим городам, подчиненными ему. Херсонесцы стали искать союзника, который им бы помог в борьбе со скифами. Понтийскому царю было некогда, он занимался внутренними распрями. И решили греки просить помощи у Амаги. Амага была женой царя сарматов Мидосанка. Просить самого царя сарматов было бесполезно, он предавался кутежам и пьянству, абсолютно не занимаясь государственными вопросами. Суд и расправу приходилось вести самой Амаге. Она отлично справлялась с этими обязанностями, полностью оттеснив своего непутевого мужа от внутренних государственных дел. Мало того, ей пришлось заниматься и делами военными. Она сама расставляла в своей стране военные гарнизоны, смещала нерадивых командиров, сама отражал набеги врагов, сама помогала соседям. Слава об Амаге разнеслась по всей Скифии. Услышали о ней и херсонесцы., жившие на Таврическом полуострове, почему и сам город назывался Херсонес (в переводе на русский – полуостров). Прислали они к Амаге свою делегацию из уважаемых граждан, жаловались на притеснения со стороны скифского царя, и просили принять их в число ее союзников. Выслушала просителей Амага и обещала помочь. Послала она к скифскому царю своего посланника  и потребовала от него, чтобы тот прекратил набеги на Херсонес. Рассмеялся скифский царь, услышав приказание от какой-то женщины, пусть и жены сарматского царя. Приехал посланник и передал своей повелительнице  все, что он слышал из уст скифского царя и его окружения, в том числе и насмешки.. Тогда Амага выбрала из своих воинов 120 самых крепких телом и душой, дала каждому из них по три лошади, чтобы они могли их менять в пути. Проскакав с ними за 1сутки 1200 стадий, внезапно явилась ко двору скифского царя. Стража царя не ожидала внезапного нападения и была в одно мгновение перебита. Остальные пришли в смятение, вообразили, что нападающих значительно больше, и бежали, не оказав сопротивления. Амага ворвавшись во дворец, убила скифского царя, его родственников и друзей. Страну она отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого, повелев ему править справедливо, не трогать и не притеснять ни эллинов, ни других соседей. Легенда об Амаге остается легендой, но в какой-то степени она отразила реальную действительность. По времени происходящего это связано с царствованием предшественника скифского царя Скилура. Скорее всего, речь идет об его отце, так и не оставившем своего имени.
А в Восточном Крыму, где тоже проживали  скифы новые пришельцы, идущие с востока, появились. Савроматами их назвали. Вот что рассказывают легенды о них: Эллины вели войну с амазонками. После победоносного сражения при Фермодонте возвращались они  домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили всех. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.
Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.
 Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.
 В полдень амазонки  расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок
 После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда, наконец, они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: “У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами и других у нас не будет”. На это амазонки ответили так: “Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе”.
 Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: “Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом”.
Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида79. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай.
Примитивно звучит легенда, но как бы то ни было, сближение скифов с сарматами происходило. Геродот свидетельствует, что "савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном"
Жизнь двух этих народов текла почти одновременно, но близость скифов к культурным очагам тогдашнего мира раньше ввела их в общую жизнь и приобщила отчасти ко всеобщей культуре. Скифы быстро прошли свою жизнь и ко времени Рождества Христова только местами сохранили свой облик; сарматы же выступили на их место и не только приняли культуру прежних народов, но и внесли в нее свои специфические оттенки, родственные также и скифам.
Имеются данные, позволяющие считать современных  осетин потомками многочисленных в древности сарматов.
Сарматы, разбитые сначала готами, а затем гуннами, массами бродили по югу России до XIII в. Боспор, не ужившийся на западе со скифами, сжился на востоке с сарматами. Сарматская иранская культура придала Боспорскому царству в эллинистическую и римскую эпоху особенный оттенок, сказалась во всей культурной жизни Боспора – и в религиозно-государственной, и обычной бытовой.
Сарматизация Боспора завершилась к половине II-го века окончательно: в нем являются сарматские цари, и даже он перерождается в сарматское царство.

             СТОЛИЦА  СКИФИИ
Имя первого строителя Неаполя история не сохранила. Скорее всего, это был отец скифского царя Скилура. Не сохранила история и изображения его. Похоже, начинавший строительство прекрасно разбирался в том, что потребуется осажденным? Главное – это  вода. На плато, где стоял Неаполь Скифский, водных источников и колодцев не было. Воду, в те времена, принято было хранить в бассейнах, цистернах, пифосах (больших глиняных сосудах с остроконечным дном). Брали  воду из ручья, текущего в Петровской балке, из источников, бьющих из-под Петровской скалы, а также из протекавшего вблизи Салгира. Следует учесть, что реки, которые мы сегодня видим, были значительно полноводнее. Значительно полноводнее был и Салгир. Для обеспечения водой на период осады, в небольшой балке, на восточной окраине города было сооружено водохранилище с земляными плотинами. По главной из плотин проходила дорога...
Отцом Скилура крепость создана
На берегу реки Салгира.
Могучею стеной защищена.
Но связь имела со всем миром.

Скилур создал и армию и флот,
Учителями были сами греки.
Величие и Скифии оплот –
Вошли в историю навеки.

      Самой уязвимой при нападения врага была южная сторона Неаполя Скифского. Здесь отцом Скилура была воздвигнута мощная оборонительная стена, шириной до 2,5 метров и высотой в три метра. Снаружи и изнутри стена была облицована огромными, плохо отесанными, а порой, и просто отколотыми, камнями. Пространство между ними было забутовано щебнем и мелкими камнями, смешанными с глиной. В средине южной стены находились и главные ворота города, проем их имел балочные перекрытия. Против ворот находилось большое строение с двумя портиками. Какой цели оно служило, до сих пор не вполне ясно? К Северо-западу от этого строения находился большой жилой дом с полуподвалом, вырубленным прямо в скале. Стены дома были толстыми, изнутри оштукатуренными и расписаны яркими красками в эллинистическом духе. В городе помимо крупных строений находилось множество построек самого примитивного вида, по форме, напоминающих кочевые юрты. Крыши их были не из черепицы, как у богатых домов, а глинобитные земляные. К таким постройкам примыкали крохотные дворы, иногда с земляными глинобитными навесами. Во дворах  жители устраивали ямы для хранения зерна и сбрасывания мусора. Находились в них и летние очаги и печи. С начала правления Скилура облик города стал меняться. Скилур был правителем довольно большого государства, в которое входили не только Крым. На обоих берегах Днепра, в нижнем течении его находились скифские селища и городища. По виду построек они напоминали Неаполь Скифский, только меньших размеров. Созданный греками город Ольвия, городища по нижнему Бугу, похоже, тоже входили в состав территории, подвластной Скилуру. Во всяком случае, при раскопках здесь обнаружены бронзовые монеты с портретом Скилура и его именем. Возможно, что эта часть Скифии имела некоторую степень автономии. Восточные границы Скифии доходили до Азовского моря, а в Крыму до Боспорского царства, занимающего территорию Керченского полуострова.

Кочевник быстрый, скотовод
Пружиной вынужден был сжаться.
У пенных разместился вод,
Защитой вынужден заняться.

Степной теперь не ждет простор,
Не развернуться конной лаве.
У северных отрогах гор
Столица строится державы.

Условий для движений нет,
Пути дороги перекрыты,
Неаполь Скифский много лет
Стоял, историей забытый.
     Скилур усилил стены своей столицы, теперь у ворот они достигали 6,5 метров толщины. По-видимому,скифы уже были знакомы с действием стенобитных орудий. С этой целью перед основной стеной крепости была поставлена предохранительная стена, заменявшая ров. К востоку от главных ворот возвышалась четырехугольная башня, внутри ее имелось помещение, где, судя по всему, находилась стража. Для украшения города использовались греческие строители и архитекторы. На городской площади ими было построено парадное большое здание, с портиками, четырехгранные каменные столбы увенчивали дорические капители. Площадь перед ним украшали барельефы и статуи. На одном из постаментов находилась конная статуя самого Скилура. О том, что происходила частичная эллинизация скифов, говорит и то, что там же находились статуи Зевса, Афины и Ахилла. Известно, из надписей, сделанных на них, что их поставил грек Посидей, прежде живший в Ольвии, а затем перебравшийся в Неаполь. В восточном портике здания, по-видимому, стояла статуя, посвященная греческой богине плодородия Деметре. Во, всяком случае, сохранился цоколь статуи с именем этой богини. Были здесь многие статуи из бронзы, мрамора и просто из известняка. Судя по многим археологическим находкам (я не стану их перечислять, чтобы не утомлять читателя деталями) скифы из Неаполя Скифского вели широкую торговлю с городами Греции, привозя оттуда предметы роскоши, вино, дорогую посуду, а вывозя хлеб и другие товары. Торговля осуществлялась не только через Боспор и Херсонес, но и через подвластные Неаполю Скифскому - Керкинитиду, Калос-Лимен и Ольвию. Многие данные говорят о том, что у скифов имелся и свой флот, пусть и небольшой. Командовал им выше упомянутый грек Посидей. К концу своей жизни Скилур  стал строить себе каменную гробницу, превращенную позднее в мавзолей...

И не спит Скилур, а снится:
Пыльная бескрайняя дорога.
Дым пожарищ где-то на границе,
И телег груженых всюду много.

Глянул, вновь бегущая дорога
И телеги поднимают пыль,
В ней по бабки тонут коней ноги...
Морем разливается ковыль.

На одной сидит он, разомлел,
Хоть бы, ветер слабенький подул
Рой мушиный на коней  осел.
Кружит, поднимая жуткий гул..

В вышине небес завис орел,
Он на синем фоне черной точкой,
Степь искриться, ровная, как стол,
Редкие кусты торчат, как кочки.

    Едва успел Скилур закончить строительство гробницы, как тяжко заболел. Столица притихла, словно придавило ее печалью. Правда, были и такие, которые, тайно скрывая радость, с нетерпением ждали кончины царя. Чувствуя приближение смерти, Скилур сзывает сыновей. Их у него немало, то ли шестьдесят, то ли восемьдесят? Тяжко дышит царь. Взмокшие полуседые волосы головы разметались по подушке, набитой конским волосом. Бисеринки пота выступили на осунувшемся пожелтевшем лице Скилура. Клинышком вверх взметнулась борода. Скилур коротко стрижет ее, не так как носили его предки, но он ее и не бреет, как это делают греки. Собралась толпа сыновей, с любопытством всматриваются в лицо отца. Хоть и слаб царь, но разум его еще не угас. Велел одному взять в руки связку дротиков и переломить ее. Потом другому, третьему, и т.д. Никому не удалось этого сделать. Тогда он сам взял связку, и, извлекая из нее дротик за дротиком, стал ломать.их. Видя удивление на лицах сыновей, Скилур сказал: «Видите, даже я слабый мог поломать связку дротиков, извлекая их по одному. Но, ни одному из вас, могучему телом, не удалось сломать дротики в связке. Будете действовать заодно, будете сильными, неодолимыми, а, разделившись и враждуя друг с другом, будете слабы!»
      Нет сведений, как в дальнейшем действовали сыновья Скилура, но, учитывая сведения, данные древним историком Страбоном, они объединились вокруг Палака. Царская власть в Скифии оставалась в одних руках. Смут не было.
       При царе Палаке, вдоль западной стены гробницы Скилура, на подстилках из кошмы, в звериных шкурах, деревянных ящиках стали хоронить военачальников. Гробница стала мавзолеем. Сначала мавзолей стоял открытым с трех сторон, но, когда городу стала угрожать опасность со стороны Херсонеса и понтийских завоевателей, жители Неаполя заложили дверь в мавзолей камнем, обнесли его поясом из крупных камней. Потом его надстроили, и из усыпальницы возникла боевая башня, в ней имелось вверху и помещение для воинов; соединялась она с землей каменной лестницей.
    Укрепление скифской государственности сопровождалось завоеванием земель, прежде принадлежащих Херсонесу. Палак считал недостаточным то, что и Херсонес, и Боспор платят ему дань, не желая военных действий. Он, продолжая политику своего отца Скилура, повел дальнейшее наступление на греческие города. Скифам удалось на западе Крыма захватить  ряд укреплений греков, на месте их возникали скифские городища, с жилыми постройками и укреплениями. Таким было, к примеру, Южнодонузлавское городище (у села Поповка). К юго-западу от него было построено городище Тарпанчи.  Самое крупное из созданных скифами городищ было Усть-Альминское. Военные удачи настолько воодушевили скифов, что они стали часто нападать на сам Херсонес. Тавры последовали примеру скифов. Возможно, что временами они объединялись для совместных походов.
     II век до нашей эры оказался очень неспокойным. Внук понтийского царя Фарнака Митридат VI Евпатор открыто готовился к войне с Римом и искал союзников в этой войне. Не мог он не обратить внимания на Херсонес, оставшийся единственным греческим городом, не утратившим своего эллинизма. Положение Херсонеса к этому времени стало критическим, и он обратился за помощью к понтийскому царю. Тот направил туда войска морем под командой полководца Диофанта.
Скифы, предводительствуемые своим царем Палаком внезапно напали на воинов Диофанта. Понтийские воины не дрогнули, Будучи более дисциплинированные, обладая военной выучкой и лучшим вооружением, они остановили скифов и заставили их бежать.

Как листья, стрелы опадают вниз.
                Кто будет поражен,
Тот не услышит свист.
                Мгновенна боль, за нею смертный сон.

Понтийский воин- шлем с забралом.
Поножи, щит, короткий меч.
Костлявая ему не угрожала,
Коль за спиной товарищ есть.

У скифа превосходство есть,
Он легок, панцирем не скован,
Упасть он может и присесть,
Мгновенно распрямляясь снова.

Он бьет врага издалека ...
Но щит – надежная защита.
Враг будет раненым слегка,
Но редко, может быть, убитым.

И скиф не любит близкий бой.
В нем меч короткий безупречен.
И скиф, оставленный судьбой,
Убитым будет, изувечен.

Палак все ловко рассчитал –
Внезапность ест залог победы.
Но вместе с войском побежал.
Неаполь посетили беды...

Чтоб мир с понтийцем заключить,
Пришлось и с золотом расстаться.
Но, что поделать, нужно жить,
Судьбе в печали улыбаться!

       Диофант был опытным полководцем. Он не стал преследовать скифов. Нужно было вначале  обеспечить себе надежные тылы. Нельзя было оставлять у себя за спиной тавров. Диофант покорил тавров, пройдя по западному побережью Крыма. Он основал там город Евпаторий, названный им в честь Митридата Евпатора. После этого можно было приступить к основной части военной задачи, Пополнив свои войска херсонесцами, он двинулся на скифов. Несмотря на яростное сопротивление, скифы были разбиты и подчинились власти Митридата, сдав свои крепости Хабеи и Неаполь. Задерживаться Диофант не стал. Заключив союз с Палаком, Диофант, считал свою миссию выполненной. Поэтому он и направился к себе, в Понт. Понт означает по-гречески – «мост». Так называлась тогда та часть передней Азии, где находится современная Турция.  Диофант был синопцем, то есть, он был жителем столицы Митридата Евпатора – Синопы.
    Однако Диофант просчитался, считая дело со скифами улаженным; силы скифов были не сломлены. Они тотчас «отложились» от Митридата, вступив в союз с племенем роксоланов. Вновь нависла угроза над Херсонесом. Истинного положения дел, мы не знаем. Наверное, оно было угрожающим, если Диофант был вынужден, несмотря на то, что приближалась зима, снова отправиться в Крым.

Бунтует Понт Евксинский, разгулялся.
Волна морская круто бьет,
Но Диофант спокойным оставался.
Уверен он: «Победа его ждет!»

Он выслушал упреки Митридата.
Он все владыке толком объяснил:
«Я полагал, что скифы не богаты,
Восстановиться им не хватит сил!

Ошибку я учту и накажу Палака.
С лица земли Неаполь будет стерт,
Окончат жизнь под топором, на плахе.
Жилища превращу в пылающий костер!

Он мир отверг, пусть испытает руку,
Которая Неаполь пощадила!
Да, скифам будет горькая наука...
О чем жалеть, ведь сами заслужили!»
      Очистив  западное побережье Крыма от скифов, силы Диофанта встретились с войсками Палака. Бой был жестоким, но неравным. Палак потерял значительную часть своей пехоты и конницы. Но военные действия были приостановлены. Пришла на полуостров Крымская зима, с ее редко прекращающимися дождями, непролазной грязью...Основные военные действия решено было  перенесть на весну... Весна затянулась. Но вот небо прояснилось, солнце подсушило землю, и понтийский полководец двинул войска на Скифию...  И опять проведение вмешалось в планы Диофанта. Возникло восстание Савмака на Боспоре. Из Синопы прибыл гонец. Митридат приказал своему полководцу подавить восстание в Пантикапее... Неаполь Скифский и остальные крепости не были полностью разрушены. Но счастье отвернулось от Палака. Враги почувствовали, что скифский царь не контролирует полностью свое государство. Греческие города перестали платить дань. Ольвия отошла к Митридату. Отодвинулась на запад граница с Боспором. Керкинитида,  Калос-Лимен и другие города и городища перешли под власть Херсонесу.
Торговля исчезла. Ремесла оказались ненужными, площади под посевы хлеба резко сократились. Опять пришлось вернуться к скотоводству, к тому же, на резко ограниченном пространстве.

За холмами ночь.
Конь промчался вниз, по косогору.
Стук копыт.
Взорвана ночная тишина
Звезды побледнев, клонились долу.
Угасала медленно скорбная луна.

Воздух отсырел.
Дымный чад костра на луговище.
Ест дрова огонь,
Медленно, чуть-чуть жуя.
Фырканье коня.
Скиф тихонько свищет,
И кафтан его блестит, как чешуя.
      После временного упадка в I  и II веках нашей эры, происходит вновь подъем скифского государства. Начинает успешно развиваться сельское хозяйство. Выращивают хлеб, виноград, поднимается и скотоводство. Избытки выращиваемого хлеба продают грекам. О том, что хлеба стало производиться много, говорит обилие зерновых ям в Неаполе Скифском. Давят из винограда вино. Распространяется гончарное производство, прядение, ткачество. Скотоводство интенсивное. Разводят овец и коз, реже крупный рогатый скот и свиней. Коневодство развито только в Неаполе Скифском и близлежащих городищах. Изменяется и внешний вид Неаполя. Разрушенная восточная башня вновь поднимается вверх и покрывается снаружи каменным панцирем. Восстановлены старые здания, построено много новых. Перестроены ворота. Расширяется и торговля. На  стенах многих зданий красочные фрески. На них  изображены сцены скифского быта. Вот изображен скиф, играющий на лире. Он в характерном для скифа наряде: остроконечная шапка, кафтан  поверх штанов, сапоги. А вот на изображении видны две собаки, травящие дикого кабана. А вот всадник с копьем. Чувствуется, что изображения выполнял мастер, знакомый с изобразительным искусством. Конечно такого развития, какое наблюдалось при Скилуре, Скифия уже не достигнет. Но опять скифы начинают притеснять греческие поселения и города: Боспор, Херсонес, Ольвию.
     Царю скифов Фарзою удалось так «прижать» Херсонес, что тот  вынужден был обратиться за помощью к Риму.
Римские войска, возглавляемые легатом Мезии  Плавтием Сильваном, одержала решительную победу над скифами. Рим утвердился в Крыму. Потеряли независимость не только скифы, но и Херсонес.
      Скифам трудно подняться из-за нападений извне. Особенно участились военные походы из Боспора. Боспорские цари Савромат II, а затем Раскупорид III  одерживают победы над скифами, заставляя подчиниться их своей власти. Разрушены главные ворота Неаполя, а также мавзолей, видны проломы в южной стене. Неаполь Скифский хоть и продолжает жить, но становится все меньше и беднее. Здания теперь возводятся только из бутового камня или из щебня, смешанного с глиной. Мусор из города уже не вывозят, там скапливаются стаи диких собак, настолько лютых, что имеются случаи гибели от них и животных, и людей.


Жизнь била не ключом, а только слабо тлела.
Тянулись медленно, смолою вязкой, годы.
На западе земля стонала и горела.
В Крым хлынули потоком грозным готы.

Без бога в сердце, и в душе без страха, -
Путь боли, крови, слез и грабежа.
И все живое стало тленом, прахом.
Остался жив, кто смог тогда бежать.

Неаполь пал, из тьмы уже не встанет.
О том поведал вам мой скромный стих.
Легендой Крыма сами люди станут.
Канули в Лету тавр и скиф.
      Во второй половине III века город гибнет. Люди бросают город в спешке, не успевая захватить с собою имущество. Пожары бушуют в городе, дым застилает небо. Рушатся здания. Падают пораженные стрелами и копьями последние защитники города. Оставшихся в живых пятьдесят человек привели к вождю готов. Тот сидит на скамье, опершись руками на длинный обоюдоострый меч. Приговор прост: «Всех казнить!». Обреченные сами роют большую, глубокую яму. Их ставят на колени перед общей могилой. Взмах меча и отсеченная голова летит в яму. Труп валится на бок, но не успевает... Толчком ноги его сбрасывают вслед за головой.
Царства Скилура и Палака уже не в степях Тавриды, а придвинулись к морю – в горную Тавриду, на места прежних тавров. Скифы давно уже слились с таврами в одну этнографическую особь. Про последних нужно заметить, что в них замечаются элементы близкие фракийцам. Скифы таврические представляют из себя сильно эллинизированную народность.
Разрушение царства Скилура и Палака в горном Крыму не уничтожило могущества скифов, они временно притаились в степной полосе, но во времена римского господства вторично выступают с претензией на господство в Тавриде. Поход Тиверия Плавция Сильвана (II в. по Р.Х.) с громадными усилиями подавил опасных уже Риму скифов. Но недолго скифы сохраняли свою силу и нацию. Нашествие готов было настолько сильно, что скоро скифы и в Тавриде слились с пришельцами.
Останутся еще кое-где мелкие поселения скифов. Но Неаполь уже больше не будет существовать. Жизнь многолюдного, многоэтничного бывшего скифского государства резко изменилась. Вместо просторных безлесных степей, лесные массивы гор, все, что осталось для оттесненных к югу малочисленных скифов Примитивное хозяйство, примитивная культура, да и сама  жизнь - примитивная! Кто будет противостоять силам, идущим извне. Гунны, византийцы, татары...Идут и идут...
Ветры гуляют там, где прежде жизнь бурлила. Приютилось у берега небольшое греческое селение. Жизнь примитивная, патриархальная.
На протяжении раннего Средневековья крупного городского поселения на территории Симферополя не существовало. В период господства кыпчаков и Золотой Орды существовало небольшое поселение, называвшееся Керменчик (в переводе с крымскотатарского маленькая крепость, крепостца).

 В XV – XVIII вв., в период Крымского ханства, севернее развалин Неаполя Скифского, на пересечении торговых и стратегических дорог возник небольшой город Акмесджит (в других источниках известный как Акмечет, Ак-Мечеть, Акмечит), который был резиденцией калги – второго человека в государстве после хана. Дворец калги находился на территории нынешнего парка «Салгирка» (он же Воронцовский парк). Кварталы, построенные в те времена, называются ныне Старым городом. .А начнется городок создаваться со строительства мечети Кебир-Джами. Освящение ее произошло в 1508 году. Строилась мечеть, строились жилища. Камень на строительство брался из развалин Неаполя Скифского
Предполагают, что белизна мечети дала название средневековому городу Ак-Мечеть (Белая Мечеть). Ак-Мечеть представлял собой довольно крупный населенный пункт по средневековым масштабам. Средневековая Ак-Мечеть насчитывала около 10000 жителей, не считая приезжих. По данным описания Крыма, составленного в 1783 г., в Ак-Мечети значились в ту пору 331 дом и 7 мечетей. Столица Малой Скифии, в состав которой входил нынешний Крым (за исключением Керченского полуострова, бывшего частью Боспорского государства, и Херсонеса, располагавшегося на территории нынешнего Севастополя), многие тысячелетия считалась утерянной. Место ее расположения обнаружили не случайно. И свою роль сыграл в этом крымскотатарский город Ак-Мечеть, предшественник Симферополя.

В XVIII в. Россия всеми силами стремилась получить выход к Черному морю, в 1768-1774 гг. она вела войну с Турцией и Крымским ханством. В 1771 г., в разгар русско-турецкой войны, русская армия под командованием генерала В. М. Долгорукого (1722-1782) стала лагерем на левом берегу Салгира. Считается, что Долгоруковский обелиск стоит на том месте, где стояла палатка командующего второй армией. Тогда никому из русских воинов и в голову не могло прийти, что на месте их скоротечного лагеря в недалеком будущем возникнет новый город – Симферополь. Одержав победу, русское правительство вводит в 1777 г. в Ак-Мечеть войска под руководством А.В. Суворова (1729-1800). В короткий срок солдаты на крутом мысу над Салгиром построили редут, ставший первым сооружением будущего города и названный в честь прославленного полководца Александровским.
Жизнь в этот уголок земли вдохнет Россия. Приезжавшая, чтобы ознакомиться с новым приобретением России, императрица Екатерина Великая, увидев уголок зелени у Салгира, убогие жилища сказала: «Быть тут городу!» Официальной датой основания Симферополя считается 1784 год, однако некоторые историки оспаривают право этой даты считаться годом основания города.


И стал строиться новый город на обломках глубокой скифской истории. И имя ему было дано – «Симферополь 
Возвращались люди, живущие в этой части Крыма к прошлому своему? Конечно»
Проводились в советское время и в довоенное и послевоенное время
Масштабные археологические исследования городища проводились в 1940-50-х годах. Открыты остатки мощной (8,5 метров толщиной) оборонительные стены с двумя привратными башнями, одна из которых являлась мавзолеем (72 погребения: царя и знати с конями, оружием, множеством золотых украшений и др.). Раскопаны остатки жилых и общественных зданий, в том числе с фресками. Найдены портретные рельефы, обломки статуй, постаменты с греческими надписями — посвящениями богам. На некрополе исследовано свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы, земляные склепы и грунтовые могилы рядового населения. Роспись в одном из склепов изображает всадника, скифа с лирой, псовую охоту на кабана, в другом — скифа-лучника, танцующие фигуры и др.
Найден был барельеф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э., Неаполь Скифский Практически все раскопанные участки городища для сохранности были потом вновь засыпаны землёй из-за отсутствия средств на необходимый за руинами уход. Сегодня Неаполь Скифский — историко-археологический комплекс, археологический памятник мирового значения — находится в запущенном состоянии. 
.После вхождения Крыма в состав Российской империи было решено основать центр образованной на большей части земель ханства Таврической области (позднее губернии) на месте Ак-Мечети. В протоколе заседания Таврического областного правления от 23 мая 1783 года отмечается, что «с Акмечета будет губернский город Симферополь». В 1784 году под руководством светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического на территории, непосредственно примыкавшей к Акмесджиту (на левом берегу Салгира, там, где ранее стояли полевые лагеря полководцев Василия Долгорукова-Крымского и Александра Суворова), началось строительство административных и жилых зданий и православного храма. Сейчас это часть города, ограниченная с трёх сторон улицами Розы Люксембург (Александро-Невская), Павленко (Инженерная), Маяковского (Внешняя) и улицами Караимская, Кавказская и Пролетарская с четвёртой. Этот район отличается регулярной планировкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямыми углами) и застроен в основном двухэтажными домами. Границей между кварталами ханского веремени и постройками екатерининской эпохи являются улицы Караимская, Кавказская и Пролетарская. Город, включавший в себя как вновь построенные кварталы, так и территорию Ак-Мечети, получил название Симферополь — в переводе с греческого «город пользы». Выбор греческого названия объясняется существовавшим во времена Екатерины II веянием называть новые города на присоединённых южных территориях греческими именами, в память о существовавших там в древности и в средние века греческих колониях. С того момента Симферополь бессменно является административным центром Крыма. Взошедший на российский престол после Екатерины II Павел I вернул городу название Ак-Мечеть, однако уже в начале правления Александра I в официальное употребление вновь было введено название Симферополь. В указе об образовании Таврической губернии от 8 октября 1802 года говорится: «Губернским городом сей губернии назначается Симферополь (Ак-Мечеть)». На протяжении XIX века на картах и в официальных документах часто указывались оба названия города.
Во время Гражданской войны в Симферополе располагалось несколько быстро сменявших друг друга большевистских и белых правительств, а после её окончания город стал столицей Крымской АССР. В 1941—1944 годах Симферополь пережил гитлеровскую оккупацию, уничтожение еврейского, цыганского и караимского населения. 13 апреля 1944 года город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков (фактически советские войска вошли в пустой город).. В 1945 году после ликвидации Автономной республики стал центром Крымской области РСФСР, которая в 1954 году была передана УССР.
После восстановления республики в 1991 году город вновь обрёл столичный статус.
Симферополь — значительный промышленный центр. Главными отраслями являются машиностроение, пищевая и лёгкая промышленности. К сожалению, большинство предприятий находятся в состоянии простоя или имеют крайне мало заказов.
Столица Крыма известна своими многочисленными достопримечательностями и архитектурными памятниками. В городе находятся памятники А. В. Суворову, князю Долгорукому, героям Великой Отечественной войны, деятелям культуры и искусства, мемориал посвящённый жертвам ОУН УПА. В честь освобождения города от немецко-фашистской оккупации на постаменте перед зданием Верховного Совета Автономной Республики Крым установлен советский танк Т-34 (в 2004 году перенесён на десяток метров ближе к зданию Верховного совета). До 1920 в Симферополе был памятник Екатерине II (разрушен большевиками), в настоящее время в городе установлен памятный знак, на котором планируется установить памятник Екатерине II.
Среди памятников архитектуры выделяются небольшой дворец светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова на территории Ботанического сада Таврического Национального университета, самое старое из ныне сохранившихся зданий Симферополя  — мечеть Кебир-Джами 1508 года постройки, которая наследовала только одну из стен оригинальной мечети, а также ныне воссоздаваемый на старом месте, православный собор Александра Невского, на месте перенесённого танка Т-34. Собор Александра Невского будет кафедральным и крупнейшим культовым сооружением Крыма. В центре города много зданий исторической ценности (например, примечательное здание Русского драматического театра на улице Пушкина, построенное по проекту академика А. Н. Бекетова в 1911 году).
Главный археологический памятник города — руины Неаполя-Скифского, и по сей день находится в  удручающем состоянии.