Превратности национальной любви

Евгений Габелев
Любовь зла…




НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ


Бывает любовь мужчины к женщине. Бывает любовь родителей к детям. А бывает народная любовь к мерзавцам, в силу некоторых причин почитаемых как великие исторические личности. Об этой любви мы и поговорим.


Не стоит думать, будто автор предпочитает эту форму любви всем прочим. Скорее наоборот. Выбор темы для исследования обусловлен вполне прозаическими причинами, и, как на беду, самым свежим предлогом.


На днях, один известный социологический институт, опубликовал итоги опроса: какие исторические личности, правители и герои двадцатого века представляются нашим согражданам лучшими и заслуживающими любви.


Результат оказался ужасен.




Выяснилось, что лучшим из людей прошлого века наши соотечественники назвали Леонида Ильича Брежнева. С небольшим отрывом за ним следовали Иосиф Виссарионович Сталин и Владимир Ильич Ленин.


То есть, главным историческим героем у нас почитают выжившего из ума мразматика, единственной заслугой которого перед отечеством оказалось, что он не был людоедом, и не душил своих подданных миллионами.


Впрочем, серийные убийцы, садисты, и маньяки из власти, что вели себя словно волки, попавшие в курятник, тоже до крайности полюбились русскому народу. О чем явно свидетельствует их как всегда высокая популярность.


Все это вполне симптоматично.




Всякий из нас выбирает себе в качестве любимого героя того, кем хотел бы стать сам, выпади ему такая возможность. Что в равной мере объясняет как любовь к литературным персонажам, так и к историческим личностям.


Выходит, большинство россиян хотели бы превратиться в утративших разум безумцев. И лишь воля случая еще удерживает их. Это, судя по всему, и является русской национальной мечтой, которую мы все так долго искали.


Единственное различие между ее обладателями состоит в том, какой вид безумия они предпочтут. Беззлобное снижение интеллекта вплоть до олигофрении, или маниакальную паранойю, сопровождающуюся вспышками буйства.


Наверно, это прекрасный выбор.




Удалось выявить еще один повторяющийся результат. Всякий раз, когда людей просят назвать тех, кого они считают выдающимися историческими личностями, большинство из них называет исключительно имена правителей.


Людям интересны лишь те, кто наделен властью. Те, кто управлял миллионами, и отдавал приказы. Это значит, что власть является тайной мечтой россиян. Власть придает личности ценность и наделяет ее жизнь смыслом.


Массе не интересен человек, спокойно создающий что-то полезное. В списках народных любимцев нет места писателям, композиторам и живописцам. Никто не любит изобретателей и ученых. А уж тем более, борцов за свободу.


Уважают лишь тех, в чьих руках плеть.




Бьет, значит любит…




НАРОДНАЯ ВЛАСТЬ


Можно сжечь себя моральным негодованием, находя утешение в изобличении общественных язв и дефектов массового сознания. Но критическое суждение, лишенное анализа, вряд ли сможет изменить дело к лучшему.


Феномен народной любви к тем, кто не может вызывать ничего, кроме презрения и ужаса, имеет под собой очень глубокие корни. Прежде всего, это беспомощность личности в по-прежнему архаично устроенном российском обществе.


Те, кто лишен возможности ощутить себя свободными от давления, и обрести контроль над собственной жизнью, вынуждены предаваться фантазиям о безграничной власти. В них они черпают утешение и надежду на лучшее.


Слабые всегда превозносят власть.




Естественно, что мечтательный посыл, отражающий сокровенные чаяния людей, обращен к ныне действующей власти. Большинство населения страны очень хочет видеть ее поступающей по образцу своих кумиров.


Народ не ждет от власти мудрых суждений о жизни. Не хочет, что бы власть тихо трудилась, служа интересам людей. Не просит у нее гражданских свобод, поддержки предпринимательства, и соблюдения законов.


От власти требуют взаимоисключающих вещей. От нее ждут, что бы та не вмешиваясь в жизнь простых людей. И при этом держала их в постоянном страхе, гарантируя взамен чувство гордости за свою великую страну.


Власть пытается соответствовать ожиданиям.




Не все, обладающие властью, являются врагами разумного, доброго, и вечного. Вряд ли они злы от рождения, или устроены по образу и подобию бесов. У них нет цели вредить своей стране, делая жизнь граждан невыносимой.


При этом каждому, наблюдающему за последствиями их дел, и особенностями принимаемых решений, подобная мысль часто закрадывается в голову. Мы стараемся найти логику и здравый смысл там, где они отсутствуют.


Власть устроена подобно стихийной силе, и не имеет касательства к морали. Все что ей нужно, это снова и снова получать поддержку масс. Тогда она сможет до бесконечности извлекать пользу из своего высокого статуса.


Пока ей это успешно удается.




Власть стабильна. Опросы показывают, что сторонники реформ вызывают всенародную ненависть. Хотя, можно сказать, что они сами в этом виновны. Тем, на кого возлагали большие надежды, потом больше всего и пеняют.


Изрядный вклад в эту тотальную неприязнь вносят десятилетия массовой пропаганды. Все беды и ответственность за реальные проблемы, накопившиеся в стране, общество возлагает на них, не слишком вдаваясь в детали.


Нынешняя власть приложила немало усилий к разжиганию ненависти к реформаторам, либералам, и идеям европейской интеграции. И теперь сама оказалась в заложниках традиционализма, засеянного в массовое сознание.


Общество хочет вернуться в прошлое и уснуть.




Поспишь, и все пройдет…




НАРОДНАЯ ВОЛЯ


Главным национальным феноменом, поддерживающим неприязнь к преобразованиям и панический страх перемен, является банальная лень. Всенародная расслабленность духа, вялость воли, и потеря интереса к жизни.


Всякое изменение к лучшему потребует приложения сил, дисциплины ума, и мужества идти на риск. Но это непомерная цена для уставшего и разочарованного обывателя. Он хочет получить все, сразу, и не прикладывая усилий.


Большинство россиян не стремятся прилагать силы или подвергать себя малейшему риску. Все это побуждает их с подозрением относиться к гражданской активности. Инициатива наказуема. Пусть лучше власть решает за них.


А там видно будет.




Во многом аналогичной оказалась и реакция со стороны экспертного сообщества. Большинство лиц, считающихся специалистами, при обсуждении итогов опроса демонстрировали те же признаки ментального расстройства.


Часть из них притворилась, что ничего нового не узнала. Гордо предъявив аргументы, призванные доказать, что именно это они и предсказывали. Так что, жизнь идет своим чередом, все в порядке, и не надо раскачивать лодку.


Другие, осознав предпочтения народа, о счастье которого они столько мечтали, внезапно прозрели. И стали призывать на его голову всевозможные кары. Иные даже вознесли молитву о скорейшей погибели отечества.


Судя по всему, их просьба была услышана.




Кризис начинается с распада разума. Народ соединил в своем сознании и поведении исключающие друг друга формы безумия. Систематическое оглупление постепенно сливается с неуклонно нарастающей паранойей.


При этом, явное снижение интеллекта проявляется в сферах деятельности, связанных с высокими технологиями, управленческими стратегиями, системным мышлением, и обработкой информации о внешнем мире.


Тревожная подозрительность, и латентное стремление убивать, насиловать и мучить, тем временем ждут своего часа, прорываясь пьяными безумствами, бытовой ксенофобией, и всепроникающим семейным насилием.


Есть основания полагать, что это не лечится.




Впрочем, на земле существует народы, национальный дух которых некогда пребывал в состоянии не менее тяжком, нежели вечные российские метания. Однако, разобравшись в себе, они нашли выход из кризиса.


Но много больше противоположных примеров. Великие цивилизации прошлого рассыпались в прах не оттого, что воинственные соседи оказались сильнее. И тем более, не в результате внезапных природных катаклизмов.


Древние империи гибли потому, что люди потеряли волю к жизни. Новые свершения, и поддержание существования требовали силы, которая была утрачена. Народ мечтал о комфорте, авторитарной власти, и изощренных зрелищах.


Все в точности как у нас.




Ну и ладно…