Историко- лингвистический комментарий
Живет в Китае, в провинции Синьцзян, а также по правому берегу реки Нонни народность с этническим названием «дауры». До 17 века они занимали обширные территории в Приамурье и Забайкалье ( Даурии). Это были их исконные земли. Дауры жили там многие тысячелетия, с тех отдаленных времен, когда еще существовал в Сибири единый ностратический праязык. Современные дауры говорят на монгольском языке, сохранившем, однако, многие архаические черты, унаследованные от единого праязыка.
Сам этноним «дауры» ( дахуры) восходит к ностратическому «кур», «ур»- «гора». «гора». Таким образом, дауры (дахуры), также, как и уйгуры, лигуры, манджуры, куряне и другие народности, в этнических названиях которых присутствует корень «кур-гур-хур», являются выходцами с горных мест. В Америке – это, примеру, индейцы гуроны.
В антропологическом отношении дауры были высокорослыми, русоволосыми, носили бороды. В отличие, например, от монголов, тунгусов, у которых мужское население не могло похвастаться лицевой растительностью.
Как и все арии, дауры были «аратами» (земледельцами,обрабатывающими «ару»- землю). В древнерусском языке сохранилось слово «аратай»- землепашец. Заметим, что в современной Монголии крестьянин – также «арат». В монгольском языке живут некоторые слова со времен былого ностратического единства, так же, как в орнаментике – древнеарийский символ солнечного божества – свастика присутствует в виде декоративного элемента на одежде, предметах утвари…
Во времена индоиранского единства протоэтносы индийцев, иранцев и
позднее вычленившихся из их среды германцев, славян и других индоевропейцев говорили на одном языке, поэтому они называли себя «братьями». Воинское сословие у них обозначалось словом «кшатрии»( кос-торы, кос-атрии, кос-отыры) или кос-саки (казаки) по первоначальному наименованию коня словом КОС ( англ. ХОРС), поскольку лошадь была главным животным в хозяйстве , давала мясо, молоко и являлась удобным транспортным средством. Именно с той поры ( а это ни много, ни мало – примерно 9 тысяч лет назад) арийские воины-казаки ввели в оборот обращение друг к другу, используя слово «брат». Воинское братство ариев было священным испокон веков. Не случайно и ныне казачьи атаманы, обращаются к казакам словами «Браты казаки!»
Кстати, индоарии, 4-3 тысячи лет назад вышедшие с территории современной России, хранят и поныне древние арийские Веды (Ригведа). А знаменитая эпическая поэма «Махабхарата» (маха, мага- великий, бхарат- брат) повествует о великих братских народах, начавших непримиримую вражду и размежевание. В Индии область Забайкалья до сей поры называют Бхаратой (Братской). Видимо, отнюдь не с потолка взялись названия города Братска и Братской ГЭС!
Но живущие неподалеку монголы слово Бхарата превратили в Бурята. Так на карте возникла Бурятия, а сами эти монголы стали бурятами.
Однако многие тысячелетия здесь продолжали жить « братские люди» - дауры, которые свято хранили древнеарийские традиции и уклад жизни.
Итак, Забайкалье – регион древнейшего расселения европеоидного человека. Регион древнейшего расселения «братов-казаков», в языке которых главенствовало проторусское (славянское) ядро. И если уж говорить о происхождении славян, то начинать лингвистические «раскопки» надо именно оттуда – из Забайкалья, из Сибири. Кстати, новейшие исследования по ДНК-генеалогии профессора Гарвардского Университета биохимика Анатолия Клёсова показали, что именно из Сибири, с Алтая ведет свое происхождение гаплотип R1a, присущий большинству славян, части немцев и других европейцев, а также и 100 миллионам северных индусов. Древность этого арийского рода составляет, по Клёсову. 20 000 лет.
Когда русские казаки пришли в 17 веке в Забайкалье, дауры встретили их со всем гостеприимством, доподлинно зная, что казаки – их братья, братские люди.
Но пришельцы, к сожалению, повели себя довольно агрессивно, как обычно христиане относились к язычникам. Неграмотные казаки не понимали того, что русское православие было взращено старой верой, оно корнями уходило в богато удобренную почву многотысячелетней ведической традиции арийских народов.
Дауры, почувствовав угрозу своей вере и свободе и не желая попасть в кабалу к какому бы то ни было, пусть даже «белому» царю, ушли в Китай. Провинция, где они живут и поныне, носит название Синьцзян (Синдз-ан –«синдов(индов) страна» ) как напоминание о былой принадлежности ее жителей к древним индоариям-синдам, также «братским людям».
А казаки в память о том столкновении со своими «братами» сложили песню «Во Сибирской Украине, во Даурской стороне», которую записал в середине 18 века на Урале скоморох-импровизатор Кирша Данилов .Оригинал этого списка находился с 1769 года у заводчика П.Демидова.
В этой песне, да и в « сказках» (отчетах) казаков начальству упоминаются также богдойцы, с которыми казаки бились особенно рьяно. Кто это такие? Гвардия манчжурского богдохана.
Монгольское слово «богдо» - «священный, божественный» явно сопоставимо со славяно-индоиранским «бог- бхага-бага» - «бог, священный, божественный». «Священный государь» по-монгольски –«богдохан». Богдыханами в русских грамотах 16-17вв. называли императоров Китая. Заметьте : в РУССКИХ грамотах! То есть русским без всякого перевода был понятен «божественный» смысл этого титула.
Между прочим, ностратическим является и венгерское название богородицы – богдоганья. Здесь четко выделяется корень «богдо»- бог и «ганья»- родительница. А ведь венгры – это угро-финны. Казалось бы, какое отношение они имеют к монголам или русским? Да, самое прямое. Угро-финны также входили в единую ностратическую языковую семью и выделились из нее по меньшей мере в 5-ом тысячелетии до н.э.! И происходил этот процесс именно в Сибири.
Но если ганья- родительница-мать, то как тогда называли родителя-отца? - Правильно: ГАН (КАН, ХАН). Возможно, отсюда и слово «ГЕН»- носитель родительской информации, зашифрованной в молекулах ДНК, и «генетика, генетический»…
Каждый такой правитель, будь то князь, хан или конунг, был как бы отцом своим подданным . От корня кан-кон возникли и наши слова «конь», «закон».
Широко распространилось среди евразийцев и другое ностратическое слово «ОТЕЦ-ТЯТЯ» (кельтское «ата»-отец, тюркское «ат»- самец, конь, североиндейское * « ата-тем»- отец рода(тотем ),которое лежит в основе слова «атаман»- «отец людям» , «отец- прародитель», поскольку у индоариев первочеловек носил имя Ману. От этого Ману взяли начало немецкое «манн»,английское«мэн»,древнеславянское «монж», русское «муж»- человек, мужчина . Хотя, возможно, слово «атаман» произошло от тюркского «ат-тамен» - «отец тамена (тумена)» - воинского подразделения в 10 000 воинов ( у персов это была «тма», а у скифов – «тьма»).
Слово «ман»- «человек, мужчина» послужило основой этнониму « монголы». Как русские их называли ? - Мангулы, то есть « люди гулящие», кочевники.
Для чего мы привели титулы правящей элиты у разных народов Евразии? Для того, чтобы еще раз подчеркнуть: они имеют одни и те же корни. Русский язык , вероятно, первоначально формировался в Сибири и был , возможно, главной составляющей того ностратического праязыка, от которого разрослись в разные стороны другие ветки-языки. По сути, Россия – мать многих народов. Пришедшие в Сибирь в 17 веке казаки встретили там свою далекую «родню», о которой они и не слыхивали, но которая чтила их и считала братьями.
О том, как русские казаки обошлись с «братским народом», читайте в
историческом очерке « Как нашла коса на камень во Даурской стороне…»