Про лифт, про жизнь, про Новый год

Наши Друзья
Серафима Мельникова
               
 
В моём детстве по радио была передача для детей.
Она начиналась словами:
«Здравствуй дружок, я хочу рассказать тебе сказку…»
И дальше происходило волшебство, создаваемое сказками Андерсена и голосом Литвинова.

Жил–был в одном, не очень старом, но и не новом доме лифт. Честный трудяга, он старался не подводить никого и всегда исполнял свою службу. Он никогда ни на что не жаловался, только изредка тяжело скрипел и стонал, если ноша попадалась тяжёлая. Жильцы привыкли к нему, не замечали его работы: машина – она и есть машина...
Но только раз в год, 31 декабря, старый лифт не мог сдержать своих эмоций, потому что именно этот день был самым трудным и неподъёмным за весь год.
Рано утром, где-то часов в шесть, первой нажимала на его кнопку, вечно озадаченная тётка с восьмого этажа. Она носила кучу сумок и пакетов, всегда что-то считала, шевеля губами, после чего тяжело вздыхала, поглядывая на кошелёк. Вот и сегодня она влетела в кабину, но не сумками, а с веником и дорожками, скрученными в рулоны.
Уже много лет новогодние праздники зима обделяла снегом, но на этот раз всё было, как надо – день выдался снежным и морозным. «Странные люди, - думал лифт. - Сначала тащат дорожки на улицу, потом обратно?..» Но он был лифтом и не мог понять многих человеческих поступков.
После тётки потянулись собачники. Сначала с пятого этажа вывел хозяин щенка овчарки, щенок был глупый, нетерпеливый и всё норовил пометить территорию прямо в лифте. За ним хозяйка с четвёртого этажа вывела пожилого и хорошо воспитанного пуделя. А завершала эту цепочку пекинесиха Луша. Эта собачка была не злая, но однажды, года два назад, во время  прогулки, она что-то не поделила с соседской таксой, и в результате стала одноглазой. Из-за этого плохо видела, а потому часто и громко без причины лаяла, но хозяева, да и соседи любили Лушу и многое её прощали. Потом потянулись и другие собаки со своими хозяевами.
После собачников просыпался весь дом, и лифт уже не успевал узнавать снующих туда-сюда людей. Кто-то бежал в магазин, а кто-то - уже и обратно.
Женщина с третьего этажа, поднялась, остановилась у двери своей квартиры и, спохватившись о чём-то, снова поехала вниз.
Лифт натужно скрипел, еле-еле успевая правильно зажигать кнопки этажей, и казалось, что ещё чуть- чуть, и он взлетит вверх, на крышу или упадёт в подвал, но сам всё ездил и ездил, не замечая усталости.
После обеда потянулись нарядно одетые и вкусно пахнущие взрослые и дети, кто-то ехал поздравлять друзей и родственников, кто-то – на спектакль или  в цирк, а кто-то – просто погулять.
Часам к восьми, наступило затишье. От квартир исходила волна приятного и трепетного ожидания чего-то нового и чудесного. Пахло вкусной едой, ёлкой, мандаринами и ещё чем-то неуловимо волнительным. Конечно, старый лифт не знал, как всё это пахнет, но люди, которых он перевозил, постоянно говорили об этом, и он в конце концов поверил в то, что чувствует все эти запахи.
Где-то в половине девятого, опять появилась тётка с восьмого этажа, но на этот раз она была в халате, с ведром и тряпкой. Непонятно к кому обращаясь, она сказала, что в Новый год всё должно быть чисто, и убрано, быстро и умело вымыла пол в лифте, протёрла стены и поручень. Лифт подумал, что вот теперь, действительно всё в порядке, и он тоже готов к встрече Нового года.
Проехали мальчишки, спешившие во двор, взрывать петарды.
Ушли и пришли собачники. Вернулись из гостей родители с детьми. Последними ехали мама с сыном на третий этаж. Они о чём-то загадочно шептались и смеялись. Мальчик нажал кнопку, двери закрылись, но лифт никуда не поехал, он лишь дёрнулся и замер. Мальчик насторожённо посмотрел на маму, а она, ещё раз нажав на кнопку, сказала, что лифт устал, что у него сегодня трудный день, после чего, старый лифт, вежливо доставил их на место. Выйдя на своём этаже, мальчик погладил дверцу лифта и сказал: «Бедненький,  замучили мы тебя да?» Лифт очень удивился – за годы службы с ним никто и никогда не разговаривал, а тем более не жалел его.
Потом была суматошная и бесконечная новогодняя ночь. После часа ночи люди менялись, как картинки в калейдоскопе. Кто-то пел песни и  плясал, кто-то выяснял отношения и плакал, кто-то просто целовался. Старый лифт знал много людских тайн и секретов, но никогда их не выдавал, он хранил их в своей памяти, ведь это же были и его воспоминания тоже, они происходили при его участии.
К утру, он совсем выдохся и затих. Часов в девять, на площадку третьего этажа вышел его маленький вчерашний пассажир. Пока мама выбрасывала мусор в мусоропровод, мальчик тихонько подошёл к лифту, и сказал: «Отдыхай лифтик, заслужил!»
И, странная вещь, старый лифт остановился. Лифтёрша вызвала мастера, но сами понимаете, в каком состоянии был мастер первого января. А поскольку в лифте никто не застрял, починку отложили на завтра.
Утром следующего дня усталая тётка с восьмого этажа, взяв ведро и тряпку, подошла к лифту и сказала, что после себя надо бы и убрать, нажала кнопку, и лифт послушно открыл ей двери, после чего снова был чисто вымыт.
А вызванный для починки мастер, долго ругал лифтёршу, за ложный вызов. Откуда же ему было знать, что старый трудяга просто отдыхал, тем более что ему это разрешил маленький мальчик с третьего этажа.