Золотая маска или Лапша для соленых ушей

Владимир Косулин
 
               
               

                Художественный руководитель Театра-Театра Борис
                Мильграм стал лауреатом Национальной театральной премии
                «Золотая маска» за постановку мюзикла «Алые паруса».
                Также по решению Союза театральных деятелей почетной
                специальной премией «Золотая маска» за вклад в развитие
                театрального искусства был награжден Иван Бобылев,
                тридцать пять лет руководивший пермским драматическим
                театром.
                Afisha59.ru 
 
                Лапша о  собственной значимости
     Допускаю, что у кого-то факт вручения «Золотой маски» Борису Леонидовичу Мильграму, силами драматических артистов осуществившему постановку мюзикла «Алые паруса», вызовет недоумение и вопрос «за что?». У меня данный факт вызывает другой вопрос: «для чего?». На него-то и попытаюсь здесь ответить.
     Начну с цитаты из интервью Бориса Леонидовича: «Особенно было невероятно то, что маску дали Бобылеву, это было известно полгода назад, и маску дали  мне.  Награду  получил  театр,  который  был,   и   театр,   который   есть»  (http://afisha59.ru/text/owntime /646026.html). Для чего необходимо ставить знак равенства между «маской», полученной за вклад в развитие театра – т. е. за дело всей жизни – и разовой «маской», полученной за музыкальный спектакль? Возможно, ставя свое имя рядом с именем Бобылева, нынешний худрук театра ставит на одну доску не театры, а, в первую очередь, имена, и тем самым придает вес собственным деяниям. Видимо, он уверен, что пиарясь  таким образом сможет, как известный герой, сам себя вытащить за шиворот в режиссерское сообщество, которое не очень торопиться его принимать. (После отставки Мильграма с поста вице-премьера летом прошлого года ни один – не только московский, но и российский – театр не кинулся приглашать Бориса Леонидовича на работу.) Использование чужих имен практика для Мильграма обычная. Разве поставленные им антрепризные спектакли не способ получить признание, засветившись на фоне таких «звезд» как Инна Чурикова, Зинаида Шарко, Александр Михайлов, Михаил Жигалов, Лия Ахеджакова, Геннадий Хазанов, Мария Аронова, Борис Щербаков. И хотя антреприза давно повешена Мильграмом на гвоздь,  вполне возможно, что  перечисленные  имена – пусть не впрямую, а опосредованно, просто потому, что они были частью его жизни – помогли-таки Борису Леонидовичу въехать в рай. Если, конечно, считать раем «Пермский культурный проект».
Это ответ на первое, но не единственное, «для чего?». 
 
                Лапша о равнодушии к премиям   
     Мильграм старается  внедрить в сознание пермяков следующую мысль: полученная награда совсем не нужна мне, Мильграму, но очень нужна театру». Но почитайте внимательно его интервью и вы заметите, сколько обиды в словах о том, что «маской» не были отмечены его «замечательные» московские спектакли «Школа жен» и «Овечка». Если верить  Борису Леонидовичу, то 20 лет назад спектакля лучше чем «Овечка» в Москве не было, но, к сожалению, экспертный совет фестиваля в те годы был тупым: «не догонял». Возможно, все это чистая правда – тут приходится верить  худруку на слово. А вот в рассуждения о том, что он абсолютно равнодушен к «золотой маске», верится с трудом. Здесь  производитель Мильграм предлагает всевозможные виды лапши. Две цитаты. Борис Мильграм, 19 апреля 2013: «Первый раз в маске участвовал мой спектакль «Жизнь человека». Все это было мне не очень понятно. Я оценил наши возможности и был уверен, что нам ничего не дадут. На церемонию не поехал – времени не было. Я не работал тогда в театре, а был в правительстве» (http://afisha59.ru/text/owntime /646026.html). Сразу же возникают вопросы. А для чего бы  Мильграм поехал на вручение, если заранее знал, что «маска» театру не светит (ни один из четырех номинантов премии не получил)?  Кто из руководителей Мильграма  до такой степени глуп, что заставил вице-премьера, курирующего культуру и понимающего, что «маски» не  получить, выдвинуться на премию? Почему он, понимая бесперспективность акции, не воспротивился выдвижению своего спектакля? Может быть, он выдвинулся сам? Это ещё более глупо: как можно выдвигаться, не понимая смысла выдвижения и понимая его бесперспективность? Следующая цитата. Борис Мильграм, два года назад, после выступления на «Золотой маске» в апреле 2011-го: «Сыграли на «Золотой маске» «Жизнь Человека». Сыграли замечательно… Москва нас принимала с большим восторгом. Спектакль выглядел органичным. Спектакль был прекрасен. И  я  всех с этим поздравляю. Ну а награды?..  Дождемся фестивальных итогов и будем радоваться любому результату» (Пермь не увидит «Золотой маски» http://properm.ru/news/afisha/23091/). И опять вопросы. Зачем ждал итогов награждения, если был уверен, что ничего не получит? И зная это, чему так бурно радовался?  Кроме того, сможете ли ты, читатель, объяснить, почему 15 апреля 2011 года вице-премьерские дела не позволили Борису Леонидовичу присутствовать на церемонии награждения, а за неделю до этого – 8 апреля – он, забросив вице-премьерство к чертовой матери, самолично свозил все ту же «Жизнь Человека» в столицу, чтобы продемонстрировать перед фестивальным жюри. Думаю, разобраться в сумбуре процитированного никому не под силу. Одно ясно – лапшу  худрук «Театра-Театра» развешивает исходя из ситуации. Размышляя о  равнодушии Мильграма к «золотой маске», нельзя не вспомнить, что в разные годы он демонстрировал свою «Чайку» и своего «Доктора Живаго»  компетентным людям на предмет включения спектаклей в шорт-листы фестиваля. Разве перечисленные факты говорят не о безразличии к премии, а скорее, о маниакальном желании, во что бы то ни стало заполучить раз за разом ускользающий трофей? Для чего он нужен? Возможно, для морального удовлетворения. Ведь, премия выбьет табурет из-под московских скептиков, ни во что не ставящих талант нашего Бориса Леонидовича.         

                Лапша о   признании
      Конечно у Мильграма много проблем, но свершилось главное – театр Бориса Леонидовича, наконец-то, признали музыкальным. Это успех! Предлагаю две реплики в подтверждение. «С актерскими работами, и, особенно, с вокалом в спектакле все совсем неоднозначно» (Алиса Никольская.  «Герои плаща и маски» 18 Апреля 2013 Театрал http://www.teatral-online.ru/). «Что касается победы Бориса Мильграма в номинации «лучшая работа режиссера», то, кажется, премию можно было с тем же успехом отдать и режиссеру Александру Лебедеву за мюзикл «12 стульев» в Новосибирском театре музкомедии. Обе работы не выходят за грань театральной добротности, но в Новосибирске лучше поют (Кирилл Матвеев «Вампиры рулят» http://www.gazeta.ru/culture/2013/04/17a_529105.shtml). То есть, все эти годы, начиная с 2004-го, актеры не зря тратили силушки свои на пение, и добились-таки признания. «Теперь важно удержаться на этом высоком уровне» – заявил Борис Леонидович.
       В связи с приведенными высказываниями критиков, заявление достаточно двусмысленное. Но более понятное, чем прозвучавшее в уже упомянутом интервью – то ли в шутку, то ли всерьез – «Не отвертитесь!». От кого «не отвертитесь»? От Мильграма? И кто не отвертится: журналисты, пермяки, недовольные его преобразованиями, проводимыми в театре,  властные структуры, актеры?
 
                Лапша о самом выдающемся режиссере
      Актеры-то уж точно не отвертятся. Сожаления   худрука о том, что драматические актеры не  танцуют,  могут иметь  и последствия. В театре из приглашенных актеров уже  создана танцевальная труппа, но они по каким-то причинам начали  потихоньку  увольняться из театра. Не окажется ли в связи с этим, что  в недалеком будущем в танцевальных спектаклях будут участвовать драматические актеры преклонного возраста? (Такой статистики не существует, но, сдается, что «Театр-Театр» единственное в стране учреждение культуры, в котором актеров, убеленных сединами,  гоняют в массовках.) Теперь о вокале. В драматическом «Театре-Тетре» и до этого много пели, а теперь с получением музыкальной «маски» запоют ещё интенсивней. И это при том, что худрук театра прекрасно понимает: артисты – по крайней мере те, что пришли в театр до того, как он сам в нем появился – шли работать в пермскую драму, для того, чтобы реализовать свой драматический потенциал, а вовсе не для того чтобы с утра до вечера  петь и плясать. Прекрасно понимает, что улучшения вокальных результатов невозможно добиться  даже в случае, если он начнет вызывать актеров на ночные репетиции. Но, понимая это, продолжает гнуть свою линию.  Для чего? У него есть причина.
      Борис  Леонидович  получил «маску» в номинации «Лучшая работа режиссера» в конкурсе спектаклей оперетты/мюзикла. Но из информации, вывешенной на сайте театра, мы узнаем, что это не так, что премия, оказывается, получена им «за выдающуюся работу режиссёра», и не просто за выдающуюся, а за «самую выдающуюся работу режиссёра». Никто не мог развесить на сайте театра эту лапшу без ведома худрука. Тут Мильграм верен себе: он пиарится, проталкивает свой лежалый товар всеми возможными средствами и делает вид, что сказанное о музыкальных спектаклях, номинированных в конкурсе оперетт/мюзикл, к нему отношения не имеет. А сказано по этому поводу следующее.  Член жюри «Золотой маски» Дмитрий Богачев: «Выбирали, к сожалению, между «не очень», «посредственно» и «плохо». За исключением «Бала вампиров», все остальное не соответствует принятым в мире стандартам качества… Отечественные мюзиклы пытаются ставить как-то полупрофессионально и на скорую руку, не понимая или просто не отдавая должного сложности этого жанра. Это касается и продюсеров, придумывающих идею и организующих процесс постановки, и менеджмента, и творческой команды. Например, как можно всерьез рассчитывать на успех постановки мюзикла в драматическом театре силами этого театра? Ведь никому не приходит в голову ставить там оперу или балет («В театре нужен лидер, отвечающий за процесс и результат». 17 апреля 2013, 20:00  Алла Шевелева  http://izvestia.ru/news/548886). Видимо,  лапша на сайте театра развешана во благо театра. Думается, большим благом для театра было бы получение премии в номинации «Лучшая работа режиссера» в конкурсе спектаклей драматического театра. Но при абсолютном непонимании сути драматического искусства такой премии Мильграм не получит никогда. Именно из-за неумения выстроить драматический спектакль он взялся перепрофилировать драматический театр в музыкальный. Ведь, слепить музыкальный спектакль из вокальных и танцевальных номеров, поставленных профессиональными концертмейстерами и балетмейстерами гораздо проще. Так, что нет ничего загадочного в  причине, по которой Борис Леонидович гнет академическую драму под себя. И с помощью властей, которым не нужен краевой драматический, но нужны два музыкальных театра,  вот-вот догнет. 
     Говоря о «маске» Бориса Леонидовича, невозможно пройти мимо одного удивительного, на мой взгляд, факта. Как могло случиться, что о  самой выдающейся режиссуре «Алых парусов» до сегодняшнего дня ни в Интернете, ни в печатных СМИ, ни один уважающий себя театровед так и не сказал доброго слова. В своем интервью бывший эксперт «Маски» Татьяна Тихоновец попыталась объяснить этот феномен. Но, на мой взгляд, объяснение получилось неубедительным. 
               
                Лапша о перспективах
     Радужные перспективах театра, Борис Мильграм, скорее всего, связывает с техникой для лазерных шоу, которая скоро появится в театре, и набором в Пермской академии искусства и культуры актерского курса, заточенного под музыкальный театр. По поводу того, что у театра будет лазерная техника, сомнений нет, а вот по поводу курса… Свой предыдущий курс его руководитель Мильграм выпустить по-человечески не смог.  Не секрет, что ему  тогда не хватило года для того, чтобы довести курс до ума и он пытался выклянчить этот дополнительный год у Министерства образования РФ. Не получилось. Но если года не хватило, значит, курс ему пришлось выпускать кое-как – на живую нитку? Возможно, Мильграм надеется, что на этот раз приглашенные из Москвы и Питера педагоги – теперь уже профессиональные – смогут дать ребятам необходимые  навыки, он же будет руководить курсом в качестве свадебного генерала, увенчанного «маской». Но даже если таким образом проблемы обучения будущих актеров действительно будут сняты, не стоит забывать о том, что они – молодые и талантливые – придут в театр, чтобы участвовать в спектаклях Бориса Леонидовича, режиссерские приемы  которого не меняется вот уже второе десятилетие. Набором этих приемов Мильграм пользовался и при постановке  «Жизни Человека», и  «Чайки», и  при постановке в далеком 2000-м спектакля «Птицы» в Театре эстрады. (Арина Родионова, «Птицы» без Хичкока. http://www.smotr.ru/pressa/rec/birds/birds_01.htm). В этот набор входят: световые шоу, сценические карнавалы, циркачи   на   ходулях,   танцовщики   и   балерины,  танцующие  или  поющие  дрожащими  голосами  милые детишки  и т. д. и т. п. Есть ли у зрителей перспективы увидеть в скором будущем что-нибудь кроме этого?
      С  работой Бориса Мильграма в Академии культуры связаны еще  два интересных  эпизода.  Нельзя не вспомнить, что уже первый свой актерский курс Мильграм пытался сделать музыкальным. Не получилось. Также при наборе этого курса, он  пытался продавить приглашение педагогов из РАТИ. Тогда ему – просто Мильграму – это было непозволительно, сегодня – Мильгрму-лауреату – разрешено.  Словом, «маска» попала в нужные руки, теперь ею – как фомкой – можно будет много чего открыть из того, что не открывалось раньше. 
 
                Лапша о новой метле
      У полученной  Борисом Мильграмом «маски» есть, конечно же, и политический аспект. В Пермском крае она необходима не только ему, но и бывшему губернатору, и губернатору нынешнему, и краевому министерству культуры, и М. Гельману. Для чего? Премия должна убедить нас с вами в том, что власть, возвратив Бориса Леонидовича в лоно «Театра-Театра», сделала шаг, который себя оправдал. Ну, а дальше – мы с вами должны поверить и в то, что все эти годы администрация не напрасно ела свой хлеб: вовсе не в тупик загоняли краевую культуру высокопоставленные чиновники, а старались исключительно для нашего с вами блага. Скорее всего, непопадание Мильграма в число номинантов конкурса стало бы для чиновников хоть и маленькой, но катастрофой. И если непопадание имело бы место, то тогда  избежать катастрофы  можно было бы разве что с помощью покупки злополучной премии.   
      Нельзя,  описывая  все  эти  хороводы,  не  сказать  пару  слов  о  лапше,  навешиваемой  на  уши пермяков краевой властью. Именно лапшой, предназначенной только для того, чтобы успокоить горожан, было прошлогоднее выдворение Мильграма с занимаемых им постов. Лапшой оказалось и обещание нового губернатора разобраться с финансированием культуры, и его заявление о смене приоритетов в культурной политике.       
На 2013 год Театру оперы и балета дополнительно выделено из бюджета 7 млн. руб. Как утверждает депутат Вадим Чебыкин, большая часть выделенных денег пойдет на оплату труда приглашенных артистов – читай «варягов».  И сокращать эти вложения ни и. о. Министра культуры И. А. Гладнев, ни вице-премьер по социальной политике правительства Пермского края   Н .  Г.   Кочурова  не  намерены, так как «от этого зависит общий успех и рейтинг всего театра». Жаль, что успех и рейтинг театра не зависят от того, что  там в данный момент пытаются отменить доплаты музыкантам пермского оркестра и вокалистам пермского хора. При этом  оставлены в сохранности выплаты артистам  оркестра и  хора, созданного  руководителем  театра  Т. Курентзисом, которые по сообщениям СМИ намного выше, чем ставки не только пермских артистов, но и  артистов, работающих в столице. И уж никак не пострадает в зарплате сам руководитель театра, который в феврале этого года в Зальцбурге сильно пошатнул положительный имидж Пермского театра оперы и балета (читай – Петр Куличкин «Теодор Курентзис подозревается в симуляции». http://permnew.ru/authors?author=petrkulichkin).  Далее. Как заявлено, на фестиваль «Белые ночи», бюджет которого губернатор Виктор Басаргин сразу после вступления в должность  намеревался  урезать, в нынешнем году средств отпущено не меньше, чем в прошлом (в прошлом году совокупный бюджет фестиваля составил около 200 млн. руб.). В то же время 13 марта 2013 года на заседании одного из комитетов Пермской городской думы Н. Г. Кочурова, говоря о  финансировании проекта, озвучила сумму в 340 млн. руб. И ей можно верить.  Иначе  как можно сделать фестиваль глобальней без вложения дополнительных финансовых средств? И вновь к Пермской академии искусства и культуры. В отношении этого учреждения властью проведена сложная многоходовая комбинация. Сначала учреждение было объявлено неэффективным, и вслед за этим началось «спасение академии». Под шумок разговоров о неэффективности был отправлен в отставку ректор Евгений Малянов, на протяжении 17 лет возглавлявший  учебное заведение. Для чего? Скорее всего, причина увольнения не в возрасте профессора, а в том, что он как мог противостоял развесистой гельмано-мильграмовщине. Решение о кадровых перестановках с целью обновления кадров и укрепления менеджмента вуза было принято не краевой администрацией, а учредителем учебного заведения – Министерством культуры РФ. Но кто сказал, что сделано это не с подачи администрации, Мильграма и Гельмана, тесно сотрудничающих с федералами. В результате перестановок на смену Малянову пришла Людмила Дробышева-Разумовская, профессор кафедры специального фортепиано, судя по ее заявлениям, всецело поддерживающая политику властей в сфере культуры и сразу же включившая академию в крупные региональные культурные проекты: «Белые ночи», курируемые Мильграмом, и «Дягилевский фестиваль», проводимый Курентзисом. Преподавать в открытую новым веяниям академию приглашены артисты оркестра и хора все того же Теодора Курентзиса, а Борису Мильграму академия выдала бонус в качестве музыкального курса. Совпадение это, или реализация пожеланий краевой администрации, мы никогда не узнаем. Зато, того и гляди, можем – при наличии музыкального курса и выдающихся преподавателей-музыкантов – получить-таки консерваторию вместо Академии искусства и культуры. Не зря, не зря Мильграм, уходя из вице-премьеров, возлагал большие надежды на Надежду Кочурову и истово благодарил Виктора Басаргина за обещание продолжить почти все начатые им, Мильграмом, проекты. По его словам, сомнение у губернатора вызывала только консерватория (Мария Сафина. «Губернатор Пермского края пообещал Борису Мильграму продолжить культурные проекты. Виктор Басаргин сказал, что Белым ночам в Перми быть». Комсомольская правда. 25 Июня, 1912 10:32http://www.kp.ru/online/news/1182214/). Что же, пока и Басаргин, и Кочурова  надежды Бориса Леонидовича оправдывают.
        Таковы факты. Можно ли на основании  их утверждать, что год назад в крае появилась новая метла, если она метет – по крайней мере, в сфере культуры – по-старому, решайте сами.
 

                P. S. Богатыри
       Ничего не могу с собой поделать. При словосочетании «белые ночи» в воображении   возникает одна и та же картинка. Фестивальный городок, напоминающий грязные балаганы, которые во времена моего детства сооружались возле рынков  для гонок  по вертикальной стене. А перед городком на конях три его защитника, три русских богатыря: Муромец-Гельман, Добрыня-Гурфинкель и Попович-Мильграм. Кони под завязку навьючены мешками: те из них, что непрозрачны, туго набиты и похожи на банковские – для богатырей, а большие, прозрачные, заполненные макаронными изделиями – для нас с вами.