Мой выбор сделан давно...

Анатолий Шуклецов

Павел Федотов всё поверял живописью: в помощь или во вред ей? После шумного успеха картин богатая девица навязалась в жёны. «Меня недостанет на две задачи, на две любви – к женщине и искусству. Занятия несовместные!..» // …она домогалась меня в слезах, но я презрел ею. Захоти я принести в жертву свои жизненные силы, ничего не осталось бы для высшего, благородного. Людвиг Бетховен. // Нет горшей муки, чем душевная борьба между долгом и любовью. Если я скажу тебе, что выбираю долг, ты всё поймёшь. Ван Гог. // Жизнь коротка, на искусство и любовь её не хватит. У меня не было времени на такую чепуху. Поль Гоген. // Боккаччо в биографии Данте горько упрекает поэта в женитьбе. Мудрую и вечно юную философию сменил на сварливую, подверженную старению женщину. Петрарка в «Письме к потомкам» бахвалится, что после сорока лет избегал женщин, будучи в избытке сил и страсти. Флобер рекомендовал писателям половое воздержание, чем весьма злил распутную Жорж Санд. // Ласки женщины изгоняют Музу и ослабляют яростную, неукротимую волю к труду. Я точно высчитал, сколько мы теряем за ночь любви. Нет такой женщины, которая стоит того. Оноре Бальзак. // Не позволяй подниматься палице Геракла каждую ночь. Помни: что отдашь ночью женщине, уже не отдашь утром мрамору. Микеланджело. // Женщины вдохновляют мужчин на великие дела, но мешают их совершать. Муза, сколь несговорчива, причиняет меньше горечи, чем женщина. Я не могу сочетать одну с другой, мой выбор сделан давно. Гюстав Флобер. // Писатель не должен иметь половых связей, слишком большая потеря времени. Можно позволять переписку, хорошо изощряет слог. На мой вкус, ухаживания на бумаге приятнее и могут длиться без конца. Бернард Шоу. // Сердечная привязанность мешает размышлениям. По мере обогащения чувствами человек беднеет мыслями. Франсуа Шатобриан. // Чем сильней овладевало мною это сладострастие, тем менее я был способен к занятиям философией. Пьер Абеляр.